"Мой любимый город"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Методическая разработка нацелена на формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств и на приобщение к элементарным общепринятым нормам поведения детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_lyubimyy_gorod.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Семёнова Лариса Валентиновна, воспитатель детского сада высшей категории,

ГБДОУ детский сад №6  Колпинского района СПб

«Мой любимый город»

Тема патриотизма в современной России приобретает особую значимость. Наша страна, её культура стремительно меняются. Старые идеалы теряют своё очертание – детям в сегодняшнем мире стало гораздо сложнее отличить плохое от хорошего. И задача педагога – помочь ему вырасти достойным гражданином своей страны, уважающим её культуру и историю.

У ребёнка в возрасте 5-7 лет уже формируется предприимчивость, инициатива. И эти стремления педагогу необходимо всего лишь направить в нужное русло – поддержать организаторские способности и самостоятельность ребёнка в освоении той культуры, того пространства, которое его окружает.

Но не стоит забывать, что главным авторитетом для ребёнка на данном этапе его развития является всё же не педагог, а семья. А потому необходимо вовлекать в педагогический процесс родителей – именно их поддержка активности ребёнка определит успешность прохождения социально-психологического кризиса данного возраста, и позволит ребёнку без чувства вины проявлять свои творческие способности и самостоятельность в освоении мира.

Комплексная проектная деятельность детей и родителей.

Работа с детьми

Работа с родителями

Диагностика

анкетирование

Реализация проектов

Беседы

круглый стол

сюжетные игры

мастер-класс

целевые прогулки

экскурсии с детьми

дидактические игры

тематическая библиотека

чтение художественной литературы

индивидуальные консультации

обыгрывание проблемных ситуаций

информационный стенд

экскурсии по достопримечательностям

обмен опытом

тематическое художественное творчество

Совместная деятельность детей и родителей

Тематика осуществляемых мероприятий с детьми и родителями логично взаимосвязана.

Цели:

  • Информационная: донесение до участников проекта знаний об истории, жизни родного города и нормах безопасного поведения.
  • Воспитательная: воспитание у участников патриотических чувств, толерантности через изучение исторических событий, а также чувства самосохранения.
  • Формирующая: формирование качеств, необходимых для успешного обучения в школе и социальной адаптации и безопасной жизнедеятельности.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Становление общекультурной образованности юных горожан.
  • Обучение ориентированию в среде и безопасному взаимодействию с окружающим миром.
  • Приобщение детей к духовно-нравственным традициям родного края.
  • Информирование ближайшего окружения ребёнка (семьи) об особенностях городской среды в условиях её сегодняшней нестабильности.

Развивающие:

  • Формирование бережного отношения и уважения к себе и окружающим.
  • Развитие познавательного интереса к истории и традициям родного края
  • Развитие антиципации, как свойства психики ребёнка.

Воспитательные:

  • Нравственное воспитание дошкольников, развитие доброго, заботливого отношения к себе, людям, своему городу и стране.
  • Формирование гражданской позиции.

Весь материал подобран и представлен в виде трёх блоков:

  • «Мой район Колпино»,
  • «Мой город Санкт-Петербург»,
  • «Безопасность дома и на улице»

и четырёх направлений развития ребёнка:

  • Социально-личностное направление (постепенное включение ребёнка в сложную структуру общества, городской среды).
  • Познавательно-речевое направление (активизация познавательной активности, необходимой для дальнейшего обучения в школе и взрослой жизни; формирование почвы для дальнейшего саморазвития; развитие диалогической речи для общения с другими людьми)
  • Художественно-творческое направление (развитие гибкости мышления, помощь в адаптации, поиске способов успешного поведения).
  • Физическое развитие (формирование основ культуры здоровья)

  • Также параллельно ведётся работа с родителями, включение семьи в совместную работу с ребёнком, так как воспитание патриотических чувств у дошкольника невозможно без тесного взаимодействия с семьёй. Роль положительного примера со стороны взрослых и контакта с родителями крайне велика для ребёнка в этом возрасте.

Комплексно-тематический план занятий

по программе «На пороге большого мира»

Период

Блок

Тема

Содержание

1-2 недели ноября

Колпино

Мой город Колпино

Познакомить с символикой нашего города (герб). Выявить знания детей о своей малой родине. Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать представления детей о месте своего проживания. Углублять и расширять знания детей о Колпино – своём родном городе.

3-4 недели

ноября

Ижорский завод

Познакомить детей с градообразующим предприятием, историей его возникновения и развития. Дать представления о людях, работающих на заводе, их профессиях. Расширять познавательный интерес. Познакомить с историей Ижорских заводов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости в духе патриотизма и любви к Родине. Формировать стремление ребёнка быть сильным, смелым, хорошо учиться для приобретения будущей профессии.

1-2 недели

декабря

Улицы Колпино

Дать представления об улицах, проспектах и бульварах Колпино. Закрепить знания о своём домашнем адресе. Выяснить адрес детского сада. Закрепить знания о расположении своего дома относительно детского сада. Знакомить с героями, в честь которых названы улицы Колпино. Поддерживать интерес к изучению топонимики города.

3-4 недели

декабря

Памятники Колпино

Знакомить детей с памятниками нашего города. Воспитывать интерес к истории родного края. Прививать любовь и бережное отношение к культурным ценностям нашего города. Рассказать о предыстории и истории возникновения памятников, о работе скульпторов.

2-3 недели

января

Мосты Колпино

Познакомить с названиями мостов города, с песней Э. Хиля «Течёт река Ижора». Уточнить представления детей о количестве мостов в Колпино и их значении для жителей города. Развивать творчество и воображение через художественно-продуктивную деятельность.

Воспитывать интерес к архитектуре Колпино. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде (не оставлять мусор на берегу реки, не бросать мусор в реку).

4 неделя января

1 неделя февраля

Музеи Колпино

Знакомство с музеями Колпино. Посещение музея Ижорских заводов, музея Танковой бригады. Знакомить с героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма и гордости за родной город. Через художественно-продуктивную деятельность развивать творческие способности детей. Закреплять правила поведения в музеях и других общественных местах.

2-3 недели

февраля

Знаменитые люди Колпино

Расширить знания детей о героях-колпинцах. Познакомить со знаменитыми героями-колпинцами. Воспитывать будущих колпинцев через творческие конкурсы, воспитывать уважительное и заботливое отношение друг к другу.

4 неделя февраля

Мониторинг

Подведение итогов. Игра «Поле чудес» на основе пройденного материала.

1-2 недели марта

Санкт- Петербург

Колпино, как часть большого города

Дать детям представление о Колпино, как о части города Санкт-Петербурга. Формировать познавательный интерес к изучению Петербурга, знакомить детей с историей возникновения города и необходимостью строительства Петропавловской крепости. Воспитывать уважение к своему родному городу и его истории.

3-4 недели марта

1 неделя апреля

Блистательный Петербург

Знакомство с архитектурой, музеями и памятниками Санкт-Петербурга.

Познакомить с главной улицей, площадью и рекой города; с разнообразием и огромным количеством мостов в городе. Дать понятие «разводные мосты». Развивать творческие способности детей, детскую фантазию через художественно-продуктивную деятельность, знакомить с художественными произведениями о родном городе. Воспитывать чувство прекрасного.

2-4 недели апреля

Город-герой

Знакомить детей с героическими подвигами нашего города в дни блокады. Расширять знания детей о героях-петербуржцах во время Великой отечественной войны. Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к своему отечеству. Познакомить с памятниками блокадного Ленинграда. Рассказать детям о воинских наградах дедушек и бабушек. Воспитывать уважение к разным национальностям.

1-3 недели мая

День рождения Петербурга

Дать детям представление о дате рождения нашего города, истории и легендах с ним связанных. Расширять представления о гербе, флаге и гимне города. Познакомить с песнями и стихами, посвящёнными любимому городу. Познакомить с обычаями и традициями празднования дня рождения города, поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране и воспитывать чувство гордости за её достижения. Воспитывать у детей чувство прекрасного через музыкальное творчество.

4 неделя мая

Мониторинг

Подведение итогов. Викторина «Знатоки родного города» по пройденному материалу.

1-2 недели

сентября

Безопасность дома и на улице

Безопасная улица

Напомнить детям после летних каникул правила дорожного движения, отработать их на практике (смоделировать и обыграть опасные ситуации, подстерегающие ребёнка на дороге). Провести экскурсию к пешеходному переходу. Закреплять знания детей о знаках дорожного движения, поведении пешехода на дороге, поведении пассажира в общественном и личном транспорте.

3-4 недели

сентября

Опасность сверху – опасность снизу

Знакомить детей с опасностями, подстерегающими их на улице. Рассказывать о том, чем опасно нахождение в непосредственной близости к домам, люкам, открытым трубам (данная тема особенно актуальна в связи с массовыми ремонтными работами теплотрасс, ведущимися в нашем городе). Смоделировать и обыграть различные ситуации, в которых необходимо применить полученные знания. Отразить в художественно-продуктивной деятельности данные ситуации.

1-2 недели

октября

Любезный незнакомец

Уточнять знания детей о том, что не все взрослые одинаково доброжелательны к ребёнку. Смоделировать ситуации, в которых незнакомый взрослый пытается вступить в контакт с ребёнком. Отработать реакцию ребёнка на различные пути развития таких ситуаций. Отработать схему безопасного поведения ребёнка, если он потерялся.

3-4 недели

октября

Осторожно, злая собака

Знакомить детей с повадками домашних животных, воспитывать к ним бережное и заботливое отношение, приучать к ответственности за судьбу домашнего питомца. Разъяснять детям, что не все животные дружелюбны к ребёнку. Рассказать, как нужно вести себя с бездомными животными, чтобы не подвергнуть опасности свои жизнь и здоровье.

1-2 недели

ноября

Опасные предметы

Расширять представление детей о бытовой технике и её безопасном использовании. Разъяснять, какие предметы в доме могут представлять опасность. Моделировать и проигрывать сценарии поведения ребёнка в различных ситуациях (загорелся телевизор, потерялась иголка, разбился градусник и т.д.)

3-4 недели

ноября

Мой дом – моя крепость

Рассказывать детям, как вести себя в отсутствие родителей дома, если в дверь или по телефону звонит незнакомый взрослый. Моделировать и провести беседу на тему безопасного поведения в подобных ситуациях. Создать книжку рассказов детей о том, как ведут себя дети, когда родителей нет дома  («Волк и семеро козлят на новый лад»).

1-2 недели

декабря

Вызов экстренных служб

Познакомить детей с работой экстренных служб, выучить с ними номера телефонов первой необходимости. Обыграть вызов различных срочных служб. Провести экскурсию в пожарную часть и к станции скорой помощи. Провести беседу с родителем-реаниматологом

3 неделя декабря

Мониторинг

Подведение итогов. Создание книжки-самоделки с рассказами и иллюстрациями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ

Интерактивное музыкальное занятие с использованием  мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие  даёт возможность способствов...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...

Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"

В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....

Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...

Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)

Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...