"Тайна моего Я"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Квочкина Наталия Анатольевна

Открытое занятие по развитию социальной одаренности дошкольников. С использованием диагностики и коррекции по Никольской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_tsrr_detskiy_sad.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад  № 84

Открытое занятие «Тайна моего Я»

Проводит: педагог-психолог Квочкина Н.А.

Место проведения: комната - релаксации

Продолжительность: 30 минут

Материал для проведения: листы А4, цветные карандаши, картинки.

Участники: дети 4-6 человек

Форма: игровой тренинг

Пояснительная записка.

Как показывают современные исследования, успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высоко развиты интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения.

Основа успешности в социальной среде во многом зависит от социальной одаренности (А.А. Бодалев). Исследования, которые проведены Е.А. Панько и Я.Л. Коломинским, убеждают, что социальная одаренность и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться еще в раннем детстве, в дошкольном периоде.

Социально одаренные дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Такие дошкольники легко адаптируются в среде сверстников и сами становятся инициаторами взаимодействия.

Социальная одаренность – одаренность в сфере лидерства и социальных взаимодействий. (Д.В. Ушаков).

Никольская Ирина Михайловна - доктор психологических наук, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии.  Медицинский психолог высшей категории. Соавтор первой в России монографии, посвященной изучению психологической защиты и совладающего поведения у детей. Автор метода серийных рисунков и рассказов – оригинальной арт-терапевтической технологии, предназначенной для диагностики и коррекции внутреннего мира.

Тренинг, направлен на диагностику защитных механизмов у детей с целью дальнейшей коррекции. Метод Никольской интересен тем, что он позволяет с помощью проективных методов выявить и расширить диапазон поведения у детей. А рисунки помогают установить контакт с детьми, помогают им раскрыться и свободно говорить.

Цель: развитие социальной одаренности.

Задачи:

* развитие у ребенка навыков общения, помогающих успешно взаимодействовать  с окружающими людьми;

* отслеживание защитных механизмов с помощью серийного рисования по Никольской И.М;

* использование проективных методик с целью диагностики и расширения диапазона поведения;

* повышения самооценки и психического здоровья детей.

1. Водная часть.

«Доброе утро. Хочу представить вам групповой тренинг, направленный на диагностику защитных механизмов у детей с целью дальнейшей коррекции. Метод Никольской интересен тем, что он позволяет с помощью проективных методов выявить и расширить диапазон поведения у детей. А рисунки помогают установить контакт с детьми, помогают им раскрыться и свободно говорить».

Занятие.

«Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, и скажем «Доброе утро!», а теперь улыбнемся и скажем «Доброе утро!» друг другу.

Сегодня я расскажу вам историю про охотников:

«Жили на свете два охотника. Они очень много путешествовали. Были на Севере, где много снега и живут белые медведи. Покажите белого медведя (изображаем медведя).

Были охотники и в Австралии, где растут пальмы (изображаем пальму) и живут кенгуру (изображают кенгуру).

И вот однажды приехали они в Африку. Очень понравилось охотникам в Африке звери Там были большие львы (изображаем льва), и высокие жирафы (показываем жирафа), и смешные мартышки (показываем мартышку).

Бросили охотники свои ружья и не стали стрелять в таких красивых животных. Долго они ходили по Африке и разглядывали зверей, как вдруг увидели дикарей и очень испугались (показываем как испугались).

Хотели охотники убежать, но не успели – дикари тоже заметили их и захватили в плен. Привели дикари охотников к своему вождю (изображаем вождя).

Вождь дикарей сказал охотникам: «Мы отпустим Вас, только в том случае, если вы Сами сумеете спастись».

Стали думать охотники, как же им спастись? Как вы думаете, ваши варианты? (дети перечисляют), …..а если вспомнить кроме дикарей, кто еще живет в Африке. Кого видели охотники? Правильно животных. Охотники, чтобы спастись от дикарей, решили превратиться в животных.

2. «Животное, которое может спастись».

Цель: определение способов реакции ребенка во время опасности и обсуждение новых -лучших способов.

Детям предлагается проблемная ситуация:

«Спасти охотников может только чудо. Присаживайтесь, возьмите карандаши и нарисуйте животного, в которое охотники могут превратиться и таким образом спастись от дикарей.

Перед опросом, если есть время сыграть в игру «Земля, воздух, огонь, вода».

«Пока наши охотники превращаются, представим, что вы дикари, а я вождь,  ваша задача слушать меня внимательно и делать то, что я вам скажу. Вы будите ходить по кругу, друг за другом, и когда я скажу огонь …. (дать движения). И т.д.)

Рассаживаемся возле костра.

Пост рисуночный опрос:

1. Кто это животное? (какое это животное?)

2. Что думает это животное?

3. Что оно делает?

4. Кого боится это животное?

5. Как это животное спасется? (что ему необходимо сделать? За чет чего оно спасется?)

6. Что чувствует это животное? Ему страшно? (Если страшно, что ему нужно сделать, чтобы не бояться?)

7. вопросы, которые возникнут при опросе.

3. Завершение.

Игра «Доброе животное». Цель: развитие чувства единства.

Инструкция: «А сейчас встанем в круг и возьмемся за руки. Представим, что мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – поднимаем плечи. Выдох – опускаем. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. Вдох – выдох. Вдох – выдох.

А теперь давайте послушаем и изобразим, как бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Стук-стук, стук-стук.

Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми средней группы "Тайна моего имени".

Проект с детьми "Тайна моего имени"....

"Тайна моего имени"

Это занятие способствует гармонизации осознания ребёнком своего имени...

"Тайна моего имени"

Это занятие спсобствует гармонизации осознания ребёнком совего имени...

Проект "Тайна моего имени"

Актуальность: Осознание своей индивидуальности и уникальности у детей начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему имен...

Тайны моего "Я" (Человек - живое существо)

В данном материале содержится вся необходимая информация о правильном восприятии детьми своего тела: органов обоняния и осязания....

Проект «Тайна моего имени»

«Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Д. Карнеги.Продолжительность проекта: 1 месяц.Тип проекта: социально – исследовательский.Участники: воспитатели,...