Проблема развития коммуникативных умений в теории и практике обучения
консультация (подготовительная группа) на тему

Марина Александровна Лукьянова

 

На сегодняшний день стандартная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mironenko_m.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мироненко М.А.

педагог-психолог МАОУ Центр «Семья»

Проблема развития коммуникативных умений в теории и практике обучения

На сегодняшний день стандартная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки.

Проблема развития коммуникативных умений волнует как психологов, так и педагогов, которые знают, как нелегко бывает современным ученикам, особенно первоклассникам, адаптироваться к школе, найти общий язык с педагогом и сверстниками.  А между тем перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в обучении, общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое состояние первоклассников.

Для того чтобы определить сущность коммуникативных умений, необходимо обратиться к понятиям общение и коммуникация. В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия.[28, с.611] Понятия «коммуникация» и «общение» также отождествляются в педагогическом [3, с.517] и философском энциклопедическом  словарях «…процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте».[44, с.814]

В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: В соответствии с одним из них оба понятия отождествляются. Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании».

Р. С. Немов определяет общение как обмен информацией между людьми, их взаимодействие.[25, с.624] Так же он включает в коммуникативные умения следующее:

1) умение успешно взаимодействовать с другими людьми;

2) умение убеждать других;

3) умение оказывать влияние на других людей.

 Любые умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения (взаимодействие речевых субъектов). Таким образом, под коммуникативными умениями мы будем понимать – освоенные субъектом способы выполнения коммуникативных действий, определяющие его готовность к общению.

Развитие коммуникативных умений младших школьников осуществляется в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Предпосылкой к развитию коммуникативных умений выступает наличие высокой потребности к общению, стремление вступать в контакт с окружающими.

Выдающиеся отечественные психологи Б. Г.Ананьев и В. Н. Мясищев  в своих трудах, посвященных познанию людьми друг друга, четко выделили три компонента, которые необходимо иметь ввиду каждому исследователю при разработке проблем общения: 1) познание людьми друг друга; 2) эмоциональное отношение их к друг другу; 3) взаимопонимание партнеров по общению. Развитие этих теоретических позиций по проблемам общения продолжено их учениками и последователями (А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, А. В. Петровский и др.).[1, 22]

Для определения круга коммуникативных умений, рассмотрим их известные классификации. Наибольший интерес представляет определение коммуникативных умений, даваемое в психологических и педагогических науках.

Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «…одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач»[13, с.223]. Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).

Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.

В России, еще в начале развития методических идей, рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности, таким ученым как К. Д. Ушинский. Он считал важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необходимы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, — умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке[43].

Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений, и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника. Важна также способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге — этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: 1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме, малоэффективна; 2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения; 3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника[27].

По мнению Р. С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты — это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения[24].

Таким образом, коммуникативные умения есть, по нашему мнению, способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные  стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Все перечисленное есть не что иное, как необходимые условия  успешной коммуникации. Другими словами, коммуникативные умения – это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации. По-видимому, успешной можно считать коммуникацию, участники, которой либо достигли своих целей, либо в их позициях произошли изменения, которые рассматриваются ими как позитивные. Вследствие этого, ученые (Ю. В. Касаткина, Т. А. Ладыженская, Р.В. Овчаров) выдвигают  требования к коммуникативным умениям, которые предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание различных видов текстов) формы коммуникации.

1.Устная коммуникация

Способность участвовать в обсуждении и (или) дискуссии один на один или в группе означает, что учащийся на первом уровне умеет: а) получать информацию о предмете дискуссии, чтобы говорить то, что имеет к нему отношения; б) выражаться ясно и адекватно в ситуации; в) слушать и понимать речь участников, соотносить свои высказывания с ними.

На втором уровне учащийся умеет: а) поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, приводя аргументы, высказывая мнения и идеи; б) владея, в том числе, и невербальными средствами коммуникации: манера, жесты, громкость голоса и др.

На третьем уровне учащийся умеет: а) поддерживать дискуссию относительно сложных предметов адекватно ее целям и ситуации, то есть решать, когда и в кокой мере участвовать в дискуссии для достижения ее цели; б) стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавая возможность включения их в дискуссию.

2.Письменная коммуникация

На первом уровне учащийся должен уметь: а) получить совет о том, что необходимо читать на данную тему, например, для того, чтобы собирать информацию – факты, идеи, мнения и инструкции; б) определять основную идею в относительно простых текстах, например, в письмах, записках, газетных и журнальных статьях и т.д.; в) пользоваться справочником и словарем; г) прибегать к посторонней помощи в случае сомнения по поводу прочитанного текста.

На втором уровне учащийся должен уметь: а) использовать различные источники для получения информации, например, находить и поставлять факты, идеи, мнения и инструкции; б) бегло просматривать материал и определять основную идею относительно простого текста – отчетов, учебников, статей; в) обобщать полученную информацию, например, в виде письменного отчета или устно.

На третьем уровне учащийся должен уметь работать с более сложным материалом: а) бегло просматривать объемные материалы – учебники, вторичные источники информации, статьи и отчеты для вычленения необходимой информации; б) использовать дополнительную литературу для того, чтобы понять причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения; в) синтезировать полученную информацию, например, например, в отчетах и презентациях давать собственную интерпретацию предмета.

Все  умения  сгруппированы, из них и состоят коммуникативные умения. Это умения, связанные с анализом и обобщением информации, участием в обсуждениях и  публичных выступлениях, составлением разных текстов (деловые документы, эссе, программы, письма и т.п.).[27;16]

Весьма вероятно, что каждый человек проявляет некоторые из перечисленных нами видов умений, преследуя личностно значимые цели. Так что в каком-то смысле каждый знает, как действовать эффективно. В результате люди, способные ясно выразить свои цели, имеют возможность стать лидерами просто потому, что, когда цели выражены, другие люди способны принять участие в достижении этих целей, уже не нуждаясь в специальных указаниях или в помощи для приобретения  специальных навыков.[19;40]

Итак, коммуникативные умения проявляются в успешном взаимодействии с другими людьми, в умении убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать на них влияние. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в формировании у них коммуникативных умений, научить их общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые для этого навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

теория и практика обучения дошкольников певческой деятельности

методический материал по обучению пения дошкольников...

Проблемы развития познавательной активности в теории и практике дошкольного воспитания

Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения. Влияние психических процессов на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Оптимизация познават...

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: - Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника...

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Материал посвящен проблеме формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного во...

"Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания детей с ОВЗ"

В работе отражены основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей, история развития специального образования в России как системы научных знаний, а также кратк...

Консультация для педагогов ДОУ " Проблема развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте"

Проблема развития коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте...