Презентация "Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ"
презентация на тему

Бочарникова Светлана Васильевна

  Идея моей призентации заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида  № 12

Приобщение  детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ

Подготовила:

Бочарникова С.В.

Музыкальный руководитель МБДОУ №12

        

                                                         2013 год

   Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления.

Поэтому, я сформулировала свою педагогическую идею, так: « Приобщение  детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением информационно коммуникационных технологий».

            Реализуя поставленную мною цель: 

использование  ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству, я выделила ряд задач:

  • повышать мотивационную  готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
  • использовать интеграцию образовательных областей на основе музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ;
  • переместить акценты музыкального восприятия от словесных представлений к наглядным образам.

       В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов.

       Поэтому в своей деятельности я опираюсь на интеграцию образовательных областей выделенных в 655 приказе, делая акцент на образовательные области  «Музыка» и «Художественное творчество».

      Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.

Сущность  идеи:  использование информационных технологий  для повышения  мотивации у детей в музыкальном развитии и приводит к целому ряду положительных следствий:
 .      психологически облегчает процесс усвоения  материала детьми;
.
      возбуждает живой интерес к предмету познания;
·      расширяет общий кругозор детей;
·      возрастает уровень использования наглядности на занятиях.

Новизна идеи:
          Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс музыкально-художественной деятельности, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих  способностей детей.

        Какова же актуальность   использования ИКТ в образовательной области «Музыка»:

Происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного); усиливается  положительная мотивация к обучению воспитанников;

создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия, активизируется познавательно - речевая деятельность.

         

      Видны преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ:

  • Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
  • Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок - отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз  показывает одобрительный жест)
  • Гармоничное сочетание традиционных средств,  с применением презентаций  позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию  (например: лучшие детские работы - в телевизор)

      Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы. В таком интегративном качестве, как «Любознательный, активный» музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес.

В «Эмоционально-отзывчивый» - повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений.

«Овладевший необходимыми умениями, навыками» - улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?

Компьютер это –

Наглядное пособие

Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

Средство подготовки выступлений.

Источник (учебной, музыкальной) информации.

      Для решения поставленных цели и задач я, как музыкальный руководитель, применяю различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках, по всем видам музыкальной деятельности:

  • Эмоциональное восприятие музыки детьми
  • Пение
  • Развитие слуха и голоса (музыкально-дидактические игры)
  • Игре на детских музыкальных инструментах
  • Музыкально-ритмических движениях

Для эмоционального восприятия музыки: я применяю такой приём, как сочетание музыки с анимационными эффектами, который способствует более эмоциональному  восприятию детьми музыкальных произведений.

Мультимедийные иллюстрации помогают  определить   характер  музыкальных произведений.

Анимационные  фоны создают эмоциональный положительный настрой у детей.

Для развития ритмического слуха я  использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые  длительности– маленькие), что способствует  большей заинтересованности детей.

Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности.

Для развития ритмического слуха опора на наглядность способствует развитию фантазии, образности.

В  игре на детских музыкальных  инструментах используемые  презентации, видео-партитуры дают возможность проявить детям свои творческие способности.

Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.

При знакомстве с творчеством  композиторов, использование компьютерных программ позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное.

Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.

Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них.

Для обучения музыкально-ритмическим  движениям и танцам я предлагаю компьютерное пособие - мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий момент дети смотрят на своё творчество с экрана.

В таком направлении, как пение, я предлагаю детям   видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.). Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению.

Разучивание с детьми  песен с использованием   мнемотехники способствует более быстрому запоминанию текста (Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации): например, «Солнышко» муз. И сл. А.Ярановой.

Используя в структуре  занятия включения видеоролика, различных творческих  заданий,   я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более  5-7 минут).

Использование средств информационных технологий:

  • стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
  • позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий).
  • Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей.  

Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.

По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения. 

И как результат -  улучшение  памяти у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.

           Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.

Я повысила свою информационную и профессиональную компетентность.

             

 Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.

При этом, конечно же, не стоит забывать:  в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

        

      Литература:

Интернет-ресурсы:

 Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ д /с №12 Г.Новочеркасска Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12

Слайд 2

Моя педагогическая идея : Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления. Звучит она так: «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ». Цель : использование ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству.

Слайд 3

Основными задачами являются:

Слайд 4

Обоснованность идеи применения ИКТ В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи : использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: . психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; . возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях; Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.

Слайд 5

Актуальность педагогической идеи 1 2 3 4 При использовании ИКТ происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного) Усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников Создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия Активизируется познавательно-речевая деятельность

Слайд 6

Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ

Слайд 7

Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы ИКТ

Слайд 8

Средство подготовки выступлений Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение Функции компьютера в педагогической деятельности муз.руководителя Источник учебной, музыкальной информации Наглядное пособие

Слайд 9

Использование ИКТ по видам деятельности Эмоцио нальное восприя тие музыки детьми музыкально-дидактические игры Музыка льно -ритмические движе ния Пение Игра на детских музыкаль ных инструмен тах Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Слайд 10

Сочетание музыки с анимационными эффектами улучшает эмоциональное восприятие музыки детьми

Слайд 11

Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений

Слайд 12

Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой

Слайд 13

Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые – маленькие) ), что способствует большей заинтересованности детей. Модели для развития ритмического слуха. Задание: Прохлопать ритмоформулы или сыграть их на детских музыкальных инструментах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности. Модель для развития звуковысотного слуха – пропевание , прохлопывание «Весёлый мышонок» Видеопособие для развития звуковысотного слуха.

Слайд 2

Для развития ритмического слуха опора на наглядность способствует развитию фантазии, образности Музыкально-дидактическая игра «Что приносит Новый год?» Прохлопай и произнеси ритмослогами ритмические картинки. Сыграй ритм на музыкальном инструменте .

Слайд 3

В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить творческие способности. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.

Слайд 4

При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ, позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное. Рассматривание мультимедийного портрета Слушание произведения композитора Просмотр видео иллюстраций к произведениям Мусоргский М.П. Прокофьев С.С.

Слайд 5

Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Э то прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Скрипка Кларнет Валторна Литавры Виолончель

Слайд 6

В освоении музыкально-ритмических движений использую: Схемы танцевальных движений Фотографии, видео выступлений детей

Слайд 7

В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.) Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. «Снежинка»- рисуем голосом, пропеваем за движением снежинки «Музыкальная лесенка» Для развития певческого диапазона.

Слайд 8

Используя в структуру занятия включения видеоролика, творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей ( с учётом требований СанПин : просмотр видеоролика не более 5-7 минут) 1. Музыкальное приветствие 2. Просмотр видеоролика 3. Ответы на вопросы 4. Творческое задание ( изобрази капельки дождя на муз. инструментах, шуршание листочков и т.д.) , дидактическая игра («Четвёртый лишний» найти лишний муз. инструмент, дорисуй муз. инструмент и т.д.) 5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов

Слайд 9

Использование средств информационных технологий: Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.

Слайд 10

Динамика развития музыкальных способностей Диагностический инструментарий : К.В.Тарасовой 2010-2011 2009-2010

Слайд 11

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

Слайд 12

Источник информации: http://www.musical-sad.ru Фоновые рисунки: http://images.yandex.ru/ Фото: из архива Бочарниковой С.В..

Слайд 13

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Статья на тему: «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением Mimio»

Статья об использование Mimio - технологий, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству...

«Художественно-эстетическое развитие детей младшего возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

По мнению В.А.Сухомлинского «художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

Семинар для педагогов ДОУ"Художественно-эстетическое развитие детей посредством интеграции различных видов деятельности"

Цель: развитие фантазии, воображения, творческого мышления педагогов при работе с детьми по направлению «художественно-эстетическое развитие детей посредством интеграции различных видов деятельн...

Мастер-класс на семинаре-практикуме "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"

семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"...