ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

ЗайцеваОксанаАнатольевна

В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения.

            Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры поведения.

            Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя – занятие началось позже, насорил во время еды – дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая детьми правил поведения, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.

В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения.

        Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры поведения.

        Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя – занятие началось позже, насорил во время еды – дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая детьми правил поведения, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.

        Дети эмоциональны, поэтому приёмы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создаёт определённый эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.

        В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о лёгкой ранимости ребёнка, об уважении к его личности. Даже если ребёнок в чём-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.

        Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма,- особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать ь

        Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребёнка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками.

        Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

        Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать своё отношение к поступкам того или иного ребёнка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребёнка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратится к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить  на просьбу товарища принять его в игру.

        Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребёнка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично ( «Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?»).

        Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учить детей умению выяснить, доволен ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно, выглядит ребёнок, который обижает другого, берёт себе всё лучшее.

        Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

        Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

        Воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.

        Воспитатель должен заботиться не только об усвоении ребёнком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребёнок не привлекает сверстников в качестве партнёров по игре; неумение сдерживать себя, управлять своим поведением – ребёнок разрушает детские игры; излишняя замедленность действий – он отстаёт в своих действиях от сверстников; недостаточная сформированность потребности в игровом общении – игру в одиночестве ребёнок предпочитает совместным играм с детьми; нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении – он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования; преобладание у него интересов, не связанных и игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т.п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.

        Воспитателю необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности необходимо путём систематических совместных игр- занятий с ребёнком расширять его знания о содержании игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел товарища.

        Педагогу важно знать, насколько каждый ребёнок группы умеет управлять своим поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная (с интересным, развёрнутым сюжетом) ролевая игра, где такому ребёнку поручается роль ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, однако неумение сдерживать себя обычно препятствует этому. Роль ведущего только в том случае может выступить в качестве силы, сдерживающей и организующей поведение ребёнка, если педагог подробно объяснит ему содержание игры, познакомит его с главной и промежуточными целями её. Знание их ограничивает излишнюю активность ребёнка, помогает понять, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности: не выполнить её (при коллективном характере игры), не согласовать свои действия с действиями партнёров – значит помещать всем детям группы довести игру до конца.

        В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением ребёнка к игре в одиночку (что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляют таких детей. Имеет смысл вначале подобрать для такого ребёнка лишь одного партнёра, к которому бы он отнёсся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг его общения.

        При преобладании у ребёнка потребности в авторитарном руководстве игрой целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приёмов систематические длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь им и т.п. При этом важно учитывать его интересы и возможности. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной оценкой в присутствии сверстников, подчёркивая при этом общественно полезный характер выполненной работы: «Своей работой ты помог всей группе». В таких условиях первоначальное стремление ребёнка лишь к положительной оценке постепенно может смениться потребностью хорошо потрудиться для коллектива.

        Если трудности в отношениях ребёнка со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями обычно лежат способности к другой деятельности, которые при неблагоприятных условиях не будут развиваться. Нужно поддержать эти стремления детей, максимально реализовать их способности, организовать эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей.      

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Практическая значимость данного  проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...

Презентация проекта по воспитанию культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей во второй младшей группе "Радость и смех делим на всех"

Презентация подскажет воспитателям  , как помочь детям понять ,что главное быть добрым  и уметь дружить .Наше время - время  развития информационных технологий и будет грустно есл...

Конспект НОД по формированию культуры поведения и положительных взаимоотношений между дошкольниками.Тема: " Спорь,но не вздорь"

Данный материал будет полезным для воспитателей старших групп ДОУ в  комплексе с проведением дополнительных занятий и игровых ситуаций по данной теме.Образовательные области: речевое развитие, со...

Образовательные проекты как средство воспитания культуры поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста

Одним из компонентов культуры человека по праву можно выделить культуру взаимодействия с миром природы – культуру экологическую. Жить в согласии с природой – одно из условий сохранения цив...

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств для детей средней группы.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются при...

Воспитание положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в подвижной игре

Воспитание положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в подвижной игреДошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные ...