Эффективность использования игр для развития музыкальности
статья по теме

Носова Любовь Вячеславовна

Детство – это особый мир, который  сохраняется в душе человека всю жизнь. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             

 Детство – это особый мир, который  сохраняется в душе человека всю жизнь. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Наиболее полезный для ребёнка игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень  любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре.

По мнению О.С. Газмана, в игре возникает 3 цели. 1 цель – удовольствие от игры – «хочу». 2 цель – выполнять правила игры – «надо».  3 цель - творческое выполнение игровой задачи - «могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий  на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях музыкального занятия и игры носят развивающий характер и ориентированы на овладении детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями,  развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкальных сопровождений игры на организм ребёнка  можно рассматривать в 3 аспектах.

1 аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и других, которые  выявили положительное влияние музыки на различные системы человека.

Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

2 аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

3 аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средство художественной выразительности, характерный для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связанны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия,  музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

  1. Коррекционные:
  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
  1. Оздоровительные:
  • укрепление сердечно – сосудистой, двигательной систем, костно - мышечного аппарата;
  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
  • развитие быстроты двигательной реакции.
  1. Образовательные:
  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.
  1. Воспитательные:
  • воспитание общей музыкальной, речевой , двигательной культуры;
  • эстетическое отношение к окружающему;
  • развитие чувств, эмоций высшего порядка.
  1. Развивающие:
  • познавательную активность;
  • устойчивый интерес к действованию;
  • саморегуляцию и самоконтроль;
  • внимание, память, мышление;
  • ориентировку в пространстве.

Можно выделить 3 группы музыкальных игр.

1 группа – игры на развитие внимания. 2 группа – игры на развитие памяти. 3 группа – игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры 1 группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Игры 2 группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно – слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведение в памяти.

Игры 3 группы содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правило.

Развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия:  в начале, середине, в конце, чтобы  распределить равномерно эмоционально - психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально – игровой деятельности

Задачи здоровьесбережения я успешно решаю через музыкально — игровую деятельность, где игра становиться содержанием и формой организации детей. Именно в детской музыкально-игровой деятельности с ее ра...

Из опыта работы "Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, об...

Мастер - класс «Эффективное использование математики для развития детей в рамках реализации ФГОС ДО»

Цель моего мастер -  класса:  познакомить с системой работы по раннему математическому развитию дошкольников в нашем детском саду....

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...

Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми  дошкольного возраста...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...