Формирование системы знаний о городе и пополнения представлений детей о Санкт-Петербурге у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.
учебно-методическое пособие по теме

Соколова Ирина Владимировна

 

Учебно - методическое пособие : " Формирование системы знаний о городе  и пополнения представлений детей о Санкт-Петербурге у детей дошкольного возраста." 

Автор : Соколова Ирина Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование системы знаний о городе  и пополнения представлений детей о

 Санкт-Петербурге у детей дошкольного возраста.

Цель работы:

- формирование знаний о  своем районе, домашнем адресе;

- месте проживания;

- знакомство с достопримечательностями района  города;

- в какой стране живем, её обычаи и традиции;

Цель работы: показать значимость «краеведческих игр» в обогащении, расширении знаний и представлений детей о Санкт – Петербурге, развить у детей мышление, творчество, логику, речь, научить их применять полученные знания на практике.

Задачи работы:

способствовать формированию знаний о своем районе, месте проживания

познакомить с достопримечательностями своего района

расширить представления детей о Санкт-Петербурге

развивать у детей любознательность, мышление, творчество;

обогатить словарный запас детей, совершенствовать умения использовать в активной речи развёрнутые предложения. Учить составлять короткий эмоционально – окрашенный  рассказ.

Воспитание юных петербуржцев началось с самого простого – в младшей группе, когда я знакомила детей с ближайшим окружением, в котором они находились каждый день, а именно, со своей группой в д/с, квартирой и домашним адресом, со своим районом.

На занятиях  по развитию речи рассматривались  картины, иллюстрации, фотографии  с изображением города и села, так же использовались коллажи, которые дети подготовили вместе с родителями о своей семье (профессии родителей), доме, улице, районе, макеты своих домов.

В познавательных занятиях по знакомству с городом («Наш Колпинский район», «Город и село», «Транспорт на улицах города») проводились «краеведческие игры» -  «Помоги Кате», «Четвертый лишний», «Мой дом».

В конструктивной деятельности ребята показывали свои знания по отличиям города и деревни, передавали их особенности.

Образовательная работа осуществлялась: на занятиях, в игровой деятельности, в беседах, на экскурсиях, в повседневной жизни.

Формы организации работы помогали детям получать новые знания, кроме того, шло и обобщение уже имеющихся знаний.

В среднем возрасте дети знакомились с достопримечательностями своего родного города – Колпино.

Занятия проводились по развитию познавательной, изобразительной деятельности. На занятиях дети старались отвечать на вопрос, но  в связи с недостаточным количеством знаний не всегда это получалось, хотя всегда имели желание дать ответ на поставленные вопросы.

 Во всех занятиях («Город и село», «Правила поведения на улице», «Транспорт на улицах города», «Наш Колпинский район») использовались коллажи и мнемотаблицы, которые помогали детям составлять описательные рассказы о районе, в котором они живут и о достопримечательностях. Также в занятия включались рассказы о городе, его истории, показ иллюстраций с видами города, обращалось внимание на красоту нашего города, его неповторимость. Благодаря беседам у детей обогатился активный и пассивный словарь. Дети стали более связно выражать свои мысли. В эти занятия включались «краеведческие игры»- «Путешествие по своему району», «Хорошо или плохо», «Сложи картинку», «Кубики», «Путешествие по Колпино».

Родители так же принимали вместе с детьми участие в изготовлении коллажей «Город, в котором я живу», на экскурсиях по -достопримечательностям города (к памятнику павшим солдатам); посещение  музея ИЗ: велась беседа о истории завода и чем занимается это предприятие города; экскурсия за территорию ДОУ:  в течении экскурсии велась беседа о назначении домов, спортивных площадок, магазинов. Где дети узнали, что такое архитектура, скульптура, памятник. В помощь детям создали словарик «Архитектурные части зданий», в нем дети могли найти такие названия, как колоннада, колонна, купол, шпиль, решетка.

Были подобраны фотографии с видами нашего города и оформлен альбом.

В старшей группе  дети уже знакомились с достопримечательностями города – Санкт – Петербурга. Дети узнали много интересного о талантливых писателях, родившихся в Санкт – Петербурге  - это А.С.Пушкин, И.А.Крылов.

Многое делали совместно с родителями: изготовляли коллажи -  «Любимый уголок в Санкт – Петербурге», по сказкам Пушкина.

По экспериментированию в исследовательской деятельности, обследовались  материалы  из которых строятся дома города (измерялись, взвешивались, велся математический счет). Занятия («Плывет кораблик по Неве», «Санкт – Петербург  – город на Неве») проводились в виде игровой форме на основе «краеведческих игр» - «Петербургское лото», «Сложи картинку», «Волшебный город», которые   и  использовались для расширения представлений и закрепления знаний. Чтение и пересказывание литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть, прослушивание аудиозаписей, дисков  с классической музыкой петербургских композиторов. В результате коллективной работы детей были готовы рекламные проспекты по Колпино и  Санкт – Петербургу.

Получая знания на занятиях ребята могли легко выполнять последующие задания, которые им были предоставлены. С каждым ребенком проводилась индивидуальная работа. Дети выполняли индивидуальные задания на рабочих листах ("Что такое город", "Твоя улица, твой дом", "Что нам стоит дом построить"). Эта форма работы давала возможность детям выполнить задания самостоятельно.

Так же проводилось «Путешествие по странам России», где дети знакомились с традициями других стран, народов, делали национальные костюмы, изготовляли рекламные  проспекты  стран и могли сравнить свою страну с другими. Были выполнены  мнемотаблицы по странам: Россия, Украина. Проводилась выставка фотографий, иллюстраций и предметов быта каждой страны. Таким образом, воспитывались любознательность, пытливость, интерес к своему городу -  Санкт – Петербургу, развивалось творческое мышление, речь, память, внимание.

В помощь родителям были оформлены материалы в родительском уголке, составлены советы родителям в виде проспекта «Прогулки по городу», «Петербургский словарик» и т.д.

Итогами проведенной работы стали совместные работы по аппликации «Транспорт на улицах города» и макет ДОУ и окружения детского сада, конструирование достопримечательностей города.

На аппликации дети сами располагали и наклеивали на дороге различные виды транспорта, дорисовывая отдельные элементы транспорта. Работа показала, что у детей сложились представления о правилах дорожного движения они активно принимали участие в создании макета ДОУ, сами наклеивали окна на жилые дома и детский сад. Применяли накопившиеся знания в архитектуре зданий.

Эту работу не возможно было реализовать без активной помощи и участия родителей. С родителями велись индивидуальные беседы, так как не секрет, что некоторые родители не имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания.

Опыт проделанной работы в детском саду убедил в том, что одной из исключительно важных форм осуществления взаимодействия с родителями является индивидуальный контакт. Беседуя с родителями, наблюдая за общением детей и родителей, стало легче намечать пути взаимодействия с ребенком, в связи с этим постепенно сложились благоприятные условия для взаимопонимания с родителями.

Родителям давались задания:

-поговорить с ребенком о своем районе, погулять по нему

-выучить свой домашний адрес

-побеседовать о красивых местах Санкт – Петербурга

-рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями родного города.

Таким образом, краеведческие игры познакомили детей дошкольного возраста с достопримечательностями города, помогли разгадать одну из тайн (существование главной реки Невы), научили ориентироваться в городском пространстве, развивали эмоциональное, бережное отношение к родным местам, обучали малышей основам этикета, а так же помогли обогатить, расширить знания и представления детей о родном городе и конечно улучшилась речь детей, она стала более красивой, развёрнутой и правильной.

В процессе работы  были решены поставленные задачи:

У детей сформировались начальные знания о своем районе, месте проживания. Ребята познакомились с достопримечательностями района. В целом расширились представления детей о Санкт – Петербурге. Дети научились составлять интересные эмоциональные рассказы, обогатился их словарь, улучшились память, внимание, мышление.

Положительный результат был достигнут благодаря тесному контакту с родителями и их помощи при работе с детьми.

Таким образом организованная работа по расширению представлений о Санкт – Петербурге через «Краеведческие игры» с детьми помогла им приобрести необходимый запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающей среде.

Краеведческие игры стали основой для формирования понятий о нашем городе. Они помогли расширить кругозор детей, пытливость и любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

Проект : Формирование знаний по образовательной области «Безопасность» в соответствии с ФГТ у детей дошкольного возраста

Проект: Формирование знаний по образовательной области «Безопасность»  в соответствии с ФГТ у детей дошкольного возраста...

Знакомство детей с Санкт-Петербургом, для детей с ЗПР

Цели: дать представление о городе Санкт- Петербург – северной столице России, учить рассказывать о Санкт- Петербурге, развивать мелкую моторику, внимание....

Роль виртуальных экскурсий в ДОУ для формирования представлений о Санкт-Петербурге у детей дошкольного возраста

В статье описывается влияние использования виртуальных экскурсий для ознакомления дошкольников с родным городом...

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»...

История Санкт-Петербурга для детей дошкольного возраста.

История Санкт-Петербурга для детей  Датой основания Санкт-Петербурга считается 16 мая 1703 года. Город был основан по приказу императора Петра I. Изначальн...