Аналитическая справка
учебно-методический материал по теме

Ерыгина Анна Игорьевна

 Мир детства целиком зависит от нас, взрослых, от душевной щедрости первого воспитателя. Наша задача – не погасить в детях огонёк познания нового, а поддержать их в исследовании мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_detstva_tselikom_zavisit_ot_nas.docx271.74 КБ

Предварительный просмотр:

             

               

                Аналитическая справка

Ерыгиной Анны Игорьевны

воспитателя

Муниципального дошкольного образовательного учреждения « Колобок» х. Денисов.

                                Х. Денисов

                                      2011г.

 Мир детства целиком зависит от нас, взрослых, от душевной щедрости первого воспитателя. Наша задача – не погасить в детях огонёк познания нового, а поддержать их в исследовании мира. И чтобы реализовать эту задачу, в нашем дошкольном учреждении, мы используем программу «Детство» под редакцией Логиновой Н.И. применяя современные технологии, методы и приёмы воспитания и обучения дошкольников. Она предполагает разностороннее, полноценное развитие ребёнка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

В своей работе стремлюсь дать детям знания, умения самостоятельного выполнения определенных заданий, то есть работаю в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Очередной, новой для него высоты, ребенок достигает в результате обучения и воспитания при выполнении многократных, последовательно усложняющихся упражнений. На этом этапе количество переходит в качество, у ребенка появляются новые умения, знания, навыки.

Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». Я обращаю особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребёнок может ярко проявить себя, выразить своё истинное отношение к тем или иным явлениям.

Обучение детей каждому виду деятельности провожу на основе системы взаимосвязанных компонентов, которую строю, используя модель «пяти пальцев»:

мизинец обозначает «замысел» (цель, мотив);

безымянный «предмет преобразования» (из чего хотим сделать);

средний – «средства» (чем осуществлять преобразования);

указательный «порядок действий» (как будем делать, с чего начать, чем закончить);

большой палец, поднятый вверх «результат» (продукт деятельности, отношение к нему, и к себе как его созидателю, т.е. включает рефлексию). Умение планировать и рефлексировать свою деятельность позволяет ребёнку быть стабильно успешным.

Работа в группах, микрогруппах позволяет мне, также как и ребёнку самому поставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

       Работая над темой самообразования «Влияние дидактических игр на развитие логико-математического мышления в старшем дошкольном возрасте.

         Актуальность проблемы объясняется тем, что развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

        В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика, где формируется навык логико-математического мышления, т.е. способность «действовать в уме» .

        Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворения. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры. В целях развития логико- математического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и  дедуктивные умозаключения.

        Убедившись в актуальности темы, я определила.

Объект исследования - логико-математическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - дидактические игры как средство развития логико-математического мышления дошкольников.

Теоретической основой данной работы послужили публикации таких авторов, как Сычева Г.Е., Носова Е.А., Непомнящих Р.Л. и других.

Цель исследования – рассмотреть логико- математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию и развитию логико – математического мышления у старших дошкольников.

2. Изучить формирование и развитие логической сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть дидактические игры как средство активизации обучения математике.

В работе я использовала МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

        1. Теоретические -  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

        2. Эмпирические – включает в себя методику диагностики интеллекта детей старшего дошкольного возраста Цветные матрицы Равена.

        3. Интерпритационно-описательные – количественный и качественный анализ эмпирического исследования.

ГИПОТЕЗА:  заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике ДОУ.

Развитие логического мышления ребенка – это процесс перехода мышления от наглядно-действенного мышления, на логическое мышление, где компонентами выступают приемы логического мышления – это логические умения, которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления.

        Роль дидактической игры в сложном процессе мышления, состоит в том, чтобы систему специальных заданий и упражнений можно организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т. п. При этом суть процесса сводится не к целевому обучению элементам математики, а к всестороннему стимулированию развития логической сферы мыслительных процессов ребенка.

        Таким образом, игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей.

        В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Изучив теоретические вопросы по проблеме «Влияние дидактических игр на развитие логико-математического мышления в старшем дошкольном возрасте», я приступила к исследовательской работе. Исходя из того, что наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и логико-математическое мышление являются ступенями интеллектуального развития, я решила исследовать уровень развития интеллекта детей.

        В исследовании принимало участие 20 детей подготовительной группы МДОУ детского сада «Колобок»  х.Денисов. Возраст детей примерно одинаковый. Обследование проводилось в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Обследование состояло из двух этапов2 первичное и повторное. Первичное обследование проходило в сентябре 2010 года, повторное в апреле 2011 года.

        Для определения уровня формирования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста я использовала методику: Цветные матрицы Равена.

        Мыслительные способности детей интенсивно развиваются в том случае, если образовательная деятельность осуществляется в системе постоянного и постепенного усложнения игр. По итогам данного этапа был разработан перспективный план занятий с нетрадиционными дидактическими играми с детьми 5,5-7 лет по математическому развитию.

        Одним из условий развития мышления дошкольников в процессе формирования математических представлений является создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей среды, выполняющей по отношению к детям различные функции6 информативную, эмоциональную, побудительную, творческую, познавательную, игровую. Я смогла обеспечить эти условия с помощью умелого использования материалов, содержащихся в таких функциональных помещениях, как интеллектуальная комната, уголок интеллектуальных игр в групповой комнате.

        Занятие по моему плану проводилось 2 раза в неделю в игровой комнате. А заниматься самостоятельно дидактическими играми дети имели возможность в группе, в иголке интеллектуальных игр. Также нетрадиционные дидактические игры, развивающие логическое мышление, включала как часть занятий по математике, так как целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

        После всех занятий мной была проведена повторная диагностика по той же методике (Тест Равена0 для определения эффективности методики.

        Динамика уровня развития интеллекта детей представлена на диаграмме:

        Я увидела, что результаты выполнения заданий стали намного выше, уровень развития интеллекта, а следовательно и логико-математическое мышление дошкольников повысился, это говорит о том, что проведенные мной подгрупповые и индивидуальные занятия улучшили процесс развития мышления, и что целенаправленное развитие мышления детей при помощи дидактических игр, приносит положительные результаты. Считаю, что поставленной цели я достигла, т.к. дети умеют мыслить, манипулировать цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов и геометрическими понятиями. А это говорит о том, что у них развито логико-математическое мышление.

        Анализ результатов моего исследования позволил выявить, что наша методика занятий с использованием нетрадиционных дидактических игр значительно повысила уровень развития логико-математического мышления у старших дошкольников.

        Результаты повторной диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на логико-математического мышления.

        Таким образом, мое предположение о том, что с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу можно развивать логико-математическое мышление старших дошкольников, нашло свое подтверждение.

В подготовительной группе вместе с детьми изготовили «волшебный круг», в котором живут времена года. Этот круг мы заполнили значками, обозначающими приметы сезона. Постепенно заполняя знаками круговую диаграмму, дети наглядно могут проследить, что происходит с одними и теми же растениями и животными в разные времена года и на собственном опыте убедиться в закономерной повторяемости явлений природы от сезона к сезону, изменениями в живой природе.

В группе создала условия для осуществления опытно-экспериментальной деятельности детей, где проводим с детьми простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой. В результате проводимой практической деятельности у детей формирует диалектическое мышление, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Широко использую ТСО и новые информационные технологии 

В работу с детьми включаю схематические источники знаний (таблицы, графическое моделирование). В познавательную деятельность детей я включаю работу с предметно-схематическими и графическими моделями. Моделирование позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы, демонстрирует существенные экологические связи в ней. Формирование разнообразных реалистических представлений о природе происходит успешно, когда использую различные формы наглядности. Наглядно - образные средства подразделяются на статические (картинки) и динамические (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы).

В результате проведённой практической деятельности сформировала у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть и беречь многообразие природы. Это позволило развить у детей сообразительность, пытливость, самостоятельность.

 Анализ результатов педагогической диагностики за 2007 – 2010г. показывает положительную динамику уровня знаний воспитанников по экологическому воспитанию:

         Высокий уровень – 47%

         Средний уровень – 48%

         Низкий уровень – 5%

      Таким образом, я считаю, что в результате проведенной работы мы добились хороших результатов:

  • дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе;
  • освоили нормы поведения в природном окружении;
  • научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей. «Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Развивать его двигательные умения – развивать ум, слух, внимание». /А.Р.Лурия/

Разнообразные медицинские, социологические, демографические исследования, показывают устойчивую тенденцию ухудшения здоровья детей. Значительно увеличилось число показателей в нарушении иммунитета. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы, органов дыхания, нервной системы и т.д.  У 60% шестилетних детей наблюдается психофизиологическая незрелость, которая проявляется в недостаточном развитии сложно-координированных движений кистей рук, пальцев, в неравномерности динамической организации движения (импульсивности), в трудностях развития вербально - логического мышления и  синдрома дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью.  В связи с этим Правительством Российской Федерации принята целевая программа «Дети России», одной из целей которой является сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в нашем учреждении отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. На наш взгляд, нужен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры  закрепляется в виде устойчивого, константного целостного  психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С нашей точки зрения, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. Принципы, лежащие в формировании единства, это:

  • принцип  развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
  • принцип формирования осмысленной моторики. Движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
  • принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
  • принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формами организации здоровьесберегающей работы являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, на стадион, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде.[3]

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Мы в своей практики используем следующие здоровье-сберегающие технологии:

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель физического воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Педагог-валеолог, специально обученный педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, психолог

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед

Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья я работаю совместно с медсестрой, инструктором по физическому воспитанию, психологом. Опираясь на программы «Спорт» Яковлева; «Театр физического развития и оздоровления» Н.Ефименко; «Воспитание здорового ребенка» Маханева.

Немаловажным является соблюдение режима, он всегда остаётся основой полноценного физического развития детей. Ежедневное проведение утренней гимнастики, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день.

Создавая свою систему оздоровительной работы, мы тесно сотрудничаем с семьёй, проводим совместные физкультурные досуги, Дни здоровья, спортивные праздники, Дни открытых дверей.

В результате этой  работы у каждого ребенка вырабатывается привычка к успеху, чувство уверенности. Это помогает стать ему доброжелательным, счастливым, а значит, и здоровым.

На мой взгляд, ведущая роль в удовлетворении физических потребностей ребенка-дошкольника в движении принадлежит подвижным играм. Игра представляет  главный для дошкольников вид деятельности. Игра же с элементами спорта предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. Вот почему моторное развитие, совершаемое дошкольниками в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольника. Значение двигательных действий в общем развитии очень велико. Ребенок в целом, как личность, находит впервые в движениях, в действиях путь к самоутверждению, к признанию себя и своих сил. Игры с элементами спорта требуют от детей таких качеств и умений, как самостоятельность, быстрота, ловкость движений, ориентировка в пространстве. Ребенок, включаясь в такие игры, в кратчайшие промежутки времени должен осознать ситуацию ( расположение партнеров и противников, положение мяча, кеглей) оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. А это требует определенных умений и навыков.

 В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Практика работы в нашем МДОУ показала, что для результативной деятельности с детьми необходим тесный контакт с семьей.

Совместно с инструктором по физической культуре проводились мероприятия  повышающие двигательную активность детей. В спортивном досуге «Сбор урожая» мы обыграли осеннее время года. Дети не только закрепили знания о полевых и садовых работах в этот период, но и творчески использовали свой двигательный опыт, проявляли инициативу в разнообразных видах деятельности.

Ко дню защитника отечества мы провели досуг « Аты-баты , мы солдаты!». В нем принимали участие как смешанные команды (папы и дети), так и «чистые», команда пап соревновалась с командой мальчиков. Состав команд постоянно менялся в зависимости от заданий.

Старшие дошкольники четко осознают себя представителями определенного пола, поэтому мы провели спортивное развлечение «Мы- мальчики, мы- девочки», где чередовались упражнения (игры), характерные большие для мальчиков и пап (девочки и мамы зрители) и наоборот для девочек и мам. Если упражнения со штангами мальчиками было выполнено под веселую бравую музыку, то девочки с удовольствием выполняли упражнения с мячами под медленную, спокойную.

 В составлении сценария летнего спортивного праздника принимали участие родители с детьми. Семейные команды должны были придумать  по две эстафеты с использованием нетрадиционного оборудования. Это повысило интерес детей и родителей к занятиям физической культурой.

Используемый мной метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 Для успешного развития по двигательной активности  большую роль играет правильно организованная предметно- пространственная среда групп и физкультурного зала. В группе она организованна мною таким образом, что каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Обстановка созданная в группе способствует  развитию движений, формированию двигательных навыков и физических качеств ( ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки и т. д.  

Физкультурно – оздоровительный уголок оформлен яркими детскими, любимыми персонажами. Детям предоставлены мячи, кегли, гантели, спортивные палки, прыгалки, мешочки с песком, обручи, и т. д. В зависимости от того, какие игры стоят по плану, меняются и спорт инвентарь.

Стремлюсь к тому, чтобы дети были всегда заинтересованы в играх, в двигательной активности, с желанием и с удовольствием принимали участие. Это обеспечивает максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития.

Центральное место в проблеме восстановления и поддержания здоровья отводится педагогическим факторам, предполагающим управление работоспособностью людей и восстановительными процессами посредством целесообразно организованной мышечной деятельности. Возможности педагогических факторов восстановления многообразны. Здесь следует отметить подбор, вариативность и особенности сочетания методов и средств в процессе построения программы тренировочных занятий.

Как известно под творчеством понимается деятельность человека, направленная на создание культурных и материальных ценностей, а также порождающая нечто количественно новое, никогда ранее не имевшее место. Под творчеством воспитателя, понимается создание физических культурных ценностей через создание качественно новых подходов к подготовке и проведению общеразвивающих упражнений известным практике способом. Творчество в педагогической деятельности представляет собой процесс решения многочисленного ряда педагогических задач. Основной цели обучения и воспитания в коллективе воспитатель достигает сложными путями, в числе которых преобразование обучения детей в самообучение, внешней регуляции их действий и поступков в саморегуляцию. Решив такую важную задачу воспитатель может, лишь осознав общую цель, разложив ее на целый ряд более частных, соподчиненных целей, преобразовав их в конкретные педагогические задачи, проявив творческий подход к делу.

  В нашей группе устранены границы между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.

 

. При создании развивающей среды, мы стараемся учитывать и уважать мнения самих детей. Представления взрослых об удобстве, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребёнка об этом. Например, воспитатели из лучших побуждений стараются обустроить группу мягким уголком, а наши дети предпочитают этому поролоновый мат. На нём можно попрыгать, поваляться, легко перенести в другое место. В такой обстановке наши малыши чувствуют себя более спокойно и уверенно. Мы, воспитатели и сами являемся частью развивающей среды группы. Всегда стараемся быть спокойными, естественными, соблюдать педагогические заповеди.

Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Для развития мелкой моторики рук у нас имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки и т.д. С этой же целью мы включаем в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм, цветов и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Для маленького ребёнка игрушкой служит всякая вещь, стоимость её при этом далеко не самый важный показатель полезности. Так, мы решили изготовить из пустых пластиковых бутылок развивающие игрушки. Содержимое бутылочек самое разнообразное: конфетти, цветные пуговицы, бусины, крошки пенопласта, лапша, вата, фольга, вода разных цветов и т.д. Тут же игра «Весёлый ветерок» с трубочками — для развития дыхания. Таких бутылочек у нас целый ящик. Это прекрасный уголок для экспериментирования и пополнения сенсорного опыта.

Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону нам — воспитателям следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру и т.д. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающём. Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности и заняться любимым делом. Для этого пространство группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры». Развивающие уголки расположены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти, найти себе занятие по душе.

Мир маленького ребенка это мир отдельных реальных предметов и объектов. А познаёт малыш этот мир, исследуя его и экспериментируя. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

Особое внимание в воспитании малышей необходимо уделять формированию доброго и бережного отношения к рукотворному миру. Формирование такого отношения строится на понятном, близком и доступном детям содержании. Материальная основа такого содержания прежде всего состоит из предметов, действительно принадлежащих детям и находящихся в их распоряжении. В первую очередь, это относится к игрушкам.

Через игрушки, изображающие живые существа (куклы), мы — воспитатели стараемся заложить детям сочувственное отношение к ним, как если бы они действительно были живыми. Для этой цели в группе создан прекрасный кукольный уголок. Отношение к куклам включает целую гамму чувств: заботы, сострадания, жалости, желания помогать и т.п. Игрушки, отображающие различные, созданные человеком предметы труда, быта (кубики, посуда, машины, мебель), помогают сформировать у ребёнка аккуратность — основу бережного отношения к ним, приобщать к уходу за игрушками. Играя в кукольном уголке с детьми, мы продолжаем знакомить детей с сенсорными эталонами (цветные треугольные салфетки на столе, соответствующего цвета посуда).

Большую помощь в создании развивающей среды группы оказывают родители наших деток. Мы стараемся общими усилиями создать для наших детей необходимые условия для их полноценного развития. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома. Родители всегда приходят нам на помощь. Спасибо им!

Когда мы видим в глазах детей радость, благодарность, то получаем такой энергетический заряд, что просто не можем остановить полет творчества и продолжаем радовать своих курносиков все новыми и новыми сюрпризами.

В работе, как с детьми, так и с родителями использую демократический стиль общения, на основе сотрудничества, а не на принципах сухого наставления. Подбираю интересную, актуальную тематику бесед, консультаций, диспутов, папок-передвижек для родителей, организует вечера – досуги. Я постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Как было приятно, когда родители с удовольствием приняли участие в творческом домашнем задании. Совместно с детьми были придуманы и изготовленны прекрасные работы к  выставке «Очарование». К вечеру – досугу по теме6 «Постарались от души, все работы хороши». Конечно, с нашей стороны были отмечены все работы. Мероприятие прошло в прекрасном ключе дружелюбия и любви к своим детям. Одним из методов взаимодействия является проведение праздников, в которых с большим удовольствием участвуют как дети, так и родители. Проведенное среди родителей анкетирование на тему «Оценка роли воспитателя в развитии ребенка» показало, что 90% родителей дают высокую оценку работе педагога.

 Активная, интересная и бурная жизнь протекает в нашем детском саду. Сколько интересных мероприятий совместно с родителями, детьми и педагогами у нас проходит. Эти мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. В жизни детского сада мы принимаем самое активное участие:

  • участие в выставках детских работ «Моя семья», «Осенняя сказка», «Летнее чудо», «Любимые сказки», «Зимняя фантазия»;
  • участие в проектах: «Два рояля»,совместно с родителями «Возрождение народных традиций», «Зелёный огонек»;
  • участие в районном методическом объединении совместно со школой «Экологическая тропа»
  • участие детей на концертах к праздникам в х.Денисов, х.Крутоярский.
  • участие в местном Доме Культуры х.Денисова, детском конкурсе «Мисс Дюймовочка»; награждены похвальным листом.
  • участие в районном смотре юных талантов художественной самодеятельности «От улыбки станет всем светлей»………….

                В 2009 году мои первые выпускники поступили в первый класс. Они часто приходят в группу рассказать о своих успехах, поиграть в детском саду с малышами. Наблюдая за тем, как адаптируются мои бывшие воспитанники к школьной жизни, хочу отметить, что благодаря проведенной работе они безболезненно «встроились» в новую для себя обстановку, быстро привыкли к новым условиям повседневной жизни, что закономерно сказывается на уровне их успеваемости. Они не «зажаты», легко включаются в любую деятельность, творчески воспринимают новый материал, свободны в общении с детьми и взрослыми, продуктивно работают в микро-группах. Ребята имеют высокий уровень знаний, активно участвуют в школьных мероприятиях, посещают кружки. Могу с уверенностью сказать, что мой труд помог многим моим воспитанникам сполна реализовать себя  на данном жизненном этапе. Впереди их ждут новые успехи и достижения. Приятно сознавать, что частичка этих достижений принадлежит и мне.

Я стараюсь быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования, четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата. Для этого изучаю методическую и педагогическую литературу, самообразование:

« Подвижная игра- как средство полноценного развития ребенка»,» Влияние дидактических игр на логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста», пользуюсь Интернет ресурсами.

 Работаю в тесном сотрудничестве с педагогами своего детского сада и дошкольных учреждений района. Делюсь опытом своей работы по самообразованию с коллегами через открытые занятия, презентации, выступления на педагогических советах, методических объединениях.

С дошкольниками всегда очень интересно. Конечно, есть и трудности, но радости дети доставляют больше, чем огорчений, и к концу выпуска из детского сада так сближаешься с ними, что расстаешься с тяжелым сердцем. Но сознание того, что дети уходят с полученными знаниями, умениями и навыками, полученными от тебя, - наполняют сердце гордостью за свою профессию.

Горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы коллег, курсы усовершенствования, семинары, методические объединения, собрания и консультации для родителей, изготовление наглядных пособий- все работало на приобретение опыта.

                Принимаю активное участие в жизни детского сада. Участвовала в КВН, конкурсах, награждена грамотами, усовершенствовала знания на курсах повышения квалификации :

  • грамота за «Проявление творческих способностей в организации воспитательно-образовательного процесса»;
  • за участие в выставке «Очарование»;
  • за «Лучший»;
  • за «Лучшее оформление участка летом»;
  • за «Лучший уголок книги»;
  •  учавствовала в КВН, победила с командой в конкурсе «Если был бы я ребенком…»;
  • заняла 1 место в конкурсе  «Создание предметно-развивающей среды в группе»;
  • участвовала в конкурсе «Спортивный уголок»; с приглашением независимого жюри (учитель физкультуры), где заняла - 1 место;
  • принимала участие 2009году в областном конкурсе в номинации  «Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
  • получила грамоту от заведующего отделом образования « За особые успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности воспитанников, активное участие в методической работе района, подготовку и проведение мероприятий на высоком профессиональном уровне, внедрение инновационных программ и технологий»
  • награждении похвальной грамотой за участие в празднике посвещенном «Дню Матери»;огркомитет ДК и школы.
  • получила удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по проблеме: « Деятельность экспертов в условиях аттестации педагогов ДОУ».

Претендент:                                        Ерыгина А.И.

Данные в аналитической справке проверены и соответствуют действительности.

Заведующий МДОУ «Колобок»        Якимова Т.В.

х. Денисов.        16.06.2011год

                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о педагогической деятельности

Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ

Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...

Аналитическая справка о деятельности воспитателя

В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...

Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик»)   ...

Аналитическая справка программы развития МДОУ д/с № 17

Модель управленияПаспорт программыОсновные принципы построения и реализации Образовательной программыАнализ достижений...

Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.

              Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...