Воспитание вежливости у старших дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

 

          Воспитание вежливости у старших дошкольников

 

 

                       

 

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Введение………………………………………………………………… 3 – 5

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы………...6

         1.1. Анализ основных понятий по проблеме воспитания

         вежливости у  дошкольников……………………………………..6 – 9

         1.2. Основные подходы к изучению проблемы воспитания

вежливости у детей старшего дошкольного возраста      

          возраста в педагогике и детской  психологии…………………..10 – 15

         1.3. Педагогические условия, способствующие воспитанию

вежливости у старших  дошкольников………………………...  17 – 23

 

Глава 2. Организация опытно-педагогической работы………………24

         2.1. Констатирующий этап исследования……………………….24 –35

          2.2. Формирующий этап исследования………………………… 36 – 49

         2.3. Контрольный этап исследования……………………………50 – 60

Выводы…………………………………………………………………..61 – 62

Список литературы…………………………………………………….63 – 64

Приложение……………………………………………………………. 65

 

 

 

 

 

                                                        Введение.

 

         Уровень развития общества во многом определяется уровнем культуры членов этого общества. Ещё древние философы указывали на то, что, чем выше уровень культуры населения, тем более высокий уровень развития всех сторон жизнедеятельности общества.

         К сожалению,  современное общество крайне далёко от идеала. Это явление наблюдается не только в нашей стране, но и в ряде других стран.

         В настоящее время остро встал вопрос о необходимости повышения культуры общества, которую необходимо формировать у подрастающего поколения,  начиная с дошкольного возраста.

         Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость.

         В психолого-педагогических исследованиях (Т.В.Антоновой, Л.Ф.Островской, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой, С.В.Петериной Б.В.Бушелевой и др.)  отмечается, что,  начиная с дошкольного возраста, необходимо  создавать специальные условия для воспитания вежливости у дошкольников.

         По мнению С.А.Козловой, Т.А.Куликовой и др., воспитание вежливости должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны – быть ориентировано на  ту социальную среду, в которой их станут применять.

         К сожалению, в настоящее время, как показывает анализ практики, вопросам воспитания вежливости в дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания.

         Всё это и обусловило выбор нашего исследования.

 

 

Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие воспитанию вежливости у старших дошкольников.

Объект исследования: воспитание вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности организации работы, оптимизирующий процесс воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: эффективность воспитания вежливости у старших дошкольников обусловлена такой организацией работы, которая включит в себя:

1. Систематизацию и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях  и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.

2. Постоянное  проявление  вежливости  в  процессе  общения воспитателя с детьми и взрослыми.

3. Обогащение и активизация словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности.

Задачи исследования:

         1.Определить содержание понятия «вежливость» и установить её роль в развитии  личности дошкольника.

         2.Выявить методы, способствующие воспитанию вежливости у старших дошкольников.

         3.Разработать и экспериментально проверить содержание педагогических воздействий, направленных на воспитание вежливости у старших дошкольников.

 

 

 

Методы исследования:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

         2.Наблюдение.

         3. Беседа.

         4. Решение проблемных ситуаций.

         5. Анализ планов воспитательно-образовательной работы

воспитателей.

         6. Эксперимент.

Экспериментальная работа велась в старшей группе ГОУ Д/с № 914 Южного округа г.Москвы.

В эксперименте принимали участие 20 детей.

 

 

  Глава 1.

Психолого-педагогическое обоснование проблемы.

 

1.1. Анализ основных понятий по проблеме воспитания вежливости у дошкольников.

В литературе аспект вежливости рассматривается в контексте

культуры поведения.

Вежливость, согласно словарю по этике, определяется так: «Моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».

По мнению Н.И. Формановской, Б.В.Бушелевой и др.,   вежливость – это проявление уважения, это – готовность  оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление – речевой этикет – неотъемлемый элемент вежливости. Собственно, правила вежливости  составляют основу любого этикета.

         В сборнике правил светской жизни и этикета «Хороший тон», изданном в 1889 году, так определяется значение вежливости:

         «Вежливость есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или иному лицу.

         Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.

         Вежливость дает много и ровно ничего не стоит. Это самый дешевый из всех товаров. Самое скромное из изящных искусств – вежливость – вместе с тем так полезна и доставляет столько удовольствия, что её почти можно поставить в ряд искусств, возвышающих душу человека».

         И.Н.Курочкина в своих работах, посвященных проблемам этикета, рассматривает разные компоненты вежливости: речь, тон, корректность.

 В частности, она указывает на то, что вежливая речь: выразительная, с отсутствием грубых выражений является одной из характеристик воспитанного человека. Сила слова, по мнению И.П.Павлова, равносильна силе совершенного поступка. Последствия слова порою трудно исправить, как и последствия поступка. Выражая в словах свои мысли, чувства, человек выражает и своё отношение к окружающим – чувство доверия и уважения. В человеке ценится не только умение хорошо говорить, но и способность внимательно слушать, поэтому вежливый человек никогда не будет перебивать собеседника.

         Важен и тон. От того, как сказано самое обычное слово, оно может показаться вежливым или неприятным. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком, является вежливость. Меняются обстоятельства – меняются оттенки вежливости. Корректность – несколько подчеркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая; учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим или женщине; любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому; в деликатности вежливость сочетается с особой мягкостью, тонкостью в понимании людей.

         Б.В.Бушелева указывает на то, что обязательным компонентом вежливости является знание приличий.

Это подтверждает и этимология слова, которая восходит к корню «вед»- ведать, знать. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия, - это условные и общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Приличия регламентируют поведение людей в наиболее типичных ситуациях общения. В них закреплены принятые в том или ином обществе способы приветствия, обращения друг к другу, формулы благодарности и извинений. Надо, чтобы дети не видели в приличиях пустые условности, а понимали их глубокий внутренний смысл. Писатель Б.Агапов в книге «Ты не один на свете» пишет по этому поводу: « Важно не то, сидят ли люди на полу, на циновках или на стульях и в креслах, многократно кланяются при входе или пожимают руку, снимают обувь или снимают шляпу… Важно то, что они ведут себя строго определённым образом и тем самым показывают, что уважают общность, равноправность людей, выраженную в принятых законах вежливости, а, следовательно, уважают и тех, с кем им довелось встретится и совместно пребывать».

Разные жизненные обстоятельства традиционно связаны с определёнными нормами приличного и неприличного. Поэтому, как считает Б.В.Бушелева, надо знакомить детей с этим. Необходимо, чтобы они знали как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, соседей, друзей, а позднее в школе.

Вежливость является одним из компонентов культуры общения, которая в свою очередь является неотъемлемой частью общей культуры человека.

По мнению Е.Ю.Яницкой, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям), проявляется в вежливости и  тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи.

С.В.Петерина культуру общения рассматривает, как один из необходимых компонентов культуры поведения. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предусматривает умение не только действовать нужным  образом, но и воздерживаться от неуместных в  данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

И.Н.Курочкина словесные (вербальные) формы вежливых отношений между людьми определяет как речевой этикет, изучение которого необходимо начинать в дошкольном детстве.

В процессе  воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания – это обобщенный опыт людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С.А.Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило благодарить человека за оказанную им помощь. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах. Например, быть вежливым по отношению к другим людям.

На основе изложенного, воспитание вежливости, как части культуры поведения, а, следовательно, и общей культуры человека, мы видим

  • в умении выражать свои мысли и желания, пользуясь формулами речевого этикета,
  • в умении устанавливать положительные контакты,
  • вести бесконфликтное общение,
  • в умении изменять внешнюю сторону общения (проявление сочувствия, внимания к сверстникам и взрослым) в зависимости от ситуации.

 

1.2. Основные подходы к изучению проблемы по воспитанию вежливости у детей старшего дошкольного возраста в педагогике и детской психологии.

 

         Процесс становления личности  и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых  человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде себе подобных.

         Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражая взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

         Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Необходимым условием для всестороннего развития ребёнка является также и  наличие детского общества, в котором ребёнок получает возможность приобретать опыт, соответствующий его стремлениям и интересам.

         В дошкольном возрасте у детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных способностей, их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств, способствующих установлению доброжелательных взаимоотношений. В работах, посвящённых воспитанию культуры общения у дошкольников, доказано, что наиболее благоприятным периодом для этого является старший дошкольный возраст. У старших дошкольников начинают проявляться волевые процессы, являющиеся основой воспитания у них целенаправленного поведения в общении с окружающими (А.В.Запорожец, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин). Дети уже имеют опыт социальных отношений, их привычки становятся более осознанными, так как у детей развивается анализирующая деятельность коры головного мозга, благодаря чему они легче осмысливают требования, которые предъявляются к их поведению. Умеют правильно оценивать свои действия и поступки в соответствии с этими действиями. Это даёт основание предполагать возможность воспитания вежливости, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней культурой. Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание (основа вежливости), свидетельствуют о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения (Е.И.Кульчицкая, Л.Ф.Островская).   

Л.С.Выготский указывает на то, что социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью. Развитие ребёнка в обществе происходит в процессе его общения с взрослыми и сверстниками. Многими авторами (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) отмечается роль общения ребёнка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. При этом исследователи особое  значение придают общению со сверстниками в контексте развития его психических и нравственных качеств (Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Т.А.Репина, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова)

Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне, в большей или меньшей степени, находит выражение в культуре общения, составной частью которой является вежливость (Р.С.Буре, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, Т.А.Маркова, Л.А.Пеньевская, Л.И.Каплан и др.).

Современный ребёнок испытывает значительные психические нагрузки, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых всё увеличивается.  В разных жизненных ситуациях он должен уметь правильно вести себя, а это значит, - владеть культурою общения, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы, уменьшает возможность возникновения конфликтов. Отсутствие культуры  общения и вежливости, в частности, по мнению Е.И.Яницкой, с одной стороны может привести к дискомфорту личности в коллективе, и,  с другой стороны, может отрицательно отразится на психологическом микроклимате самого коллектива.

В психолого-педагогической литературе содержится ряд подходов  к изучению особенностей проявления вежливости у дошкольников.

Т.В.Антонова и Л.В.Лидак исследовали взаимосвязь между содержанием игровой деятельности и культурой общения детей старшего дошкольного возраста. При этом большое место в их исследованиях было уделено вежливости, как речевой стороне культуры общения детей. Исследователями было установлено, что успешность игры, во многом,  обусловлена умением детей,  проявлять вежливость в общении.

В работах Р.С.Буре, Л.Ф.Островской установлена взаимосвязь между успешностью в трудовой деятельности и навыками вежливости у дошкольников.

В исследованиях Н.И.Формановской, вежливость рассматривается в контексте речевого развития детей. Автор отмечает, что, если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Следовательно, для успешного воспитания вежливости у дошкольников необходимо учить их различать ситуации стандартизованного речевого общения и ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей за счет разнообразных формул речевого этикета, способствовать проявлению доброжелательности через интонацию, мимику, жесты.

Анализ исследований показывает, что на современном этапе проблемой изучения разных направлений развития культуры речи стала разработка методики воспитания культуры общения у дошкольников (Н.В.Дурова, Е.Ю.Яницкая), обучение правилам речевого этикета (И.Н.Курочкина, С.О.Николаева).

Отечественные педагоги (В.А.Горбачева, Ф.С.Левин-Щирина, В.Г.Нечаева и др.) и психологи (В.С.Мухина, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы взаимоотношений.

В исследованиях психологов С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Люблинской, В.А.Крутецкого и других отмечается особенность овладения моральными знаниями. Детям дошкольного возраста нельзя предъявлять больших требований к усвоению моральных представлений и понятий, так как им понятно только то, что связано с их жизненным опытом, который пока ещё недостаточно богат, их представления о том, что такое хорошо и что такое плохо отличаются конкретностью. Представления детей о хорошем поступке и плохом складываются постепенно. Чем младше дети, тем субъективнее их суждения и оценка поступков окружающих людей. Объективные суждения и оценка с точки зрения значимости поступка появляются под влиянием оценки взрослых (А.М.Виноградова и др.). Моральные знания могут быть усвоены только в том случае, если они приняты детьми, если они определяют их поведение, их отношения к  окружающим людям.

         Авторы исследований утверждают, что,  работая с дошкольниками,

необходимо сделать акцент на эмоции и чувства, подарить ребёнку мир эмоций и чувств.

Вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ребёнка всегда актуален. Педагоги говорят о том, что нетрудно передать детям знания об этической норме, гораздо труднее выработать у них определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.

Гармония мышления, чувства и воли – признак качества нравственного воспитания.

То, что связано с чувствами, лучше запоминается, воспринимается и сохраняется, так как чувства возникают на основе переживаний, пережитое не проходит бесследно. Если чувств нет, человек не может быть истинно доброжелательным по отношению к окружающим. Поэтому важно также, какие чувства  побуждают людей к тем или иным поступкам. Чувства как бы регулируют поведение личности, особенно в детском возрасте.

Действия и поступки, совершенные ребёнком при соблюдении им правил общественного поведения, впервые начинают вызывать у него эмоциональные состояния: радость, удовлетворение при совершении достойных – «хороших» поступков и чувство смущения, неловкости, вины при совершении недостойных – «нехороших» поступков. Поэтому при воспитании вежливости у дошкольников необходимо влиять на чувства детей, развивать их. А.С.Макаренко говорил о том, что, если мы не воспитываем человеческие чувства, значит, мы ничего не воспитываем.

Обобщая выше сказанное можно сделать вывод о том, что

  • вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми,
  • способствует развитию коммуникативных способностей ребёнка.
  • воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы тем самым формируем культуру поведения детей, а, следовательно, закладываем основу для формирования общей культуры человека. 

 

1.3. Педагогические условия, способствующие воспитанию  вежливости  у  старших  дошкольников.

 

Практически во всех психолого-педагогических исследованиях, касающихся взаимоотношений взрослых и детей (Р.С.Буре, С.А.Козлова, Т.А.Маркова, А.Г.Рузская и др.) отмечается огромное значение личности взрослого в становлении всех сторон личности ребёнка.

         Без общения с взрослым развитие ребёнка, как личности, невозможно, так как именно взрослый, являющийся носителем человеческой культуры, передаёт её ребёнку, что и определяет его развитие.

         Учитывая стремление детей к подражанию, авторы исследований  утверждают, что эффективным средством накопления опыта в соблюдении правил могут быть образцы общения педагога с детьми и взрослыми. Положительное влияние на ребёнка оказывает тот педагог, который относится к детям с уважением. Приязненное и неприязненное отношение ребёнка к взрослому зависит от наличия у него таких качеств, как чуткость, внимательность,  тактичность.

         К педагогу, обладающему этими качествами, дети проникаются расположением и симпатией, стремятся вступить с ним в общение, в процессе которого осуществляется интенсивное усвоение моральных и нравственных норм поведения, а также, социально – одобряемых форм самого общения.

         В работах И.Н.Курочкиной, Н.С.Малетиной, Н.И.Формановской, подчеркивается положение о том, что в процессе речевого общения с детьми, воспитатель должен соблюдать речевые этикетные нормы. Авторы отмечают, что следует выбирать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребёнку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему, - наилучшее условие для формирования норм речевого поведения и вежливости у детей.        Грубое общение взрослых друг с другом и детьми служит плохим примером для дошкольников, создаёт атмосферу вражды, ожесточает ребёнка. Поэтому, только чуткий, добрый и справедливый воспитатель, обладающий высоким культурным уровнем, сможет способствовать формированию у детей нравственных качеств и, в том числе, культуры поведения и вежливости, как составной её части.

         Однако одного лишь примера педагога для формирования культуры поведения  у детей недостаточно. Необходимо целенаправленное воздействие на детей с целью формирования у них опыта культуры поведения и, в частности, вежливости.

         На это в своих исследованиях указывают Н.Е.Богуславская, С.В.Петерина, В.Г.Нечаева и др.

         Анализ их работ позволил сделать вывод о том, что воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательности, внимания чуткости к окружающим (это нравственные качества личности, являющиеся основой вежливости) возможно лишь при систематическом и целенаправленном расширении у них знаний  о нормах общения на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях. Необходимо вызвать осознанное отношение ребёнка к сообщаемому материалу, то есть необходимо, чтобы ребёнок понимал сущность и нравственную основу того или иного правила.

С.А.Козлова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируется более глубокое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в различных ситуациях.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить следующее: так как вежливость категория нравственная, то невозможно её формирование не используя механизм нравственного воспитания. В исследованиях   С.А.Козловой, Т.А.Куликовой представлен механизм нравственного воспитания – это комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи  знания и представления, чувства, отношения, навыки и привычки, нравственное поведение. 

         Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Исходя из теоретического положения, - при воспитании вежливости, как нравственного качества личности, необходимо  давать детям представления о том, что такое вежливость, вызывать положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать вежливым, создавать  условия для упражнения детей в   вежливости.

         В педагогической литературе (исследования Н.Е. Богуславской, С.В.Петериной, В.Г.Нечаевой, Н.А. Носковой, В.И.Логиновой и др.)  рассматривается ряд методов и приёмов воспитания вежливости:

  • культура и этикет воспитателя;
  • разъяснение, напоминание, показ;
  • оценка действий и поступков;
  • упражнения;
  • поручения;
  • контроль над выполнением правил;
  • этические беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • игры и игровые приёмы, игры-инсценировки, игры-занятия;
  • чтение художественных произведений;

Исследователи    приводят   конкретные    примеры    по    особенностям

использования  данных  методов.

 

Разъяснения, напоминание, показ – один из основных приёмов воспитания у детей вежливости. Показ в сочетании со словом вносит конкретность в восприятие требований.

         Как считают авторы, знакомить детей с нормами поведения – не значит постоянно морализировать и читать им нотации. Показ и разъяснения не должны превращаться в нудное натаскивание, а совершаться в обычных естественных условиях, вытекающие  из жизненных ситуаций.

         Ещё в 20-ых годах прошлого века, такие педагоги, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.М.Горький выступали против тенденциозности, морализирования в воспитании детей, за расширение духовного мира детей, обучение их пониманию окружающего мира. Н.К.Крупская доказывала, что детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.

Чтобы дети смогли осознать требования взрослых полезно оценивать их поступки. Похвала и порицание, как полюсные оценки, помогают им отличать хорошее от дурного. Оценочное воздействие выглядит для ребёнка конкретным: оно показывает его поступки с нравственных позиций, заставляя испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо неловкость, стыд за некрасивое поведение: «Ты вёл себя некрасиво. Мне пришлось краснеть за тебя». Главное, чтобы любое замечание было тактично, будило совесть ребёнка. Необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических  особенностей.

На это указывал А.С. Макаренко, говоря, что между пониманием ребёнка, как нужно поступать, и привычным способом поведения «есть маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом».

«Заполнить опытом» - это значит постоянно упражнять ребёнка в выполнении правил поведения. Если воспитатель постоянно следит за выполнением правил поведения, не допускает даже малейших отклонений, то вскоре они становятся нормой для всех детей.

Упражнение. То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности такого действия.

 Приучение. Детям задают образец поведения и затем контролируют точность выполнения того или иного правила.             

         Решение проблемных ситуаций приближает детей к реальным жизненным условиям. Так, дети, оказываясь перед выбором, например, как поздороваться с взрослым человеком «привет» или «здравствуйте», решают эту проблему самостоятельно.

         Поощрение. Побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в результате его нравственного потенциала.

         Пример для подражания позволяет детям копировать соответствующие образцы поведения.

         Чтение художественных произведений  помогает более осознанному пониманию поведенческих правил. Жизненная или сказочная история создаёт эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Беседа помогает выяснить, знают и понимают ли дети нормы и правила поведения.

         Игровые приёмы, знакомые потешки, поговорки, меткие сравнения  из любимых художественных произведений, используемые воспитателем, помогают формированию правил вежливого поведения.

         Е.Ю. Яницкая предлагает следующие методы и приёмы:

· этические беседы;

·личностные  беседы, которые в  процессе общения с педагогом у большинства детей вызывают особый интерес;

·во время проведения упражнений в соблюдении правил культуры поведения использовать такие приёмы, как: показ, объяснение, поощрение, напоминание в виде вопроса и в виде замечания, контроль, оценка;

·приёмы, поддерживающие уверенность в умении ребёнка проявлять культуру общения: «Я знаю, ты умеешь правильно обращаться с просьбой»;

·приёмы сдерживания эффективны при индивидуальных беседах, они вызывают у ребёнка желание придерживаться норм и правил культуры общения («Подумай, хватит ли у тебя терпения выслушать собеседника до конца»);

·приёмы, показывающие интересную, хорошую перспективу: «Ты поздороваешься первым с ребятами, и им будет приятно».

С.А.Козлова предлагает «методику предвосхищения». Суть её

 заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребёнка. Например: «Сейчас мы с тобой пойдём к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он тебе в ответ обязательно улыбнётся, ему нравятся воспитанные дети».

         Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, необходимо  постоянно использовать различные организаторские формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты, реальные и специально организованные ситуации.

         Также необходимым условием для воспитания вежливости является   создание в группе атмосферы доброжелательности и сотрудничества.

         Б.В.Бушелева, З.Н.Вербанец указывают на то, что, на культуру поведения ребёнка влияет общение со сверстниками, благодаря которому воспитание культуры поведения происходит естественно и целенаправленно. Поэтому одним из средств воспитания вежливости является общение детей друг с другом. Следовательно, по мнению авторов,  при организации педагогического процесса целесообразно поощрять воздействие на товарищей тех воспитанников, которые овладели формами вежливости.

         Исследования Л.В.Артемовой указывают, что дети старшего дошкольного возраста при наличии осознанных знаний о тех или иных правилах поведения могут тактично направлять поведение сверстников в процессе общения.

  Выводы:

Таким  образом,  на  основании   анализа   психолого-педагогической

литературы мы пришли к следующим  выводам, что, важным средством воспитания вежливости является правильная организация общения детей дошкольного возраста с взрослыми и со сверстниками.

Правильная организация процесса общения включает в себя соблюдение следующих педагогических условий:

  • высокая культура воспитателя;
  • проведение целенаправленных занятий по формированию у детей представлений о вежливости;
  • создание ситуаций, в которых дети упражняются в закреплении и практической реализации полученных представлений;
  • воспитатель создаёт в группе атмосферу доброжелательности,

сотрудничества;

 

Данные положения легли в основу разработанной нами гипотезы исследования

Гипотеза: эффективность воспитания вежливости у старших дошкольников обусловлена такой организацией работы, которая включит в себя:

  1. Систематизацию и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях  и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.
  2. Постоянное проявление вежливости в процессе общения воспитателя с детьми и взрослыми.
  3. Обогащение и активизация словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности.

 

 

 Глава 2.

 Организация опытно-педагогической работы.

 

  1. Констатирующий этап исследования.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. выявить уровень сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста;
  2. выявить представления детей о вежливости;
  3. выявить особенности педагогической работы по воспитанию вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Прежде, чем приступать к опытно – экспериментальной работе, нам представилось необходимым выявить те показатели, которые позволяют оценивать ребёнка как «вежливого». Анализ работ Р.С.Буре, С.А.Антоновой, И.Н.Курочкиной, С.В.Петериной и др. позволил выявить эти показатели, а именно:

     1. здороваться без напоминания;

     2. прощаться без напоминания;

     3. вежливо обращаться с просьбой, о чем-либо спрашивать (подайте, пожалуйста, книгу; разрешите пройти);

     4. благодарить за услуги или вежливо отказываться от них (спасибо, вы так любезны);

     5. извиняться за свою неловкость, за поступок (извините, я не нарочно; простите, пожалуйста; примите мои извинения);

     6.отвечать на просьбу благодарностью (пожалуйста; не за что; на здоровье);

     7. не перебивать разговора старших и сверстников;

     8. не допускать грубых выражений в своей речи;

9. обращаться к взрослым на «Вы», называть их по имени и отчеству.

Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста нами были проведены целенаправленные наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной деятельности. Наблюдения проводились по выделенным показателям.

Результаты наблюдений представлены в таблице.

Проявление вежливости детьми  (констатирующий этап исследования).

 

Для иллюстрации таблицы приведём примеры из протоколов наблюдений за общением детей.

         С целью выявления сформированности  представлений о нормах и правилах вежливого поведения у детей старшего дошкольного возраста, нами были проведены беседы. Оценка ответов детей проводилась по выделенным ранее показателям.

Результаты бесед представлены в таблице.

Для иллюстрации таблицы приведём примеры из протокола беседы с детьми.

Беседы проводились на следующие темы:

  • «Правила вежливого  поведения».

Цель: выяснить представления детей о том, какие правила поведения они называют хорошими. (Здороваться, благодарить за услугу, вежливо обращаться за помощью и т.д.).

  •  «Кто такой вежливый человек» (воспитанный человек).

Цель: определить, какие представления имеют дети о вежливом (воспитанном) человеке. Понимание значений слов «вежливый», «воспитанный» «грубый». Ребёнку задавались вопросы: «Какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? грубым?

  • Представления о формулах вежливой речи.

Представления детей выявлялись через следующие вопросы: Как ты понимаешь, слова «вежливо разговаривать»?

  • Умение реализовать свои знания в воображаемой ситуации.

На вопросы:

1. «Как бы ты поступил, если бы в ответ на твою просьбу товарищ нагрубил тебе? Что бы ты сказал ему?».

Детям предлагалась следующие задачи:

I. Ярослав сидел за столом и играл с роботами. Тебе стало интересно. Что ты сделаешь?

II. Ты идёшь вечером домой. По дороге вы встретили дворника. Что ты сделаешь?

III.  Представь ситуацию. В коридоре детского сада разговаривают

воспитатели. Среди них и твой воспитатель. Проходя мимо них, ты поздороваешься с ней: «Здравствуйте, Вера Михайловна!».

Или поступишь как-то иначе?

IV.  Саша принёс конфеты. Он молча протянул  одну тебе. Что ты сделаешь?

V. Серёжа так увлечённо играл в машинки, что не заметили рядом стоящего друга и наступил ему на ногу. Что сделает Серёжа?

VI. На занятии у тебя сломался карандаш. Тебе срочно нужен карандаш синего цвета. Что ты сделаешь? Какими словами ты воспользуешься?

     Ответы детей показали, что у них недостаточно сформированы представления о вежливости.

     Анализ наблюдений за детьми показал, что в общении друг с другом они почти не употребляют вежливых слов и выражений, часто обращаются к воспитателю на «Ты», не выражают доброжелательного отношения к окружающим с помощью мимики, жестов, тона высказываний. Проявления вежливости крайне не прочны, они сохраняются лишь в определённых конкретных условиях. Взрослые достаточно часто напоминают детям о вежливости по отношению к взрослым и сверстникам.

Наибольшее затруднение вызвал у детей вопрос о том, как надо вести себя  со сверстниками. Ответы: «хорошо», «нормально» показывают, что  дети не всегда обращают внимание на  то, как они ведут себя с товарищами, на их чувства и переживания, не учитывают их желания.

         Анализ  высказываний  детей  позволил  распределить дошкольников

на 3 уровня, в зависимости от имеющихся знаний, представлений и навыков вежливого поведения.

         Высокий уровень. Представления    о   вежливости  сформированы,

выполняет  самостоятельно.

Ребёнок умеет устанавливать положительный контакт; вести бесконфликтное общение; владеет основными нормами и правилами вежливого поведения; умеет самостоятельно использовать разнообразные формулы вежливой речи.

Средний уровень. Представления     о    вежливости     сформированы не

полностью,  выполняет по  указанию взрослых.

Ребёнок не всегда умеет устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение; знает основные правила вежливого поведения; знает наиболее употребляемые формулы вежливой речи, но иногда взрослому приходится напоминать ребёнку о том, что нужно сказать в той или иной ситуации; не всегда умеет сдерживать негативные эмоции, что приводит к конфликтам.

Низкий уровень. Представления   о   вежливости   не   сформированы,

        выполняет очень редко.

Ребёнок испытывает трудности в установлении положительного  контакта; частые конфликты; плохо знает нормы и правила вежливого поведения; знает простейшие формулы вежливой речи, но взрослому часто приходится напоминать, что нужно сказать в той или иной ситуации.

         На основе проведённой работы, мы делаем качественный и количественный анализ представлений детей старшего дошкольного возраста о таком  качестве личности, как вежливость.  

Анализ наблюдений за общением воспитателя с детьми показал, что воспитатель не всегда обращает внимание на то, что надо здороваться с взрослыми при встрече, а не тогда, когда входишь в группу, благодарить взрослых и сверстников за оказанную услугу, употреблять такие вежливые слова и выражения, как «разрешите пройти», разреши, пожалуйста, воспользоваться твоим карандашом», «Вера Михайловна, можно я возьму фломастер у Вас, на столе?» в место: «Я возьму фломастер?».

Приведем выписки из протокола наблюдений.

    Выводы:

Таким образом, анализ данных этапа констатации позволил установить, что дети на данном этапе имели недостаточно сформированные навыки вежливого поведения. Не все дети понимали нравственную сущность предложенной ситуации.

Также нами было установлено, что

  1. у детей не в достаточной степени сформированы, как проявления вежливости, так и представления о данном качестве личности;
  2. воспитатель не всегда может служить образцом вежливости;
  3. целенаправленную работу по формированию вежливости у детей проводится на недостаточно высоком уровне.

 

Данные констатирующего эксперимента позволили определить содержание опытно – экспериментальной работы.

 

       

 

2.2.  Формирующий этап исследования.

 

Работа по воспитанию вежливости у детей старшего дошкольного возраста велась в двух направлениях.

  1. Работа с воспитателем.
  2. Работа с детьми.

Работа с воспитателями.

В  связи  с  тем,  что  одним  из  наиболее  важных  условий  воспитания вежливости у дошкольников является повышение педагогического мастерства воспитателей, нами были проведены следующие формы работы:

  Консультация на тему:

 «Значение вежливости в процессе развития личности ребёнка».

Цель: познакомить воспитателей с представлениями детей о культуре поведения и вежливости в частности; проявлениями вежливости детьми на занятиях и в повседневной жизни; показать, как вежливость влияет на взаимоотношения детей друг с другом;  помочь осознать необходимость целенаправленной работы по данной проблеме; сформировать позицию о необходимости единства требований  двух педагогов.

    Тематический семинар:

 « Вежливость, как компонент культуры поведения наших детей»

         Цель: обсуждение возможности использования разных методов и приёмов в работе с детьми с целью воспитания у них вежливости; разработать ряд практических ситуаций, продумать содержание упражнений, рассмотреть возможность использования кукольного театра.

     Тематический семинар:

 « Вечер вопросов и ответов». Цель: обмен опытом  педагогов по решению проблемы воспитания вежливости у наших детей.

На основании данных, с результатами которых, были ознакомлены воспитатели, совместными усилиями было разработано содержание работы с детьми по воспитанию вежливости: сценарии игр-занятий,  упражнения,  содержание проблемных ситуаций, подобраны произведения художественной литературы.

Обучение детей нормам и правилам вежливого поведения осуществляется на специально организованных занятиях, которые проводятся в разнообразной и увлекательной форме.

         Занятия: (конспекты занятий даны в приложении).

«Вежливый человек».

Цель: познакомить детей с понятием «культурный человек», почему мы так его называем, в чем особенность его поведения и речи.

Цель: познакомить детей с понятием «вежливый человек», почему мы называем его хорошим. Показать, что этот человек знает нормы и правила вежливого  поведения и придерживается их.

Ход занятия:

Воспитатель:       Давным-давно  люди   поняли,  как  важно  поддерживать

друг с другом хорошие, добрые отношения. Это трудно, потому что

каждый человек думает и поступает по-своему, потому что мы все разные.

Чтобы никого не обижать, быть приятным и привлекательным  в общении,

люди придумали и установили особый порядок поведения, удобный для

всех.

Человек, который всегда вежлив с окружающими, желанный гость в любом доме. Он интересен и приятен людям, у него много друзей, его все любят.

Давайте вместе сочиним небольшой рассказ об утре вежливого человека. Я начну, а вы продолжите.

Воскресный день. Мама готовит завтрак на кухне. Пора вставать, вы уже проснулись, но вставать не хочется.

- Доброе утро! – улыбается мама.       Вы отвечаете, как?

Дети: «Доброе утро, мамочка!»

          «Какое хорошее, веселое утро!»

- Прошу к столу, завтрак готов, - приглашает вас мама.

Вы встаёте с постели.  А дальше, что происходит?…

Дети:  - С  начала заправляем постель;

-Затем умываемся, чистим зубы;

 -Делаем с папой зарядку, принимаем душ и  одеваемся;

-Потом идём завтракать.

Воспитатель: - А за столом уже сидят члены вашей семьи.  Вы садитесь за стол и … Что вы делаете дальше?

Дети: - говорим «приятного аппетита» и тоже садимся за стол.

А дальше вы завтракаете, встаёте и идёте заниматься своими делами. Чем? А как должен поступить вежливый человек, чтобы было другим приятно?

Дети: Сказать «спасибо» маме или бабушке,

помочь убрать посуду.

Воспитатель:  Почему вы должны это сделать?

Дети: Потому, что  мама готовила, старалась,

мама думала о нас, что бы нам приготовить такое вкусненькое, чтобы нам было приятно.

Воспитатель: Правильно, вежливый человек – это, прежде всего, хорошо

воспитанный человек,  уважающий труд других людей, благодарный за помощь и заботу.

         Вежливый человек знает одно важное правило – не ставить других людей в неловкое, неудобное положение, то есть поступать так, чтобы им было хорошо рядом с вами. Существует золотое правило вежливого человека – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

         Грязь в доме, подъезде, комнате, мусор на площадке, надписи на стенах, сломанные детские площадки, разбитые стёкла, испачканные лифты – всё это дело рук, некультурных, невоспитанных, невежливых людей. Они ничего не создают сами, более того, они портят и разрушают созданное другими людьми.

         Грубые, злые слова, обижающие других, произносит недостаточно вежливый человек, которому не хватает воспитанности.

         Мальчик аккуратно одет, причесан, вежливо здоровался, выйдя за дверь, пнул ногой котёнка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом и не уступил ей место.

Что можно сказать о таком мальчике?

Дети: Этот мальчик плохой;

Это невоспитанный мальчик, злой,

Он только притворяется вежливым.

Воспитатель: Вежливый – это, прежде всего, чуткий, добрый,

заботливый, культурный человек, который переживает за свои недостатки и старается их исправить.

Бывает, что, очень сильно рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили.

Как потом вы поступите? Как поступает вежливый. человек?

Дети:  Вежливый человек должен извиниться.

Он должен сказать: «Извини, меня, пожалуйста, что я на тебя накричал».

Воспитатель: А сейчас поиграем. Нам нужны: кот – учитель, мыши – ученики, остальные дети – жюри. Нам предлагается такая ситуация.

         Кот едет в автобусе. Мыши, толкаясь и спеша, задевают кота, наступают ему на лапу. Как следует поступить?

 -Вежливый кот должен сказать: «Осторожнее, пожалуйста, вы наступили мне на лапу».

Мыши поступают по-разному.

Жюри решает, какая мышь действовала культурно, а какой ещё нужно поучиться вежливости.

Итог занятия:

           Вежливый человек – это тот, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Вежливый человек – это внимательный человек, проявляющий доброжелательность, готов оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатный тактичный.

         В свободное от занятий время детям предлагается нарисовать вежливого и невежливого человека.

Подобным образом были проведены следующие занятия:

«Наши имена», Цель: дать детям представления об именах. История их возникновения, для чего они нужны. Показать формы вежливого, ласкового обращения к людям.

«Всё начинается со слова «Здравствуй»». Цель: вызвать желание у детей как можно чаще употреблять слова приветствия; показать формулы вежливого приветствия и прощания; объяснить значение этих слов.

«Наши добрые слова. В мире вежливых слов».

Цель: дать детям представления о том, зачем  люди употребляют «вежливые слова»; познакомить детей  с правилами поведения во время беседы.

«Прощание с гостем».

Цель: познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания, а также вежливыми выражениями приглашения и благодарности.

«Будь всегда вежлив».

Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам;

раскрывать перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям (воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям);

систематизировать правила вежливого поведения;

упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

         Для осознания таких понятий, как «вежливость», «искренность», использовались стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребёнка я», И.Пивоваровой «Был ослик очень вежливый», С.Погореловского «Что значит быть вежливым».

         Для закрепления форм приветствия, применяемых детьми по отношению к взрослым и сверстникам, детям предлагались следующие произведения художественной литературы:

         А.Барто «Шла вчера я по Садовой»,

         М.Дружининой «Кто знает волшебное слово»,

         А.Кондратьева «Добрый день»,

         В.Кривошеева «Доброе утро»,

         С.Михалкова «Сашина каша»,

         А.Яшина «Я люблю, когда при встрече».

         Предлагая различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая доброжелательную оценку поступкам детей, мы формируем в каждом ребёнке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливых слов. Нам в этом помогает чтение и обсуждение таких художественных произведений, как:

         А.Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном»

         В.Осеева «Волшебное слово»,

         С.Маршак «Урок вежливости»,

         И.Токмакова «Маша знала слов немало»,

         Н.Юсупова «Кто кого любит»,

         А.Шибаев «Дядя Саша огорчен»,

         Л.Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» и др.

         Закреплению навыков вежливого поведения способствовали такие упражнения, как:           (даны в приложении)

Упражнение  «Как я рад тебя видеть!».

Упражнение «Спасибо».

Упражнение «Прости меня, пожалуйста».

         Помимо игровых упражнений использовались проблемные ситуации, решение которых, давало детям возможность проявить активность в выражении своих знаний и умений.

Например:

I.       Детям задавался вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вы увидели, что один мальчик отбирает у другого игрушку?».

         Предлагалось решить следующие проблемные ситуации:

II.  Выслушай внимательно и выбери правильный ответ.

         По улице шла женщина с покупками. Один сверток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел Андрей, который шел следом.

  1. Он поднял сверток и отдал женщине.
  2. Он окликнул женщину и сказал, что у неё упал свёрток.
  3. Он прошел мимо.

Что мог сказать при этом Андрей женщине, какие слова он произнёс?

Выбери правильный ответ. Объясни свой выбор.

III.  Выбери правильный вариант ответа. Объясни свой выбор.

Когда у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице с вопросом:

  1. Не скажете, сколько времени?
  2. Простите, пожалуйста, который час?
  3. Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны, сказать мне, который час?
  4. Эй, часы есть?

 

IV.  Ты сидишь в автобусе. На остановке зашла пожилая женщина и остановилась рядом с тобой. Что ты сделаешь:

  1. Молча встанешь и отвернёшься.
  2. Будешь сидеть, и смотреть в окно, ведь ты устал и тебе далеко ехать
  3. Встанешь и скажешь: «Садитесь, пожалуйста».
  4. Встанешь и с улыбкой скажешь: «Садитесь, пожалуйста».

V.  Определи, с помощью, каких, перечисленных здесь выражений можно поздороваться:

         1. с взрослыми (например, с воспитателем, соседкой)

  1. с друзьями, сверстниками.

Здравствуй (те), Добрый день, привет, здорово, салют, добрый вечер, доброе утро.

VI. « В дверях столкнулся мальчик и воспитатель. Что должен сделать мальчик?».

Для закрепления навыков вежливого поведения в быту нами использовались поручения.

Например: воспитатель при случае поручает не отличающемуся вежливостью ребёнку сходить в кабинет или соседнюю группу, чтобы попросить что-либо. При этом он напоминает, как следует обратиться с просьбой, выразить признательность за услугу. Когда ребёнок выполнил

поручение, воспитатель его спрашивает: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу? Был ли ты вежлив. Почему ты так думаешь? Какие слова ты говорил? Что тебе ответили?»

Приведём выписку из протокола наблюдения за детьми.

Вера Михайловна поручила Максиму сходить в группу № 4 к Людмиле Федоровне и попросить книгу с произведениями К.И.Чуковского. Когда Максим вернулся и принес книгу, то мы услышали следующий диалог.

В.М.: «Большое спасибо, Максим. Как ты попросил книгу? Что ты сказал?»

М.: «Дайте, пожалуйста, книгу по произведениям Чуковского. Мне и дали».

В.М.: «Максим, а разве можно, вот так без имени обращаться к кому бы то ни было? Как надо было обратиться?»

М.: (подумав) «Надо было сказать: Людмила Федоровна, дайте, пожалуйста, книгу со сказками Чуковского».

В.М.: «А потом, что надо было сказать?»

М.: «Спасибо».

В следующий раз, когда Максиму дали поручение, он выполнил всё правильно.

     Для формирования у детей доброжелательного поведения, осознанного отношения к вежливым формам поведения, развития способности переживать, сочувствовать, нами были использованы тренинговые игры и упражнения. Такие, как:

Игра: «Как справиться с упрямством?»

Детям читают узбекскую народную сказку: «Упрямые козы».

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сказка наоборот».

Дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, весёлые, добрые козочки»).

Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение «лица» у них будет?

Вместе с взрослым дети выбирают самый удачный вариант  сказки, после чего они распределяются на пары, и проводится тренинг эмоций «Вежливые козочки».

         Были подобраны упражнения на выражение своих чувств мимикой.

Например:

Упражнение «Передай улыбку».

Дети сидят с воспитателем по кругу на стульчиках. Воспитатель говорит: «Сейчас я передам свою улыбку Маше, она передаст её своему соседу, пока все дети не получат улыбку».

         Такого рода упражнения проводились ежедневно.

Сюжетно-ролевые,   театрализованные  и дидактические игры.

 

«Вежливый ручеёк».

Дети стоят парами друг за другом, держась за руки; руки подняты вверх. Ведущий проходит между пар и выбирает себе партнёра. Оставшийся без пары становятся новым ведущим. Ребёнок, выбрав пару, должен сказать своему партнёру любое вежливое слово, а следующему ведущему передать «золотой ключик Буратино». В игре дети проговаривают вежливые слова, воспринимают их на слух, говорят дуг другу добрые слова, помогают вспомнить нужное слово тому, кто не может подобрать его для игры.

«Вкусное яблоко».

Воспитатель разрезает яблоко на четыре части, удаляет сердцевину и угощает детей. Следующее яблоко разрезает ребёнок. Воспитатель помогает сделать ему это правильно. Каждый участник получает четвертинку яблока и говорит слова благодарности за угощение. 

И другие игры, такие, как:

«Вежливый котик»,

«Кто больше»,

«Делай так»,

«Волшебное слово»,

«Школа вежливости» и др. (конспекты даны в приложении № 5)

 

 

         Для расширения представлений детей о вежливых отношениях между людьми нами использовались ролевые игры, такие, как «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Библиотека» и др., правила и условия которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры воспитатель напоминает детям, что они должны быть вежливыми, предупредительными, иначе ни врач, ни продавец, ни библиотекарь не будет обслуживать их.

Приведём примеры из наблюдения за играми детей.

«Мы идём в гости».

Нина Ивановна – соседка (Катя) пришла в гости к семье Меркуловых (Папа – Миша, мама – Рита, бабушка – Адиля, дети – Егор и Таня). Дети сами придумывают фамилию, имена членов семьи.

Нина Ивановна: «Здравствуйте, Вы уже пришли? Как хорошо. А я пришла попросить немного сахара. Собралась печь пирог, а сахар закончился».

Бабушка: «Заходите, пожалуйста, очень рады вас видеть. Как раз собираемся пить чай. Добро пожаловать к нашему столу».

         Бабушка предлагает гостье угощение: «Извольте откушать пирог, отведать печенье».

Соседка принесла детям гостинцы – сладкие груши.

Витя – Егор: «Большое спасибо, очень сладкие груши, сочные, душистые».

Дети изображают вежливых «хозяев». Они угощают соседку чаем с пирогом, ведут непринуждённую беседу.

Соседке пора уходить. Она благодарит «хозяев» за приглашение, за пирог: «Спасибо за вкусный пирог. Большое спасибо».

«Гостья» и «хозяева» прощаются: «До свидания», «Всего хорошего», «Счастливо оставаться», «Заходите ещё, будем очень рады»

 

2. «Семья».

         Звенит будильник. Мама подходит к детям:

- Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.

Дети не встают, им не хочется. Появляется папа. Будит ребят (вежливо): «Вставайте, мои умные дети, пора идти в детский сад». Предлагает сделать зарядку. Входит бабушка, приветствует детей. Утренняя беседа: какая на улице погода, что надеть, что собираются делать сегодня днём. Дети идут в детский сад. По дороге встречают знакомых, приветствуют их.  Придя в детский сад, дети приветствуют воспитателя и других детей (слова приветствия).

         Вечер. Папа и мама вернулись с работы. Дети пришли из детского садика. Семейный вечер. Мама укладывает детей спать: «Спокойной ночи», Бабушка её поддержала: «Доброй ночи». Папа добавил: «Добрых сновидений».

 В этих играх воспитатель акцентировал внимание детей на нормах и правилах вежливого поведения.

         В процессе сюжетно-ролевых игр, воспитатель постоянно обращал внимание детей на то, как они общаются в игре, и вносил коррективы в «общение персонажей игры».

Например:

         Таня исполняет роль продавца. Миша подошел к продавцу и сказал: «Дайте килограмм бананов».  Таня отвесила ему бананов.

         Воспитатель сказал: « Миша, какие слова ты забыл сказать продавцу?».

Миша, подумав, сказал: «Я забыл сказать «спасибо» и «пожалуйста, взвесьте»».

         Мы обратили внимание на то, что после проведенных игр и упражнений, дети уже сами замечали, когда кто-то из детей был невежлив.

Приведём выписку из протокола наблюдений за играми детей.

Дети играют в «Больницу». В кабинет к врачу входит пациент (Максим) и обращается к врачу со словами: «У меня болит нога».

         Врач (Рита) говорит: «Максим, ты забыл сказать «Здравствуйте» когда пришел в кабинет к врачу».

         Подобного рода ситуации  встречались довольно часто. Дети сами корректировали поведение друг друга. Если же они не замечали оплошностей товарищей, воспитатель указывал им на проявление «невежливости».

         Большое внимание воспитатель уделял поощрению проявлениям вежливости у детей.

Приведём выписку из протокола наблюдений за детьми.

         За Кириллом пришла мама. В раздевалке стояла Вика. Серёжина мама попросила её позвать мальчика. Вика сказала: «Вы, пожалуйста, подождите, потому, что Кирилл ещё не пополдничал». Вика зашла в группу и обратилась к Кириллу: «Кирилл, кушай скорее, потому, что за тобой пришла мама, не надо заставлять её ждать».

         На этапе констатации в таких случаях дети обычно говорили родителям: «Сейчас позову». И, не заходя в группу, кричали: «Маша, за тобой пришли!».

         В процессе повседневной жизни, по мере необходимости, воспитатели напоминают детям нормы и правила вежливого общения.

  • Приветливо  здороваться  с   взрослыми  и  детьми  при  встрече  на

улице, при входе в детский сад, групповую комнату и т.д.

  • Прощаться с детьми и взрослыми при уходе из детского сада.

Отвечать на прощание.

  • Ко   всем   взрослым   обращаться  на  «Вы»,  называть  по  имени   и

отчеству. Детей не называть именами типа «Танька», «Ванька».

  • Благодарить  за  услуги:  после  приёма  пищи,  во  время одевания и

раздевания и других случаях. Отвечать на благодарность.

  • Вежливо подтвердить или отказаться от предложенной услуги

(например, отказаться от предложенного во время приёма пищи).

  • Извиниться за свою неловкость,  доставленную окружающим

людям неприятность. Отвечать на извинение.

  • Не перебивать разговора. Если надо спросить, обратиться вежливо,

предварительно спросив разрешения.

  • Вежливо попросить разрешения пройти.
  • Разговаривать тихо, не повышать голоса, не кричать при разговоре.

В процессе повседневной жизни воспитатель использовал наиболее эффективные методы и приёмы, например, такие как:

  • поручение в различных видах деятельности;
  • совет, как поступить лучше;
  • вопросы типа: «А как правильно спросить?», «Как вежливо

попросить?», «Что нужно сказать?»;

  • напоминания типа: «Когда ты войдёшь сейчас в группу, скажи всем

«здравствуйте»»;

  • упражнения;
  • оценка действий и поступков детей и др.

Для выявления эффективности проведённой работы и правомерности выдвинутой гипотезы, нами был проведён контрольный эксперимент. В контрольном эксперименте были использованы те же методики, что и на этапе констатации.

 

2.3.  Контрольный этап исследования.

Проводится с целью проверки эффективности методов работы и подтверждения или опровержения гипотезы.

         В ходе контрольного эксперимента нами проводилась методика, предложенная в констатирующем эксперименте.

         В процессе наблюдения за детьми  в ситуациях, показывающих их вежливость во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, мы получили следующие результаты. Наблюдения проводились по ранее выделенным показателям.

Показатели вежливого поведения:

     1. здоровается без напоминания;

     2. прощается без напоминания;

     3. вежливо обращается с просьбой, о чем-либо спрашивает (подайте, пожалуйста, книгу; разрешите пройти);

     4. благодарит за услуги или вежливо отказывается от них (спасибо, вы так любезны);

     5. извиняется за свою неловкость, за поступок (извините, я не нарочно; простите, пожалуйста; примите мои извинения);

     6.отвечает на просьбу благодарностью (пожалуйста; не за что; на здоровье);

     7. не перебивает разговора старших и сверстников;

     8. не допускает грубых выражений в своей речи;

     9. обращается к взрослым на «Вы», называет их по имени и отчеству.

 

Результаты наблюдений представлены в таблице, приведённой ниже.

 

 

 

Для иллюстрации таблицы приведём выписки из протоколов наблюдений.

  • Саша нечаянно столкнулся в дверях с Татьяной Викторовной. Мальчик отступил в сторону и сказал: «Проходите, пожалуйста».
  • Ярослав с Егором строили домик из конструктора. К ним подошел Кирилл: «Разрешите, пожалуйста, с вами поиграть».
  • Дети одеваются на прогулку. Катя, обращаясь к Вере Михайловне, сказала: «Вера Михайловна, завяжите мне, пожалуйста, шапку. – Спасибо».
  • После обеда все дети дружно сказали «спасибо».
  • Зайдя в группу, Миша, увидев стоящих в раздевалке воспитателя и родителей других детей, поздоровался со всеми, затем подошел к своему шкафчику и стал раздеваться.
  • У Жени сломался карандаш. Подойдя к воспитателю, он сказал: «Вера Михайловна, поточите мне, пожалуйста, карандаш».
  • Илья принес в группу интересную книгу. Обращаясь к воспитателю, он произнёс: «Людмила Валентиновна, почитайте нам, пожалуйста, эту книгу.
  •  Во время обеда, Лена, обратившись к Кириллу, произнесла: «Кирилл, передай мне, пожалуйста, салфетку».

Анализ наблюдений за детьми показал, что в общении друг с другом, дети достаточно часто стали употреблять вежливые слова и выражения, обращаться к воспитателю на «Вы», выражать своё доброжелательное отношение к окружающим с помощью мимики, жестов, тона, высказываний.

С целью выявления сформированности представлений о нормах и правилах вежливого поведения у детей старшего дошкольного возраста, нами были проведены беседы:

 

 «Правила вежливого  поведения».

Цель: выяснить представления детей о том, какие правила поведения они называют хорошими. (Здороваться, благодарить за услугу, вежливо обращаться за помощью и т.д.).

  •  «Кто такой вежливый человек» (воспитанный человек).

Цель: определить, какие представления имеют дети о вежливом (воспитанном) человеке. Понимание значений слов «вежливый», «воспитанный» «грубый». Ребёнку задавались вопросы: «Какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? грубым?

  • Представления дошкольников о культуре  общения.

Представления детей выявлялись через следующие вопросы: Как ты понимаешь, слова «вежливо разговаривать»?

  • Представления о формулах вежливой речи.

 Как нужно разговаривать в автобусе, на улице, дома?

  • Для  реализации своих знаний в воображаемой ситуации детям предлагались следующие вопросы:

I. Ярослав сидел за столом и играл с роботами. Тебе стало интересно. Что ты сделаешь?

II. Ты идешь вечером домой. По дороге вы встретили дворника. Что ты сделаешь?

III.  Представь ситуацию. В коридоре детского сада разговаривают

воспитатели. Среди них и твой воспитатель. Что ты сделаешь?

Почти все дети сказали, что поздороваются со всеми (в отличии от этапа констатации).

IV. Саша принёс конфеты. Он молча протянул  одну тебе. Что ты сделаешь?

V. Серёжа так увлеченно играл в машинки, что не заметили рядом стоящего друга и наступил ему на ногу. Что сделает Серёжа?

Преобладание форм вежливой просьбы в ответах детей показало, что работа по воспитанию вежливости была успешной.

На основе проведённой работы, мы сделали качественный и количественный анализ представлений детей старшего дошкольного возраста о вежливости.

 

Диагностируя детей после проведённой работы по повышению уровня вежливого поведения, мы видим, что нам удалось повысить уровень знаний и умений детей.

 

         Результаты контрольного эксперимента показали эффективность работы, проведённой нами в формирующем эксперименте, так как нам удалось повысить уровень культуры общения детей. 

        

 

 Выводы.

 

Изучая психолого-педагогическую литературу, мы определили, что вежливость является важной составной частью общей культуры человека, и степень её сформированности влияет на процесс взаимоотношений с окружающими.

         Решая цель и задачи своего исследования, мы определили, что понимается под понятием вежливости, на каком содержании мы формируем вежливость, какие методы мы используем и какие педагогические условия необходимы для успешного формирования этого нравственного качества у старших дошкольников.

         Вежливость рассматривается как моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

         Вежливость проявляется в умении выражать свои мысли и желания, пользуясь формулами речевого этикета, в умении устанавливать положительные контакты, вести бесконфликтное общение, в умении изменять внешнюю сторону общения (проявление сочувствия, внимания к сверстникам и взрослым) в зависимости от ситуации.

         Наиболее эффективными методами и приёмами формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте являются следующие:

  • культура и этикет воспитателя;
  • разъяснение, напоминание, показ;
  • оценка действий и поступков;
  • упражнения;
  • поручения;
  • контроль над выполнением правил;
  • этические беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • игры и игровые приёмы, игры-инсценировки, игры-занятия;
  • чтение художественных произведений.

Воспитанию    вежливости    способствует   такая    работа,     которая

направлена на систематизацию и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях; чтение и обсуждение произведений художественной литературы, где ярко представлены образцы вежливости; решение детьми проблемных ситуаций, в которых они должны обосновать соответствие определённых действий проявлениям вежливости; игры-упражнения, в которых дети закрепляют правила вежливости в специально смоделированных ситуациях; обогащение и активизацию словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности.

         Кроме того, успешность воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста, во многом, обусловлена особенностями общения воспитателя с детьми.

         Воспитателю необходимо быть вежливым, так как его поведение является образцом для детей.

         Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не  воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, творческую работу.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребёнка. – Екатеринбург, 1997.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
  3. Бушелева Б.В. О культуре поведения. – М., 1974.
  4. Васильева - Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М., 1996.
  5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. – М., 1989.
  7. Дорохов А. Это стоит запомнить. – М., 1968.
  8. Дошкольная педагогика / Сост. Н.А. Носкова. - Сыктывкар, 1994.
  9. Дурандина Л.В. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис…..к.п.н. – Л., 1971.
  10. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., 2000.
  11. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .…к.п.н. – Ростов н /Д., 1997.
  12. Камычек Ян. Вежливость на каждый день. – М.,1988.
  13. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9.
  14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
  15. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – М., 1975.
  16. Лихачёва. Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург, 1996.
  17. Лопатина А., Скребцова М. 500 игр по темам в детском саду, школе и дома. – Киров, 2001.
  18. Люблинская А.А. Соотношение моральных представлений и моральных привычек в поведении детей // Нравственное воспитание дошкольников / Сост. Г.Н.Эйсмонт – Швыдкая. – М., 1970.
  19. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М., 2002.
  20. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1987.
  21. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. – М., 2002.
  22. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., 1987.
  23. Портенкина Г. Упражнения по закреплению культурного поведения // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 3.
  24. Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 3.
  25. Семенака С.И. Уроки добра. – М., 2002.
  26. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. – М., 1981.
  27. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. – М., 1991.
  28. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. – М., 1978.
  29. Формановская Н.И. Речевой этикет и вежливость // Дошкольное воспитание. - 1990 - № 4.
  30. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995.
  31. Юдина Н. Уроки вежливости // Дошкольное воспитание.– 1988.-№ 4.
  32. Яковлева Е.А. Этика и этикет. Учебное пособие по культуре поведения. -  М., 1996.
  33. Яницкая Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада: Автореф. дис. ….к.п.н. – Киев, 1983

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

  Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе  – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников»

Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...

Воспитание гражданской позиции старших дошкольников

Статья будет полезна педагогам, работающим по вопросам патриотического воспитания дошкольников в ДОУ и семье...

Воспитание вежливости у старших дошкольников

Воспитание вежливости у старших дошкольников...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...