Особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса.
статья по теме

Воробьева Юлия Владимировна

В помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_proektnogo_kompleksno.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса.

       Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений.

       Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, характеру доминирующей в проекте деятельности, количеству участников, продолжительности. В планировании работы в дошкольном учреждении могут использоваться разные виды проектов.

      По предметно-содержательной области различаются моно-проекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

По характеру доминирующей детской деятельности возможны следующие проекты.

  • Творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
  • Исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов) .
  • Информационно-практические (дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), или используются, например, в оформлении группы (поделки к Новому году), подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и др.)).
  • Творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

При планировании работы воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а возможно интегрировать разные виды детской деятельности в один проект.

        По количеству участников проекты могут быть индивидуальные, парные, групповые, коллективные, массовые. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов.

       По длительности реализации проекты могут быть:

  • краткосрочные (мини-проекты),
  • средней продолжительности и
  •  долгосрочные. 

Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего две-три образовательные ситуации и длиться два-три дня. Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет одну-две недели. Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года.

      Главные характеристики проекта как формы планирования. 
Наличие общей темы. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников.

        Важным представляется принцип личной значимости темы и конечного продукта проекта для детей. В младшей группе при определении и формулировании темы проектов лучше «идти от детей», ориентируясь на восприятие и освоение мира ребенком (типичны темы «Мы обедаем»,
«Наши игрушки» и т.д.). В средней группе в формулировках тем отражается потребность детей этого возраста в активном познании окружающего  мира, в стремлении все попробовать самому, к экспериментированию, совместному игровому взаимодействию (темы проектов «Из чего сделаны предметы?», «Как нам помогает техника в детском саду и дома?» и т. п.). В старшем дошкольном возрасте уже в самой формулировке темы проекта должна присутствовать загадка, интрига, реально существующая проблема в группе, сомнение («Загадки космоса», «Как укрепить организм зимой?» «Дружба начинается с улыбки?»)

Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуальной, личностно и эмоционально значимой для них. Это может быть необходимость помочь игровому персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой сюжетно-ролевой игры, разработать новые правила, узнать новое явление, подготовиться к празднику, показать свои умения, подготовить поздравление близким и др .

     Использование в ходе проекта разных форм организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальное решение частной задачи). Выбор педагогом формы организации детей зависит от содержания деятельности, возможностей детей и педагогических задач.

     Включение детей в разные виды деятельности в процессе реализации проекта (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, чтения, продуктивной).

     Участие родителей  воспитанников в реализации содержания проекта. Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения. В зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, общей социальной активности каждого из них, умения ладить с детьми, каждому можно найти в проекте деятельность по душе и возможностям.

Участие в реализации детских проектов помогает родителям лучше узнать и понять ребенка, проявить творческие способности и повысить свой авторитет в глазах ребенка, вызвать уважение его сверстников и чувство глубокой благодарности и гордости у своего ребенка.

     Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми является неотъемлемой частью проектной деятельности. Воспитателю необходимо создать условия для того, чтобы дети - участники проекта получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилий, затраченных на реализацию проекта и создание конечного продукта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта. Это могут быть родители, сотрудники детского сада, дети других групп, жители микрорайона.

Участие в проекте дает ребенку возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить свои знания и личный опыт.

Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых, ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт. В проектной деятельности меняется и сама позиция воспитателя. Из носителя готовых знаний, которые он стремится передать детям, он превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.

Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при этом индивидуальные способности и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

"Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями" Аннотация ØПланирование воспитательно-образовательной...

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Консультация для педагогов "О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании"

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая фор...

Презентация "Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ"

Презентация содержит информация , как реализовать комплексно-тематический принцип при организации образовательного процесса в ДОУ: планировании, через проектную деятельность....

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

«Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ»

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса должен включать темы, которые будут:·         решать образовательные задачи;·...

Консультация для воспитателей «Комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса».

Краткая консультация о принципах построения образовательного процесса в ДОУ. Примерное тематическое планирование....