«Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексных занятий»
методическая разработка по теме

Дегтярева Татьяна Валентиновна

 

Педагогический совет в МБДОУ

на тему:

«Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексных занятий»

Задачи:

 

1.        Познакомить педагогов с особенностями интеграции образовательных областей в процессе организации комплексных занятий.

·        понятием «интеграция»;

·        структурой развивающего занятия (комплексного);

·        формами работы с детьми в соответствии с видами деятельности.

2. Сформировать представления у педагогов о формировании у детей дошкольного возраста компетентностей и взаимосвязи с интегративными качествами воспитанников.

3.     Закрепить знания о содержании образовательных областей, особенностях традиционного обучающего и развивающего занятий.

 

Подготовительная работа:

Педагогический совет проводится в музыкальном зале. Звучит спокойная музыка. В зале расставлены 4 стола, на которых лежит: клей, фломастеры, ножницы. В центре каждого стола приклеен определенный фрукт.

Перед входом в музыкальный зал педагогам предлагается взять с разноса фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и сесть за любой стол.

 

Ход педагогического совета:

Здравствуйте уважаемые педагоги!

Прежде чем мы начнем наш педагогический совет, предлагаю поиграть в игру “Фруктовый салат”.  Игроки стояк в кругу. Ведущий называет какой-либо из трех фруктов (яблоко, груша, банан, апельсин) – игроки с таким названием должны поменяться местами. Если называется “Фруктовый салат”, то местами должны меняться все.

После игры предлагается занять места согласно выбранным фруктам.

Тема нашего педагогического совета: "Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексных занятий»

Повестка дня

1.     «Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексных занятий». И.О.Ф. , заместитель заведующего по УВР, (сообщение)

2.     Деловая игра: «Организация комплексных занятий в МБДОУ», И.О.Ф. , заместитель заведующего по УВР,

3.     Выработка решений педсовета.

 

Первый вопрос, который мы сегодня рассмотрим - «Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексных занятий». Начать хочется словами:

«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад».

В настоящее время, изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, предполагают:

·        Выбор новых форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями

·        Использование новых технологий деятельностного типа

·        Организацию эффективной и безопасной совместной и самостоятельной деятельности детей.

В соответствие с приказом «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23  ноября        2009 г. №   655, образовательный процесс с  детьми дошкольного возраста строится с учетом образовательных областей по основным четырем направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

   А сейчас предлагаю вам поиграть в игру.

Деловая игра: «Организация комплексных занятий в МБДОУ»

На стол кладется конверт, в котором содержится пустая таблица (Таблица №1) и разрезанные детали к ней. В таблице указаны: направление, область и вид занятии. Воспитателям необходимо проанализировать содержание каждой детали, соотнести с названием колонок и правильно расположить их в пустой таблице, чтобы сверить ответ с таблицей (таблица №2).

1. задание «Учет образовательных областей при организации комплексных занятий»

Предлагаю вам соотнести образовательные области в соответствии с направлениями (таблица №1).

Таблица №1

Направление

Область

Вид занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Прошу сверить с правильным ответом (таблица №2)

Таблица №2

(правильный ответ)

Направление

Область

Вид занятия

Познавательно-речевое направление

Познание

Обучение грамоте

 

Формирование элементарных математических представлений

Конструирование

Коммуникация

Развитие речи

Чтение художественной

литературы

Ознакомление  с художественной литературой

Социально-личностное направление

Социализация, труд, безопасность

Ознакомление с окружающим миром

Художественно-эстетическое направление

 

 

Музыка

Музыкальное

Художественное творчество

 

 

Рисование

Лепка

Аппликация

Физическое направление

 

 

 

Физическая культура, здоровье

Физкультурное

 

 

 

Итак, каждая команда представляет правильный ответ.

Мы с вами видим, что существует 4 основных направления, 10 областей, 11 видов занятий.

Содержание работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

В ФГТ указано, что образовательный процесс в ДОУ должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Что же такое интеграция? (заслушиваю варианты ответов педагогов).

Интеграция-объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития. Интеграция образовательных областей предполагает взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности.

В разных возрастных группах наблюдается следующая интеграция:  

(Анализ Комплексных занятий в МБДОУ по программе под редакцией М.А.Васильевой,   авторы – составители: О.П. Власенко, Т.В. Мезенцева,)):

 

1 младшая группа наблюдается интеграция:

·        Коммуникация, Музыка и Социализация

·        Художественное творчество и Чтение художественной литературы

 

2 младшая группа

·        Социализация, музыка и  Художественное творчество

·        Познание и Художественное творчество

·        Коммуникация и Художественное творчество

·        Чтение художественной литературы и Музыки

·        Социализация и Физическая культура

 

Средняя группа

·        Познание и Художественное творчество

·        Познание и Физическая культура

·        Коммуникация и Художественное творчество

·        Чтение художественной литературы и Музыки

·        Художественное творчество и Музыки

 

Старшая группа

·        Познание и Художественное творчество

·        Познание и Музыки

·        Познание и Физическая культура

·        Социализация и Художественное творчество

·        Чтение художественной литературы и Физическая культура

 

Подготовительная группа

·        Коммуникация и Социализация

·        Познание и Художественное творчество

·        Чтение художественной литературы и Социализация

 

Таким образом, можно отметить, что наблюдается проникновение в основном во всех группах таких областей, как  Физическая культура, Музыки, Художественное творчество в другие. Такое проникновение позволяет менять динамическую позу  и вид детской деятельности, что делает занятие более интересным, познавательным, т.е.более эффективным.

Каждая образовательная область решает ряд задач, направленных на развитие ребенка.

2. Задание.

Определите задачи, которые соответствуют данным образовательным областям. ( В конверте общая таблица (таблица №3) и разрезные части: направления и задачи).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством (из опыта работы).

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным и...

Обмен опытом. «Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. ...

Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в дошкольном отделении.

Принцип интеграции образовательных областей  - является одним из основных принципов  развития современного дошкольного образования. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошк...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Консультация для воспитателей ДОУ "Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ"

Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ...

Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обес...

«Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Интеграция образовательных областей - это форма организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которой лежит основополагающий принцип развития современного дошкольного образования.Интеграция сп...