руководство игрой
статья по теме

Иванова Любовь Валерьевна

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руководство и развитие игровой деятельности в раннем детстве.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А.Сухомлинский.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. В этом возрасте формируются азы сюжетной игры – умения осуществлять разнообразные условные игровые действия.

В детском саду игра организовывается  как игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель формируемого способа игровой деятельности. Эмоциональное, естественное поведение воспитателя, принимающие любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления овладеть игровыми способами.

Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Интерес к сверстникам обнаруживается у детей уже достаточно рано, на втором году жизни.

Начинать формирование простейшего взаимодействия между детьми можно, используя любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т.п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Я предлагаю ребенку мячик: «Давай поиграем! Будем мячик катать!» прокатываю мяч к ребенку и стимулирую его на ответное действие: «А теперь ты мне!» таким же образом я организую совместную сборку пирамидки и т.д.

Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат – изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слезы и крик, реже становятся ссоры из-за игрового предмета, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе.

Для формирования игровых умений у детей раннего возраста необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребенка в такой последовательности:

  1. привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками.
  2. привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами.
  3. ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Для этого я на виду у детей одушевляю кукол или других игрушечных персонажей. Это легче сделать, приписав им какие-либо близкие и понятные детям желания.

В игровой нашей группы создана «жилая комната». В ней собраны игрушки и предметы, которые  максимально приближают детей к окружающим и их предметам быта. Мы проходим туда, я усаживаю за детский столик куклу, ставлю на стол тарелочку, кладу ложку. И обращаюсь к детям: «Вот вы играете, и я поиграю с куклой. Я  сейчас ее покормлю, она есть хочет. Вот здесь кашка в тарелке, давай кушать, дочка!» беру ложку и несколько раз подношу ее ко рту куклы. При этом разговариваю: «Ешь, открывай ротик! Вот какая хорошая, кашу ест!». Такого рода игра необходима для втягивания малышей в условную ситуацию, для возникновения у них желания включиться в игру. Еще вариант сюжета: «Вот кубики-кирпичики. Их можно нагружать в машину. Кирилл, ты нагружай. Вот так. Теперь отправляй машину Ксюше. У нее мишка без дома остался. Будем потом ему дом из кирпичиков строить. Ксюша, машина к тебе с кирпичиками приехала, разгружай кирпичики..»

Наблюдения показывают, что постепенно у детей появляются речевые обращения к сверстнику, направленную на включение его в совместную игру. Например. «давай катать», «садись здесь», «на строй дом».

Совместную сюжетную игру с детьми я организовываю во второй половине дня или в отрезки времени отведенные режимом для свободной деятельности детей. Чтобы привлечь внимание детей, не следует говорить «Дети, подойдите ко мне – будем играть». Достаточно эмоциональной окраски действий взрослого, необычность его позиции «играющего», сразу же привлекает внимание детей. Одни подходят, другие «замирают» на месте, следят за действиями взрослого. Я использую простые и понятные детям ситуации: кукла хочет спать – не хочет спать, хочет есть- не хочет есть и т.п. Условность, мнимость игровой ситуации подчеркивается тем, что в своей комментирующей речи я ввожу в игру воображаемые элементы: кормлю кашей, которой нет, кукле приписываю разные эмоциональные состояния (хочет есть, плачет, смеется). По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками, переходим к игре включающей уже не одну. А две смысловые ситуации, связанные друг с другом: «варим» кашу на игрушечной плите; «кормим» кукол, а затем укладываем спать ит.п.

После того как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям партнера-взрослого, переходим к формированию игрового действия с предметами-заместителями. (например, палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т.д.)

Овладение ребенком действиями с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простенькую игровую ситуацию свидетельствует о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста

Сообщение для педсовета по теме: "Игра - форма организации детской жизни"....

Памятка о руководстве игрой ребенка в семье

Руководство игрой ребенка в семье....

Комплексный метод руководства играми для развития речи детей раннего возраста

Комплексный метод руководства играми для развития детей раннего возраста  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. Основным путем педагогического воздействия на детей является...

Руководство играми детей младшего дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возра...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей"

Представлена консультация для воспитателей «Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей», где описывается важность игры, условия успешного руководства играми и тенденции развития игр....

Методическая работа по проблеме педагогического руководства игрой детей

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. В. А. Сухомлинский по...

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке) - подсказки для инструктора

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога...