Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста
методическая разработка по теме

Киселёва Ирина Павловна

Информация об особенностях организации работы с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhol.soprov_detey_rannego_vozrasta_v_dou_mo_2013.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на  МО   для молодых педагогов

 совместно с Домом  ребенка  на базе МБОУ № 50 детский сад «Родничок»педагога – психолога  Киселевой И.П.

 «Психологическое сопровождение детей раннего возраста

в условиях ДОУ».

(от 31 мая 2013 года)

Цель психологического сопровождения В МБДОУ № 50 детский сад «Родничок»:

Обеспечение безопасности и сохранения психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах  раннего и дошкольного детства;

В 2012 – 2013 учебном году в МБОУ № 50 детском саду «Родничок» насчитывается 8 возрастных групп; из них 3 группа раннего возраста «Лучики», «Цветики» и «Пчелки». Это дети от 2-х до 3-х лет.

По списку их насчитывается на данный момент: 52 ребенка;

Исходя из этого  (наличия такого количества групп раннего возраста первостепенной задачей   ( и ведущей темой по самообразования я выбрала следующую:

 Способствовать успешной адаптации к ДОУ детей раннего, младшего и среднего  дошкольного возраста , посредством создания развивающей среды на группах ( по потребностям данного возраста); уюта и приближение к домашней обстановки в группах, обеспечение адекватного доброжелательного общения со стороны взрослых на группах (воспитателей и помощников воспитателей);Организации условий для сюжетной игры, использование современных технологий: песочной  и водной, музыкальной терапии, развивающих игр, использование на занятиях методики Марии Монтессори (игры с бросовым материалом:  для развития тактильно – мышечных ощущений); сопровождение прогулок за пределы участка;

Направления работы педагога – психолога с детьми раннего возраста:

  1. Исследовательская:  анализ  медицинских карт детей раннего возраста;  наблюдение за адаптацией детей в условиях группы, это проводится под руководством педагога – психолога. В этом году воспитатели новые, молодые; Работа осуществлялась на  группах  раннего возраста «Лучики», «Цветики», «Пчелки»; Наблюдения проводились в течении длительного времени: с января по апрель 2013 года, так как дети болели, болели много (т.к. в период адаптационного процесса не было стабильности в педкадрах); после больничных – детей вновь наблюдали; Я имела возможность согласно сетке занятий наблюдать и участвовать в процессе  адаптации и в режимных моментов (зарядке, прием пищи, сопровождении прогулок и других режимных моментов);
  2. По результатам исследования подбирались программы игровых занятий с детьми: в основном это игры развивали сенсорные способности детей (с бросовым материалом, дидактическим материалом, использовались песок и вода , но эпизодически: условия не позволяли); Занятия в основном проводились индивидуально и небольшими группами (по 3-4 ребенка). Результаты были хорошие: детям нравилось заниматься , особенно на практическом уровне: они любили играть с колючими, гладкими игрушками, с водой и песком (когда я работала на группах воспитателем);Занятия с песком и водой были эпизодические, но они – то и нравятся детям раннего возраста;
  3. В апреле – мае 2013 года было оформлено заключение  (сводная таблица) по результатам адаптации детей раннего возраста и намечен план мероприятий по работе с детьми  (в этом году дети будут посещать младшую группу) на 2013 – 2014 учебный год .

В течении года психологическое сопровождение детей раннего возраста в МБДОУ № 50 детский сад «Родничок»  я планировала и  проводила,  ориентируясь на проблемы и трудности этого «чувствительного» возраста.

За период работы 2011 – 2013  год  первостепенной задачей моей работы стало изучение особенностей воспитания и развития детей раннего возраста.  Я накопила небольшой опыт работы с детьми раннего возраста  и обобщила его в  папке «Воспитание детей раннего возраста».

 

Проблемы  и пути решения этих проблем:

1.Адаптация к детскому саду: причины и  пути решения (индивидуальные занятия по программе; на сайте – рекомендации; для профилактики дезадаптации создание  программы по адаптации; Обучение молодых воспитателей грамотное заполнение адаптационных листов.

Просмотреть папку «Воспитание детей раннего возраста»;

2.Кризис – 3-х лет.

Пути решения: родительское собрание, папки – передвижки; индивидуальное собеседования с родителями и  педагогами. На родительских собраниях я использую анкеты («Что волнует, что радует Вас в вашем ребенке» и др. ); Использую проблемные ситуации, педагогические задачи, эти приемы помогают пробудить активность у родителей в совместном обсуждении проблем у детей.

3.Проблемы в самообслуживании, выполнение режима дня;

 Пути решения: папка -  передвижка «Что должен делать ребенок при

 поступлении в детский сад»; Индивидуальные собеседования; посещение семьи

4.Разный уровень развития сенсорного развития ребенка как основа познания окружающего мира, формирование основный сенсорных эталонов;

5.Неправильный стиль воспитания ребенка в семье, что ведет к

различным нарушениям в поведении;

6.«Игра – это серьезно!» (слабая методика владения организацией

сюжетной игрой у педагогов группы).

7.Непостоянный состав педагогов на группах (уровень развития не

соответствует образованию);

8.Четкий медицинский контроль за  психофизиологическим состоянием детей.

3 июня 2013 года                                          Педагог – психолог: Киселева И.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста при адаптации его к дошкольному учреждению

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР«ДЕТСКИЙ САД № 130»РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,350049, ГОР...

Психологическая безопасность ребенка раннего возраста

Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования.Психологическая безопасность — это защищен...

Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...

Примерный индивидуальный маршрут сопровождения ребенка раннего возраста.

Данный план сопровождения развития ребенка двух лет расскрывает задачи, методы и приемы реализации для успешного формирования ключевых компетентностей....

Педагогический опыт по сопровождению ребенка раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации...