Гендерное воспитание в младшем дошкольном возрасте
статья (младшая группа) по теме

//////

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_v_mladshem_doshkolnom_vozraste.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. ( Гендер-социальный пол)

Помещение, в котором проводят время дети, - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир.

С девочками мы обсудили расстановку мебели в игровом уголке и договорились о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду, «продукты» и другие предметы-заместители.

Под руководством воспитателя девочки могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать белье кукол.

С мальчиками  мы обсудили расположение игрушечного «автопарка» и наборов игрушечных инструментов для маленьких «автослесарей». Во многих семьях наших воспитанников есть машины, поэтому мальчики этого возраста охотно выполняют игровые действия с полосатым жезлом, надевают на себя плащ-накидку, фуражку, в старшем дошкольном возрасте мальчики принимают на себя роль сотрудника ГИБДД, который останавливает «машины» и просит водителей предъявить документы. За превышение скорости, тем, кто не пристегивается ремнем к сидению машины и за другие нарушения – милиционер «понарошку» выписывает штраф (из наблюдений за игрой детей подготовительной группы прошлого выпуска).

Для игровой деятельности детей мы постоянно пополняем и обновляем такие сюжетно-ролевые игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Набор автослесаря»…

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно  охотно конструируют для коллективных игр. Предлагаем сконструировать  большую машину, самолет, пароход, вагон поезда и т.п. Мальчики рады, что им поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы учитываем, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию,  и поэтому не прерываем их игры, а лишь  направляем  игры мальчиков в нужное русло.  Мы приобрели такие игры, как дартс,  наборы для игр с правилами на ловкость, меткость, игру «Рыболов», «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков»….

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию.

Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт - заботливости  у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.

Также в группе оборудован уголок  ряженья, создан кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, , , кукла-младенец, кукла-мастер, кукла-военный и т.п.).

Свою роль - роль воспитателя мы видим в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей  . При этом мы руководим, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играем с девочками и мальчиками, тем самым  детям представляя возможность проиграть мужскую и женскую модели поведения.

Не менее важной задачей, которую мы решаем при воспитании детей, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик.

В изготовлении маркеров гендерных различий для детей нашей группы принимали участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители.

Метки для «домиков» для одежды.

Мы - воспитатели говорим родителям о том, что в процессе общения с детьми они должны постоянно обращать их внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Совместно с родителями мы решили по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды, которые дети называют «домиками» для одежды. Для девочек были изображением кукол, а для мальчиков – машин.  В качестве меток на шкафы могут использоваться и фотографии детей. В данный момент я работаю с детьми раннего возраста. Поэтому мы с родителями решили, что у мальчиков шкафы будут зеленого цвета, а у девочек розового.

Полотенца для девочек и мальчиков (белые для мальчиков, цветные для девочек)

Кастелянша детского сада Любовь Дмитриевна пришла к детям в гости и сказала, что она узнала, что в нашей группе есть замечательные девочки и мальчики, с которыми она хотела бы познакомиться.

Я познакомила кастеляншу вначале с каждой девочкой, затем с каждым мальчиком. Любовь Дмитриевна сказала, что девочки и мальчики ей очень понравились, и она подобрала для всех девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков – другого, затем вручила каждой девочке и каждому мальчику по полотенцу. Дети развесили полотенца в умывальной комнате.

В скором времени мы планируем заменить стаканчики для полоскания рта и  физкультурную форму  для девочек и мальчиков форму с учетом их гендерных особенностей (по цвету, эмблемам и т.п.).

На дверях туалетной комнаты мы планируем поместить таблички с условными знаками, которые позволят определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью. С детьми мы проводим специфические занятия.

Особое внимание мы обращаем на состояние книжных уголков.

Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.

Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине («Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т.п.), в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы. И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».

Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.

При организации и проведении занятий мы стараемся  учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому мы строим учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки. По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого, девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому мы, оценивая результаты деятельности мальчика, делаем акцент на конкретных его успеха. Мы говорим мальчикам: «Молодец, Артем, ты хорошо сделал поделку», «Ты делаешь успехи, Паша, сегодня ты научился рисовать домик), оценивая результаты деятельности девочки делаем акцент на том, как хорошо она что-либо выполнила. «Умница Настя, красиво нарисовала домик», «Молодец, Кристина, изящно станцевала польку).

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Мы учитываем, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и активно используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Когда на занятии мы обращаемся с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому мальчики не торопятся с ответом, и более тщательно обдумывают его, а значит, тратят большее количество времени, подбирая нужные слова. Мы стараемся учитывать это, и выслушиваем ответы мальчиков после ответов девочек.

Рисование способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением.

 Общая направленность на подобие своему полу придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки. Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками. 

На физкультурных занятиях и музыкальных цель и задачи занятий формулируются также с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений.

На музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей).

В свободное от занятий время при проведении индивидуальной работы с детьми по закреплению пройденного материала на занятиях по математике мы предлагаем выбрать тот раздаточный материал, который интересен детям: девочки хотят посчитать кукол, мальчики - машинки и т.д.

Мальчик и девочка – два разных мира.

Мы считаем, что если мы - воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,...

«Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре».

Методическая разработка «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»....

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Опыт работы по формированию гендерной идентичности во второй младшей группе (3-4 года) в игровой деятельности...

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Вопрос гендерного воспитания детей имеет особую актуальность в наше время....

"Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста".

quot;Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста"   «Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста»Что такое...

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Методы и формы развития гендерного воспитания детей...

« Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Паспорт проекта.Тип проекта:  практико – ориентированный.Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавате...