Использование элементов балансотерапии в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кулясова Татьяна Анатольевна

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем  личный опыт работы педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста  с ТНР в ДОУ с применением элементов  инновационного метода – балансотерапии.

Ключевые слова: балансотерапия, стабилотренажер, балансировочная доска Бильгоу, межполушарные доски

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление работы  - инновационные технологии образовательного и коррекционно-развивающего процесса.

Использование элементов балансотерапии в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Т. А. Кулясова, Н. Г. Прокопьева

МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка»

г. Новочебоксарск

kulyasova_t@mail.ru , natalipro15@mail.ru 

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем  личный опыт работы педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста  с ТНР в ДОУ с применением элементов  инновационного метода – балансотерапии.

Ключевые слова: балансотерапия, стабилотренажер, балансировочная доска Бильгоу, межполушарные доски.

           С каждым годом растет количество детей с нарушениями речи. Недостаточность вербальной функции ведет к снижению познавательного интереса у ребенка, что выражается в снижении общего психического развития.  Таким детям характерна слаборазвитая мышечная мускулатура, недостаточная координация движения. Если же физическое развитие соответствует возрастной норме, то наблюдается снижение мнестических функций. На основании психодиагностики познавательной сферы воспитанников за 2020 год у 30 % обследованных детей наблюдается снижение объема, переключения и распределения внимания. Вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.

    Имея первичные неврологические диагнозы, чрезмерное «опекание» со стороны родителей или, наоборот, недостаточное понимание ими проблемы,  мы наблюдаем у наших воспитанников эмоциональную незрелость, трудности произвольного поведения, нарушение коммуникативной функции, негативизм, обидчивость, агрессивное поведение. Как следствие, таким детям сложно усидеть на занятиях, воспринимать инструкции педагогов в полном объеме, удерживать полученную информацию и контролировать себя не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

     В этой связи одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

     Условия нашей жизни диктуют использование современных методов коррекции и профилактики в работе с детьми поколения Z+. Работа учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем ДОУ строится на основе объединения классических методик и новых разработок. Сюда относятся применение стабилоплатформы с мультимедийными играми, балансировочной доски Бильгоу, межполушарных досок. Использование вышеперечисленного оборудования основывается на обучении и коррекции детей при помощи стимуляции мозжечковой деятельности.

  Занятия дают возможность повысить пластичность мозга, заполняются пробелы, возмещаются недостатки в функциональности базовой структуры. Данный метод стимуляции имеет положительную динамику при работе с детьми не только с ТНР, но и с РАС, ЗПР, СДВГ.

      Противопоказания: применение методики противопоказано детям с эпи-синдромом и не способность удержать равновесие в положении стоя.

      Балансимер, стабиломер - травмобезопасные предметы. Желательно проводить занятия на нескользящем покрытии. На этапе обучения необходимо находиться как можно ближе к ребенку для подстраховывания.

       Так как современное детство невозможно представить без применения компьютерных технологий особый интерес у воспитанников вызывают занятия с применением интерактивных игр Мерсибо, Платформа А – 150.

Игры «Стабиломера» для стабилотренажера отличаются сказочным сюжетом и дружелюбными  персонажами, которые реагируют на действия ребенка. Это помогает специалисту заинтересовать ребенка, легче объяснить задачу и убрать напряжение первых занятий.

   Доказано, что есть прямая взаимосвязь между развитием речи и моторики. Занятия на стабилотренажере активно задействуют опорно-двигательную систему и высшие психические функции. За счет этого происходит комплексное воздействие на развитие речевых центров.

 Комплекс понадобиться для: тренировки слухо-моторной координации, улучшения внимания, памяти и восприятия, подготовки базы для коррекции нарушений слоговой структуры слов, развития когнитивных функций у детей, улучшения восприятия устной и письменной речи, улучшения регуляции психоэмоционального состояния, развития  способности ребенка планировать свою деятельность, развития  равновесия и координации движений, развития физической ловкости и навыков владения телом.

   При использовании стабилотренажера никакого дополнительного оборудования не понадобиться. Программное обеспечение состоит из 12 игр. Длительность одной игры 3-5 минут. С ребенком на одном занятии мы прорабатываем не более двух игр.    

В качестве ознакомительного этапа мы применяем игры «Веселые дровосеки». Происходит фиксация понятия правой и левой стороны. Игра «Накорми обезьянку» помогает ребенку понять, как управлять платформой перекидывая вес тела вперед и назад.

  В последствие используем более сложные игры: «Бегом за жуком» или «Тир выбивалка». Эта игра аналог графического диктанта. Для развития слуха и звукового внимания – игра «В гостях у жучков», «Загадки звуков» и другие.

 Далее рассмотрим балансимер Бильгау для работы с детьми с ТНР.

 На подготовительном этапе ознакомливаем ребенка с балансиром и требуемыми от него действиями. Первые занятия: выработать у ребенка равновесие, постепенно увеличивая угол качания до максимального. На основном этапе  используются сами упражнения, прописанные в методических рекомендациях. Педагог-психолог использует их для улучшения качества внимания, поведения, улучшения зрительно-моторной координации, графо-моторной функции и развитию общей когнитивной сфер. Учитель-логопед использует данное оборудование для артикуляционной  гимнастики, отработки звуков, слогов, слов, предложения с теми звуками, которые поставили (в этом могут помочь кинезио-мешочки, нейромячи), проговаривания чистоговорок и скороговорок.

  В последнее время популярность приобрело использование межполушарных досок.  Они активизируют деятельность мозга путем попеременной работы сначала  только правой, затем только левой рукой, а затем ребенок проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем - против. Учитель-логопед использует эту доску для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  Занятия с детьми мы строим не на полном использовании описанного оборудования, а включаем его частично, чередуя классические методы работ с инновационными.

ЛИТЕРАТУРА

1.https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/12/14/ispolzovanie-v-korrektsionnyh 

2. https://infourok.ru/prezentaciya-po-rabote-pedagoga-psihologa-vozmozhnosti-balansira-v-rabote-pedagoga-psihologa-dou-3902810.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками

Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыраже...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога, как эффективное направление здоровьесбережения.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из основных задач является обеспечение физического и эмоционального благополучия детей, так как здоровье- важнейшая составляющая жизни челов...

Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».

Презентация   на тему: «Использование элементов сказкотерапии  в коррекционной работе учителя – логопеда»....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Тренинг "Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога"

Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога. Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.Задачи:Стабилизир...

«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»

laquo;Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»...