Рекомендации воспитателям ДОУ: "Создание предметной среды в возрастных группах"
консультация по теме

Рекомендации для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc281.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям ДОУ

«Создание предметной среды в возрастных группах»

МДОУ №135 «Радужный» г. Брянск

Создание предметной среды в первой младшей группе детского сада.

(рекомендации воспитателям)

В этот период для познавательного развития ребёнка решающее зна чение имеет богатство окружающей его среды:

  • желательно, чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материа лов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п.,
    причём предпочтение желательно отдавать природным материалам и
    объектам;
  • большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда
    ребёнок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной ча ши в другую;
  • различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические -
    типа богородской игрушки);
  • игрушки для обработки сериации (построения упорядоченного ряда по
    возрастанию или убыванию признака) по размеру-типа пирамидок и
    матрёшек;
  • игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
  • самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие
    предметы. (Желательно их делать на глазах у детей.) Дети со временем
    сами примут участие в их изготовлении. Это могут быть:

  • банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, ка
    мешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
  • шуршащие «метёлки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, по лиэтилена и т. п.;
  • погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и
    металлических бусин, колокольчиков и т. п.;
  • ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, кос
    точек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
  • шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, обёрточная бумага,
    шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева раз ных пород;

♦  сосуды с водой разного объёма («ксилофон»);

  • перевёрнутые детские формочки, кастрюли, вёдра («ударные»);
  • свистки и дудочки из глины и дерева;
  • нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребёнок мог сам менять силу их
    натяжения;
  • конструкторы и мозаики;
  • разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры,
    плотности и цвета; пластилины и воск; краски и карандаши, фломасте ры и мелки и т. п.;
  • игрушки контрастных размеров;
  • игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и куби ческие;
  • ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные дейст вия: положить-вынуть, открыть-закрыть, выдвинуть-задвинуть. (Отли чительная особенность возраста - к многократному повторению этих действий.)
  • вещи и предметы, с которыми действует взрослые: кастрюли с крыш ками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиопри ёмник, часы т. д.;
  • книги с большими предметными картинками;
  • ящики, контейнеры с крышками;
  • подушки, ковёр;
  • качели, прыгунки.

Создание предметной среды во второй

младшей группе детского сада.

(рекомендации воспитателям)

В развивающую среду должны входить:

  • разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
  • парные картинки;
  • трёхмерные матрёшки, пирамидки на конусной основе из пяти колец,
    формы-вкладыши;
  • 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
  • разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
  • игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или
    гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, коло кольчики, ксилофон;
  • оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в
    том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ве дёрки и лейки;
  • банки разного размера;
  • пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застёгиваю щиеся коврики;
  • предметы «взрослого обихода», которые можно разбить на части, -
    сломанные часы, фотоаппараты;
  • ёмкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундуч ки, шкатулки и т. п.;
  • машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами
    одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа
    «Маленький доктор»);
  • игрушечные животные (натуральный окраски);
  • большие мягкие игрушки и напольные подушки;
  • тканевые мячики;
  • аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей,
    детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
  • моющиеся книги с хорошими иллюстрациями, изображающими пред
    меты реального окружения ребёнка;
  • книги сказок о животных;
  • детская мебель: стол, стульчик.

Создание предметной среды в

средней группе детского сада.

(рекомендации воспитателям)

В развивающую среду для детей среднего возраста должны входить:

  • различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
  • игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать при
    родной);
  • костюмы для ряжения;
  • познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
  • журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ре бёнка (например, автомашины, мода, интерьеры);
  • книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чи-
    жикова и др.);
  • книги с волшебными сказками;
  • коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. п., тема тические наборы открыток, марок, значков;
  • цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на куби ках;
  • наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор»);
  • дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из
    палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
  • игры «Водоём», «Поймай рыбку», «Колпачки» и т. п.;
  • игровые и учебные телевизионные программы;
  • различные орудия труда;
  • стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности -
    детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные в
    доступном месте материалы и оборудование для рисования, модели рования, работы с бумагой.

Создание предметной среды в старшей группе детского сада.

(рекомендации воспитателям)

В развивающую среду должны входить:

  • глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;
  • разнообразные коллекции;
  • измерительные приборы и инструменты;
  • весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантимет ры;
  • познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны
    быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и при родную окраску) или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  • авторские сказки;
  • былины, мифы, легенды;
  • познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответст вующие приборы для их показа;
  • детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоаль бом,
  • детский микроскоп, наборы «Юный техник», «Юный физик».
  • часы настенные и календарь;
  • настольно-печатные игры - лото, паззлы;
  • настольные игры - домино, шашки, шахматы;
  • чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и ка рандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в
    клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Создание предметной среды в подготовительной группе детского сада.

(рекомендации воспитателям)

В развивающую среду должны входить

  • глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России,
    политическая карта мира;
  • разнообразные коллекции;
  • измерительные приборы и инструменты;
  • весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантимет ры;
  • познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны
    быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и при родную окраску) или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первочтения;
  • авторские сказки;
  • былины, мифы, легенды;
  • познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответст вующие приборы для их показа;
  • детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоаль бом,
  • детский микроскоп, наборы «Юный техник», «Юный физик».
  • часы настенные и календарь;
  • настольно-печатные игры - лото, паззлы;
  • настольные игры - домино, шашки, шахматы;
  • чистые листы белой бумаги, фломастер акварельные краски и ка рандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в
    клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по созданию развивающей среды в группах

Даются конкретные рекомендации по созданию развивающей среды, раскрываются принципы создания развивающей спеды, функции для каждой возрастной группы....

Рекомендации родителям по созданию предметно-развивающей среды дома «Нетрадиционные техники рисования»

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...

Рекомендации для воспитателей ДОУ «Создание предметно-развивающей среды центра искусств в группе, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГОС»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. ...