Главные вкладки

    Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
    консультация на тему

    Консультация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"

    Работа с дошкольниками

    Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.

    В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

    Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.

    Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:

    Музыкальный руководитель

    Воспитатель

    1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе.

    1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.

    2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).

    3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.)

    3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.

    4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников.

    4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.

    5. Отсутствует система работы с семьей.

     

    Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:

    • осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
    • знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1) и познакомить с ними воспитателей;
    • проанализировать свою работу с воспитателями;
    • провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
    • планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
    • совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
    • проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
    • активно участвовать в методической работе ДОУ.

    Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

    Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
    (по Гогоберидзе А.Г.)

    Воспитатель

    Музыкальный руководитель

    1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника.

    1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

    2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе.

    2. То же

    3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и

    3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

    4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника.

    4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника.

    5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника.

    5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника.

    6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

    6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

    7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

    7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

    8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания.

    8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

    9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры.

    9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО.

    10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка.

    10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка.

    11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

    11. То же

    Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

    • разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
    • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
    • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
    • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
    • музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
    • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
    • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
    • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
    • организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
    • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
    • взаимодействие с методической службой ДОУ.

    В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.

    Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.

    Педагог-музыкант должен:

    • рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
    • предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
    • отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
    • познакомить с положением смотра-конкурса.

    Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то , что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

    Литература по теме:

    1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 320 с.
    2. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ по специальности “Дошкольное воспитание”. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., “Просвещение”, 1976, с.247.
    3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. – М.: Просвещение, 1983, с.231.
    4. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя.1993, с.67.
    5. Программы “Детство”, “Радуга”, “Малыш”, “Топ-хлоп, малыши”…
    6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ


    ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    (по Гогоберидзе А.Г.)

    1. Насколько важно, на Ваш взгляд, музыкальное развитие ребенка?________________________________________________________________
    2. Как Вы считаете, на ком лежит основная ответственность за музыкальное воспитание детей?________________________________________________________
    3. Что больше всего любят делать дети Вашей группы?

    а) петь;

    б) танцевать;

    в) слушать музыку;

    г) играть на музыкальных инструментах.

    1. Какие музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры есть в Вашей группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Как часто дети ими пользуются?___________________________________________
    3. Используете ли Вы записи песен (и какие) на занятиях в группе, в основные режимные моменты, как фон в группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________
    4. Какие приемы Вы используете, чтобы увлечь, заинтересовать детей музыкой?______________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Обмениваетесь ли Вы с детьми впечатлениями о прослушанных произхведениях?_________________________________________________________
    6. Какую музыку предпочитаете слушать Вы?____________________________________________________________________
    7. Какие произведения из детского репертуара Вам наиболее близки?________________________________________________________________________________________________________________________________________
    8. Как часто Вы посещаете концерты, театры? Какому жанру Вы отдаете предпочтение?__________________________________________________________________________________________________________________________________
    9. Любите ли Вы петь? Как часто и что Вы поете?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
    10. Перечислите не менее 10 песен детского репертуара?____________________________________________________________________________________________________________________________________
    11. Какие песни Ваши воспитанники предпочитают слушать вне занятий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
    12. Нужна ли Вам помощь музыкального руководителя в вопросах музыкального воспитания детей Вашей группы и какая?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

    СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

    по теме: « Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

    1. Теоретическая часть
    • Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения.
    • Построение системы работы в рамках образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ.
    • Модель взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ в ходе воспитательно - образовательного процесса.
    • Виды детской музыкальной деятельности:

    - слушание;

    - пение;

    - музыкально-ритмические движения;

    - игра на детских музыкальных инструментах;

    - музыкально-дидактические игры.

    • Формы организации детской музыкальной деятельности:

    - непрерывно-образовательная деятельность;

    - праздники, развлечения;

    - самостоятельная музыкальная деятельность.

    •  Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.
    • Организация работы с родителями.
    1. Практическая часть

                Практикумы:

    • Учим детей слушать музыку (методика работы в разных возрастных группах).
    • Методика обучения детей музыкально-ритмическим движениям в разных возрастных группах.
    • Методика обучения детей пению в разных возрастных группах.
    • Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.
    • Анализ музыкального занятия.
    • Анализ сценария праздника/развлечения.
    • Методика проведения музыкально-дидактических игр.
    1. Зачетная часть
    • Смотр – конкурс музыкальных уголков.
    • Открытый просмотр организации и проведения музыкально-дидактическихз игр во всех  возрастных группах.
    • Открытый просмотр проведения разных видов музыкальных занятий во всех возрастных группах.


    ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА – КОНКУРСА НА ТЕМУ:

    «СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКОВ»

    Цели проверки:

    • выявление  степени укомплектованности музыкальных уголков детскими музыкальными инструментами, пособиями;
    • соответствие содержания уголков возрастным, программным, санитарным требованиям.

    Оценочный лист состояния развивающей музыкально-образовательной среды.



    п/п



    Показатели


    Баллы степени проявления показателей


    Самооценка


    Экспертная группа

    1.

    Целесообразность размещения зоны.

    2.

    Доступность оборудования для детей, хранение.

    3.

    Разнообразие оборудования.

    4.

    Учет возрастных особенностей детей.        

    5.

    Эстетическое оформление зоны и пособий.

    6.

    Возможность  переноса оборудования в другое место.

    7.

    Наличие музыкальных инструментов.

    8.

    Наличие озвученных игрушек.

    9.

    Наличие не озвученных игрушек – самоделок.

    10.

    Наличие инструментов для шумового оркестра.

    11.

    Материал для творческих сюжетно-ролевых игр.

    12.

    Музыкально-дидактические игры и пособия.

    13.

    Иллюстративный материал.

    14.

    Аудиовизуальные пособия.

    15.

    Творческий подход педагогов.

    16.

    Участие родителей.

    17.

    Участие детей.

    Итоговый уровень

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

    ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    КООРДИНИРУЮЩАЯ

    КОСУЛЬТАЦИОННАЯ

    КОНТРОЛИРУЮЩАЯ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем,инструктором по физической культуре в процессе образовательной деятельности»

    В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных лично...

    Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"

    Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области...

    Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении

    Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса.  Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональн...

    Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности

    В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных лично...