Опыт работы семейного клуба "Лаборатория волшебства и чудес"
статья на тему

Лебедева Татьяна Витальевна

Представлен опыт работы по поисково-исследовательской деятельности детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_volshebstva_i_chudes.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб «Лаборатория волшебства и чудес».

Материалы и оборудования для проведения мастер-класса: стаканчики разных размеров, сосуды, халаты, трубочки – соломинки, пакеты, пищевой краситель сахар, блюдо, бумажный цветок, губка, пробки, гвозди

Аннотация

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед воспитателями и родителями встает задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

 Мы считаем, что помочь в этом может такой вид деятельности – как  экспериментирование. Поисково-исследовательская  деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Многие родители считают, что детско-родительское экспериментирование необходимо для ребенка, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место, Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы организовать с  ребенком данную работу в домашних условиях.

Для того чтобы решить эту задачу, в нашем детском саду была создана «Лаборатория волшебства и чудес».

Цель: создание  единого воспитательно-образовательного пространства для развития поисково-исследовательской деятельности  детей и их родителей.

Задачи:

  • повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников по средствам поисково-исследовательской деятельности;
  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для всестороннего развития детей;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

На первом этапе мы проводим консультации для родителей: «Экспериментирование – как средство всестороннего развития ребенка», «Мои родители  - волшебники», «Познаем мир вместе с ребенком». Анкетирование родителей «Неизведанное рядом» - для выявления отношения родителей к экспериментальной деятельности детей.

На втором этапе родителям предлагаем варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. Предлагаем вести «Дневник интересных открытий» - где фиксируются выводы и результаты проведенных экспериментов. Родители вместе  с детьми создают фото альбом «Наша маленькая лаборатория».

На третьем этапе проводим совместные мероприятия: «Лаборатория волшебства и чудес» (см. приложение№1)

Мероприятие        Приложение №1

Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить одно из таких мероприятий. Из – за временных рамок я покажу вам небольшую часть этого мероприятия. Но для начала мы с вами немного поиграем. Мне необходима помощь нескольких человек.

(Приглашенные одевают халаты и садятся за стол. Перед ними на столе стоит сосуд с водой и несколькими красителями, схемы выполнения эксперимента, бумажный цветок, глубокая тарелочка с водой)

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые ученые. В нашу лабораторию вновь пришло видео – послание  с просьбой помочь и разобраться и на этот раз мы будем говорить с  вами о воде. Давайте для начала мы  с вами вспомним о простейших, ранее вами доказанных свойствах воды . И так  - Вкус – имеет ли вода вкус, как это доказать?, Запах, Цвет, Форму.

Воспитатель: Ну что ж. А сейчас с нами на связи Южная Америка. Сыщик Друффи мы вас слышим.

Друффи: Здравствуйте. Сейчас я веду расследование одного очень запутанного дела «Дело о пропавшем фокуснике». Проводя обыск в его гримерной, я наткнулся на странные схемы, помогите мне разобраться, что они означают.

1.Схема:  Вода меняет цвет

Воспитатель: Уважаемые коллеги, я думаю необходимо действовать по схеме и выяснить что получится. Не забывайте фиксировать результаты.

(Выполняют действия указанные на схеме)

Воспитатель: Ну что же первая схема понятна. Если по очереди добавлять в воду вещества цвет будет меняться. Приступим к следующей схеме

2. Схема Цветок на воде

(Опускают цветок на воду)

Воспитатель: Так, так, и здесь все ясно и понятно. Бумага впитывает воду, лепестки тяжелеют и опускаются вниз.

Воспитатель: Хорошая работа коллеги. Я немедленно отправлю результаты вашего исследования сыщику. Всем спасибо. Все свободны.


Месяц

Мероприятие

Содержание

Ответственный

Октябрь

«Вода»

Мастер – класс

«Волшебница вода»

Проведение опытов и экспериментов с водой.

Формировать представления о свойствах воды.

Воспитатели.

Родители

Декабрь

«Воздух»

Мероприятие – исследование

«Дело о пропавшем воздушном шарике»

Проведение опытов и экспериментов с воздухом.

Формировать представления о свойствах воздуха, умение делать анализ, вывод из полученных результатов. Развивать сплоченность умение работать в коллективе.

Воспитатели

Родители

Февраль

«Электричество»

Что?, Где?, Когда?

«Приключения Ионика»

Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения.

Воспитатели.

Родители

Апрель

«Магнит»

Мероприятие  - эксперимент

«В лаборатории мистера Х»

Через экспериментирование, дать представления о свойствах магнита, формировать умение делать умозаключения, фиксировать полученные результаты.

Воспитатели

Родители

Май

«Фокус – покус»

Викторина

«Волшебство вокруг нас»

Проведение волшебной викторины, презентация опытов и экспериментов. Вызвать интерес, положительные эмоции.

Воспитатели

Родители


Ниже приведены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

1.В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет  ребенку исследовать и определять характеристику предметов,  развивать наблюдательность.

2. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему  воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

3.Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

4.Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)  Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать  знания о растениях, способах ухода за ними.

5. Ремонт в комнате ( Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мастерская чудес" - опыт работы по художественно-творческому направлению

Методические рекомендации по работе с детьми 2-7 летнего возраста по художественному творчеству....

Опыт работы "Развитие творческих способностей посредством художественного труда в условиях семейной дошкольной группы"

Художественный труд содержит в себе богатые возможности для развития творческих способностей ребенка и решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач, а также может быть орга...

Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»

Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...

Опыт работы по семейному воспитанию

Задача детского сада и воспитателей – найти общий язык с родителями воспитанников, слышать пожелания родителей, считаться с их мнением....

НОД "Лаборатория волшебства и чудес"

Опытно-экспериментальная деятельность с использованием элементов интерактивных компьютерных технологий....

Волшебство из бумаги (модульное оригами). Опыт работы.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Это занятие интересно детям и дос...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...