Проект
проект (подготовительная группа) на тему

Блюмгарт Анна Петровна

Социально-значимый проект "С чего начинается Родина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственному - патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина?»

в подготовительной к школе группе

Автор: Блюмгарт Анна Петровна

(Картинка с красной площадью.)

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет!

                                                                 С.Михалков

Актуальность темы:

         В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

         Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

          Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Цель проекта:

          Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи:

          Образовательные – знакомить детей с родным городом, его историей, символикой, достопримечательностями, знакомить с культурой и традициями; закреплять понятие о «семье», умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; знакомство с народным фольклором, народными подвижными играми, народными промыслами; формировать знания об армии, об особенностях  военной службы.

           Развивающие – развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

           Воспитательные – воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким; воспитывать бережное отношение к природе; пробуждать интерес к сказкам, народным играм.

Тематическое планирование на 6 месяцев:

Сентябрь – «Мой дом – моя семья»

Октябрь – «Мой родной город»

Ноябрь – «Столица нашей Родины – Москва»

Декабрь – «Знакомим с русской народной культурой»

Январь – «Земля наш общий дом»

Февраль – «Защитники Отечества»

Предварительная работа с детьми и их родителями:

1.        Презентация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (Приложение 1)

2.        Презентация для детей на тему: «Что такое патриотизм?» (Приложение 2)

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе:

Сентябрь

        Мой дом –моя семья        

Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить понятие семья.        

1.        Беседа с детьми о членах семьи: мама, папа, бабушка и др.

2.        Беседа с детьми о мамах: как зовут, что делает и т.д.

3.        Беседа с родителями о том, что дети должны иметь в семье постоянные обязанности.

4.        Беседа с родителями о том, какие конкретно обязанности есть у их ребенка в семье.

октябрь        

Мой родной город        

Расширять знания детей об истории нашего города, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.        

1.        Целевая прогулка по близлежащим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы свое название, много домов, у домов свои номера.

2.        Занятие «Мой родной город».

3.        Беседа о домашних адресах

4.        Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.

Ноябрь

        Столица нашей Родины – Москва

        Воспитывать любовь к столице нашей Родины – Москве, желание видеть его красивым, экологически чистым, знакомить с памятниками русской культуры.        

1.        Занятие «Наша столица – Москва»

2.        Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Москвы.

3.        Рассматривание станций московского метрополитена.

4.        Рассматривание фотографий памятника «Неизвестному солдату или памятника героям, павшим, защищая родину».

декабрь        

Знакомим с русской народной культурой

        Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать стремление подражать народным мастерам, вызвать интерес к жизни на Руси, знакомство с народными праздниками.        

1.        Рассматривание матрешек. Оформление выставки матрешек.

2.        Рассказать о народных играх.

3.        Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, рассматривание русских национальных костюмов.

4.        Послушать в грамзаписи русские народные песни.

январь        

Земля наш общий дом        

Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии; воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего; знакомить с традиционными символами на картах, частями света.

        1.        Беседа о России, о талантливости русского народа.

2.        Рассматривание иллюстраций, открыток, книг с изображением русских национальных костюмов.

3.        Внести в книжный уголок иллюстрации красивых зданий разных городов России. Внимательно рассмотреть их с детьми.

4.        Познакомиться с географической картой, учить «читать» ее, дать знания о богатствах России.

февраль        

 Защитники Отечества        

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.        

1.        Имена героев в названии улиц нашего района.

2.        Города – герои.

3.        «Есть такая профессия – Родину защищать»

4.        Составление творческого рассказа на тему: «О Российской Армии»

Также запланировано включить в работу Художественное творчество:

- Москва деревянная (рисование)

- Москва белокаменная (рисование)

- крынка (лепка)

- роспись рушника (рисование)

- русские поверья (рисование)

- «Карусель» (лепка по сюжетным небылицам)

- Русские богатыри (рисование)

- Храм Василия Блаженного (аппликация)

- творческие композиции: золотая Хохлома, голубая Гжель (глина), Жестово (рисование)

- Мой родной дом (рисунок)

- модели планет (лепка)

- разные расы (рисование)

- летят самолеты (лепка)

- ракета (аппликация)

- корабль (аппликация)

- улицы города (аппликация)

- лодка (лепка)

- салют над городом (рисование)

- мы за мир (рисование)

- наша Армия родная (аппликация)

Социализация:

- дидактическая игра «Автомобили»

- дидактическая игра «Куда едут машины»

- дидактическая игра «Кому, что подойдет»

- дидактическая игра «Где, что найдешь»

- дидактическая игра «Сложи картинку»

- дидактическая игра «Лото»

- дидактическая игра «Как настоящие строители»

- дидактическая игра «Чей домик?»

- дидактическая игра «Башня»

- дидактическая игра «Найди пару»

- дидактическая игра «Отвечай быстро»

- дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»

- дидактическая игра «На воде, на земле, в воздухе»

- дидактическая игра «Где ты живешь?»

- дидактическая игра «На чем я путешествую?»

- сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу»

- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на теплоходе»

- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на поезде»

- сюжетно – ролевая игра «Путешествие в музей»

- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на границу»

- сюжетно – ролевая игра «Праздник на нашей улице»

Также используются народные подвижные игры.

Художественная литература:

- «Лучше нет родного края» П.Воронько

- «Где всего прекрасней на Земле» Д.Павлычко

- «Поезжай за моря – океаны…»М.Исаковский

- «День рождения страны (отрывки)» Я.Аким

- «Давайте дружить» И.Мазнин

- «Каравай» Я.Дягутите

- «Незнакомые друзья» Г.Граубин

- «Кем быть?» В.Маяковский

- «А что у вас?» С. Михалков

- «Про счастье» В. Данько

- «Русская матрешка» Т.Шпикалова

- «О народной вышивке» Л.Токмаков

- «Первый в космосе» В.Бороздин

- «Шаги над планетой» А.Леонов

- «Февраль» С.Маршак

- «Дозор» З.Александрова

- «Шинель» Е.Благинина

- «На заставе» А.Барто

- «Мой брат уехал на границу» О.Высотская

- «Твои защитники» Л.Кассиль

- «Волга» З.Александрова

Также используются «Родные сказки» Т.Шорыгина

Итоговое занятие «С чего начинается Родина?»

Программное содержание: воспитывать у детей любовь к своей, родному городу, народному творчеству, формирование патриотических чувств; закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.

ХОД НОД

Дети, стоят вокруг воспитателя. Звучит песня М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

(Картинка с просторами России)

 

Воспитатель. Дети, знакома ли вам эта песня? Слышали вы ее раньше? (Ответы детей)

Сегодня мы поведем разговор о нашей стране. Как она называется?

Воспитатель показывает Россию на карте.

Мы с вами живем в России, мы Россияне. Россия – большая страна, и ее населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. Мы с вами на каком языке говорим? (На русском)

Далее воспитатель спрашивает, как дети понимают словосочетание «родная страна».

Поясняет, почему родная – здесь жили и родились наши прабабушки и прадедушки, наши родители.

В нашей стране много рек, озер, морей! Ребята, а какие реки знаете вы? Подумайте, о чем эта загадка:

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

-Молодцы! А какая река протекает в нашем городе? (Волга)

Мы уже много раз с вами беседовали о Волге. Послушайте, как в русской народной сказке в обработке С.Я.Маршака говорится о начале Волги:

«Меж болот из мелкого колодца

Ручеек, не умолкая, льется.

Неприметен чистый ручеек,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдешь его через дощечку,

А глядишь – ручей разлился в речку.

Пред нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой –

Матушкой, кормилицей родной!»

Воспитатель. Почему в народе так называют Волгу – матушкой, кормилицей?

А еще называют Волгу рекой – красавицей. Почему? (Ответы детей        )

А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Через ручеек».

       На земле чертится ручеек – две линии на расстоянии 20 – 25см. Детям предлагают перепрыгнуть с места через ручеек, отталкиваясь сразу двумя ногами. При этом можно напомнить, что ручеек глубокий, надо быть внимательным и не «промочить ноги». Постепенно расстояние между линиями увеличивается до 35 -40 см.

       После многократных повторений этого упражнения можно начертить несколько ручейков, один шире другого. В этом случае дети перепрыгивают сначала через узкий, затем через более широкий и через самый широкий. Если кто из детей не перепрыгнул через первый или второй ручеек, он должен перепрыгнуть его еще раз и только подходить к следующему.

      Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть главный город – столица; как называется столица России?

Дети. Москва.

Воспитатель. Москва старинный и древний город. Много лет назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Затем стали селиться люди, образовалось много маленьких сел. Князь Долгорукий решил объединить эти села – ведь вместе было легче ловить рыбу, охотиться на зверей, защищаться от врагов. Так появилась Москва. Москва – необыкновенно красивый город. Недаром народ сложил поговорки и пословицы о Москве. Дети вспоминают пословицы и поговорки о Москве.

       Затем воспитатель рассказывает, что у каждой страны есть свои символы: герб, флаг, гимн.

        Рассматривает их с детьми, слушает гимн.

Воспитатель. Где можно видеть флаг и герб? (Ответы детей) Теперь я предлагаю вам поиграть в Дидактическую игру «Собери пазл» (Разрезные картинки в виде герба и флага»

         Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

         Игровое задание: складывать картинки из частей.

         Правила игры: выигрывает тот, кто раньше других сложил свою картинку.

         Оборудование: целые картинки с изображением герба и флага, те же картинки, только разрезанные на восемь равных частей.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием.

Воспитатель. А теперь мы проведем викторину. Я буду задавать вам вопросы, а за правильный ответ вы будете получать фишку. Кто больше всех получит фишек, тот и будет победителем.

1.        Как называется город, в котором ты живешь?

2.        Как называется улица, на которой ты живешь?

3.        Скажите мне название улицы, на которой находится наш детский сад?

4.        Назовите номер своего дома.

5.        Сколько этажей в вашем доме?

6.        Как зовут ваших родителей?

7.        Как зовут жителей нашего города?

8.        Как называется транспорт , на котором вы едите в детский сад?

Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь давайте подведем итоги. Подсчитаем фишки. Чевствование победителей: круг почета. Награждение всех детей магнитами с изображением нашего города.

Воспитатель. Также на Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Давайте вспомним народное творчество: нашу знакомую и близкую для нас игрушку – матрешку. Загадаю, дети, вам загадку, а вы ее отгадайте: «Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем». Конечно, это всем нам знакомая матрешка.

(Картинка с матрешками)

 

Послушайте, дети. Какие добрые и теплые стихи складывают люди о матрешках.

«Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем».

«Шла по ягодку Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

«И куда ж такую сласть

Мне теперь подружки, класть?»

«Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках».

«Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут –

Всех Матрешками зовут».

«Шли матрешки по дорожке

Было их немножко,

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка».

«Сладким чаем угощаем

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем».

«Как у нашей у хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрешки вышли в юбочке».

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка».

                                                                           А.Алехин

Воспитатель.

- Русская матрешка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.

Затем воспитатель предлагает взять матрешек и рассмотреть их.

- А теперь, ребята, попробуйте  нарисовать и расписать понравившуюся вам матрешку, но перед этим проведем пальчиковую игру «Матрешки»  и разомнем наши пальчики.

Как в большой-большой матрешке,

 Есть поменьше, на немножко,

 Ну а в ней - еще немножко,

 Ну а в ней - матрешка-крошка,

 Ну а в крошке - никого.

 Их четыре же всего.

 Дети самостоятельно рисуют.

В конце занятия все работы выставляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...