Семинар для воспитателей детского сада «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ».
консультация по теме

Тарасенкова Жанна Владимировна

Примеры описания игр для коммуникативного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vospitateley.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей детского сада

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ».

                                                                                                 Игра – это огромное светлое окно,

   Через которое в духовный мир ре-

бёнка вливается живительный по-

                                                                         ток представлений.

                                                                                            Игра – это искра, зажигающая

                                                                                   огонь любознательности.

                                                                                                                  Сухомлинский.

                                                1-й этап

                                         Общение без слов

Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т.п. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться  при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребёнка, сообщая партнёру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т.п.

Современные дети в большинстве своём не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «дочки-матери», «Постройки из кубиков», «Больница». В таких играх дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов я предлагаю игры с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет.

Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие. Начав игру с несколькими детьми, вы увидите, что к концу присоединится большинство детей.

Для этого этапа предлагаю следующие игры:

Жизнь в лесу.

            Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, по этому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся, друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребёнку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

            Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавший друг к другу; животные ходят, друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не  принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д.  Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Добрые эльфы.

            Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: « Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью, конечно же, очень уставали. Тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон – дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимыми. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть, те, кто  сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто левую эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети люди лежаться на полу, и спят, дети-эльфы – подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.п. Потом дети меняются ролями.

Волны.

            Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: « В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Ожившие игрушки.

        Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днём, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку..) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками.  Только делать это всё нужно молча, а то проснётся хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьёт в барабан, или неваляшку и пр.) передвигается по комнате, подходит к каждому ребёнку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаёт честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

2-й этап.

Внимание к другому.

        Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своём Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа - отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребёнок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

На этом этапе, наряду с широко известными и традиционными играми, такими, кА «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», можно использовать новые игры:

Общий круг.

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте  сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу  всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается  до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

Переходы.

        Дети сидят в кругу. Воспитатель просит их внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и.т. д.

        Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз - от самых светлых до самых чёрных.

Эхо.

        Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живёт в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет всё, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издаёт разные звуки (не слова, а звукосочетания), например:

        «Ау-у-у-у или «Тр-р-р-р ит.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же  может следить за очерёдностью произносимых звуков, т. е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы  прячутся  в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются, как можно точнее воспроизвести всё, что услышали.

Испорченный телефон.

Игра для пяти-шести человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шёпотом спрашивает первого ребёнка, как он провёл выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шёпотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шёпотом, чтобы никто другой не услышал и. т. д. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказал и как понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.

        Если первому ребёнку трудно сформулировать чёткое сообщение, запустить цепочку может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».

Иногда дети специально ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон, совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдёт поломку и сможет её устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

Кто сказал?

        Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.

Радио.

        Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описать кого-нибудь из группы цвет волос, глаза, рост, серёжки, какие-то должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Упрямое зеркало.

Собрав детей, воспитатель говорит: «Вы представляете, просыпаетесь вы  утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно - направо, вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой – упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребёнка, воспитатель предлагает  ему сделать что – нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. Затем дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.

3-й этап.

Согласованность действий.

        Основная задача следующего этапа - научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Правила игр третьего этапа задаются таким образом, что для достижения определённой цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учётом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Сороконожка.

        Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых сорок ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперёд. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по – прежнему держа соседей за плечи, падают на ковёр.

Лепим скульптуры.

        Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: « Пусть один из вас будет скульптором, а другой – глиной. Глина – очень мягкий и послушный материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей в различных позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из своего партнёра точно такую же статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может понимать людей. В качестве примера взрослый выбирает любого ребёнка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию. После этого дети лепят самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что - то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого взрослый вновь раздаёт фотографии, и дети меняются ролями.

Работаем вместе.

Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре человека. Каждой из- под групп он даёт задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево и т. д. затем воспитатель помогает детям распределить обязанности (например: один ребёнок копает яму, другой - опускает в яму дерево и расправляет корни, третий - закапывает яму, четвёртый – поливает дерево). После этого в течение пяти минут каждая группа репетирует свою сценку. Затем каждая из групп по очереди показывает сценку остальным детям, и те должны угадать, что изображает группа.

Слепой и поводырь.

Воспитатель помогает разделиться на пары. Одному из детей воспитатель завязывает платком глаза, он - слепой, его партнёр – поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря – провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

Сиамские близнецы.

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил – был Злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека  с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих  было всего две руки, две ноги и.т.д. давайте поиграем  в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом – единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу. А теперь попробуем позавтракать. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите ложку, в другую - хлеб. Ешьте, берите ложку в каждый рот по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ни чего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и т. д  

Надувная кукла.

Воспитатель разбивает детей на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой – накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперёд, на выдох произносит: «С-с-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем куклу сдувают, несильно нажав ей на живот, воздух постепенно выходит из неё со звуком «С-с-с-с», она опять опадает. Затем дети меняются ролями.

4-этап

Общие переживания.

Четвёртый этап состоит из игр, направленных на переживания общих эмоций. Во многих играх, приведённых выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Всё это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создаёт общность детей. На следующем, четвёртом этапе такое единство переживаний создаётся специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддерживать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.

Злой дракон

Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных  или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться два-три ребёнка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране - большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят, там обнявшись и уговаривают друг друга не боятся, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжить поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

Кто смешнее засмеётся.

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране правил Король-Смех и была у него жена Королева-Хохотунья. А ещё у них было много-много детей- Смешинок. Люди в этой стране никогда не грустили и смеялись с утра до вечера. И вот однажды в страну Смеха пришёл чужестранец. Его приняли очень гостеприимно и, конечно же, попросили рассказать о тех странах, в которых он побывал. И тогда путнику поведал им, что на все соседние государства напала страшная болезнь, люди перестали смеяться и плакали круглые сутки. Долго не спало в эту ночь королевское семейство и всё гадало, как же помочь соседям. А наутро  Король-Смех и Королева-Хохотунья собрали своих детей-Смешинок и снарядили их в дорогу, чтобы они разбрелись по свету и научили людей смеяться. С тех пор и бродят Смешинки по миру, и везде, где бы они не появились, раздаётся смех, и люди начинают веселиться. И только один раз в году все Смешинки возвращаются в своё королевство, чтобы навестить Короля и Королеву и увидеть друг друга. Что тут начинается! Они смеются так искренне и громко, что земля ходит ходуном. Давайте сегодня устроим праздник смеха и будем все вместе смеяться искренне и радостно, как Смешинки. Договорились? Тогда начали. А я посмотрю, кто из вас смеётся смешнее». Воспитатель начинает заразительно смеяться, подходит к каждому ребёнку, смеётся вмести с ним, подзывая других детей.

5-этап.

Взаимопомощь в игре.

На данном этапе становится возможным использования игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показала практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, сто нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Итак, на 4-этапе дети переживали сближение их общие и одинаковые чувства. Игры 5-этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причём в некоторых ситуациях ребёнок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т.д.

Старенькая бабушка.

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору, купить лекарство и привести  по той же дороге домой.

Живые куклы.

Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Пусть один из вас – ребёнок, а другой - его кукла. Кукла будет что-то просить, а  хозяин-выполнять её просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т.п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы и не заставлять её делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

Гномики.

Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу детей. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает  детям поиграть в гномов. У каждого из гномов есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, и оно когда- нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, и загадывать желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать, у одного из наших гномов не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание…Может, мы развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (Дети предлагают свои решения). А может быть кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, что бы гномик мог позвенеть им и загадать своё желание?». Обычно кто-то из детей обязательно предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность ребёнка и одобрение группы и взрослого.

Дискотека зайчиков.

Звучит ритмичная, весёлая музыка. «Все вы – зайчики-попрыгайчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке, и празднуете избавление от злого волка». Зайчики вместе с воспитателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки, весело скачут по полю, смеются, пищат.

Курица с цыплятами.

В игре принимают участие мама-курица и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый ведущий). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать большой кусок ткани, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного цыплёнка коршун украсть не сможет. Когда все цыплята спрятаны, коршун ещё некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. В последующих играх роль мамы-курицы и коршуна можно поручить другим, особенно проблемным, детям.

6-этап.

Добрые слова и пожелания.

Мы уже говорили о том, что самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов  было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов и в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера, можно переходить к 6-му этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчёркивать качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Обзывалка.

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Пусть  один  из нас будет Обзывашкой.  Его задача придумать и сказать как можно больше обидных прозвищ.

Другой пусть будет грустным и обиженным ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища и говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывашки лучше всего назначать наиболее проблемных

и агрессивных детей.

                                         

Спящая красавица.

                                     

«Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать красавицу,

которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже более ста лет красавица спит

непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней,

погладит ее и придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей краса-

вицы.

Пожелания.

«Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребёнка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребёнку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать всё, что угодно, ведь вы – очень могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребёнком? Не спорьте, потому что ребёнком успеет побывать каждый из вас.

Комплименты.

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Волшебные очки.

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то,  что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, весёлые, умные!». Подходя к каждому ребёнку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо кушает). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторение здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

7-й этап

Помощь в совместной деятельности.

             

        На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы

просоциального поведения:  дети должны делиться со сверстником, помогать ему в про-

цессе совместной деятельности.

         Нередко в педагогической практике программы  по нравственному развитию пред-

лагается  начинать с организации совместной деятельности, когда дети объединяются друг с другом в процессе выполнения определенного задания. Общение в таком случае строится по поводу какого-нибудь предмета, что исключает возможность непосредственного взаимодействия и может провоцировать повышение демонстратив-ности и конкурентности.

        Игры на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе,

 когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения.

Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети со-

Ревнуются не за собственный успех, а за успех  другого. Так, например, широко исполь-

зуется  игра «Мастер и подмастерья», где, для того чтобы один мастер выиграл у другого,

подмастерья  должны всячески помогать ему (при аппликации - вырезать необходимые

детали, при лепке – разминать пластилин, лепить отдельные детали, при мозаике – подыс-

кивать элементы нужного размера и цвета). Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы дру-

гого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

                                           

                                     

                                         Закончи рисунки

       Дети сидят в кругу. У каждого – набор фломастеров или карандашей и листок бумаги.

Воспитатель говорит; «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу

Слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать в начале, не вернется  к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают её одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Рукавички.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с Тосно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как  каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причём им даётся только три карандаша разного цвета.

Мастер и подмастерья.

Воспитатель делит группу по три-четыре человека. Один ребёнок мастер, остальные – подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой – искать нужные цвета, третий – намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работа готова, устраивается выставка.

Царевна – Несмеяна.

Взрослый рассказывает сказку про Царевну - Несмеяну и предлагает поиграть в такую игру. Кто – то из детей будет царевной, которая всё время грустит и плачет.

Дети по очереди подходят к Царевне и стараются утешить её и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Садовники и цветы.

Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые растут в нашей группе долго не поливать водой – они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не называли добрыми словами, а другая – садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.

Праздник вежливости.

«Сегодня в нашей группе – говорит воспитатель, - объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что – нибудь. Вы можете подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты…». Вот увидите, благодарить других за что – нибудь, - это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди ещё и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: ОБЖ в детском саду. Игра для воспитателей "Поле чудес"

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей. Чтобы в игровой форме знакомиться с работой по ОБЖ в детском саду. Данная разработка содержит примерные вопросы игры, они могут варьирова...

Картотека игр, направленных на развитие коммуникативного общения.

Все игры сборника классифицированы на три блока:1 блок - Игры, направленные на формирование навыков обмена информацией2 блок - Игры, направленные на формирование навыков...

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «Ежата». "Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и ра

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата»."Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с де...

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Проектное планирование «Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста" Разработала: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата».

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Проектное планирование «Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста"...

Семинар для педагогов ДОУ "Современные игровые технологии развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста". Презентация к семинару.

В семинаре рассказывается о коммуникативных играх для деетй дошкольного возраста, которые могут быть использованы во время образовательной деятельности,  в развлечениях, а также рекомендованы род...