Тканевая пластика как форма развития художественно-творческой деятельности детей
методическая разработка по теме

Мельник Наталья Ивановна

 

Этот вид деятельности является синтетическим, более всего схож с рисованием, аппликацией и сюжетной игрой, но не приравнивается к ним.

Следует отметить, что в качестве ведущего принципа был выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности – игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой. Не все они включаются в процесс творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности.

Тканевая пластика – это конструирование изображения из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Промышленновская СОШ №2»

(детский сад)

« Тканевая пластика как форма развития художественно – творческой деятельности детей»

Воспитатель: Мельник Н.И.

Квалификационная категория: высшая

п.г.т. Промышленная 2012

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в поиске формы работы, развивающей творческий потенциал, эмоции и чувства детей и в то же время,  создающей максимально комфортные условия для общения их друг с другом и педагогом.

        

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться.

Человеку приходится справляться с массой постоянно "сваливающихся" на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение.

Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего.

Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое.

Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни.

Лучше не регламентировать жизнь ребенка, а оставлять за ним право самостоятельного решения самоорганизации: выбрать, чем, сначала лучше позаниматься: чтением или счетом; самому спланировать свой день; придумать, какие игрушки взять на прогулку и во что там играть. Ребенок в таких ситуациях получает поддержку в своем свободном, хотя и умело направляемом взрослым, отношении к жизни, в своих творческих проявлениях. Отсюда и начинается умение не бояться взлететь высоко, как птица.

Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребенка, еще в дошкольном его детстве. Однако формирование этих предпосылок — вещь чрезвычайно тонкая, требующая специальных знаний и внимания к их развитию. К сожалению, приходится признать, что даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве, встречаются у детей не так уж часто.

Почему? Да потому, что чаще всего мы не осознаем, что развитие творчества не происходит само, а требует особого внимания. Потому, что и в детском саду и дома мы стремимся дать детям определенные знания и навыки, не всматриваясь пристально, как и в каких ситуациях, они могут использоваться, что может открыть и создать ребенок самостоятельно. Потому, что мы не всегда отдаем себе отчет, каким путем и какой ценой формируются у ребенка эти конкретные умения. Не ломаем ли мы его личность при этом, не лишаем ли мы его качества будущего творца и борца?

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен. оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Чудесный возраст - детство.

Это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, удивительное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок легко, как никогда, позволяет своей фантазии творить небывалые «чудеса». Психологи установили, что дошкольный возраст чрезвычайно благоприятный период для формирования такого необходимого в творчестве процесса, как продуктивное воображение (или, проще говоря «придумывание нового»).

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона нашей жизни.        Представьте на минутку, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И если в этот период жизни упущены возможности для развития воображения, то позже восполнить их очень трудно. Поэтому так важно чтобы окружающие малыша взрослые помогали ему пробовать себя в творчестве и побуждали его к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, пусть даже самые элементарные умения и навыки. Ведь известно, что раннее развитие детского творчества – это условие дальнейшего активного прогресса творческих качеств личности.

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, возможно, разбудить этим дремлющие в нем творческие наклонности.  

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость, и т.д.

Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно- творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему – проблему развития творческой личности.

Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т.е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.

В процессе поиска решений этой проблемы возникла идея увлечь детей интереснейшим видом деятельности – художественное конструирование или тканевая пластика.


Тканевая пластика.

Этот вид деятельности является синтетическим, более всего схож с рисованием, аппликацией и сюжетной игрой, но не приравнивается к ним.

Следует отметить, что в качестве ведущего принципа был выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности – игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой. Не все они включаются в процесс творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности.

Тканевая пластика – это конструирование изображения из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур).

Приемы конструирования из деталей конструктора просты и доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют моделировать изображение любого содержания.

Изображение создается путем определенной организации пространства – соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.

Детали конструктора можно быстро передвигать и пробовать различные варианты построения изображения на плоскости.

Конструктор несложно сделать самим.

Комплект состоит из набора игровых рабочих полей (фонов) и геометрических фигур разных цветов и оттенков и нескольких градаций величины по десять – двадцать деталей каждого цвета и размера. Для каждого возраста подбирается определенный комплект рабочих полей и деталей, который отличается составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по цвету геометрические фигуры, входящие в комплект конструктора.


Важно чтобы все элементы, входящие в конструктор, совпадали по размеру, дополняли и взаимно заменяли друг друга.

Детали конструктора вырезают из хлопчатобумажной ткани ярких цветов, что придаст элементам конструктора привлекательность.

Этот удивительно яркий, красочный материал предоставляет огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Данный конструкторский материал позволяет передавать форму объектов только в одной плоскости. При таком способе изображения неизбежно допускается некоторая условность. Однако, если включить в состав набора конструктора небольшие отрезки шерстяных ниток или куски непряденой шерсти, это даст возможность создавать полуобъемные композиции. Например, с помощью коротких ниток можно дополнить изображение ежа иголками, придать объем кронам деревьев, сделать пушистой шерсть животных и т. д.

Желательно подобрать или вырезать определенное количество геометрических фигур и несколько рабочих полей (фонов).

Цвет игрового поля, его размер и форма подбираются не произвольно, они согласуются с конкретными задачами обучения конструированию. Игровое поле для составления декоративного узора может быть квадратным или прямоугольным, овальным или круглым или иметь, например, форму силуэта фартука (сарафана, платья). Поле может быть большим или маленьким. На нем должно свободно помещаться предполагаемое количество элементов конструктора.

Конструктивно - художественная деятельность дошкольников носит моделирующий характер и проходит сложный путь развития: от манипулирования с элементами конструктора и возникновения ассоциативных образов к созданию предметных преднамеренных изображений.

В процессе занятий тканевой пластикой дети осуществляют точное обследование тех объектов, которые собираются конструировать, изучают и используют в своих действиях конструкторские свойства строительных материалов, элементов и овладевают способами построения изображения.

Этот вид деятельности позволяет ставить перед детьми целый ряд проблемных задач и вводить в процесс решения эффективные средства и способы осуществления познавательных и творческих действий, иными словами:

тканевая пластика одновременно развивает у детей умственные, художественные и конструктивные способности на всех этапах обучения, предъявляет ряд серьезных требований к развитию мышления, воображения – познавательных и творческих способностей и предполагает задания на овладение детьми общими способами действия с конструкторским материалом, используя определенные средства и технические навыки.

Применение тканевой пластики имеет целый ряд положительных сторон:

1. Приемы конструирования из деталей конструктора просты и доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют моделировать изображение любого содержания.

2. Дает возможность символически выразить свое отношение к реальности, имеет большое значение в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса детей.

3. Мобильность (детали конструктора можно быстро передвигать и пробовать различные варианты построения изображения на плоскости)

4. Конструктор несложно сделать самим, он не требует большого финансирования.

Начиная работать с конструктором, малыши передают форму предметов в упрощенном, т. е. обобщенном, виде (геометризованное изображение). Основным критерием для оценки является узнавание предмета. Однако этот период длится недолго и не задерживает развитие познавательных способностей. От упрощенной передачи формы и строения объектов дети постепенно переходят к изображению характерных различий предметов по форме. С этой целью они используют уже несколько геометрических фигур и разными способами получают выразительное изображение предметов и объектов, имеющих свою характерную форму.

Тканевая пластика предполагает проводить работу по подгруппам в форме коллективного и индивидуального взаимодействия между детьми и взрослыми или между взрослым и ребенком в совместной работе, организации совместного вхождения в сказку, конструирования и обсуждения уже сделанной работы.

Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач – важные условия творческой атмосферы.

Для воспитателей детского сада художественное конструирование является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений задач всестороннего развития, воспитания, образования в:

  • развитии речи;
  • математике;
  • конструировании;
  • рисовании;
  • аппликации;
  • экологическом воспитании;
  • эмоциональном воспитании.

В процессе работы с конструктором решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, обучения способам их использования, развития внимания, наблюдательности, зрительной памяти, речи, мышления, мелкой моторики; формируется взаимодействие анализаторов в процессе познания окружающего мира.

Конструирование из тканевого конструктора позволит дошкольнику не только освоить изобразительные средства, но и решить изобразительные и выразительные задачи.

Развивающие задачи

  • Овладение «языком» изобразительной деятельности и композиционными средствами выражения: ритмом, симметрией, асимметрией, контрастом.
  • Анализ неоднородных свойств предметов, подбор эталонов, адекватных свойствам конструируемого объекта.

• Совершенствование технических навыков конструирования путем осуществления действий замещения по построению и использованию моделей разных типов для решения конструктивной задачи пространственных отношений между изображаемыми объектами и их частями.

  • Развитие умения изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависимости от содержания изображения. Важно научить ребенка изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передать его позу, настроение и состояние души. Выразительность образа достигается цветом и изображением, прорисовкой некоторых деталей (одежда, длинный нос, борода).
  • Развитие способности использовать пространственно - временную модель при конструировании сюжетной композиции.

Этапы по обучению конструированию.

В начале для изображения выбираются предметы, наиболее простые по форме, окраске, строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями.

Затем переходим к обучению действиям построения объекта в двух проекциях (лучше начать с изображения зданий и транспорта).

Следующий этап – обучение умению строить выразительные образы животных, людей, растений, создавать простейшие сюжетные композиции по мотивам знакомых сказок, а так же пейзажные и архитектурные композиции.

Одновременно продолжается обучение декоративному изображению. В качестве композиционного приема используется принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным.

Экспериментирование, как одно из направлений обучения дошкольника тканевой пластике, успешно решает задачу развития творческих способностей ребенка.

В процессе экспериментирования ребенок учится воспринимать внешние свойства предметного мира, такие, как величина, форма, пространственные и размерные отношения, выделять основные структурно-функциональные связи на основе наглядного моделирования и создавать новые оригинальные образы.

Обучение начинается с создания условий для экспериментирования. Сначала дети экспериментируют по своему желанию со знакомыми и с новыми элементами конструктора.

Экспериментирование позволяет ставить перед детьми целый ряд проблемных задач и вводить в процесс их решения эффективные средства и способы осуществления познавательных и творческих действий.

Начинается обучение в процессе экспериментирования с элементами конструктора и универсальными блоками- каркасами при их достраивании.

Самая легкая загадка для детей четырех лет это загадка на достраивание Г-образной фигуры из четырех квадратов одного цвета.

Решив данные загадки, ребенок может захотеть поработать самостоятельно. Не мешайте. Через некоторое время можно опять подключиться и организовать совместную деятельность.

 Для успешного развития творческой деятельности важно с раннего возраста учить ребенка видеть различные варианты изображения одного и того же объекта. С этой целью можно предложить не одно изображение, а два-три, отличающихся по цвету, размеру, расположению на игровом поле. Однако работа начинается с изображения одного объекта, а не всех сразу.

Одним из средств обучения детей конструированию является рисунок-схема. Схема передает контуры геометрических фигур, из которых состоит изображение (состав частей предмета). На поверхности фонового стенда вычерчиваются мелом схематичное изображение конструируемого предмета.

   Схематическое изображение можно дать вместе с образцом для анализа предмета более сложной конструкции, например при построении изображения транспорта (машины, трамвая, поезда). Схема должна быть изготовлена в одном масштабе с образцом.Это позволяет ребенку, в случае затруднения, в начале решить задачу путем накладывания деталей прямо на схему, совмещая их грани с контурами изображения. Этот прием используется обычно при переходе к более сложным изображениям (например, транспорта), состоящих из большого количества разных по форме деталей.

Схема помогает детям отрабатывать технику точного соединения элементов, выделять свойства предмета, более четко представлять себе его строение.

Предметом изображения детей в процессе конструирования может быть любое явление: бытовая вещь, архитектурное сооружение, природа, деревья, земля и небо, овощи и фрукты, животные и люди, словом, все, что можно изобразить.

Тематика занятий по обучению конструированию разнообразна. В начале для изображения выбираются предметы, наиболее простые по форме, окраске, строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями. Детей знакомят с особенностями строения определенной группы предметов, состоящих из нескольких однородных или двух - трех разнородных элементов конструктора.

Выразительность образа в конструкторской деятельности достигается выразительностью формы, детализацией изображения, передачей характерных сторон объекта и эмоциональным отношением к нему. Для этого важно научить ребенка анализировать строение предмета, выделять в нем составные части, определять их относительную величину, форму, взаимное расположение.

Обучение умению строить изображение проводится на предметах одного вида, например деревьев. Этому

посвящается несколько занятий. Сначала дети упражняются в передаче упрощенной формы хвойного и лиственного деревьев, затем вносятся дополнения, изменения в уже знакомое изображение. Дети переходят к более точному и полному изображению основных, а затем и характерных признаков (форма ствола дерева, кроны). Это способствует развитию творчества. В каждом конкретном случае дошкольники приобретают новые изобразительные умения.

Следующий этап работы – изображение животных.  Для начала постройте на нескольких рабочих полях разные по размеру, цвету и характерным особенностям елки. Поговорите с детьми о лесе, предложите загадки о животных, которые живут в лесу, рассмотрите иллюстрации, отметьте особенности того или иного животного. Вспомните вместе с детьми, например, как живет заяц, его характер, повадки. Пусть малыши покажут, как прыгает зайчик, как трясет ушками, держит передние лапки, как двигается медведь, какой он неуклюжий, и т.д.

Затем предложите детям самостоятельно построить изображение животного. По завершении работы важно еще раз уточнить представления детей об изображаемом персонаже, рассматривая схему - рисунок, передающую общий контур, состав и пространственное размещение основных частей изображения.

Рисунок-схема дается детям не на фоновой поверхности, а на листе бумаги. При этом исключается возможность наложения геометрических фигур непосредственно на схемы-рисунки. В случае затруднения можно предложить ребенку рассмотреть полный образец, предающий цвет, форму, пропорции и другие характеристики изображаемого объекта. В результате получили множество вариантов изображения, какого-либо животного. Все они изображены фронтально, но каждый из них имеет свои особенности. Один веселый, другой испуганный, грустный и т.д. Предложите детям дать словесную характеристику каждому из них.

Следующим этапом обучения построению предметного изображения объекта в двух проекциях является изображение зданий и транспортных средств (наземных, водных, воздушных).

Предложите ребенку построить домик из двух геометрических фигур – квадрата и треугольника для маленького котенка. Как только ребенок справится с заданием, скажите ему, что и медвежонок тоже хочет жить в таком же домике. Ребенку предлагается построить другой домик, используя в работе детали большего размера.

Таким образом, закрепляется представление об изменении изображения путем замены маленьких элементов на большие по размеру, развивается понимание отношений между плоскостными фигурами.

Затем предложите ребенку поострить точно такой же дом, но высокий. Проследите, чтобы дом был выполнен из деталей того же размера, что и в первоначальном варианте, но из большего их количества. Такой способ изменения изображения является надстраиванием конструкции в высоту и длину.

Эти два способа изменения изображения позволят получить множество вариантов конструирования, избегая повторения шаблонных решений

При обучении детей акцентируется внимание на развитии способности самостоятельного поиска способов и средств изображения. Не следует спешить давать готовые образцы – это тормозит развитие воображения. Дайте ребенку возможность самостоятельно построить изображение.

Овладение дошкольниками приемами конструирования изображения дает возможность организовать с детьми работу по созданию сюжетно-тематических композиций. При этом ребенок активно использует свой опыт, применяя его для отображения конкретной темы. Дети могут изменять величину изображаемого объекта, сочетать конструируемые объекты по окраске, устанавливать их взаимоотношения, используя элементы движения, поз, поворотов и т.д., чем достигается большая выразительность каждого образа и всей композиции в целом.

   Основные задачи обучения детей составлению сюжетных композиций заключаются в следующем: овладение умением передавать связное содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению в определенной взаимосвязи и в соответствии с окружающей средой, обстановкой; умением выделять главное в композиции, передавать его связь с остальными образами и предметами при помощи движения, поз, поворотов, создавать общий колорит, красочное звучание всей композиции.

Для выразительности композиции большое значение имеет разнообразное цветовое оформление конструируемого изображения. С помощью цвета можно усилить характерный признак предмета, выразить свое отношение к нему, выделить среди других образов. Поэтому в процессе занятий тканевой пластикой дети должны научиться использовать выразительную силу цвета, широко применять различные оттенки.

При помощи цвета ребенок может передать определенное настроение, состояние. Эмоциональное, эстетическое восприятие мира открывает детям красоту природы, её цветовое многообразие, постоянное изменение.

Конструируя из тканевого конструктора, дети учатся создавать выразительные образы, передавать смысловые отношения сюжетной композиции. Важно научить их «делить» сказку или рассказ на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия.

В процессе конструирования изображения от ребенка потребуется умение изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависимости от содержания изображения.

Важно научить его изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передавать его позу (сидит, лежит, стоит), состояние души и настроение (веселый, грустный, испуганный, спокойный и т.д.), что достигается цветом и прорисовкой деталей; Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).

Не следует диктовать детям, как изображать персонаж в том или ином случае. Указывая на ошибку, обратите внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении. Не следует разъяснять, как исправить ошибку. Пусть ребенок подумает, поэкспериментирует с изображением, самостоятельно найдет способ изменения изображения фигуры человека, животного. В случае затруднения предложите ему самому принять нужную позу и объяснить словами движение.

Заключительным этапом работы является анализ полученного произведения. Важно показать детям как положительные стороны, так и ошибки в изображении. Ребенок должен научиться самостоятельному анализу, научиться думать.

Заключение

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.

Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмыслив, проникается их значимостью и глубиной.

Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка, формирует эстетическую восприимчивость ребенка к миру, оценку прекрасного.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени но, самое главное, независимо от личностных комплексов.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Этот вид деятельности позволяет ставить перед детьми целый ряд проблемных задач и вводить в процесс решения эффективные средства и способы осуществления познавательных и творческих действий, иными словами:

тканевая пластика одновременно развивает у детей умственные, художественные и конструктивные способности на всех этапах обучения, предъявляет ряд серьезных требований к развитию мышления, воображения – познавательных и творческих способностей и предполагает задания на овладение детьми общими способами действия с конструкторским материалом, используя определенные средства и технические навыки.

Литература.

  1. Богуславская З.М. Развивающие игры для дошкольников. М., 1999.
  2. Венгер Л.А. Чего на свете не бывает. М., Просвещение, 2010.
  3. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность детей. СПб, 2007.
  4. Дьяченко О.М. Дети, в школу собирайтесь. М., Мозаика – Синтез, 2007.
  5. Красцова Е.Л. Разбуди в себе волшебника. М., ВЛАДОС, 2002.
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. М., Мозаика – Синтез, 2009.
  7. Никитин В.П. Ступени творчества. М. Просвещение, 2009.
  8. Симаковский А.С. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 2000.
  9. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., Мозаика – Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. ...

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

развитие художественно-творческих способностей у детей через интеграцию различных видов деятельности

данная презентация включает в себя опыт работы дошкольного отделения по одной из годовых задач, направленной на развитие художественно-творческих способностей....

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...