"Мастерская чудес" - опыт работы по художественно-творческому направлению
методическая разработка по теме

Методические рекомендации по работе с детьми 2-7 летнего возраста по художественному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovaya.doc427.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудеса творим мы сами!»    

«Мастерская чудес»

Введение.

В дошкольном учреждении, где я работаю, есть группы развития речи, мною было замечено, что работа в таких группах специфическая. Каждое занятие проходит на опору развития речи детей. Всем известно, что центр речи и моторика руки находятся рядом, и поэтому изобразительная деятельность постоянно используется специалистами и воспитателями речевых групп.  

Ребёнок в будущем, имея знания и навыки работы по различным технологиям использовать выбор при определении пути выполнения работы, то есть позволяет произвольности развития самостоятельности и творческого проявления в работе. Конечно, это возможно в старшем дошкольном возрасте, когда ребёнок уже подготовлен к этому.  Поэтому я рассмотрела работу с детьми в «мастерской чудес с 5-и летнего возраста».  

Обоснование актуальности изостудии преобразованной в «Мастерскую чудес».

Главной целью любого ДОУ является задача формирования целостной личности, где одну из главных ролей играет развитие эмоциональной сферы ребёнка. В каждом индивиде, с момента рождения, заложена способность отображать реальность. В зависимости от различных факторов, влияющих на детей, данные способности развиваются и реализуются.

Я считаю, что искусство может выступать проводником в развитии личности ребёнка, как социальное явление, влияющее на эмоциональное состояние человека. Именно По-этому в своей работе я отразила как разные виды изобразительной деятельности влияют на развитие ребёнка. Действительность показывает, что многие дети страдают недостатками развития речи: ОНР и ФФНР.

Работа с такими детьми строится на тесной взаимосвязи воспитателя и логопеда, а также других специалистов. Очень важно привлекать к общению с детьми и родителей – вовлекать их в процесс работы «Мастерской чудес».В настоящее время существует огромное  количество программ, методик по изобразительной деятельности. Но они, к сожалению, не отображают специфики работы с детьми страдающих ОНР и ФФНР. В моей работе отражены такие направления работы, как:

  1. развитие речи детей;
  2. коррекционная работа по развитию речи;
  3. работа с родителями;
  4. ознакомление детей с инновационными техниками изобразительной деятельности;
  5. ознакомление детей с элементами русского народного декоративного искусства;
  6. приобщение детей к природе.

Как изостудия превратилась в «Мастерскую чудес».

Целью изостудии в основном является приобщение ребёнка к миру изобразительного искусства, а остальные методики используются как вспомогательные. Я же рассматриваю ознакомление детей с изобразительным искусством, как:

  1. вспомогательный способ развития речи детей;
  2. адаптации детей в дошкольном учреждении (создание положительных психоклиматических условий);

Особенности работы «Мастерской чудес».

Программа рассчитана на работу с детьми с 5-и лет до 7-ми лет.

  1. Что такое мастерская чудес?
  1. Это место, где ребёнок может общаться со сверстниками, не боясь резкой критики с их стороны.
  2. Это место, где ребёнок отображает свои понятия и ощущения об окружающем мире, а не ощущения о понятия взрослого.
  3. Встречи строятся так, что задействовано несколько видов деятельности.
  4. В играх, обсуждениях, в своих работах ребёнок имеет возможность выплеснуть свои страхи, неуверенность, недостаточность общения, боль.
  5. В ней ребёнок учится творить, - познавая различные способы отображения окружающего мира.
  6. Здесь ребёнок желанный гость, а закон гостеприимства требует уважения к гостю.
  7. Познавая мир через отображение его в своих работах – познаёт себя.
  8. Познав различные способы отображения, ребёнок в дальнейшем имеет возможность выбора способа своего творчества.
  9. Каждая работа – чудо! Девиз Мастерской чудес – чудеса творим мы сами!

  1. Что даёт Мастерская чудес ребёнку?
  1. Чувство защищённости.
  2. Уверенность в своих действиях, а поэтому развивает в нем успешность, через умение обосновывать свой выбор.
  3. Ребёнок видит значимость своей работы – работа радует окружающих, она интересна окружающим.
  4. Развивает ЛИЧНОСТЬ ребёнка –

           - мыслительные процессы;

           - волевую сферу;

           - произвольность внимания, памяти зрительной и слуховой;      

           - познавательный интерес к наблюдению, изучению мира;

           - развивает социальный статус ребёнка в группе – не над, не в стороне,         а  ВМЕСТЕ – РЯДОМ – НА УРОВНЕ  РЕБЁНКА;                                  

           - анализ своего внутреннего мира чувств, через: работы сверстников,

           - работы художников,  скульпторов,  других людей, свою работу.

  1. Развивает умение видеть свои ошибки, при незаметной, ненавязчивой рекомендации (ребёнок в праве оставить решение за собой – это его работа).
  2. Развивает тактичность при обсуждении со сверстником своей работы (на примере замечаний, сделанных ему взрослым).
  3. Развивает в ребёнке уважение к чужой работе, работе сверстника, через умение находить положительные стороны в их работах.
  4. Происходит развитие речи детей: обогащение словаря детей, развитие связной речи, развитие грамматического строя речи.

Цель проекта: Организация интегрированных «встреч» в «Мастерской чудес» с детьми 2-х – 7-ми летнего возраста, организованных для развития интереса к самостоятельной творческой деятельности влияющей на развитие речевой деятельности детей.

Задачи проекта на 2 года:

  1. Организация пространства «Мастерской чудес».
  2. Изучение психолого-педагогического опыта работы педагогов и психологов.
  3. Организация педагогического процесса интегрированных встреч с детьми 5-и  – 7-ми летнего возраста в «Мастерской чудес»:
  1. Подбор техник изобразительной деятельности;
  2. Определение формы организации встреч с детьми и родителями;
  3. Постановка основных задач на каждый возраст;
  4. Планирование работы с детьми и родителями;
  5. Разработка критериев диагностики развития навыков и умений в изобразительной деятельности и речевом развитии.
  1. Подведение итогов работы с детьми в «Мастерской чудес».

Гипотеза: Речевое развитие детей 2-х – 7-ми летнего возраста связано с развитием у детей творческой деятельности, развивающейся при ознакомлении с техниками изобразительной деятельности на специально организованных интегрированных встречах.

Предмет: Деятельность (встречи) в «Мастерской чудес».

Объект: Конечный результат, специально организованных «встреч» в «Мастерской чудес»: детские работы, речевое развитие детей.

Модель реализации проекта:

  1. дети;
  2. методическое сопровождение;
  3. построение пространства «Мастерской чудес»;
  4. сотрудничество с педагогами ГДОУ;
  5. сотрудничество с родителями.

Глава 1. Организация пространства «Мастерской чудес».

Организуя развивающую среду я опиралась на статью В.А.Петровского, Л.М.Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», где указаны принципы организации развивающего пространства.

Организация пространства «Мастерской чудес» должна учитывать такие виды деятельности детей как:

  1. игровая (подвижная) деятельность;
  2. изобразительная деятельность (сам процесс творчества детей);
  3. выставочная деятельность (организация выставок детских работ для любования, обсуждения).

В организации пространства необходимо учитывать:

  1. цветовую гамму помещения;
  2. мебель (мягкая – диван угловой или длинный, подушечки или коврики по количеству детей, столы и стульчики, комод или полка для изобразительного материала);
  3. место для группового общения (желательно ковёр или ковровое покрытие, или собственноручно изготовленный коврик – в виде круга);
  4. место для уединения ребёнка по необходимости.
  5. комнатные растения очищающие воздух от вредных примесей, несущие характер психологической разгрузки.

Глава 2. Изучение психолого-педагогического опыта работы педагогов и психологов.

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую. В этот период речь ребёнка уязвима.

Дмитрова Т.А. в своей работе отмечает, что,  работая логопедом, она использовала метод интеграции при построении своих занятий.

Интеграция – естественная взаимосвязь разных видов деятельности на основе ведущей идеи и многосторонним изучением предметов.  

Работая с детьми речевых групп, я использовала метод интеграции при построении встреч, так как это позволяет:

  1. разнообразить организацию встреч с детьми;
  2. повысить их познавательный интерес;
  3. развивать самостоятельность в мыслительной и творческой деятельности;
  4. развивает умение творить – фантазировать новые образы не потому, что НАДО, а потому, что ВОЗНИКЛО ЖЕЛАНИЕ под воздействием дополнительного воздействия различных видов деятельности.

Интегрированная встреча представлена мною в схеме № 1.                                                                                    

Схема № 1.

             

                  Интегрированные встречи в

                «МАСТЕРСКОЙ ЧУДЕС»

                     

       

Мир музыки.

Изучаемые техники изобразительной деятельности.

Театральная деятельность.

Художественная литература (развитие речи).

Ознакомление с этносом России.

 

В своих трудах Е.В.Савушкина говорит о том, что одной из важнейших задач дошкольного учреждения на современном этапе является развитие культуры речи, которое рассматривается как часть эстетического воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется как совокупность навыков и знаний человека, которые обеспечивают целесообразное и уместное употребление языковых средств необходимых для общения. Культура языка является ни чем иным, как степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, ошибочностью его семантики, многообразием и гибкостью его интонации.

Е.В.Савушкина выделяет культуру речи, как умение грамматически правильно, ясно, точно и логически последовательно выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка, его выразительных способностей, а также применение этих знаний и навыков в своей речи.

Так же она (Е.В.Савушкина) подчёркивает в своей работе, что источниками развития речи являются произведения литературного творчества, окружающая действительность, беседы, специальное обучение нормам литературного языка и общение с произведениями других видов исскуства.

Д.Т.Анатольевна в своей работе говорит, что необходима интеграция различных видов исскуства в работе с детьми дошкольного возраста имеющих проблемы в развитии речи. Она говорит о том, что интеграция – это естественная взаимосвязь разных видов деятельности на основе ведущей идеи и многогранным раскрытием изучаемых предметов. Интеграция довольно легко вписывается в систему занятий, так как учитель-«предметник» продолжает вести свои занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду. Такие занятия очень интересны. На них важно не формально, а продуманно, на качественно новом уровне в комплексе объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность результатов.

В.Л.Сухомлинский определял детский рисунок, как «частицу духовной жизни ребёнка», а  формирование личности ребёнка эффективно лишь, в том случае, если активизированы его творческие возможности в различных видах деятельности. Такие возможности даёт изобразительная деятельность.

В эпоху хронической занятости родителей дети мало общаются, размышляют – мало проявляются его чувства. Г Успенский подчёркивал, что «искусство систематизирует особенную сферу психики общественного человека – именно сферу его чувств».

Чувства представляют собой разновидность эмоций. Из словаря «Психология» Р.С.Немова видно, что эмоции несут коммуникативную, мотивационную, регулирующую, сигнальную и предохранительную функции. Эмоции носят приобретённый характер. От силы проявления эмоций зависит отношение человека к своей деятельности, а также зависит результат деятельности человека. Поэтому встречи в «Мастерской чудес » должны носить яркую эмоциональную окраску.

Искусство, как вид деятельности довольно эмоционально насыщен, поэтому оно  выступает, как воспитательная сила личности, как основное вспомогательное средство в развитии речи ребёнка. Оно развивает чувства, волю, интеллектуальные способности, действия.

Вводить детей в искусство необходимо раньше, создавая для этого все предпосылки:

  1. от простого к сложному;
  2. от конкретного к общему.

Глава 3. Организация педагогического процесса интегрированных встреч с детьми 5-и – 7-ми летнего возраста в «Мастерской чудес».

3.1. Подбор техник изобразительной деятельности.

Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием одной или нескольких нетрадиционных техник изобразительного искусства. Например, такие как:

  1. Рисование пальчиками.
  2. Тычок жёсткой полусухой кистью.
  3. Рисование ладошкой.
  4. «Рисование пробкой».
  5. Скатывание бумаги.
  6. «Чудо салфетки».
  7. «Ватная аппликация».
  8. «Кусочек ткани на бумаге».
  9. «Бумажная мозаика».
  10. «Нитяная аппликация».
  11. «Поделки из ниток».
  12. «Пятнышко».
  13. Лепка из глины.
  14. «Налепы из стекляруса на декоративной пластине».
  15. «Аппликация из яичной скорлупы».
  16. Вязание крючком косички.
  17. «Граттаж».
  18. Лепка из застывающей пластичной массы.
  19. Акварель.
  20. Рисование пастелью.
  21. «Пуговки».
  22. «Конструирование из проволоки».
  23. «Мозаика из яичной скорлупы».
  24. «Весёлый шнурок».

Каждая из этих техник развивает определённые психические способности.

«Рисование пальчиками».

Эта методика позволяет «потрогать краску», так как особенность восприятия детей младшего возраста это познание окружающего мира при тактильном контакте с ним. Деткам важно потрогать какое оно на ощупь – доброе или злое. Отсюда частые страхи детей, их неуверенность. Краска имеет яркость цвета, что способствует яркости впечатлений.

Изображение предмета не требует от ребёнка умения рисовать, - техника рисования позволяет расслабиться, увлечься работой, творить интересные волшебные образы, одобряемые авторитетным взрослым, а значит, появляется желание творить руками при помощи цвета.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Не сформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Эта техника не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь изображать геометрические фигуры. Метод тычка позволяет получать предметы более реальные – живые, объёмные; прочувствовать многоцветность образа.

Для изображения образа используются гуашь,  щетинистая кисточка и тряпочка или бумажная салфетка.

«Рисование ладошкой».

Техника «рисования ладошкой» более сложная, чем техника «рисование пальчиками». Она требует определённых знаний о Мире, умений во владении кистью руки. Хотя, как и техника «рисования пальчиками», раскрепощает, способствует развитию интереса к изобразительной деятельности.

Также важно отметить, что через свой отпечаток руки (яркий, интересный) он познаёт себя:

  1. - вот «Я»! – интерес к яркому отпечатку кисти;
  2. - вот «Я»? – кто я такой, что я могу, чем я интересен для себя, других;
  3. - вот «Я»?!! – я это могу, я это умею, я интересен другим!  

Боязнь рисовать ладошкой говорит о недоверии, о неуверенности в себе и авторитарности взрослого, то есть присутствие отрицательного жизненного опыта в общении с Миром людей больших и маленьких, и Миром,    окружающим ребёнка.

«Рисование пробкой».

Техника «рисования пробкой » позволяет познакомить детей с многообразием способов изображения, в частности способом штампа. Печать пробкой позволяет ребёнку создать яркий, ритмичный орнамент из округлых форм полых или наполненных цветом.

«Ватная аппликация».

Эта техника развивает моторику кисти руки, тактильные ощущения пальцев кисти, произвольное внимание; способствует воспитания усидчивости.

«Скатывание бумаги».

Эта техника способствует развитию моторики кисти руки. Она может использоваться как самостоятельная техника или в синтезе с другими техниками.

«Чудо салфетки».

Техника «Чудо салфетки» позволяет познакомить ребёнка с многообразием изобразительного материала, развивает творчество у детей, способствует релаксации.

«Кусок ткани на бумаге».

Коллаж из кусочков готовых образов, вырезанных из ткани, позволяет развивать воображение детей, способствует релаксации.

«Бумажная мозаика».

Техника «бумажной мозаики» или по другому «обрывание бумаги» способствует релаксации детей, развитию мелкой моторики кисти руки, развитию творчества у детей. Также эта техника способствует становлению волевых качеств личности, развитию мыслительных процессов; позволяет показать фактуру изображаемого объекта.

«Нитяная аппликация».

«Нитяная аппликация» позволяет показать фактуру предмета. Развивает моторику кисти руки.

«Поделки из ниток».

Развивает у детей усидчивость, творческие способности, фантазию, мелкую моторику, руки.

«Пятнышко».

Техника «Пятнышко» или «Кляксография» способствует развитию воображения ребёнка; способствует релаксации.

«Оттиск печатки из ластика».

Эта техника позволяет окунуться в многообразие техник изображения. Способствует развитию мелкой моторики кисти руки.

«Лепка из керамической массы».

Развивает моторику руки. Позволяет научиться чувствовать используемый материал. Развивает волевые качества личности: устойчивость внимания, усердию доводить дело до конца.

«Налепы из стекляруса на декоративную пластину».

Развивает моторику руки. Развивает волевые качества, такие как усидчивость, доведение дела до конца. Развивает интерес к созданию яркого образа.

«Конструирование из проволоки».

Хорошо развивает мелкую моторику рук, усидчивость, воль, умение доводить начатое дело до конца; произвольное внимание. Развивает интерес к конструктивной деятельности.

«Мозаика из яичной скорлупы».

Развивает мелкую моторику, волевые качества, интерес к нетрадиционной аппликации. Развивает произвольность внимания.

«Весёлая верёвочка».

Развивает мелкую моторику рук, интерес к  фантазированию. Развивает воображение, произвольное внимание. Помогает увидеть силуэт образа.

3.2. Формы организации встреч с детьми и родителями.

Организация работы с детьми.

А.В.Запорожец в своей работе говорит об обогащении психического развития ребёнка, то есть максимальная реализация его возможностей.

В своих работах А.И.Леонтьев и Л.С.Выготский подчёркивают важность реальной деятельности самого ребёнка, так как деятельность строит его психику. Это относится к ведущей деятельности каждого возраста - общению, орудийно-предметной деятельности, игровой.

Деятельность ребёнка определяется предметной средой. Предметный мир не только игровая деятельность, но и среда развития всех видов детской деятельности. Не один из них не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность определяется при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства, а также сформированные необходимые способы действия.

Поэтому были разработаны принципы организации формы работы Мастерской чудес:

  1. ориентировочно-личностный подход;
  2. обеспечение двигательной активности в различных формах;
  3. использование многообразных форм организации встреч, включающие различные  специфические виды детской деятельности;
  4. обеспечение взаимосвязи встреч с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, конструктивной и т.д.);
  5. использование цикличности и проективной организации содержания встреч;
  6. создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;
  7. использование методов, активирующих мышление, воображение и поисковую деятельность;
  8. использование игровых приёмов;
  9. общение взрослого и ребёнка в форме диалога между ними;
  10. формирование детского сообщества, дающего ребёнку чувство комфортности и успешности.

Доступность использования этих техник определяется возрастными способностями и уже имеющимся опытом у детей.

Ознакомившись с множеством  форм организации работы в изостудиях, я разработала таблицу, которую привожу ниже.

Таблица № 1. «Организация встреч в «мастерской чудес» с детьми 2-х – 7-ми летнего возраста».

Группа.

Время проведения встреч в «Мастерской чудес».

Форма работы с детьми.

Используемые методики.

Количество встреч.

I младшая

20 минут.

Индивидуальная: 1-2 человека.

Подгрупповая: 3- 6 человек.

- Изобразитель-ная деятельность.

- Художествен-ная литература.

- Мир музыки.

-Театрализация.

25 встреч.

II младшая

20-30 минут.

Индивидуальная: 1-2 человека.

Подгрупповая: 3- 6 человек.

- Изобразитель-ная деятельность.

- Художествен-ная литература.

- Мир музыки.

-Театрализация.

30 встреч.

Средняя

30-40 минут.

Индивидуальная: 1-2 человека.

Подгрупповая: 3- 6 человек.

- Изобразитель-ная деятельность.

- Художествен-ная литература.

- Мир музыки.

-Театрализация.

30 встречи.

Старшая

40-50 минут.

Индивидуальная: 1-2 человека.

Подгрупповая: 3- 6 человек.

- Изобразитель-ная деятельность.

- Художествен-ная литература.

- Мир музыки.

-Театрализация.

30 встреч.

Подготовительная

50-60 минут.

Индивидуальная: 1-2 человека.

Подгрупповая: 3- 6 человек.

- Изобразитель-ная деятельность.

- Художествен-ная литература.

- Мир музыки.

-Театрализация.

30 встреч.

Организация работы с родителями.

.

Из «приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30-16.» я вывела такие формы работы с семьёй (родителями детей):

  1. приобщение родителей, по желанию и возможности, в организации помещения для проведения встреч в «МАСТЕРСКОЙ ЧУДЕС»;
  2. планирование родительских собраний на учебный год, составление плана по каждой возрастной группе;
  3. организация просветительской работы с родителями в их самообразовании;
  4. проведение встреч по интересующим вопросам с организацией конкурсов;
  5. проведение выставок, на уровне дошкольного учреждения, работ родителей по заранее предложенным проектам;
  6. организация фото-стендов с фото материалом из жизни «Мастерской чудес», отображающей и детей, и родителей, и гостей;
  7. индивидуальные беседы с родителями о развитии детей – их достижениях в овладении различными техниками, о самостоятельном проявлении творчества во время встреч;
  8. организация и проведение конкурсов с выставкой, представленных проектов; приглашение на конкурс родителей детей, не посещающих встречи в «мастерской чудес», для оценки представленных проектов или просто провести время в общении с другими родителями.

     

3.3. Возрастные особенности психического развития детей от 5-и до 7-и лет.

  1. Дети от 5-и до 6-и лет.
  1. Самостоятельно распределение ролей между детьми, обсуждение правил игры. Происходит осознание социальных ролей взрослых, подчинённость одних другим.
  2. Развивается разнообразие методов и приёмов в изобразительной деятельности. В рисунках детей появляется сюжет, происходит отображение действительности. Изображение человека становится более детальным и пропорциональным. По рисунку можно сказать о половой принадлежности и эмоциональном состоянии.
  3. Конструктивная деятельность определяется по схеме, замыслу и условиям.
  4. Продолжает развиваться образное мышление. Происходит решение проблемы на основе наглядного материала.
  5. Происходит совершенствование обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
  6. Развитие воображения проявляется в виде придумывания логически и последовательно выстроенного сюжета.
  7. Развивается произвольность и устойчивость внимания, его переключаемость.
  8. Совершенствуется речь и звукопроизношение детей. Происходит совершенствование произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков. Развивается интонационная выразительность речи, фонематический слух. Совершенствуется грамматический строй речи. Богаче становится лексика: активнее используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети пересказывают сюжет, рассказывают по картине.

     

  1. Дети от 6-и до 7-и лет.
  1. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимоотношения между взрослыми.
  2. Образы окружающей жизни и литературных произведений становятся более сложными. Рисунок детализирован, разнообразнее гамма цветов.
  3. Изображение человека детализировано, и пропорции тела соблюдены.
  4. Архитектурные постройки детей становятся симметричными и пропорциональными.  Постройки выполняются по замыслу и по условиям. Оригами необходимо для детей в этом возрасте, так как углубляет их пространственные представления.
  5. Восприятие продолжает развиваться. Развивается образное мышление.
  6. Обобщение и рассуждение  всё ещё связано с наглядными признаками ситуации.
  7. Продолжает развиваться воображение.
  8. Внимание становится произвольным до 30 минут.
  9. Развивается речь детей.
  10. Высокий уровень познавательной деятельности. Происходит личностное развитие ребёнка.

Задачи работы с детьми 5-и – 6-и летнего возраста.

1. Рисование гуашью:

  1. продолжать совершенствовать умение изображать предметы образы окружения в различных положениях (место расположения на листе бумаги, поза объекта);
  2. учить соотносить пропорции предметов между собой;
  3. продолжать использовать различные кисти: широкие, узкие, мягкие, со щетинистым концом;
  4. развивать интерес к техникам рисования гуашью.

2. Рисование акварелью:

  1. познакомить детей с техникой рисования акварелью;
  2. дать детям представление о технике «рисование по мокрому»;
  3. продолжать учить использовать в работе карандаш для прорисовки;
  4. развивать интерес к использованию акварельных красок в работе.

3. Рисование цветными карандашами:

  1. познакомить детей с техниками рисования пастелью, восковыми мелками, используя различные линии;
  2. продолжать развивать интерес к графическому рисованию.

4.        Лепка из керамической и пластической масс:

  1. познакомить с лепкой из пластилина;
  2. учить детей использовать каркас для создания неустойчивого образа;
  3. учить передавать в лепке выразительность образа;
  4. познакомить детей с работой стекой;
  5. познакомить детей с росписью предметов гуашью;
  6. продолжать прививать интерес детей к лепке;

5.        Аппликация:

  1. продолжать развивать навыки и умения в аппликации;
  2. познакомить детей с различными техниками аппликации;
  3. продолжать воспитывать интерес к аппликативной деятельности у детей.

6. Дополнительные задачи:

- продолжать способствовать развитию интереса к художественной литературе;

- развивать умение использовать самостоятельно несколько техник в изобразительной деятельности;

- способствовать развитию интереса к музыке для детей и классическим произведениям различных композиторов;

- продолжать знакомство детей с поэтическим словом;

- познакомить детей с художественным словом различных писателей;

- продолжать развивать мелкую и крупную моторику рук с помощью пальчиковых игр;

- способствовать развитию двигательной активности детей не только в подвижных играх, но и в театральной деятельности;

- продолжать развивать психические процессы детей;

- продолжать способствовать возникновению порыва к общению со сверстниками и взрослыми;

- продолжать воспитывать уважение и любовь к тем, кто окружает детей;

- способствовать возникновению положительного психо-эмоционального отклика у детей  во время проведения с ними встреч;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира через исскуство.  

Задачи работы с детьми 6-и – 7-и летнего возраста.

1.Рисование гуашью:

  1. развивать умение составлять композицию сюжета задуманного рисунка;
  2. продолжать совершенствовать технику изображения;
  3. развивать умение получать цвет краски при её отсутствии путём смешивания других цветов между собой;
  4. продолжать развивать умение наносить гуашь на керамическую поделку;
  5. продолжать развивать ритмичность в изображении;
  6. учить создавать цвета и оттенки;
  7. закреплять умение определять цвет по оттенку и природному обозначению;
  8. развивать цветовое восприятие в целях обогащения колорита гаммы рисунка;
  9. учит определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке;
  10. развивать восприятие для сравнения цвета в окружающем мире.

2. Рисование акварелью:

  1. учить соединять различные техники в работе с акварелью и другим графическим материалом;
  2. продолжать учить видеть красоту передаваемого образа, его неповторимость;
  3. воспитывать интерес к работам других детей, как к к миру другого человека.

3. Рисование цветными карандашами и другими графическими средствами:

  1. предложить детям использовать различные техники в рисунке, их соединение между собой – в акварели, в рисовании гуашью, в аппликации;
  2. продолжать развивать технику владения карандашом, и другими графическими средствами;
  3. продолжать формировать интерес к графике рисунка.

4. Лепка из керамической пластической массы и застывающей цветной пластичной массы:

  1. учить создавать композиции из нескольких образов;
  2. продолжать учить передавать в лепке форму, пропорции, движение, позу ;
  3. развивать умение наносить орнаментальный узор, осознанно кодируя в нём информацию;
  4. развивать навыки и умения в лепке.

5. Аппликация:

  1. продолжать знакомить детей с различными техниками аппликации;
  2. продолжать развивать навыки и умения в аппликации;
  3. продолжать развивать умение передавать характерные признаки образа;
  4. поощрять самостоятельное применение различных техник аппликации;
  5. развивать интерес к аппликативной деятельности.

6. Дополнительные задачи:

- продолжать развивать интерес к художественной литературе;

- поощрять самостоятельное использование нескольких техник в изобразительной деятельности;

- продолжать способствовать развитию интереса к музыке для детей и классическим произведениям различных композиторов;

- развивать интерес детей к самостоятельному выражению своих чувств через поэтическое творчество;

- продолжать знакомить детей с художественным словом различных писателей;

- продолжать развивать мелкую и крупную моторику рук с помощью пальчиковых игр;

- развивать конструктивный праксис;

- продолжать способствовать развитию двигательной активности детей не только в подвижных играх, но и в театральной деятельности;

- продолжать развивать психические процессы детей;

- продолжать способствовать возникновению порыва к общению со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать уважение и любовь к тем, кто окружает детей;

- способствовать возникновению положительного психо-эмоционального отклика у детей  во время проведения с ними встреч;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира через исскуство.  

3.4. Планирование работы с детьми и родителями.

 

При планировании работы с детьми и родителями я опиралась на такие принципы:

 - от простого к сложному;

 - наглядность;

 - системность;

 - связь деятельности в «Мастерской чудес» с другими видами детской деятельности;

 - психические особенности развития каждого возраста;

 - опора на лексические темы каждой возрастной группы.

Для удобства организации и проведения встреч я всю организационную работу «Мастерской чудес» поместила в таблицу.

Освоение культурного наследия происходит пошагово – каждая тема дополняет предыдущую тему.

I этап.

На этом этапе происходит введение детей в тему через сказочную историю.

Ненавязчиво детям ставится цель на будущее действие (стимулируется познавательный интерес). Даётся первоначальное представление о народно декоративном промысле.

II этап.

Уточнение представлений детей о художественно декоративном промысле. Ознакомление детей с техникой росписи или лепки – формирование умений и навыков. Проводится в системе на нескольких занятиях.

III этап.

Выявление знаний, умений и навыков детей по теме.

IV этап.

Совместная деятельность педагогов в оценке своих действий через деятельность детей. Планирование работы по следующей теме, корректировка своих действий при необходимости.

V этап и последующие этапы.

Начало новой темы. Проводится по аналогии с предыдущей темой.

                   Таблица № 1. «Темы по ознакомлению детей с культурным наследием России».

№ темы.

Название темы.

Группа:

старшая;

подготовительная.

1.

«Хохлома».

+

+

2.

«Каргополь».

+

+

3.

«Филимоново».

+

-

4.

«Павло-посадские платки».

-

+

5.

«Гжель».

+

+

6.

«Матрёшка».

+

-

7.

«Дымка».

+

+

8.

«Оять».

-

+

                                                                                Таблица № 2. «Взаимодействие педагогов».

Этапы взаимодействия.

Воспитатель.

Музыкальный руководитель.

Родители.

I этап «Целевой (погружение в тему)».

Вводная беседа.

Музыкальное сопровождение.

Анкетирование.

II этап «Продуктивный (формирование знаний, умений, навыков)».

Использование методов и приёмов обучения: наглядные, словесные, практические и игровые. Разработка и организация развивающей среды по теме для самостоятельной деятельности детей.

Конкурсные и домашние задания.

III этап «Применение знаний, умений и навыков на практике».

Разработка сценария праздничного досуга. Проведение праздника.

Участие в празднике.  Поощрительные призы за участие в конкурсах, совместном выполнении домашних заданий, принятии участия в празднике.

Проведение игр, суфлирование, участие в празднике как персонажа. Поощрение родителей и детей за участие в конкурсах, выполнении совместных домашних заданий, участие в празднике (организация и проведение).

Музыкальное сопровождение. Проведение конкурсов с детьми и гостями праздника.

IV этап «Рефлексивный».

Совместный анализ педагогов собственной деятельности и детского творчества. Корректировка своих действий.

Приглашение актёров для закрепления и уточнения представлений детей о музыкальных инструментах,  

V и … этапы «На основе предыдущих этапов осуществление следующих этапов по следующей теме».

Начало новой темы.

Продолжительность реализации данной программы.

Программа рассчитана на 2 года. Система взаимодействия педагогов разра ботана на работу с детьми:

  1. старшей группы (5-6 лет);
  2. подготовительной группы (6-7 лет).

Достигнутые результаты.

За два года в процессе нашего педагогического взаимодействия мы увидели динамику:

  1. в возникновении у детей интереса к познанию культурного наследия России, к окружающему миру через изобразительную и музыкальную деятельность.
  2. в сотворчестве родителей и детей, потребности общения с прекрасным: посещение музеев, театров, детской филармонии;
  3. в развитии навыков и умений в художественно-музыкальной деятельности;
  1. в процессе адаптации детей в детском саду: дети стали спокойнее от носиться к моменту расставания с родителями, быстрее происходит сплочение детского коллектива;
  2. в проявлении личностных качеств детей  – воли, самостоятельности в принятии решений, тактичности при взаимодействии между детьми, детьми и взрослыми, эмоциональности, эмпатии;
  3. в развитие мыслительных и психических процессов;
  4. в развитии общей и мелкой моторики, координации движений;
  5. в умении выслушивать и принимать позицию другого, отстаивать, обос новывать своё мнение спокойнее и рассудительнее;

Дополнительные возможности реализации проекта.

  1. Возможность использования в системе школьного образования - младшая школа.
  2. Использование в системе дошкольного образования – дошкольные учреждения развивающего типа.

Перспективы развития конкурсной инициативы.

  1. Использование в коррекционной деятельности логопедом.
  2. Использование сказок в театрализованной деятельности.
  3. Создание на основе имеющегося опыта парциальной программы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУЗЫКАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ.

Таблица №1.

«Старшая группа».

Тема.

Встреча.

Игры и упражнения.

Работа с родителями.

Организация самостоятельной деятельности детей.

Художественное творчество.

Музыкальное развитие.

1.

Диагностика.

Графических навыков и умений.

Умение слушать музыкальное произведение.  Знание музыкальных инструментов.

Повтори за мной карандашом в воздухе: точка, линия, круг, дуга.

Выполнение заданий на листе бумаги: обвести по пунктирному контуру, нарисуй рядом такое же.

Анкетирование.

Планирование организации развивающего пространства группы и музыкального зала: организация «Мастерской чудес».

2.

Диагностика.

Навыков и умений лепки из керамической массы.

Пение: вокальные навыки, дыхание, дикция, хоровые навыки.

 -

Пение потешки, частушки, хоровая песня «Во саду ли

, во городе…».

Индивидуальные беседы по результатам анкетирования.

Организация пространства «Мастерской чудес».

3.

Диагностика.

Навыков и умений лепки из глины.

Движение под музыку.  Танцевальные элементы.

-

«Повтори за мной».

Планирование и разработка материала для «Уголка родителей».

Завершающий этап организации пространства «Мастерской чудес», с привлечением родителей.

4.

«Хохлома»

«Чудо мастер».

Задачи. 

Познакомить с легендой возникновения декоративного народного промысла «Хохлома».

Активизация словаря: Хохлома, золотая хохлома, мастер, деревянная посуда, миска, ваза, ковш, роспись.

Воспитывать интерес детей к знакомству с народными промыслам «хохлома».

«Камаринская».

Задачи.

Познакомить детей с понятием «плясовая».

Развивать у детей координацию движений.

Дать детям некоторые элементы пляски.

Закладывать у детей основы интереса к музыкальному наследию российской культуры.

Подвижная игра: «Горелки».

Задания на листе бумаги: «Тропинка».

Внесение в уголок информации для родителей: «Информация о конкурсе на лучшую частушку о хохломе».

Внесение дидактической игры на фланелеграфе: «Составь узор» - выкладывание простых элементов: «ягодка», «клубничка», «крыжовник», «травка», «усики», «листочек».

5.

«Хохлома».

«Ягодки - цветочки».

Задачи.

Познакомить детей с техникой рисования хохломских мастеров - кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно листу, рисунок карандашом предварительно не наносится.

«Весёлые песенки».

Задачи.

Учить детей правильному дыханию. Развитие голоса. Развивать у детей интерес к песенному творчеству.

Дидактическая игра: «Собери тарелочку».

Задания на листе бумаги: «Куст смородины».

Внесение в уголок информации для родителей: «История Хохломы».

Внесение дидактической игры: «Повтори узор» – выкладывание по образцу на цветном фоне узора.

6.

«Хохлома».

«Сказочный поднос».

Задачи.

Продолжать знакомство детей с «золотой хохломой»: учить детей рисовать усики, кустик. Дать детям понятие «поднос».

Развивать воображение детей, творчество в работе - создание своей композиции. Активизация словаря: завиток, усики, кустик, поднос.

Продолжать воспитывать интерес к национальному искусству.

«Задорная частушка».

Задачи.

Развитие дикции детей во время пропевания ритмической песни – чёткое пение с пропеванием гласных; отдельное проговаривание сложных слов по слогам.

Продолжать развивать интерес детей к песенной деятельности.

Пальчиковая гимнастика: «Ягодка-малинка».

Задания на листе бумаги: «Цветочек».

Внесение в уголок информации для родителей: «Изделия мастеров Хохломы».

«Чудесная дорожка – создание линейного ритмического  рисунка.

7.

«Хохлома».

«Чудо-ложка».

Задача.

Познакомить детей с техникой росписи по дереву: грунтовка клейстером, придумывание композиции, нанесение орнамента. Активизация словаря: ложка деревянная, роспись, грунтовка.

Воспитывать интерес и уважение к работе сверстников.

«Постановка танца ложкарей».

Задача.

Разучивание танцевальных элементов к танцу ложкарей.

Развивать интерес у детей к танцевальному творчеству русского народа.

Подвижная игра «Горелки».

Упражнение на ложках: «Повтори как я».

Внесение в уголок информации для родителей: «Польза ритмических игр на музыкальных инструментах – деревянных ложках».

«Красивые ложки» - создание музыкальной ритмической композиции.

8.

«Хохлома».

Досуг - праздник.

«Приходите к нам в лавку».

Задачи.

Уточнить представление детей  

о понятии «посудная лавка».

Уточнить знания детей об изделиях мастеров хохломы.

Продолжать знакомить детей с бытом крестьян. Создание обстановки для психофизической релаксации детей через подвижные игры, танцы, конкурсы. Организация чаепития с использованием деревянной посуды с росписью хохломы.

Внесение деревянных ложек в уголок музыкального развития для самостоятельной деятельности.

Организация фотогазеты о празднике, с выделением в ней участников праздника.

9.

«Каргополь».

«Собачка».

Задача.

Беседа о возникновении Каргопольского промысла.

Заинтересовать детей в изучении образцов глиняных игрушек каргопольских мастеров. Продолжать развивать интерес детей к изучению народного творчества.

«Хоровод девиц-красавиц».

Задача.

Познакомить детей с хороводными элементами движений. Создание танцевальной композиции «Хоровод девиц-красавиц».

Активизация словаря: хоровод. Девица-красавица.

«Собери картинку» - составление целого из частей (образы глиняных игрушек каргопольских мастеров).

«Оттиск на глиняной пластине» - развитие мелкой моторики, создание рисунка стекой.

Объявление конкурса на лучшую песенку в четыре строки о лошадке.

Внесение в уголок художественного развития штриховки: «собачка» - штриховка с верху вниз.

10.

«Каргополь».

«Колобок».

Задача.

Познакомить детей с техникой лепки из глины (цвет терракот).

Учить катать шар из глины, сплющивать его.

Подвести детей к пониманию того, что изделие надо высушивать.

Активизация словаря: глина, стека, просушка, изделие.

Воспитывать интерес у детей к лепке из глины.

«Весёлые песенки - потешки».

Задача.

Продолжать учить петь (техника «non legato»): протяжно, тянуть звуки.

Знакомство детей с песенным творчеством русского народа.

Продолжать развивать интерес детей к песенному творчеству.

Лото: «Узнай и назови» - закрепление знаний о предметах изготовленных мастерами хохломы, и Каргополя.

Отстукивание ладошкой ритма под считалку «1, 2, 3, 4. 5 вышел зайчик погулять».

Внесение в уголок для родителей информации о возникновении Каргопольского промысла.

Внесение штриховки: «Котик» - штриховка с лева на право.

11.

«Каргополь».

«Колобок».

Задача.

Познакомить детей с техникой росписи каргопольских мастеров.

Активизация словаря: роспись, терракотовый цвет.

Продолжать воспитывать интерес детей к изучению росписи по глине.

«Хороводная».

Задача.

Учить детей слушать музыкальное произведение, выделяя его настроение, инструменты на которых играют. Дать детям понятие «оркестр».

Активизация словаря: оркестр, хороводная.

Продолжать знакомить детей с танцевальными элементами - хороводная пляска.

Продолжать развивать интерес детей к изучению музыкального творчества.

«Прокати колобка мимо тех, кого он встречал по пути» - развитие мелкой моторики.

Внесение в уголок для родителей информации о технике лепки из глины.

Периодически, по желанию детей, как фон, ставится музыка с мотивами народного творчества.

12.

«Каргополь».

«Я слеплю чудесного коня».

Задача.

Продолжать знакомить детей с техникой работы с глиной. Продолжать учить лепить детей, используя основу цилиндрической формы, надрезая края стекой, примазывая детали, предварительно смочив место примазывания водой.

Активизация словаря: конь-огонь, белогривый.

Воспитывать трудолюбие.

«Медведюшка».

Задача.

Создание танцевальной композиции «медведюшка» с мальчиками.

Учить детей подражать движениям музыкального руководителя: характерные для медведя движения рук и ног, походка.

Активизация словаря: медведюшка.

Развивать интерес детей к изучению народных потех.

«Покажи нам, животное, а мы угадаем» - развитие навыков пантомимы .

Внесение в уголок информации для родителей «Техника каргопольских мастеров».

Познавательная информация о медведях.

Внесение в уголок художественного развития штриховки: «Медведь» - обводка по пунктиру и раскрашивание (штриховка) карандашом.

13.

«Каргополь».

«Ярмарка игрушек».

Задача.

Подвести детей к самостоятельной росписи глиняной игрушки. Дать детям представление о понятии ярмарка.

Активизация словаря: ярмарка.

Создание обстановки для психофизической релаксации детей через подвижные игры, танцы, конкурсы. Организация игр на улице, как продолжение праздника.

«Ловишки» - развитие быстрого бега.

Участие родителей в празднике.

Организация выставки иллюстраций с изображением изделий каргопольских мастеров.

14.

«Гжель».

«Голубая Гжель».

Задача.

Знакомство детей с легендой возникновения промысла.

Активизация словаря: голубая гжель, белый, синий, небесный.

Побудить детей к изучению технике работы гжельских мастеров.

«Частушки».

Задача.

Продолжать знакомить детей с песенным творчеством русского народа.

Продолжать учить детей правильному дыханию во время пения.

Активизация словаря: гжель, василёк, синий, голубой.

Продолжать знакомить детей с песенным творчеством русского народа.

«Жмурки» - на развитие ловкости. Быстроты реакции, слухового внимания, ориентация по звуку.

Внесение в уголок информации для родителей «Голубая Гжель» - история промысла.

Внесение в уголок художественной деятельности штриховки «Голубая роза» - рисование округлых линий.

15.

«Гжель».

«Цветы Гжели».

Задача.

Дополнение представлений детей об изделиях гжельских мастеров.

Уточнить представления о техники лепки из керамической массы (белый цвет).

Активизация словаря6 керамическая масса, керамика.

Продолжать развивать интерес детей к изучению народного творчества.

«Плясовая частушка».

Занятие.

Познакомить детей с плясовой частушкой.

Знакомство детей с плясовыми движениями под частушку.

Развивать чувство ритма.

Воспитывать гордость у детей за песенное творчество своего народа.

«Гжельская керамическая посуда» - составление из частей целого.

Предложить родителям принять участие в празднике «Ярмарка» - изготовление костюмов ребёнку и себе для конкурса. придумывание частушки об изученном уже промысле.

Внесение в уголок художественной деятельности штриховки «Сеточка» - рисование линий вертикальных (сверху вниз) и горизонтальных (слева на право).

16.

«Гжель».

«Гжельский сервиз».

Задача.

Уточнить представление детей о росписи по керамике.

Учить детей рисовать «ромашку».

Активизация словаря: сервиз.

Воспитывать уважение к работам сверстников, находить в них интересное.

«Деревянные ложки».

Задача.

Проведение утренней гимнастики с использованием деревянных ложек.

Закрепление представлений о хохломском орнаменте.

Развитие координации движений детей.

Развитие чувства ритма; слухового внимания.

Упражнение – построение в танцевальный узор «косынка».

Внесение в уголок информации для родителей «Техника росписи гжельских мастеров».

Внесение в уголок художественной деятельности штриховки «Укрась чайную пару синим орнаментом» - рисование синим карандашом знакомых узоров.

17.

«Гжель».

«Ярмарка».

Задача.

Закрепление знаний, умений и навыков о народных промыслах: Хохлома, Каргополь, Гжель.

Создание обстановки для самостоятельного художественно - музыкального творчества детей. Конкурс на лучший костюм среди родителей, лучшую частушку среди детей.

Внесение в уголок информации для родителей Альбома с репродукциями гжельской керамической посуды.

Раскраска – «Мастера за работой».

18.

«Павло-посадские  платки».

«Платок для бабушки».

Задача.

Проведение с детьми беседы о Павло-посадских платках.

Развивать у детей интерес к росписи по ткани.

«Оренбургский платок».

Задача.

Слушание песни «Оренбургский платок». Развитие слухового внимания. продолжать учить давать характеристику музыкальному произведению.

Воспитывать в детях гордость своим народом.

«Узоры на платке» - составление на цветных фонах цветочного орнамента.

Размещение информации в уголке для родителей о «Павло-посадских платках».

Внесение расписных платков для игр.

19.

«Павло-посадские  платки».

«Красивый платок».

Задачи.

Учить детей располагать орнамент по углам и в центре.

Совершенствовать навыки рисования кистью: концом, всей кистью.

Воспитывать в детях гордость за мастеров в своей стране, изготавливающих такую красоту.

«Танец с платками».

Задача.

Составление из знакомых танцевальных элементов композиции танца с платками.

Продолжать развивать музыкальный слух.

Продолжать развивать интерес к плясовому наследию русского народа.

«Человечек» - создание из платка человечка, с помощью узелков.

Предложить родителям придумать загадку о платке.

Внесение в уголок художественной деятельности тряпочек с однотонным фоном, баночек с красками по ткани, рамок с силуэтом одежды.

20.

«Павло-посадские  платки».

«В мастерской у мастериц».

Задачи.

Закрепление и обобщение представлений детей о народных промыслах: Гжель, Хохлома и роспись платков.

Создание через игры, танцы, конкурсы психофизического комфорта у детей и взрослых.

Создание выставки творчества детей и творчества родителей (загадки).

21.

«Дымка».

«Село Дымково».

Задача.

Познакомить детей с историей возникновения Дымковского промысла.

Активизация словаря: дымка, Дымково, водоноска, барышня, кавалер, барашек -  круторожик.

Развивать интерес детей к русской народной глиняной игрушке.

«Прогулка кавалера с барышней».

Задача.

Составление танцевальной композиции из нескольких частей:  прогулочная, плясовая, хороводная, прощальная.

Развивать чувства характера музыки и движений в соответствии с музыкой.

Воспитывать интерес в детях к традициям русского народа.  

«Домино» - повторение представлений о элементах народных промыслов России.

Помещение родителям  в уголок информации о возникновении Дымковского промысла.

Внесение иллюстраций и раскрасок по теме «Дымка».

22.

«Дымка».

«Барашек».

Задача.

Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего сделана, каким способом, каким способом.

Познакомить с многообразием игрушек, орнаментального рисунка.

Продолжать развивать интерес детей к изготовлению глиняной игрушки.

«Лейся песня».

Задача.

Продолжать учить детей технике «non legato»: протяжно, вдыхая воздух носом.

Активизация словаря:

лёгкая, протяжная, тягучая, нежная.

Продолжать учить в пении: слитному пению, соблюдение одной силы звука.

Продолжать развивать музыкальный слух.

«Укрась меня» - выкладывание готовых узоров на силуэтной заготовке.

Представление родителям информации о конкурсах на праздничном досуге – запись на участие в конкурсах.

Внесение штриховки «Водоноска».

23.

«Дымка».

«Барашек».

Задача.

Дать детям представление о лепки из глины женского персонажа.

Закрепить представление об украшении дымковскими мастерами игрушки.

Лепка на основе цилиндра.

«Барашечек…».

Задача.

Учить передавать ритмический рисунок песни, без музыкального сопровождения.

Пение отрывистое, с соблюдением одной силы голоса.

Воспитывать у детей гордость за песенное наследие своего народа.

«Составь картинку»- составление из частей целого.

Предоставление родителям информации о символическом значении декоративного орнаментального рисунка.

Внесение в уголок художественной деятельности штриховки: «Барашек».

24.

«Дымка».

«Барашек».

Задача.

Уточнение и закрепление представления детей о росписи дымковской игрушки, значении знаков.

Развивать навыки и умения детей в использовании орнамента в росписи.

Воспитывать уважение к работе других людей, на основе своего творческого опыта.

«Хороводные народные игры».

Задача.

Познакомить детей с игровым наследием России.

Развивать координацию детей, ловкость, быстроту реакции, внимательность. слуховое внимание, умение выполнять правила игры, не обижаться.

Игра «Чей ребёнок» - на основе дымковской росписи определение животного и название его детёныша.

Предложить родителям альбом с иллюстрациями глиняных игрушек дымковских мастеров.

Внесение рабочего листа – «Найди пару».

25.

«Дымка».

«Как у нас, да в Дымково».

Задача.

Закрепление представлений о дымковском творчестве.

Создание атмосферы веселья, радости.

Закладывать преставления о праздниках: хозяева, гости праздника, игры-соревнования, угощение.

Организация фото выставки праздничного концерта.

26.

«Филимоново».

«Отгадай загадку».

Задача.

Познакомить детей с Филимоновским промыслом через загадки о поделках.

Развивать мышление детей.

Активизация словаря: Филимоново, полосатый(ая), яркая.

Воспитывать интерес к глиняным игрушкам.

«Птичка певунья».

Задача.

Познакомить детей с глиняной свистулькой.

Научить детей игре на свистульке: протяжно, отрывисто.

Активизация словаря: свистулька, свистит, протяжно, отрывисто.

Вызвать у детей радость от общения.

«Составь образ» - составление из полос и других частей образа Филимоновской игрушки.

Предоставление в уголок родителей о Филимоновском промысле.

Внесение в уголок художественной деятельности рабочего листа «Корова» - штриховка.

27.

«Филимоново».

«Корова».

Задача.

Закрепить представление детей о лепке из глины.

Дать представление детям о том, что в основном мастера Филимоново изготавливают игрушки-свистульки.

Вызвать у детей восхищение игрушкой.

«На лугу пасутся…».

Задачи.

Пение и инсценировка песни «На лугу пасутся…».

Развивать навык пения с соблюдением одной силы звука, слуховое внимание детей, координацию движений.

Активизация словаря: козы, кони, коровы.

Продолжать развивать интерес детей к играм с пением.

«Кто как кричит?». - развитие слухового внимания и голоса.

Предложить родителям подумать о прощальном чаепитие: выпечка.

Внесение в уголок художественной деятельности рабочего листа «Олень» - штриховка.

28.

«Филимоново».

«Корова».

Задача.

Учить детей технике росписи филимоновских мастеров.

Активизация словаря: полосатая, яркая, необычная, не похожая.

Развивать интерес к изобразительному искусству, творчеству в работе.

«А я по лугу…».

Задачи.

Создание композиции из танцевальных движений «А я по лугу…».

Активизация словаря: по лугу, ходила, младёшенька.

Вызвать радость от общения.

Игра на трещотке.

Предложить вниманию родителей статью о пользу игрушек-свистулек.

Внесение в уголок художественной деятельности рабочего листа «Солнышко» - рисование по спирали от центра.

29.

«Матрёшка».

«Матрёшка».

Задача.

Дать представление детям о появлении матрёшки в России.

Активизация словаря: матрёшка, деревянная игрушка, семья.

Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

«Весёлые игры».

Задачи.

Продолжать знакомить детей с народным игровым наследием.

Развитие ловкости, юмора, умения проигрывать, координации движений.

Поднятие мышечного тонуса.

«Составь Матрёшку» - выбор настроения, узора.

Предложить родителям статью о появлении в России матрёшки.

Внесение в уголок художественной деятельности рабочего листа «Матрёшка» - раскраска.

30.

«Матрёшка».

«Матрёшка».

Задача.

Познакомить детей с росписью матрёшки, предметами её одежды.

Активизация словаря: платок, юбка, кофта, цветы.

Воспитывать интерес к творчеству детей.

Закрепление представлений об изученных промыслах.

Создание радостной обстановки в играх и застолье.

Организация фотовыставки праздника.

Таблица №2.

«Подготовительная к школе группа».

Тема встречи.

Встреча:

Игры и упражнения.

Работа с родителями.

Организация самостоятельной деятельности детей.

Художественное творчество.

Музыкальное развитие.

1.

Диагностика.

Графических навыков и умений.

Умение слушать музыкальное произведение.  Знание музыкальных инструментов.

Анкетирование.

Планирование организации развивающего пространства группы и музыкального зала: организация «Мастерской чудес».

2.

Диагностика.

Навыков и умений в лепке из керамической массы.

Пение: вокальные навыки, дыхание, дикция, хоровые навыки.

Индивидуальные беседы по результатам анкетирования.

Организация пространства «Мастерской чудес».

3.

Диагностика.

Навыков и умений лепки из глины.

Движение под музыку.  Танцевальные элементы.

Планирование и разработка материала для «Уголка родителей».

Завершающий этап организации пространства «Мастерской чудес», с привлечением родителей.

4.

«Хохлома».

«Кустик».

Задача.

Уточнить представления детей о промысле Хохлома.

Закрепить навык рисования узора кисточкой: кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно листу, рисунок карандашом предварительно не наносится.

Активизация словаря: кустик, кудрина.

Воспитывать патриотические чувства у детей.

«По малину в сад пойдём».

Задача.

Уточнение и углубление умений детей в плясовых движениях.

Активизация словаря: плясовая.

Развивать интерес к народному плясовому творчеству.

«Составь узор» - составление из частей узоров по мотивам растительного орнамента Хохломы.

Внесение в уголок информации для родителей: «История Хохломы».

Внесение рабочего листа «Красивый стаканчик для салфеток» - создание узора.

5.

«Хохлома».

«Травный узор».

Задача.

Углубить представления – знания и умения изображать травный орнамент.

Активизация словаря: тычок, осочкакриуля,капелька.

Развивать интерес детей к народному декоративному творчеству.

«По малину в сад пойдём».

Задача.

Пение слитное, в едином пении. Пляска под песенное сопровождение.

Продолжать развивать интерес детей к песенному творчеству русского народа.

«Пятнашки» - развитие увёртливости, быстроты реакции.

Объявление конкурса на лучшую работу в оригинальном исполнении по теме Хохлома.

Внесение рабочего листа «Ягода - малина»  - создание ягодного узора на трапециевидной основе.

6.

«Хохлома».

«Роспись деревянной доски».

Задача.

Уточнение и закрепление представлений о технике росписи деревянной доски.

Развивать самостоятельность и творчество детей в работе.

«Весёлые ложки».

Задача.

Создание ритмической композиции на ложках. Учить использовать несколько способов игры на ложках.

Развивать интерес к изучению способов игры на народных инструментах.

«Повтори как я» - отбивание на ложках сложного ритмического рисунка различными способами.

Внесение в уголок информации для родителей: «Польза ритмических игр на музыкальных инструментах – деревянных ложках».

Внесение деревянных ложек в сектор музыкального творчества.

7.

«Хохлома».

«Ярмарка Гжельской посуды».

Задача.

Создание творческой атмосферы – роспись по желанию деревянных ложек, тарелочек.

Выступления детей и родителей, гостей из других групп.

Организация чаепития.

Создание видеотеки праздников.

Внесение рабочего листа «Яблонька» - штриховка.

8.

«Каргополь».

«Заяц».

Задача.

Углубление и систематизация знаний детей о каргопольском промысле.

Активизация словаря: заюшка.

Учить лепить из целого куска глины.

Развивать в детях чувство патриотизма на основе развития интереса к народной глиняной игрушке.

«Танец зайцев».

Задача.

Создание танцевальной композиции зайцы.

Развитие общей моторики.

Развитие умения передавать в танце характерные особенности животного.

«Косой, Косой, не ходи босой» - развитие быстрого бега, ловкости.

Внесение в уголок для родителей информации о возникновении Каргопольского промысла.

Внесение рабочего листа «Зайчик» - штриховка.

9.

«Каргополь».

«Заюшка».

Задача.

Уточнить представления детей о каргопольской росписи.

Создание атмосферы творчества в создании узора.

Продолжать приобщать детей к русским истокам.

«Танец с бубном».

Задача.

Сопровождение танца  игрой на бубне.

Передача в танце чётких движений под ритм бубна.

Развитие слухового внимания.

«Жмурки с колокольчиком» - развитие слухового внимания, быстроты реакции, ловкости.

Внесение в уголок информации для родителей «Техника каргопольских мастеров».

Внесение игры «Собери картинку» - развитие конструктивного практиса.

10.

«Каргополь».

«Мужичок с гармошкой».

Задача.

Дать детям представление о лепке человека.

Активизация словаря: мужичок, гармошка.

Продолжать приобщать детей к народному творчеству.

Индивидуально.

«Камаринская».

Задача.

Разучивание игры отрывка на баяне.

Развитие музыкального слуха, мелкой моторики и крупной моторики рук.

Приобщение к русской традиции игры на баяне.

Загадки об игрушках-зверюшках.

Предложить познавательную информацию о зайцах.

Внесение рабочего листа «Мастер на завалинке» - штриховка.

11.

«Каргополь».

«Мужичок с гармошкой».

Задача.

Создание творческой атмосферы.

Роспись мужичка с гармошкой.

Показ концерта для детей другой групп.

Организация выставки работ для родителей.

Организация фотовыставки.

12.

«Дымка».

«Дымково».

Задача.

Разучивание стихов и потешек о зверях дымки.

Развивать память.

Развивать интонацию голоса, ритмический рисунок потешки.

Развивать интерес к песенному творчеству русского народа.

«Семья» - развивать у детей гостеприимство. Учить распределять роли, выстраивать южет.

Представление родителям информации о конкурсах на праздничном досуге – запись на участие в конкурсах.

Внесение рабочего листа «Индюк» - раскраска.

13.

«Дымка».

«Барыня с зонтиком».

Задача.

Познакомить детей с техникой лепки Барыни из глины.

Уточнение и углубление о многообразии образов дымки.

Активизация словаря: барыня.

Продолжать приобщать детей к истокам народного творчества.

«Коробейники».

Задача.

Разучивание танцевальных элементов для создания танцевальной композиции «Коробейники».

Развивать умение узнавать музыкальное произведение по первой части.

Приобщение детей к музыкальному наследию России.

«Как у наших у ворот» - хоровод.

Помещение родителям  в уголок информации о возникновении Дымковского промысла.

Внесение рабочего листа «Барыня» - раскраска.

14.

«Дымка».

«Барыня».

Задача.

Уточнить представления детей о росписи дымковских мастеров.

Создание атмосферы для детского творчества.

Продолжать развивать интерес к песенному творчеству русского народа.

«Барыня».

Познакомить детей с музыкальными особенностями музыкального произведения «Барыня».

Разучивание пляски «Барыня».

«Карусели» - бег по кругу под плясовую мелодию.

Предложить родителям альбом с иллюстрациями глиняных игрушек дымковских мастеров.

Внесение рабочего листа «Семья» - раскраска.

15.

«Дымка».

«Подходи народ честной!»

Задача.

Устроение праздника для средней группы.

Закрепление представления о Дымковском промысле.

Создание атмосферы праздника.

Участие родителей в организации и проведении концерта.

16.

«Гжель».

«Сине-голубая Гжель».

Задача.

Продолжать знакомить детей с гжельской керамикой.

Сравнение посуды хохломы и гжели.

Активизация словаря: деревянная посуда, керамическая посуда.

Продолжать приобщать детей к истокам народного творчества. Продолжать приобщать детей к истокам народного творчества.

«Хоровод».

Задача.

Продолжать знакомство с танцевальными элементами хороводной пляски.

Сопровождение хоровода аудиозаписью.

Учить прослушивать аудиозапись внимательно.

«Перетяни канат» - развитие силы, выносливости, упорства.

Внесение в уголок информации для родителей «Голубая Гжель» - история промысла.

Внесение рабочего листа «Голубое море» - штриховка.

17.

«Гжель».

«Васильковое чудо».

Задача.

Продолжать знакомить детей с техникой лепки из керамической массы.

Активизация словаря: Керамическая масса, васильковое чудо.

Продолжать приобщать детей к русским истокам, развивать творчество самих детей.

«Придумай свой танец».

Задача.

Развивать танцевальную раскрепощённость детей, танцевальное творчество.

«У медведя во бору» - развитие быстроты бега, быстроты реакции, умения декламировать хором.

Предложить родителям принять участие в придумывании проекта связанного с темой гжели.

Внесение рабочего листа «Василёк» - раскраска.

18.

«Гжель».

«Васильковое чудо».

Задача.

Развивать творчество детей на основе придумывание сказочного цветка на основе элементов гжельского орнамента.

Продолжать развивать навыки и умения в росписи керамической массы.

«Весёлые игры».

Задача.

Проведение с детьми подвижных игр на смекалку, выносливость в беге, драка подушками.

«Семья» - навыки коллективной деятельности, распределение ролей, учёт всех интересов. Учить идти на компромисс.

Внесение в уголок информации для родителей Альбома с репродукциями гжельской керамической посуды.

Внесение рабочего листа «Туча» - рисование округлых линий.

19.

«Гжель».

«Портрет  Снегурочки».

Задача.

Уточнить представления детей о портрете.

Развитие творчества детей на основе самостоятельного придумывания образа Снегурочки.

«Колокольчик».

Задачи.

Знакомство детей с игрой на колокольчике.

Создание с детьми музыкальной композиции.

Развитие у детей музыкального слуха.

«Ловишки с бегом» - развитие быстроты в беге.

Внесение в уголок информации для родителей «Техника росписи гжельских мастеров».

Внесение «альбома с репродукциями гжельской керамической посуды».

20.

«Гжель».

«Голубая страна».

Задача.

Организация праздничного представления для старшей группы: песни, пляски, игры на колокольчиках,  игры-соревнования.

Организация родителями сюрприза – приход Снегурочки со Снеговиком.

Презентация своего проекта по теме (разыгрывание сказочного сюжета).

21.

«Павло-посадские платки».

«Белоснежное чудо».

Задача.

Развитие связной речи. Составление описательного рассказа о сравнении павло-посадского  платка и вологодского кружева.

Развивать интерес детей к изучению кружевных изделий.

«Цыганский танец».

Задача.

Знакомство детей с элементами цыганского танца.

Активизация словаря: цыгане, цыганский танец, солнце.

Вызвать у детей заинтересованность в изучении творчества соседних народов России.

«Гори-гори ясно» - развитие быстроты реакции, пения на одной ноте.

Расположение в уголке для родителей информации о возникновении промысла росписи павло-посадских платков.

22.

«Павло-посадские  платки».

«Распишу платок красиво».

Задача.

Уточнить, закрепить представления об орнаментальном рисунке павло-посадского платка.  Самостоятельная роспись детьми ткани.

Продолжать способствовать развитию детского творчества.

«Цыганские мотивы».

Задача.

Продолжать развивать умение слушать музыкальное произведение.

Самостоятельное танцевальное творчество детей под музыкальное сопровождение. Продолжать развивать детское музыкальное творчество.

«Коршун и наседка» - развитие ловкости и координации движений.

Объявление родителям о конкурсе на лучшую частушку о павло-посадском платке.

23.

«Павло-посадские  платки».

«Волшебный платок».

Задача.

Продолжать развивать умение детей придумывать сказочный сюжет по плану, исходя из названия сказки «Про то, как павло-посадский платок стал тёплым».

Продолжать учить зарисовывать сюжет  сказки, составлять из зарисовок книги.

«Пропевание частушек о павло-посадском платке».

Задача.

Пропевание частушек с детьми под движения.

Продолжать развивать умение детей петь взаимодействию пения и движения под музыкальное сопровождение.

Продолжать развивать песенное творчество детей.

«Пятнашки» - развитие ловкости, быстроты бега и увёртливости.

24.

«Павло-посадские  платки».

«Мой красивый платок». Показ праздника детям из младшей группы.

Задача.

Закрепление, уточнение знаний.

Доставление детям радости.

Закрепление представлений детей об этикете гостеприимства.

25.

«Оять».

«Наши соседи».

Задача.

Продолжать подводить детей к пониманию того, что мы живём в соседстве с другими народами: вепсы, карелы, финны, чухонцы. Познакомить с культурой этих народов – у них тоже есть своя культура.

«Музыкальные инструменты наших соседей».

Задача.

Познакомить детей с музыкальными инструментами финнов.

«Семья» - понятие о семье ремесленников.

Рекомендация родителям посетить этнографический музей.

Сообщить родителям о предстоящем карнавале.

Внесение альбома с иллюстрациями предметов быта народов живущих в пределах реки Оять. Просмотр кинофильмов о их быте.

26.

«Оять».

«Кувшинчик».

Задача.

Дать детям образец лепки на основе показа воспитателем всего процесса.

Зародить в детях заинтересованность предстоящей деятельностью.

«Как у дяди Трифона…» - умение повторять заданное движение, декламирование хором.

27.

«Оять».

«Кувшинчик».

Задача.

Продолжать учить детей придумывать образ объекта и его зарисовка. Развивать творческий подход в работе.

.

«Составь узор» - составление из отдельных элементов узора на фланелеграфе.

28.

«Оять».

«Красивый кувшинчик».

Задача.

Закреплять умение детей вытягивать керамическую массу, придавая необходимую форму. Продолжать учить детей создавать объект по собственной схеме кувшинчика.

Продолжать развивать творческие способности детей.

«Лото» - закрепление представлений об узорах промыслов.

Внесение информации для родителей об Оятском промысле.

Конкурс: «Оять».

Внесение поделок конкурса.

29.

«Оять».

«Красивый кувшинчик».

Задача.

Подвести детей к обобщению: орнаментальный декор повторяется в промыслах разных народов. Подвести к пониманию особенности использования цветовой гаммы и способов нанесения рисунка.

«Казаки-разбойники» - умение быстро бегать, ловкости, увёртливости.

30.

«Придумаем сказку».

«Придумаем сказку». Карнавал.

Задача.

Создание совместно с детьми стенда «Как прошел карнавал».

Анкета.

Уважаемые родители просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы необходимы нам для определения развития творчества ваших детей по теме «Ознакомления детей с истоками народной культуры».

  1. Есть ли у Вас дома образцы русского народного декоративного искусства (художественного творчества, музыкальные инструменты)?_________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

     2.  Считаете ли вы необходимым приобщать детей к истокам Русской культуры?_____________________________________________________________.

3.  Посещаете ли Вы с детьми музей этнографии, кукол и другие (если да, то укажите какой)?_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

4.  Владеете ли Вы или Ваши родственники каким-либо умением, навыком русского народного декоративного, музыкального творчества (если да, то укажите  каким)? ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Покупаете ли Вы ребёнку книги, альбомы, с иллюстрациями образцов русского народного наследия в декоративном творчестве, игрушки музыкальные  и глиняные, деревянные (если да, то укажите что)?___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Какую информацию Вы хотите узнать о традициях русского наследия и народном прикладном искусстве?__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Какой вклад Вы могли бы внести в нашу работу?___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

                                                                                                    Спасибо за ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир".  Реа...

Опыт работы старшего воспитателя по направлениям образовательной и методической работы

Мой опыт работы  старшего воспитателя по региональному компоненту, интегративному взаимодействию участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации, по реализации ФГОС ДО...

Опыт работы "Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность" 2 младшая группа

Развитие художественно-творческих способностей  детей младшего возраста через продуктивную деятельность«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАЛЯКИ-МАЛЯКИ»

Актуальность: Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой  маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...

Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»

Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»Представляю свой опыт раб...