ПРОЕКТ "Элементы театральной деятельности в работе педагога - психолога"
проект по теме

Андреева Елена Олеговна

Данный проект включает в себя тематическое и практическое планирование, упражнения, анкеты для работы педагога-психолога в коррекционных группах ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  

ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Логопедическая группа «МОТЫЛЕК»

2012-2013

Раздел

Тема занятий

Кол – во занятий

Психо-гимнастика

  1. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.

4

  1. Тренинг мышечного расслабления с фиксацией на осознании состояния покоя, не напряжённости.

2

  1. Формирование эмоциональной сферы  (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и отдельных черт характера).

8

  1. Развитие коммуникативных умений (этюды, обучающие умению выразить и понять состояние другого человека: игры, способствующие взаимодействию, сплочённости группы детей).

10

  1. Формирование волевой сферы (игры и упражнения на развитие самоконтроля, произвольности поведения и психических процессов).

6

ИТОГО:

30

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

     По формированию произвольности психических процессов

Раздел

Тема занятий

Кол – во занятий

Развитие произ-вольности психичес-ких процессов

  1. Развитие произвольного внимания:

а) устойчивости внимания;

б) распределения внимания;

в) переключения внимания;

г) расширение объёма внимания.

10

  1. Развитие произвольной памяти:

а) механической (зрительной и слуховой)

б) опосредованной

10

  1. Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилам.

         4

  1. Формирование функций планирования.

1

 

  1. Формирование функции самоконтроля и самооценки.

5

 

ИТОГО:

30

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

По коррекции и развитию познавательных процессов

Раздел

Тема занятий

Кол – во занятий

  1. Развитие внимания

1.Развитие произвольности внимания

2.Развитие распределения внимания

3.Развитие объема внимания

6

  1. Развитие восприятия

1.Развитие целостности и активности восприятия

6

  1. Развитие памяти

1.Развите зрительной памяти

2.Развитие слуховой памяти

3.Развитие логической памяти

6

  1. Развитие мышления

1.Узнавание предметов по заданным признакам.

2

2.Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

2

3.Классификация предметов и явлений:

а) словесная характеристика класса;

б)деление на классы по заданному основанию;

в) отнесение объекта к классу;

4

4.Установление логической последовательности и закономерности:

а) на наглядном уровне;

б) на словесно – логическом уровне.

4

ИТОГО:

30

 

                         ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

По формированию коммуникативных умений

Раздел

Тема занятий

Кол – во занятий

1. Диагностика

1.Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей; социометрическое обследование группы.

2

2. «Язык общения» (формирование навыков общения с внешним миром)

1.Восприятие мира (развитие у детей умения видеть взаимозависимость человека и природы, показать значимость органов чувств в общении).

2

2.Формирование умения владеть выразительными движениями и жестами.

2

3.Тайна моего «Я»

(формирование умения осознавать и понимать себя. Позитивация «образа Я»)

1.Язык чувств (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций).

2.«Я и мое тело» (упражнения, направленные на преодоление замкнутости, пассивности,

 двигательное раскрепощение, произвольное расслабление).

6

1.«Я и я» (игры и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам, переживаниям).

2

2.«Мое настроение» (развитие умения осознать, выразить и изменить свое настроение).

2

3.«Я хороший» (создание и поддержание позитивного представления о себе, повышения самоуважения и самооценки)

2

4.Фор-ние коммуникатив. компетент-ности

1.«Умей слушать других!»

2

2.«Умей вступать в контакт!»

2

3.«Умей сотрудничать!» (игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков совместной деятельности, чувства принадлежности к группе).

2

4.Игры и упражнения, направленные на развитие сочувствия, понимания индивидуальных особенностей других людей, доверия к людям.

2

5.Решение проблем и конфликтов (навыки поведения в трудных ситуациях).

3

6.«Дружба» (формировать принципы дружеских отношений).

1

 

ИТОГО:

30

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

Фамилия

имя

ребёнка

Структурные компоненты игры-драматизации

Ведущий мотов игры

ЗАМЫСЕЛ

РОЛЬ

ВОСПРИЯТИЕ

интерпретация

комбинирование

планирование

принятие

передача смысла образа

импровизация

внимание

сопереживание

воспроизведение впечатлений

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актёрских, режиссёрских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

     Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+» и «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребёнка в процессе игровой деятельности.

Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссёрского» типа.

Замысел   проявляется в наличии таких умений, как:

  • интерпретация ребёнком  привлекательного литературного сюжета,         понимание идеи постановки;
  • комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;
  • планирование игры — организация спектакля.

 

Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых:

  • принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
  • передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
  • возможна импровизация.

Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:

  • внимание — ребёнок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
  • сопереживание — ребёнок сочувствует, сопереживает героям спектакля  и эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;
  • воспроизведение впечатлений — выражает своё эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).

«Ведущий мотив игры-драматизации». Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссёр», если из-за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель».

Возможно комбинирование позиций.


«Замысел» и «Роль». Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник-оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципиальным в этом случае будет:

  • интерпретация ребёнком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное 0 детских рисунках;
  • комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
  • передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.

С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребёнок в играх-драматизациях.

Вторая часть

Цель: вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребёнка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.

Этюды и упражнения на выявление актёрских умений:
1. Ребёнку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
• Чудо остров!
• Наша Таня громко плачет...
• Карабас-Барабас пообедает сейчас!
• Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно):

«Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке».
3. Пантомимические этюды.
Котята:
• сладко спят;
• просыпаются, лапкой умываются;
• зовут маму;
• пытаются утащить сосиску;
• боятся собаки;
• охотятся.

Покажи:
• как танцует добрая фея на балу у Золушки;
• как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
•  как удивляется черепашка-ниндзя;
• как здоровается Снежная Королева;
• как обижается Винни-Пух;
• как радуется Бэтман.


4. Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог.  Киска, как тебя зовут?
Ребенок.  Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку тут?
Ребенок.  Мяу! (Утвердительно)    Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)
5.  Интонационное прочтение стихов-диалогов.
6.  Проговаривание скороговорок.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли,    

Резиновая Зина упала из корзины,
Резиновая Зина измазалась в грязи.
7. Ритмическое упражнение. 

Простучать,  прохлопать, протопать своё имя:

«Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
8. Образные упражнения под музыку.

 Вивальди «Времена года», «В пещере горного короля», «Марш оловянных солдатиков» и т.д.

9.Этюды и упражнения на выявление режиссёрских умений:
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
2. Моделирование  ребёнком  литературных  сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки дошкольником.
10.Этюды и упражнения на выявление умений декоратора:
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
2. Обсуждение замысла, идеи постановки в контексте предлагаемых им декораций.
11.Беседа-игра на выявление зрительских умений:
После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:
• О чем рассказал спектакль? Что ты понял?  

• Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)
• Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)
• Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
• Кто тебе больше всех понравился из актёров спектакля? Почему?

Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.

Анализ знаний и умения детей в соответствии с критериями.


Актёрские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики;

        характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений;

        в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений;

        в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

Режиссерские умения:

         понимание мотивов поступков героев;

         следование сюжетной линии (установление причинно-следственной  связи, понимание последовательности событий);

         распределение ролей, подготовка игровой среды;

         умение руководить сразу несколькими играющими.

Оформительские умения: 

         художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля;

         адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите;

         подготовка, создание, обсуждение, воплощение игровой среды.

Зрительские умения: 

         умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения;

         наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актёров.

Третья часть

Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребёнка при выборе игровых позиций.

Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей.  

Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет». Утверждения:

ДА

НЕТ

1.  Чаще ребёнок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.         

2. Чаше ребёнок реагирует на героев литературного произведения

3. Чаше ребёнок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения      

4. Ребёнок целостно воспринимает литературное произведение  

5. Ребёнок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы       

6. Ребёнок любит задавать вопросы о прочитанном произведении  

7. Ребёнок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге

8. Ребёнок может организовать игру с другими детьми

9. Ребёнку легче оценить игру другого, чем играть самому

10. Ребёнок легко создаёт образы литературных персонажей с помощью декларирования, мимики и пантомимики      

11. Ребёнок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации       

12. Ребёнок может выразить своё мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах       

13. У ребёнка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям     

14. Ребёнок обладает лидерскими качествами

15. Ребёнок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью      

16.  Ребёнок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации      

17.  Ребёнок умеет сопереживать игровым персонажам

18. Ребёнку присущи качества - настойчивость, целеустремлённость,   умение   преодолевать неудачи, решать конфликты  

19. У ребёнка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)            

20. У ребёнка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной   деятельности                 


Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл.

Баллы суммируются по каждой позиции (актёр, режиссёр, зритель):
•  позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
•  позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
•  позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
•  позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребёнок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...

Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками

Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыраже...

Элементы театральной деятельности в работе по обучению детей татарскому языку

Элементы театральной деятельности в работе по обучению детей татарскому языку...

Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога, как эффективное направление здоровьесбережения.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из основных задач является обеспечение физического и эмоционального благополучия детей, так как здоровье- важнейшая составляющая жизни челов...

Использование элементов балансотерапии в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем  личный опыт работы педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста  с ТНР в ДОУ с применением элементов...

Тренинг "Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога"

Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога. Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.Задачи:Стабилизир...