Выступление на Совете Педагогов "Метод плоскостного моделирования"
материал по теме

Тормина Ольга Сергеевна

Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

    Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плоскостное моделирование – одно из средств развития творческого мышления старших дошкольников.

      К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

     Как же решить эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания?     Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

     Доказательством того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

     Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

     Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психологического развития. Главное здесь -  последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.

         Развитие математических способностей детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей и индивидуальных способностей детей. Важно активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом; увлекая и развлекая детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

   Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

   Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребёнка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

   Занимательные математические игры воспитатель может использовать на занятиях и для организации самостоятельной деятельности детей.

   В ходе решения таких задач надо преобразовать одни фигуры в другие. Для этого необходимо иметь наборы обычных счётных палочек. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразований. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. Для того чтобы решать эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Задачи на смекалку вводятся в определенной последовательности, начиная с более простых, которые подготавливают к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приёмов, способов, образцов. Например: составьте домик из 6 палочек, затем приложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

   Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат - составить увиденное по образцу или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра».

     Использование геометрических форм — это конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию.

   Из геометрических форм легко получить плоскостные конструкторы, которые открывают перед детьми дополнительные изобразительные и конструкторские возможности.

   Основные геометрические фигуры симметричны. Сложим, например, квадрат пополам и от линии сгиба вырежем внутреннюю часть. Получим квадрат меньшего размера, при этом предыдущая форма будет выглядеть в виде рамочки. Вырезания можно продолжить. Таким образом, получится набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки.

   Таких наборов можно сделать несколько и составлять из них различные изображения. Возможен вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник. Тогда работа по составлению изображения упрощается.

   Очень интересным в данной технике будет являться выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже.

   Возможен вариант вырезания из одной геометрической фигуры другой. Например: из квадратной формы вырежем круг, а из полученного круга — треугольник.

     Как видите, возможности для совершенствования безграничны. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы.

     Игры из серии "Мировые головоломки" имеют тысячелетнюю историю. Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать ее вновь оказалось как можно труднее, задача сложная и увлекательная. Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные находки. И сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур.

     Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и греческие Пифагорову и Архимедову игры. Существуют также монгольская, вьетнамская головоломки, Колумбово яйцо, Сфинкс. Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца.

     Но данные задания не ограничивают ребенка в свободе творчества. В процессе выполнения заданий приходит желание придумать собственные схемы. Помимо прочего в такой игре он учится соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязи между ними (например, ромб можно составить из двух треугольников, а большой треугольник из двух маленьких).

  Чем из большего количества частей состоит фигура, тем сложнее получаются схемы для сборки. Наш опыт показывает, что у взрослых складывание такой головоломки внутрь ее формы вызывает самые серьезные затруднения. Дети, не скованные консерватизмом мышления взрослого человека, значительно легче справляются с этим заданием.

  Эти головоломки долгие годы использовались еще в советские времена как дидактический материал для подготовки к школе. Наиболее популярными были Танграм, головоломка Пифагора, Колумбово яйцо, Листик. Большая часть серьезных работ по преддошкольной подготовке по математике содержат всё те же головоломки. Т.о. можно сказать, что занятия с мировыми головоломками полезно ребенку, они стимулируют и проявляют его математические и творческие способности. Если в 6 лет ребенок не может сложить фигуры по схеме из самой простой Пифагоровой головоломки, это, скорей всего, говорит о его не готовности к школе.

   У родителей часто возникает вопрос: а будет ли интересно ребенку? Не будет ли он просто раскидывать повсюду мелкие детали игрушки?

   Психологи отвечают: интерес ребенка зависит от того, насколько заинтересованно родитель вовлекает его в игру, насколько сформирована у ребенка мотивация учиться, познавать новое. Кроме того, чтобы не раскидывались детали, не стоит хранить игры-пособия вместе с другими игрушками, где они становятся привычными и мало интересными. Пусть головоломка достается изредка, например, раз в неделю, тогда игра с ней будет желанной. Не стоит перегружать ребенка, занятие не должно быть слишком длинным, а задание - слишком сложным.

   Очень сложная, не по возрасту предложенная головоломка способна отбить интерес у самого заинтересованного ребенка. Ситуация интеллектуального неуспеха для ребенка травмирующая. Пусть лучше легкое задание ничего не даст для развития его математических представлений, зато самостоятельное решение повысит его самооценку, ребенок будет потом предлагать всем гостям и даже взрослым посостязаться с ним.

   Есть тенденция, что родители сразу покупают самую сложную головоломку своему ребенку (сразу 3-ий уровень). Они считают, что раз он играет в компьютерные игры, то он достаточно сообразительный для таких игрушек. Но ребенок, легко справляющийся даже с аналогичными заданиями на компьютере, не всегда сможет сделать то же самое руками. Здесь задействована еще и другая область психики - кинестетика, умение мыслить руками. Поэтому, если вашему малышу не 15 лет, лучше начать с простых головоломок и собрать последовательно все предлагаемые схемы. Теперь самое время разобраться, что сложнее, что легче и для какого возраста подходит.

   Начинать стоит не раньше 4 лет (для малышей лучше подходят игры-собиралки, например, "Сложи квадрат" Б.Никитина, "Радужное лукошко" Л.Даниловой) с самой простой головоломки Пифагора и собирать все задания по мере возрастания сложности. Затем - Танграм. На 6-7 лет - Листик, Волшебный квадрат, Колумбово яйцо, Сфинкс. Чуть более сложными являются Вьетнамская игра и Волшебный круг. Стоит последовательно проделать все предлагаемые задания, от простых до самых сложных, и кроме того совместно попытаться придумать собственные.

     С 10-12 хороши самые сложные Архимедова , Гексамино, Пентамино.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  1. Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата,  круга,  овала.
  2. Соединять  их   только  по  граням,   чтобы  они плотно примыкали одна к другой.
  3. Не допускать наложения  одной части  на другую.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРАМ

Обучение детей играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» должно проводиться последовательно, с учетом индивидуальных способностей  ребенка.

1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой.

Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырехугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.

Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму  этапу.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному  изображению  предмета.

Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.

Такой способ не позволяет ребенку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2—3 силуэта и переходить к следующему этапу.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению.

Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной—двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.

Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребенок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок  он добивается необходимого  результата.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному,  или силуэтному,  образцу.

  На этом этапе ребенок должен научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает   активную   работу   мысли,   воображения.

     В некоторых программах используется уникальный по своим возможностям дидактический материал – логические блоки Дьенеша. Их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш. Блоки являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики, причём на протяжении всего дошкольного детства, начиная с яслей. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает. Основная цель логических блоков - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выделять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать по одному, двум, трём свойствам. Так, дети младшего и среднего возраста выстраивают длинные цепочки от произвольно выбранной фигуры, «нанизывают» бусы на нитку, украшают ёлочку бусами, кормят печеньем медвежат. Дети старшего возраста отправляются в путешествия, ищут спрятанные клады, помогают фигурам выбраться из леса и сами учатся составлять условия к логическим задачам.

   Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

      В настоящее время в практике дошкольных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики.

     Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций: все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см; палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»; каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая - 2, голубая - 3 и т.д. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения [3].

     Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет  огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию.

     В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе  ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений  со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир.

      Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с   к течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

      Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

     Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей.  В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей. Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.

      Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:

     -позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

    -улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

     -повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
     Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

    Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

    Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

    Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания, поскольку данный метод дает наиболее ощутимые результаты.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Плоскостное моделирование (игры на развитие логического мышления)

Слайд 2

Развивающая головоломка «Колумбово яйцо»

Слайд 4

Развивающая головоломка « Танграм »

Слайд 6

Развивающая головоломка Пифагора

Слайд 7

Развивающая головоломка Архимеда

Слайд 8

Развивающая головоломка «Волшебный квадрат»

Слайд 9

Развивающая головоломка «Волшебный круг»

Слайд 10

Развивающая головоломка «Вьетнамская игра»

Слайд 11

Развивающая головоломка «Гексамино»

Слайд 12

Развивающая головоломка «Монгольская игра»

Слайд 13

Развивающая головоломка « Пентамино »

Слайд 14

Развивающая головоломка «Сфинкс»

Слайд 15

Развивающая головоломка «Тетрис»

Слайд 16

Пособие Воскобовича «Змейка»

Слайд 17

Квадрат Воскобовича двуцветный

Слайд 18

Квадрат Воскобовича четырехцветный

Слайд 19

Математический планшет( геометрик )

Слайд 21

«Волшебная дощечка»

Слайд 22

Палочки Кюизенера

Слайд 29

Логические блоки Дьенеша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЕСЁЛЫЙ ГНОМ» Пособие для развития навыков плоскостного моделирования

«ВЕСЁЛЫЙ ГНОМ»Пособие для развития навыков плоскостного моделирования В работе с детьми 4 -5 лет по развитию у них навыков плоскостного моделирования поможет игровое  пособие «ВЕСЁЛЫЙ ...

Конспект занятия во второй младшей группе по теме "Плоскостное моделирование"

НОД Конструирование - для второй младшей группы - плоскостное моделирование.Тема "Полянка для Лягушонка". К детям пришел Лягушонок, который остался без любимой полянки. Детям предлагается помочь Лягуш...

Консультация для родителей: "Плоскостное моделирование в развивающей игре "Танграм""

Что из себя представляет игра "Танграм" и какое развивающее значение имеет....

Плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста

Использование счетных палочек в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"

Выступление+мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"...

Методика обучения играм на плоскостное моделирование

Методика обучения играм на плоскостное моделирование Приёмы ознакомления дошкольников с играми на плоскостное моделированиеСообщение названия.Рассматривание отдельных частей.Уточнение их названия...

Выступление на педагогическом совете "Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста".

Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также  активизировать речь ребенк...