Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Столяр Наталья Сергеевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota_s-r_igra.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8  г. ПОРОНАЙСКА

(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ОГОНЕК»)

Методическая разработка

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

В  СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ  ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                           Выполнила:

                                                                СТОЛЯР НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА,

                                                              воспитатель ДО МБОУ СОШ №8

                      «Огонек»;

                                                          г. Поронайск, ул.Гагарина, 1А

                                             Телефон:8(42431)42685

                                                   E-mail: Natysik_88@mail.ru

г. Поронайск

2013

Содержание

Введение        

1 Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.        

1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры        

1.2 Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста        

1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников        

2 Особенности организации педагогической работы по развитию сюжетно-ролевых игр старших дошкольников        

2.1 Выявление уровня сформированности игровых навыков        

2.2 Организация работы по развитию сюжетно-ролевых игр        

2.3 Определение динамики сформированности игровых навыков        

Заключение        

Список используемой литературы        

Приложения


Введение

Актуальность темы определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения определенного круга занятий, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.

Современная научно-методическая литература представляет значительное количество исследований, посвященных отдельным направлениям совершенствования игры, ее психолого-педагогическому осмыслению применительно к условиям жизнедеятельности детей разных возрастов. Большой вклад в разработку общеметодологических и методических проблем игровой деятельности детей внесли такие исследователи, как Л.С. Выготский, Воронова В.Я., Леонтьев А.Н. Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А., Спиваковская А.С., Эльконин Д.Б. и другие. Разносторонне представлена игра и в жанре кандидатских диссертаций. Большое внимание уделяется изучению игры как основному виду деятельности и со стороны дальневосточных ученых и педагогов-практиков. Полное признание научной и педагогической общественности получила и сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников.

Однако существует необходимость более детально изучить процесс влияния педагога на становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

Таким образом, понимания значимости педагога при организации сюжетно- ролевых игр, видение проблемы грамотной организации игровой деятельности в дошкольных учреждениях поступило желание изучить вопросы руководства сюжетно-ролевыми играми в дошкольном учреждении как в психолого-педагогической литературе, так и в практической игровой деятельности ДОУ.

Исходя из этого, основной целью данной работы выступает – изучение особенностей деятельности педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить теоретические основы развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте;

- определение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей 5-6 лет;

- разработать и апробировать систему по развитию сюжетно-ролевой игры;

- определить эффективность системы на развитие игровой деятельности детей.


1 Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.

1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Структурные компоненты: сюжет, содержание, роль

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности; роль - средство реализации сюжета.

Итак, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

1.2 Основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста

Появление коллективной игры создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением их источников. Игры младших дошкольников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период.

Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлении правильных отношений в игре. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. У малышей такой потребности еще нет. Богатство жизненных впечатлений старших детей, многогранность отражаемых в играх событий требуют предварительной договоренности. У детей возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя.

С возрастом увеличивается и количество участников игры. В играх детей младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших - 3-7 и больше.

Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в игрушке возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное содержание игры. Игрушка может быть обобщенной, и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников

1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей, один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, включает следующие компоненты:

  • обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
  • обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
  • умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Иной подход к руководству играми в  исследованиях Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, Р. А. Иванковой. Они развивают мысль о том, что сами дети становятся естественными носителями игровой культуры, то есть овладевают игровой деятельностью. Ввиду того, что этот процесс проходит стихийно, без сознательно поставленных педагогических целей, он производит впечатление спонтанного процесса. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет игрой, а не действием по инструкции, когда они почувствуют не давление воспитателя, а умеющего играть партнера. Роль взрослого, замещающего ребенка-партнера, усиливается тем, что в условиях естественной передачи игровой культуры происходит «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а в условиях совместной игры взрослый строит игру особым образом так, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети ставились перед необходимостью использовать новый более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала открывают способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельною игру с различным содержанием.

Н. Я Михайленко и Н. А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Авторами выделяется следующие способы построения игры:

  • последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
  • ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
  • сюжетосложение, посредствам которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

Первым способом построения игры – предметно-игровыми действиями, дети овладевают в совместной со взрослым деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) при стихийном развитии игры могут сформироваться неполноценно, на примитивном уровне. Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Таким образом, изучив и определив факторы, способствующие обогащению сюжетно-ролевой игры педагогом, можно сделать следующие выводы:

  • сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.
  • современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.
  •  в связи с тем педагоги нуждаются в методической помощи, а именно: в обогащении знаний о природе сюжетно-ролевой игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей игровых действий, ролевого поведения, сюжетосложения.

2 Особенности организации педагогической работы по развитию сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

Согласно теории выдающегося отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка.

Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДО МБОУ СОШ № 8 г.Поронайска.

В эксперименте принимали участие 8 педагогов, 14 детей в возрасте от 5- до 6 лет, 14 родителей.

Целью экспериментального исследования - изучение условий, при которых можно достичь достаточно высокого развития сюжетно-ролевой игры.

Задачи экспериментальной работы:

определить уровень сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проводилась в три этапа:

  • констатирующий;
  • формирующий;
  • контрольный.

2.1 Выявление уровня сформированности игровых навыков

Цель:

изучить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей; выявить уровень теоретической и профессиональной подготовки  педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

Были определены следующие задачи:

  1. Определить и проанализировать тематическое содержание, способы организации сюжетно-ролевых игр у детей;
  2. Установить имеющиеся затруднения воспитателей по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр;
  3. Выявить отношение родителей к проблеме игры.

На первом этапе было проведено наблюдение и анализ игровой деятельности детей, беседа с детьми.

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Калининой Р.Р. (Приложение 1).

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана темы игры «Путешествие». Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она не имела четко заданной ситуации и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку.

Экспериментатор предложил детям: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в путешествие. Кто из вас скажет, что это такое и как оно обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации игрового процесса.

Также проводились наблюдения и игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям (Приложение 1).

Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу (Таблица 1 Приложение 2). Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 4,5-5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментатором не вызвала у детей оживления и поэтому длительность её была небольшой.

Беседа с детьми.

Цель: Выявить отношение детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры и партера по игре.

Вопросы:

  1. В какие игры ты любишь играть в детском саду?
  2. В какие игры ты играешь дома?
  3. С кем ты играешь дома?
  4. С кем тебе больше нравится играть, с детьми или взрослыми?
  5. В какие игры тебе нравится играть с взрослыми? В какие с детьми?

Анализ ответов показал, что  из любимых сюжетных игр в саду дети называли: «Больница» (37 %), «Дочки-матери» (82 %), «Магазин» (58 %) – девочки; «Транспорт» (75 %), «Война» (67%) – мальчики. Дома дети предпочитают «Дочки-матери» («в куклы») (82 %) – девочки,  «Транспорт», «Война» («в машинки и солдатиков») (61 %) – мальчики, в компьютерные игры (55 %), конструктор (63 %). Дома 40 % детей, играют одни, с родителями 55 %, с братьями и сестрами 40 %. Партнером в игре дети чаще предпочитают сверстника (85%), чем взрослого (15 %). С взрослыми играют в дидактические игры: лото, мозаика, шашки и т. п. (70 %), в подвижные игры: футбол, теннис (20 %), в сюжетные игры: «Школа», «Дочки-матери» (25 %). С детьми играют в подвижные игры: «Салочки», «Классики», «Гуси-гуси» и т. д. (75 %), в сюжетные игры (85 %).

Качественный результат констатирующего эксперимента представлен на рисунке 1 (Приложение 2).

На втором этапе было организовано анкетирование и индивидуальные беседы с воспитателями.

Цель: Выявить характерные для воспитателей представления об организации сюжетных игр дошкольников, значении игры в жизни дошкольника, о роли педагога в развитии сюжетно-ролевых игр, определить затруднения, которые испытывают педагоги при обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников.

В анкетировании приняли участие все 8 педагогов, участвующие в эксперименте. (Приложение 3). С целью уточнения конкретных теоретических знаний педагогов, выявления отношения каждого педагога к поставленной проблеме, его позиции, определения реальных трудностей, мы провели индивидуальные беседы с воспитателями.

Анализ анкет и индивидуальных бесед (Приложение 3) с воспитателем позволил установить следующее: Все педагоги отметили, что испытывают трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре – 6, обогащении содержания игр – 4, организация игровой среды – 4; Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте – 5, нехватке методической литературы по проблеме – 7; Воспитатели изъявили желание, познакомится с новыми исследованиями по проблеме развития сюжетно-ролевых игр, почитать литературу, получить знания от методиста.

На четвертом этапе мы предложили родителям заполнить анкету. С целью выявления отношения родителей к играм детей. (Приложение 4).

Анализ анкет показал следующее:

Родители, в основном понимают важность значения игры в жизни ребенка («Игра развивает детей умственно и физически», «средство его самовыражения»).  По возможности сами принимают участие в играх детей (80 %), но некоторые отмечают, что у них не хватает времени играть с ребенком (20 %). Инициатором совместной игры чаще выступает сам ребенок (75 %). Совместные игры детей и родителей в большинстве своем развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие не принимают. Многие содержательно раскрывают важность совместной игры с ребенком, акцентируя внимание на том, что совместная игра их сплачивает, взрослый является примером для ребенка («ребенок и родители сближаются в игре», «когда в игре принимает участие родители, ребенок чувствует, что он самый любимый», «игра – это способ общения, ребенок учится у взрослого»). В своих ответах отмечают, что игра, безусловно, влияет на общее развитие ребенка.

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу:

  1. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;
  2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;
  3. Воспитатели испытывают потребность в повышении квалификации по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей;
  4. Родители в основном положительно относятся к играм детей, но предпочитают играть с детьми в развивающие, спортивные игры, не уделяют значительного внимания обогащению сюжетно-ролевых игр;
  5. Типичным для воспитателей и родителей является представление о спонтанном развитии сюжетно-ролевой игры как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.

2.2 Организация работы по развитию сюжетно-ролевых игр

На основе полученных ранее данных в ходе констатирующего этапа, мы определили задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать систему консультаций, направленных на повышение теоретического и профессионального уровня педагогов.

2. Внедрить ее в практику работы дошкольного учреждения.

3. Создать соответствующие условия.

Были определены условия, которые, на наш взгляд, помогут обеспечить эффективность консультирования:

  • использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами методической работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);
  • строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов;
  • обеспечить активную позицию педагога при организации консультирования (создать возможность для участия в роли консультанта, проявления творчества, овладения практическими приемами).

Этапы работы:

1) Дать воспитателям представления о специфике и условиях развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

2) Организация методической работы направленной на формирование умений и навыков организации предметно-развивающей среды, как фактора обогащения самостоятельных сюжетных игр детей.

3) Знакомство воспитателей с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.

В связи с обозначенными этапами работы, первую консультацию мы провели в традиционной форме, осветив вопросы:

  1. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.
  2. Предпосылки развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
  3. Условия обогащения сюжетно-ролевой игры.

Первый вопрос раскрывался с привлечением педагогов к беседе, с целью вовлечения их к анализу своего опыта. Консультация помогла раскрыть психолого-педагогические аспекты влияния сюжетной игры на развитие личности ребенка, этапах и условиях развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

Следующий вопрос, которому мы посветили дальнейшую методическую работу: организация предметно-игровой среды как фактора обогащения сюжетно-ролевой игры.

Перед проведением консультации педагогам было предложена литература для самостоятельного изучения: Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993; Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении // Обруч. – 1997. – №3; Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – выпуск четвертый.

В ходе консультации рассматривались следующие вопросы:

  1. Значение предметно-развивающей среды в организации самостоятельной игровой деятельности детей.
  2. Принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Воспитателем было предложено обсудить следующие вопросы:

1) Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы?

2) Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?

3) Какова взаимосвязь между правильно организованной предметно-игровой среды и развитием сюжетно-ролевой игры?

Вся эта работа заставила задуматься педагогов о специфике игры, позволила понять, что в младшем дошкольном возрасте предметная среда, часто является стимулом к выполнению игровых действий, формированию замысла. В старшем дошкольном возрасте необходимо обеспечить динамичность среды в соответствии с игровым замыслом (возможность приспосабливать, передвигать мебель), т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство. Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога – эти вопросы были новыми для воспитателей, приверженных многим стереотипам.

В результате проделанной методической работы по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, воспитатели получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. У педагогов повысился интерес к методической литературе, к новым знаниям.

С целью повышения уровня педагогической культуры родителей было проведено родительское собрание «Игра – не забава». Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома использовалось анкетирование родителей.

Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры мы использовали наглядный метод. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, то игра легко возникает и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания.

Например, после наблюдения за работой медсестры и врача в детской поликлинике, намного пополнило игровые действия в игре «Больница». Если до этого дети только делали уколы, ставили градусники, «слушали» кукол фонендоскопом, то после – шли «на прием», ожидая своей очереди, тихо переговаривались с другими «мамами» о своих сыночках и дочках, оставляли детей в больнице, навещали их и т.д. «Врач» при этом выписывал не только рецепты, но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой, не брать немытыми руками пищу. Таким образом, закреплялись знания, полученные на занятиях по валеологии. Очень важную роль сыграло вовлечение воспитателя в игру. Вначале педагог играл роль врача, у него была медсестра, которая исполняла указания педагога-«врача»: «Измерь температуру больного. Выпиши направления на анализ крови» и т.д. Дети прислушивались к тому, как «врач» разговаривал с больными. После они сами играли все роли. Когда возникала необходимость, воспитатель уже в другой роли входил в игру.

Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовали - посещения музея, библиотеки; прогулки в природу; экскурсии на стройку, в банк; наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае педагоги помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «банк», «дизайнеры», «автосалон». В таких играх знания детей обогащались представлениями об окружающей социальной среде, расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности.

Далее перед нами стояла задача разработки и проведения сюжетно-ролевых игр, сюжет которых вызвал бы у дошкольников экспериментальной группы наибольшую заинтересованность.

Самая любимая детская игра это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу», «Готовимся к празднику» и др.

Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Если мы видели, что все сценарии начинали надоедать детям, то мы предлагали новые игры. В одном из таких случаев мы предложили детям поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Мы разыгрывали проблемные ситуации и разрабатывали алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Дети находили смысл и идею в самых обыденных и банальных, сточки зрения взрослого, вещах, поэтому мы не ограничивали фантазию детей. Мы считали, что самый неожиданный поворот сценария должен быть реализован в игре.

Подводя итого, проведенной работы на формирующем эксперименте нами была организована и показана воспитателям других групп ДОУ и родителям сюжетно-ролевая игра «Почта. На помощь доктору Айболиту!» (Приложение 5).

Итак, проведенная работа на формирующем эксперименте позволила сделать следующий вывод: расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире повысили интерес детей к совместным играм, создали благоприятную почву для развития сюжета игр.

2.3 Определение динамики сформированности игровых навыков

Для определения эффективности проделанной нами на формирующем этапе эксперимента работы был проведен контрольный эксперимент. На данном этапе использовалась та же диагностируемая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты диагностики отражены в таблице 2 (Приложение 2)

Анализируя наблюдение за игрой детей, стоит отметить тот факт, что одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи.

Наиболее популярными у детей по - прежнему, оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Сюда же входили такие варианты игр, как «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Охотники за привидениями». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.

Дети нередко использовали в своих играх сюжеты из телевизионных фильмов и воспроизводили роли экзотических телевизионных героев (человек-паук, привидения и др.).

Анализ показал, что дети вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.

Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать свое мнение, прислушивались к мнению других.

Динамика сформированности игровых навыков отражена на рисунке 2 Приложение 2.

Как видно из гистограммы, у детей произошли изменения в уровнях сформированности игровых навыков. Высокий уровень развития игровых навыков у трех детей – 21%, средний – 9 детей (65%), низкий уровень – 2 ребенка (14%).

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

На основании результатов проведенной работы были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности детей в различных возрастных группах (Приложение 6).


Заключение

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.

1. Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

2. На основе анализа психолого-педагогической литературы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Р. И Жуковская, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.

3. Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема обогащения сюжетно-ролевых игр актуальна для современного детского сада.

4. В результате проведенной работы с целью обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста выявлены положительные изменения: повышение интереса к профессиональной деятельности, улучшение эмоционального настроя в коллективе и в работе с детьми.

5. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений.

6. Наша опытно-педагогическая работа еще раз подтвердила выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между разнообразной деятельностью детей, об использовании эпизодического тематического планирования программного познавательного материала, о проведении игр-занятий в одном развивающемся сюжете.


Список используемой литературы

  1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. - 207с.
  2. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978. - 127с.
  3. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений [Текст] / Под ред. Т.А. Куликовой. – М., 2000 – 57с.
  4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре /Под редакцией Т.А.Марковой [Текст]/Д.В.Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – С.348.
  5. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. — М.: Онега, 1994.- 227 с.
  6. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. — М.: Педагогика, 1990.- 174 с.
  7. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  8. Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой [Текст]/Н.Я.Михайленко// Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
  9.  Михайленко, Н.Я. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъяков. – М.: Педагогика, 1987.- 443 с.
  10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика:Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 4-е изд.,стер. – М.:Академия,2002. – 416 с. 
  11. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст]/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-С. 43-48 с.
  12. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  13. Шустова, И.Б. Игры для детей. [Текст]/ И.Б. Шустова, Издательский дом Литература.-2005.- с. 230.
  14. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. - С.27.

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ

Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

Для определения уровня  сформированности  игровых навыков у дошкольников была разработана схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня  сформированности  игровых навыков у дошкольников.

Итак, для изучения уровня сформированности  игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой  заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

1.  распределение ролей,

2.  основное содержание игры,

3.  ролевое поведение,

4.  игровые действия,

5.  использование атрибутики и предметов-заместителей,

6.  использование ролевой речи,

7.  выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей

1  уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6)  Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму —  в  красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы  сформированности  игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина  сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Уровень  сформированности  игровых навыков

Группа_________________   Дата наблюдения____

Возраст детей от          до

Воспитатель

Фамилия, имя ребенка

Возраст ребенка

Распределение ролей

Основ.содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Испол.атрибутики

Испол. рол.речи

Выполнение правил

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

…….

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

Таблица 1. Уровень сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента


п/п

Фамилия, имя ребенка

Критерии сформированности игровых навыков

Средний уровень

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Аня С.

2

3

2

3

3

4

3

3

2

Коля М.

2

2

2

2

2

3

3

2

3

Денис П.

2

3

3

3

3

4

3

3

4

Антон Р.

3

3

3

3

3

4

3

3

5

Юля Л.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Лиза Т.

2

2

2

3

2

2

3

3

7

Вика П.

3

3

3

3

3

4

3

3

8

Данил К.

2

2

2

2

2

3

2

3

9

Маша Р.

3

3

3

2

2

2

2

2

10

Ваня К.

3

3

3

3

3

4

3

3

11

Лена П.

2

2

2

3

3

3

3

3

12

Маша С.

3

3

3

3

3

4

3

3

13

Вова Х.

2

2

2

2

2

3

2

2

14

Саша М.

3

3

3

2

3

3

2

3

Рисунок 1 Распределение детей по уровням сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента (в %)


Таблица 2. Уровень сформированности игровых навыков у детей на контрольном этапе эксперимента


п/п

Фамилия, имя ребенка

Критерии сформированности игровых навыков

Средний уровень

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Аня С.

3

3

3

3

4

4

4

3

2

Коля М.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Денис П.

3

4

4

3

4

4

3

4

4

Антон Р.

4

3

4

3

4

4

3

4

5

Юля Л.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Лиза Т.

2

2

3

3

3

3

3

3

7

Вика П.

3

3

3

3

3

3

3

3

8

Данил К.

3

3

2

3

2

2

3

3

9

Маша Р.

4

3

4

3

4

4

3

4

10

Ваня К.

3

3

3

3

3

3

2

3

11

Лена П.

3

3

3

2

2

2

2

2

12

Маша С.

3

3

3

3

3

4

3

3

13

Вова Х.

3

3

3

3

3

4

3

3

14

Саша М.

2

2

2

2

2

3

2

2

Рисунок 2 Динамика сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста


Приложение 3

Анкета для воспитателей

1. Удовлетворяет ли Вас то, как играют сегодня дети?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие виды игр преобладают в группе? ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На Ваш взгляд, занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей?  Почему?______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Каково значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Должен ли педагог принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры? Если да, то в чем будет заключаться эта работа?______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вносят ли дети новые линии развития сюжета в «вечные» темы сюжетных игр, например, «семья», «школа», «больница»? Что может являться мотивом такого обогащения игры? ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как Вы заботитесь о создании игровой обстановки? _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что, по Вашему мнению, не хватает для обогащения  сюжетно-ролевых игр? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что Вам необходимо для достижения достаточного уровня организации сюжетно-ролевой игры?________________________________________________

Анализ анкет и индивидуальных бесед с воспитателями

Воспитатели скорее не удовлетворены, тем как сегодня играют дети – 5, скорее удовлетворены, чем нет – 2, затруднился ответить – 1;

В группе преобладают дидактические игры – 6, сюжетно-ролевые – 2;

На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 3, отрицательно – 5. Воспитатели в своих ответах обратили внимание на то, что детям не хватает времени в режиме дня для самостоятельной организации сюжетных игр, так как день насыщен занятиями и кружковой работой во второй половине дня.

Значение сюжетно-ролевой игры педагоги видят в реализации ранее полученных знаний об окружающей действительности – 5, другие отмечают, сюжетная игра значима для общего развития детей – 4;

Все воспитатели отметили, что педагог должен принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры. На их взгляд эта работа должна заключатся в объяснении и показе игры – 3, в организации игровой среды – 4, обогащении жизненного опыта – 2, в необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей – 3;

Дети не вносят новых линий развития сюжета в часто разыгрываемые сюжеты («семья», «школа», «больница») – 6, мотивом такого обогащения может служить приобретение новых знаний – 5, новый игровой материал – 4, подражание играм других детей – 2, участие педагога в игре – 2;

При создании игровой обстановки воспитатели считают наиболее важным разрешать детям самостоятельно готовить игровую обстановку – 7, сохранять и оберегать игровое пространство – 1;

Для должного развития сюжетно-ролевой игры воспитатели считают необходимым условием обогащение жизненного опыта детей – 6, создание игровой обстановки – 5, затруднился с ответом – 1;

Воспитатели не знакомы с психолого-педагогическими литературой по проблеме сюжетно-ролевых игр – 6, пользуются методическими рекомендациями к программе – 5, используют опыт работы коллег – 3.


Приложение 4

Анкета для родителей

1. Как Вы относитесь к играм ребенка? __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

2. Играете ли Вы со своим ребенком? ___________________________

__________________________________________________________

3. В какие игры Вы играете со своим ребенком?___________________

________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кто является инициатором игры, взрослый или ребенок?_________

____________________________________________________________

5. Считаете ли Вы, что взрослые должны принимать участие в детской игре? Почему?________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

6. Влияет ли игра на общее развитие ребенка?____________________

________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 5

Конспект сюжетно-ролевой игры «Почта» На помощь доктору Айболиту

Материал: атрибуты к игре: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, коробки для посылок, «медикаменты», бланки телеграмм, квитанций, телефоны, машина, строительный материал «Конструктор»,атрибуты к персонажу «голубь».

Ход игры

Воспитатель:- Ребята , наступил для нас час,

Поиграем мы сейчас!

Будем играть?

Дети : Будем!

Слышится шум (под фонограмму влетает голубь (голубка), машет крыльями, а на ножке привязана записка (письмо)).

Воспитатель:- Ребята, к нам голубь почтовый залетел.

Не ошибся ли он адресом?

Голубь:- К вам, ребята, я летел, 

Через моря, океаны.

Летел долго, через разные страны.

Я письмо вам принёс,

Почитайте!

Воспитатель отвязывает письмо и читает:

СОС!- Помогите!

Приезжайте, дети,

В Африку скорей.

И спасите, дети,

Наших малышей!

У них ангина, скарлатина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

И лекарство привезите,

Мне одному не справиться!

Воспитатель:- От кого могло быть это письмо?

Дети: От доктора Айболита!

Ребёнок:- Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И жучок и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор Айболит!

Воспитатель:- Ребята, давайте поможем доктору Айболиту?!

Дети:- Давайте!

Воспитатель:- А как мы сможем помочь? Айболит ведь в Африке, далеко отсюда?

Дети:- Почта поможет!

Ребёнок: Люди на земле живут

В деревнях, посёлках, городах.

Чтоб родных не забывали,

Письма им бы посылали

Служба почты для этого есть,

Всем работникам большая честь!

Почтальону, телеграфисту,

Сортировщику и связисту.

Без почты нам не обойтись.

По всей земле, по всей стране

Почта, слава тебе!

Воспитатель:- А кто работает на почте?

Дети :- Почтальон - он разносит письма.

Приёмщики писем, посылок.

Телеграфисты - передают телеграммы.

Доставщики- доставляют письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.

Воспитатель:- Ребята, давайте напишем письмо Айболиту утешительное письмо, отправим телеграмму о скорой помощи, соберём посылки и сами отправимся ему на помощь!

Ребята, а как нам добраться до Африки?

Дети :- Теплоходом!

Воспитатель :- Хорошо! Отправимся все на теплоходе! Но прежде идёмте на почту!

Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет «работать» на почте.

Приёмщик писем;

Приёмщик телеграмм;

Приёмщик посылок.

Почтальон.

Дети пишут письма, клеят марки, ставят марки, ставят штампы, опускают в почтовый ящик, разговаривают по телефону, передают телеграммы, собирают посылки, грузят всё на машины и везут к теплоходу для отправки.

Дети строят теплоход ( капитан с биноклем, матрос с якорем, грузят почту)

Воспитатель:- Ну что же ! Почту погрузили! А кто поплывёт к Айболиту помогать?

Дети :- Я! Я! Я!...

Все садятся на корабль и пытаются отплывать. Поют на мотив песни «Капитан», из кинофильма «Дети капитана Гранта»:

- К Айболиту мы плывём,

К нему скоро попадём,

И животных всех излечим и спасём.

Будем капли им давать

И лечиться заставлять,

К Айболиту мы на помощь все плывём!

Припев:- Айболит, Айболит, не горюйте,

На корабле мы к вам скоро приплывём,

Айболит, Айболит, не горюйте

Мы на помощь очень скоро приплывём!

(машут руками)

Игра заканчивается.


Приложение 6

Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
  2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
  3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
  4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
  6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
  7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
  8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
  9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
  10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
  11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
  12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.

  1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
  2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
  3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
  4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
  5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
  6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
  7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
  8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
  9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
  10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
  11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
  12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
  13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста

(старшие, подготовительные группы).

  1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
  2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
  3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
  4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.
  5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
  6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
  7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
  8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
  9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
  10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
  11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
  12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
  13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
  14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
  15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
  16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Рекомендации по планированию игровой деятельности.

Перспективное планирование

Календарное планирование

I. Самостоятельные игры

 

1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно вечером 1 игра

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером


Ежедневно вечером

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)


Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером


Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

III. Игры национальные:

1. Дидактические


2. Подвижные игры с правилами

 

В средних, старших, подготовительных группах

В средних, старших, подготовительных группах

Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.

1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).

2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

  • воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
  • трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
  • использование художественного слова и художественной деятельности;
  • развитие речи и активизация словаря.

3. Методические приёмы по руководству игрой.

Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

4. Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре:

  • изучение методической литературы;
  • составление плана игры, конспекта;
  • приготовление атрибутов детьми с родителями.

Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

6. Деятельность детей в игре.

Распределение по игровым группам. Перечень правил о каждой игре.

7. Ход игры.

8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

  1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
  2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  4. Проведение экскурсии по теме игры.
  5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
  6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
  7. Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
  8. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
  9. Совместная с детьми игра.
  10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  11. Постановка проблемных игровых задач.
  12. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
  13. Рассказ воспитателя об играх другой группы.
  14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  15. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
  16. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  17. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  18. Составление с детьми альбома по тематике игры.
  19. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  20. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
  21. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
  22. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.

1. Тема игры.

2. Цель игры.

3. Задачи игры (примерные):

  • Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
  • Развивать умение сюжетосложения.
  • Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
  • Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

4. Игровое оборудование.

5. Ход игры:

  • Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
  • Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)

6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).

Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста ( 2-я младшая группа).

Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.  Любая игра способствует воспитанию не одного, а...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста

В данном материале подобрана картотека сюжетно ролевых игр для детей дошкольного возраста...

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и исполь...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Картотека сюжетно ролевых игр для детей дошкольного возраста.

Материал направлен на закрепление социально – коммуникативных навыков дошкольников и практическое применение в культурных практиках....

Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста в специфических для них видах детской деятельности

laquo;Обучение основам грамотности»: прямое обучение старших дошкольников грамоте по школьному типу....