Адаптация детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по теме

Николаева Валентина Николаевна

Перспективное планирование работы, содержание работы по адаптации, литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_raboty_v_period_adaptatsii.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы в период адаптации

детей младшего возраста

        Воспитателями группы был составлен план работы по адаптации детей в дошкольном учреждении. Знакомились с детьми, которые посещали ясельную группу нашего детского сада, беседовали с воспитателями ясельной группы о характере детей, особенностях их поведения в момент расставания с родителями, в момент встречи вечером. У медицинской сестры получили информацию о диагнозах, о физической здоровье детей.

        Ознакомились с «домашними детьми», изучив документы (дата рождения, мед.заключение, сведения о родителях), наметили план работы с детьми и родителями. Совместно с психологом составили календарное планирование работы на первую неделю сентября (планирование прилагается).

        Для родителей  и других взрослых членов семьи подготовили памятки о поведении взрослых в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению и о нормах и методах  общения родителей со своими детьми.

Провели анкетирование по темам «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?», «Какой Вы родитель?», «Тематика консультаций для родителей. Все анкеты были обработаны. Обработка результатов показала, что родители заинтересованы в воспитании, обучении своих детей. Были подготовлены и проведены консультации для родителей групповые и индивидуальные по темам «Психологическая безопасность ребенка», «Развитие речи в повседневном общении», «Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия», «Общеразвивающие занятия».

Было проведено родительское собрание, на котором родителей ознакомили с задачами воспитания и обучения детей 4-го года жизни, с особенностями развития (психического, нравственного, физического).

Доведено до сведения родителей, что в родительском уголке будут помещаться ответы на их вопросы в рубрике «Вы спрашиваете – мы отвечаем». В детском саду организована работа психолога, который каждую среду во вторую половину дня может проконсультировать родителей индивидуально.

Каждый из воспитателей нашей группы сообщил родителям свой сотовый телефон, чтобы родители могли в течение дня позвонить воспитателю и узнать о самочувствии своего ребенка.

Подготовили и разместили в раздевалке педагогическую библиотечку по вопросам воспитания и обучения. Разрешаем родителям брать книги домой для более подробного знакомства с интересующей их проблемой.

Приложения

  1. Анкета «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»
  2. Анкета «Какой Вы родитель?»
  3. Консультация «Психологическая безопасность ребенка».
  4. Памятка для взрослых.
  5. Памятка для родителей.

Литература

  1. А. Синельникова «Адаптация ребенка в ДОУ», Москва, 2006г.
  2. Мухина В.С. «Психология дошкольника», Москва, 2001г.
  3. Березина И.И. «Умные игры Вашего ребенка», С.-Петербург, 2008г.

Календарное планирование работы

на первую неделю месяца

воспитателя Николаевой В.Н.

        Понедельник

  • Изучение психоэмоционального состояния детей второй младшей группы

«Ёжик» во время адаптационного периода;

  • Просветительская работа с родителями об адаптационном периоде: «Мама

тоже идет в детский сад»

  • Адаптационное занятие с детьми в сенсорной комнате.

Вторник

  • Изучение психоэмоционального состояния детей второй младшей группы

«Ёжик» во время адаптационного периода;

  • Собеседование с родителями вновь поступивших детей по вопросам

адаптации;

  • Консультирование родителей и педагогов по мере обращения.

Среда

  • Изучение психоэмоционального состояния детей второй младшей группы

«Ёжик» во время адаптационного периода;

  • Сбор социальных и анамнестических данных о детях вновь поступивших в

МДОУ.

Четверг

  • Изучение психоэмоционального состояния детей второй младшей группы

«Ёжик» во время адаптационного периода;

  • Участие в проведении ПМПК МДОУ (психолог, воспитатели, логопед,

медсестра, ст.воспитатель);

  • Консультирование родителей по мере обращения.

Пятница

  • Изучение психоэмоционального состояния детей второй младшей группы

«Ёжик» во время адаптационного периода;

  • Адаптационное занятие с детьми в сенсорной комнате.

Конспект открытого мероприятия по адаптации

Тема:         «Адаптация ребенка в дошкольном учреждении»

Форма проведения: фронтальная

Воспитатель: Николаева Валентина Николаевна

Программное содержание:  сохранять и укреплять здоровье ребенка; создавать условия, направленные на формирование доверительного отношения к новым взрослым в процессе совместной предметно-игровой деятельности; помочь детям пережить адаптацию, добиваться результата – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Словарная работа: активный и пассивный словарь – повторять слова потешки «Сорока», слова игр «Коза», «Зайка».

Методическое обеспечение: приходит в гости ребенок подготовительной группы в костюме медведя. Приносит подарки: краски, бумага, атрибуты (цветы), бубен, зонт, влажные салфетки, угощения (фрукты).

Предварительная работа: анкетирование родителей, консультации для родителей, наблюдения за детьми, консультации с психологом, совместные мероприятия.

Ход занятия.

  1. Организационная часть. Проводится в музыкальном зале, дети

размещаются свободно. Часть зала оформлена цветами, деревьями (декорации).

Столы размещены у стены рядом с окном.

  1. Вступительная часть. Предлагаю детям откликнуться на стук в дверь.

Входит медведь.

- Дети, поздороваемся с Мишей! Вы узнали его?

- Да, это медведь! Он пришел к нам в гости! Миша, что ты нам принес? (рассматриваем вместе с детьми подарки).

        Предлагаю детям поиграть. Приглашаю медведя принять участие в игре.

А) Игра на развитие чувства сплоченности «Солнце и дождик» (цветы разложены на полу).

- Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. (Дети ходят по залу, собирают цветы. Воспитатель начинает стучать в бубен.) Ой, дождик пошел, бегите под зонтик, а то намочите ножки!

        Игра проводится 1-2 раза.

Б) Предлагаю сделать массаж кистей рук. Дети выполняют совместно с воспитателем – круговые движения кистей рук в сочетании с растиранием, сбрасыванием.

В) Пальчиковая гимнастика «Сорока». Круговые движения пальцем одной руки по ладони другой, загибание пальчиков.

  Сорока, Сорока! Кашу варила, деток кормила,

  Этому дала, этому дала…

  Всех накормила!

Г) Работа с бумагой. Предлагаю сделать бумажный шарик – скомкать лист бумаги.

Д) Игра «Котенок» - арттерапия – процесс совместного творчества, воспитание положительных эмоций, развитие мелкой мускулатуры рук (приготовлены на столах чистые листы бумаги, гуашь).

                - Намочил котенок лапки –

                  Он пошел гулять босой.

                  Не нашел себе он тапки

                  И скорей бежит домой.

        Дети окунают пальчики в гуашь и прикладывают к листу бумаги, оставляя «следы». Медведь тоже может «наследить» другим цветом. Вытираем ручки влажными салфетками и приговариваем:

                - Наши ручки рисовали,

                  Грязными от краски стали.

                  Ручки нужно нам помыть,

                  Полотенцем посушить.

Е) Подвижная антистрессовая игра «Коза». Проговариваю текст, дети повторяют движения.

                  Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

                  Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

                  И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

                  И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

                  И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Игра «Зайка». Дети встают в круг, выполняют действия, соответствующие тексту.

Заинька-зайка,                        Дети прыгают, поджав руки,

                                        имитируя зайку.

Маленький зайка,                Садятся на карточки,

                                        Показывают, какие они маленькие.

Длинные ушки,                        Приставляют ладошки к голове.

Быстрые ножки.                        Бегут.

Заинька-зайка,                        Движения повторяются.

Маленький зайка,

Деток боишься,                         Обхватывают себя руками,

Зайка-трусишка.                        изображая страх, «дрожат».

Ж) Русская народная игра «Раздувайся пузырь» - воспитание эмоциональных переживаний. Дети стоят рядом, образуя маленький круг. Берутся за руки, круг увеличивается. «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, да не лопайся». Пузырь лопается, дети «шшшшш», образуют маленький круг (пузырь лопнул).

 - Спрашиваю медведя как хорошо играли наши дети. Вместе с медведем хвалим детей. А теперь вместе с Мишкой раздадим вам угощения. Дети благодарят за фрукты. Прощаемся с медведем, он уходит.

        

Подвожу итог: как хорошо мы с вами сегодня поиграли, Мише очень понравились дети. А вам, дети, понравилось играть с Мишкой?

Длительность: 15 мин.

Литература:

  1. Баркан А. «Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка?», Москва, 2001г.
  2. Галанов А.С. «Игры, которые лечат», Москва, 2001г.
  3. Калинина Р. «Адаптация дошкольников к условиям детского сада»,

С.-Петербург, 2002г.

4. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками», Москва,    

     2000г.

5.  Шипицына Л.М. и др. «Азбука общения», С.-Петербург, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

  Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряже...

Презентация для родителей младшей группы на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Презентация к родительскому собранию на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"...

Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»

Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...

«Факторы адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению».

laquo;Факторы адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению»....

Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения"

Современное состояние педагогики раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется высоким уровнем интеграции образовательной деятельности с программами комплексного мед...

Сборник игр с правилами, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации

Сборник игр с правилами,  направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации составлен с учетом Федерального государственного образовательногос...