"Математика - царица всех наук!" КВН
материал по теме

Кайгородова Марина Анатольевна

Сценарий математического КВНа для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математический КВН для педагогов «Математика – царица всех наук!»

Цель: В процессе игры показать умения и навыки, используемые воспитателями в работе по математическому развитию с детьми дошкольного возраста. Показать инновационный подход, проявить смекалку, творчество, находчивость, воплощать в практическую деятельность свои знания и умения. Вырабатывать сплоченность, дружелюбие, умение работать в коллективе.

Материал: Карточки с цифрами 1,2, 3, 4,5 (для жюри), магнитофон с записью музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

Предварительная работа: Формируются две команды из воспитателей с разных групп, выбираются капитаны команд, жюри, подбираются считалки, задачи в стихотворной форме, пословицы с числами, дидактические игры по обучению счёту, готовится домашнее задание – пособие по обучению детей математике.

Место проведения: Музыкальный зал МДОУ.

Участники: две команды, созданные из воспитателей.

Ход КВНа

Команды располагаются в ряд на некотором расстоянии друг от друга. Перед ними – болельщики, слева жюри.

Ведущий. Внимание! Внимание! Приглашаем в Клуб Весёлых и Находчивых знатоков методики математики. Сегодня мы посоревнуемся, себя покажем и на других поглядим.

Ведущий.                         Добрый день, уважаемые коллеги!

Всем известны эти пушкинские строки.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

А задумывались ли вы над тем, какую линию описывает кот при своем движении вокруг дуба? На первый взгляд может показаться, что при таком движении описывается окружность. Но это неверно. Ведь цепь во время движения наматывается или сматывается с дуба так, что она все время натянута и образует касательные к окружности ствола. Её концы при этом описывают линию, которая называется эвольвентом окружности, а окружность при этом называется эволютой данной эвольвенты. Так что кот не зря назван А.С.Пушкиным «ученым»: он знаком со сложной геометрической кривой, которая не изучается в детском саду, в школе, в вузе!

Впрочем, это, конечно, шутка.

И так мы начинаем КВН.

Уважаемые участники Клуба Веселых и Находчивых, знатоки методики математики, разрешите вам представить наше уважаемое жюри.

Заведующая

Учитель – логопед

Воспитатель

Уважаемое жюри, а теперь разрешите представить вам команды. А впрочем это сделают они сами, а вы их оцените.

Наивысшая оценка 5 баллов.

Первый конкурс «Приветствие»

Приветствие своей команды (с математическим содержанием) название, девиз, песня, эмблема, внешний вид.

Оценка 5 баллов

Ведущий. Уважаемые знатоки, пока жюри подводит итоги, я прошу вас присесть.

        «Математика всегда…остаётся для всех трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д.И.Писарев. Изменилось ли с тех пор восприятие математики? Ваше мнение? И я думаю, что не очень. «Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе», - об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

«Опя-а-а-ть матема-а-а-тика!..» Приходилось ли вам слышать это выражение? Интонация, с которой ребёнок произносит эти слова, может послужить показателем его отношения к обучению вообще и к математике в частности.

Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей. Слово жюри.

Второй конкурс «Разминка»

Вопросы команде «Архимеды»

1. Кем был Архимед?

Архимед – великий ученый древности, математик, физик, астроном, инженер и механик.

2. Сколько до нас дошло математических сочинений Архимеда? Назовите.

До нас дошло девять математических сочинений: «О числе песчинок», «Об измерении круга».

3. Что обозначает слово «Эврика!», которое воскликнул Архимед?

Слово «Эврика» означает: «Нашел!».

4.Как ученый Архимед открыл Закон. Назовите.

Вопросы команде «Пифагорейцы»

1. Кем был Пифагор?

Пифагор – древнегреческий математик и мудрец.

2. Кто такие «Пифагорейцы»?

Пифагорейцы последователи Пифагора, они образовали тайный союз.

3. Что сделал впервые Пифагор с числами?

Пифагор впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные.

4. Самое известное из его открытий.

Оценка 3 балла

Третий конкурс «Литературный »

Ведущий.         Угадайте тему первого задания.

                Раз, два, три, четыре, -

                Солдат идёт в мундире,

                С винтовкой на плече

                И с ранцем на спине.

Ну, конечно же, конкурс считалок. (Побеждает команда, назвавшая большее количество считалок, и получает 1 балл).

Ведущий. Второе задание. Сейчас узнаем, которая из команд знает больше задачи-шутки, задачи-стишки, головоломки, задания на сообразительность нам покажет. Думайте сами. Подсказки не ждите. (За решенную задачку, выполненное задание – 2 балла).

Максимальная оценка 3 балла.(Приложение 1)

Ведущий. Третье задание «Старинная пословица не мимо молвится», «Пословица ко всему пригодится. Так пословицы говорят о себе. Народ создал большое количество пословиц о труде, о дружбе, о людях, а также немало пословиц с числами. Это тема следующего конкурса. (За каждую пословицу команда получит 1 балл).

Пока жюри подводит итоги, проводится

Игра – викторина «Толстый - тонкий»

1.Так старину на Руси называли мастерицу, которая пряла тончайшую пряжу. (Тонкопряха).

2.Эта рыба заявляет, что у нее некая часть головы не такая, как у ее собратьев.          (Толстолобик).

3. Именно там, согласно поговорке, рвется. («Где тонко, там и рвется»).

4.Одного из них в школе дразнили Геростратом за то, что казенную книжку папироской прожег, а другого – Эфиальтом за то, что ябедничать любил.

(А.П.Чехов «Толстый и тонкий»).

5.Сборчатая блузка с поясом.(Толстовка).

6. Овцы этой породы дают самую лучшую шерсть. (Тонкорунные).

7.Шутливый намек на что-либо серьезное. (Тонкий намек на толстые обстоятельства).

8. Так образно называют богатого дельца. (Толстосум).

9. Это, по заверению товарища Сухова.  («Восток – дело тонкое»).

10. Первый, Второй, Третий из сказки Ю.Олеши. (Три толстяка).

11. Хитрый и ловкий пройдоха. (Тонкая бестия).

Слово жюри.

Четвертый конкурс «Поиграй-ка»

Ведущий. Кто играет от рождения до пенсии? Конечно воспитатель! И сколько игр он знает, сейчас узнаем!

А начнем с «Физкультминуток». (Участники каждой команды проводят физкультминутку с соперниками. Оценка – от 1 балл).

Кто начнет первым, выберем по считалке.

                        Раз, два, три, четыре!

                        Кто не спит у нас в квартире?

                        Всем на свете нужен сон.

                        Кто не спит – тот выйдет вон.

Следующее задание название игр, обучающих счёту. (Команда назвавшая больше игр получает 1 балл).

А вот теперь настала очередь подвижных математических игр. Провести игру необходимо с командой соперников. (За игру команда получает 1 балл). Слово жюри - максимальная оценка 3 балла

Пятый конкурс «Педагогические задачи»

Оценка за конкурс5 баллов (Оценивается полностью доступность ответа)

1. Воспитателей беспокоило поведение Светы: девочка не отвечала на занятиях по математическому развитию, была пассивна. Своими наблюдениями они поделились с мамой Светы, дали ей советы, как дома позаниматься с девочкой. Покивав головой и не возразив ни слова, мама пошла к заведующей и пожаловалась на воспитателей, которые не могут найти общий язык с ребёнком.

        Заведующая, вызвав на следующий день педагогов в свой кабинет, сказала: «Родителям нужно всегда говорить, что их ребенок лучше всех».

        Кто из взрослых прав: воспитатели, мама или заведующая? Как должен поступить педагог?

2. Выбежав из группы навстречу папе, Костя выпаливает: «Папа, ты знаешь, я сегодня на занятии по математике хорошо занимался, и меня похвалили, медальку дали! Вот!» и воспитатель слышит: «Чего раскричался? Одевайся быстрее».

        Как поступить воспитателю, наблюдавшему эту сцену?

3. Во вторую младшую группу ходит ребёнок – воспитателя детского сада. Мама часто заглядывает к ним, проверяет успехи ребенка. Педагоги, обеспокоенные тем, что у ребенка слабые знания по математическому развитию, несколько раз беседовали с заботливой мамой, просили позаниматься с ребёнком, просили не ходить в группу. Но однажды, не выдержав, закрыли дверь на замок, а маме объяснили: «У нас пропали вещи одного ребенка, поэтому мы теперь всегда будем закрывать группу».

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Считаете ли вы, что такая мера оправдана

4. Вечером за Леной пришла уставшая мама и, увидев, что дети играют игру «Геометрическое лото», а ее дочка сидит в стороне, а воспитатель наблюдает со стороны за этим, высказала свое мнение: «Конечно, вам дела нет до того, как дети играют и почему ее ребенок не принимает участие в игре вместе с детьми». Раздраженная воспитатель, проработавшая целый день, и еще без няни, ответила, что она за детьми смотрит. «А вот девочка не хочет принимать участия в игре вместе с детьми, всегда старается играть одна».

Слово за слово – взрослые поссорились на глазах у детей.

В чем вы видите суть конфликта? Попытайтесь найти пути погашения конфликта на разных его этапах – вначале, в середине, в конце.

4. Вечером за Леной пришла уставшая мама и, увидев, что дети играют игру «Геометрическое лото», а ее дочка сидит в стороне, а воспитатель наблюдает со стороны за этим, высказала свое мнение: «Конечно, вам дела нет до того, как дети играют и почему ее ребенок не принимает участие в игре вместе с детьми». Раздраженная воспитатель, проработавшая целый день, и еще без няни, ответила, что она за детьми смотрит. «А вот девочка не хочет принимать участия в игре вместе с детьми, всегда старается играть одна».

Подумайте, с какого момента педагог мог бы не дать разгореться ссоре?

5. На занятии дети, выполняли задание: нарисовать с правой стороны такие же геометрические фигуры, которые изображены с левой стороны. В ходе работы не все дети не справлялись с заданием, и воспитатель комментировала неудачи вслух.

 – Посмотрите, как Саша нарисовал квадрат, кривой, не квадрат, а ромб какой-то (показывает детям).

 – Коля, здесь один круг, а другой овал, а ты два овала нарисовал.

 – Диана, дорисуй справа еще одну фигуру и т.д.

Дети нехотя выполняли задание. Стеснялись друг друга, прикрывали рукой.

 – Алина, что здесь не так?

 – Аня, что ты забыл нарисовать?

Но, в конце, концов, занятие завершилось такими словами: «Молодцы! Задание выполнили хорошо, очень хорошие работы получились».

Как вы считаете, имеет ли право воспитатель критически оценивать работы детей в ходе работы?

5. На занятии дети, выполняли задание: нарисовать с правой стороны такие же геометрические фигуры, которые изображены с левой стороны. В ходе работы не все дети справлялись с заданием, и воспитатель комментировала неудачи вслух.

 – Посмотрите, как Саша нарисовал квадрат, кривой, не квадрат, а ромб какой-то (показывает детям).

 – Коля, здесь один круг, а другой овал, а ты два овала нарисовал.

 – Диана, дорисуй справа еще одну фигуру и т.д.

Дети нехотя выполняли задание. Стеснялись друг друга, прикрывали рукой.

 – Алина, что здесь не так?

 – Аня, что ты забыла нарисовать?

Но, в конце, концов, занятие завершилось такими словами: «Молодцы! Задание выполнили хорошо, очень хорошие работы получились».

Какие особенности дошкольников не учел воспитатель в сложившейся ситуации?

        Слово жюри.

Шестой конкурс «Конкурс капитанов».

Прочтите высказывание и вставьте необходимые слова, есть слово лишнее. (За конкурс 2 балл). (Скорость, правильность)

Поставь нужные слова в высказывания.

1) Математика – это _____________, специально приспособленный для ____________ с отвлеченными понятиями всех________, и поэтому её возможности неограниченны. П. Дирак

(инструмент, типов, работы, жизни)

2) На свете существует очень много _______, и все они тесно связаны друг с другом. Нельзя заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная ________. Но есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это - __________________.С. Соболев

(математика, наук, химии, дней)

3) _________________ владеет не только истиной, но и высшей красотой, подобно красоте скульптуры…возвышенно _________,

способная к строгому совершенству, которое ____________ только величайшему искусству.

Б. Рассел

(чистая, математика, доступна, нужная)

4) Мысль выражать _______ десятью _________ настолько простая, что трудно понять насколько она ____________________. П. Лаплас

(знаками, удивительна, цифрами, числа)

5) Всё, что этого было в этих _________ темно, сомнительно и недостоверно, ________________ сделала ясным, ___________ и очевидным. М. Ломоносов

(верным, науках, математика, точным)

6) Я утверждаю, что в каждой ____________ естественной _______ можно найти собственную науку лишь постольку, поскольку в ней можно найти _______________. И.Кант (математику, раздельной, науке, отдельной)

(Правильный ответ в приложении 2)

Седьмой конкурс «Домашнее задание»

Ведущий. У наших воспитателей золотые руки, они любят мастерить. Пособия-самоделки удивляют окружающих, и украшают наши занятия. А ну-ка, мастерицы! Покажите, ваше умение. (Оценка за конкурс 5 баллов).

(Оценка: эстетичность, оригинальность, творчество, смекалку, ценность).

В конце конкурса члены жюри подсчитывают количество баллов, набранные каждой командой. Поздравляют победителей, благодарят всех присутствующих за участие в конкурсе.

Приложение 1

Задачи – шутки

  1. Длина бревна 5 метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят всё бревно?
  2. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно осталось бы в корзине.
  3. Мы – большущая семья, самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть: Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Глаша, Саша и Наташа тоже наша.

Подсчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (Восемь)

  1. Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы,

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок.

Да ещё из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги –

Сосчитай-ка пироги! (Девять)

Задания на сообразительность

  1. В 12 часов ночи шел снег. Может ли быть снег через несколько дней в это же время солнечная погода?
  2. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
  3. Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперед.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются пряники жуют.

Сколько колес понадобилось для такого путешествия?

  1. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу…

Ох! Ох! Ох!

Все овощи хозяйка разложила отдельно. Сколько под них понадобилось тарелок?

Время

1. Какой сегодня день?

Если бы завтрашний день был бы вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня.

Какой же сегодня день?                                                        

2. Назовите дни недели

Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней.

3. Когда начинается спектакль?

Олег проснулся в 8 часов.

- Мама, я проснулся? Нам уже пора отправляться в театр?

- Нет ещё рано: спектакль начинается через три часа.

- А когда мы пойдём?

- Мы выйдем из дому ровно за час до начала спектакля, - сказала мама.

Кто догадался, когда начинается спектакль? В котором часу Олег с мамой выйду из дома?                                                

4. Который час?

Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Ответы

1. (Среда)

2.(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3.(В 11.1 часов)

4.(8 часов. Всего в сутках 24 часа. Одна третья часть суток это 8 часов, 16 часов вдвое больше восьми

Приложение 2.

Поставь нужные слова в высказывания.

1) Математика – это инструмент, специально приспособленный для работы с отвлеченными понятиями всех типов, и поэтому её возможности неограниченны.              П. Дирак

2) На свете существует очень много наук, и все они тесно связаны друг с другом. Нельзя заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии. Но есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это - математика.        С. Соболев

3) Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой, подобно красоте скульптуры…возвышенно чистая, способная к строгому совершенству, которое доступно только величайшему искусству.           Б. Рассел

4) Мысль выражать числа десятью знаками настолько простая, что трудно понять насколько она удивительна.          П. Лаплас

5) Всё, что этого было в этих науках темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным.    М. Ломоносов

6) Я утверждаю, что в каждой отдельной естественной науки можно найти собственную науку лишь постольку, поскольку в ней можно найти математику.         И.Кант

Критерии к проведению КВНа.

Первое задание командам:

Приветствие своей команды (с математическим содержанием) название, девиз, песня, эмблема, внешний вид.

Оценка 3 балла.

Второе задание командам:

Вопросы команде «Архимеды»

Вопросы команде «Пифагорейцы»

Оценка 3 балла

Третье задание командам:

Ведущий.         Конкурс считалок. (Побеждает команда, назвавшая большее количество считалок, и получает 1 балл).

Ведущий. Второй конкурс. Сейчас узнаем, которая из команд знает больше задачи-шутки, задачи-стишки, головоломки, задания на сообразительность нам покажи. Кто больше их знает? (За каждую решенную задачку – 1 балл).

Четвертое задание командам:

Физкультминутки (Участники каждой команды проводят физкультминутку с соперниками. Оценка – от 1 – 3 баллов).

Игры обучающие счёту. (За каждую названную игру команда получает 1 балл).

Подвижные математические игры. Провести игру необходимо с командой соперников. (За игру команда получает 1 балл).

Пятое задание командам:

Педагогические задачи

Шестое задание «Конкурс капитанов».

Прочтите высказывание и вставьте необходимые слова, есть слово лишнее. (За конкурс 1 балл).

Седьмое «Домашнее задание»

(Оценка за конкурс от 1 до 3 баллов).

5. Девочка плохо занималась на занятии по математическому развитию и воспитатель предупредила, что расскажет родителям. Вечером за ней пришла мама.

 – Иди, Леночка, в группу, а я с твоей мамой поговорю. Девочка удивленно вскинула брови и чуть - чуть отошла.

 – Ну, я жду! – уже строже сказала воспитательница.

Но девочка не двигалась. Ей любопытно было узнать, что говорят о ней взрослые. Она переступила с ноги на ногу, напряженно вслушиваясь в голоса взрослых.

 – Ты все ещё здесь? – прервалась на секунду воспитательница. – Не хорошо подслушивать.

 – Пожалуйста, – обиженно надула губки Лена. – А что я такого сделала? В чем провинилась? – голос ее стал срываться на крик, по щекам текли слезы.

 – Да что ты? Успокойся, - подбежала к Леночке мама. – Ну, мало ли, какие у нас могут быть секреты. Не принимай на свой счет.

 – Нет, нет, вы обо мне говорите, – продолжала плакать малышка. А дома ты расскажешь папе, и он будет меня ругать.

 – Вижу, не удается нам поговорить, – сказала воспитательница, пойдемте в другой кабинет. Они медленно пошли, а вслед им неслось отчаянное детское рыдание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оргдеятельностная игра "Математика - царица всех наук"

В помощь педагогам при проведении педагогического совета...

«Мастер – класс» по формированию элементарных математических представлений «Математика - царица всех наук»

Мастер-класс (англ. Master class) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области....

Мастер-класс на тему: «Математика - царица всех наук»

организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию познавательных интересов  детей....

Математика - царица всех наук.

1. Определить взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС.2. Познакомить родителей с задачами по развитию у детей элементарных математических пред...

Математика - царица всех наук

Конспект открытого занятия...

Конспект занятия "Математика - царица всех наук"

Воспитывать любовь к математике, чувство товарищества, желание прийти на помощь. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10....