Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
консультация (старшая группа) по теме

 

Консультация на тему: «Особенности лексического развития детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» ,  может быть полезна логопедам в практической деятельности дошкольного  учреждения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В работах Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Т.А.Ткаченко описаны особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова [1] в своей работе отмечают, одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР Ш является  более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов: объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с ОНР не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и частей предмета.

Н.С.Жукова [2] указывает на то, что, у дошкольников с ОНР III уровня проявляются трудности в назывании прилагательных.

В глагольном словаре с ОНР III уровня преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает.

Дошкольники испытывают трудности в усвоении слов обобщённого, отвлечённого значения, слов, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Ф.И.Сохин [3] пишет, характерной особенностью словаря детей с ОНР III уровня является неточность употребления слов, которая  выражается в вербальных парафазиях. Проявляется неточности или неправильного употребления слов в речи детей данного уровня многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других проявляется слишком узкое понимание значение слова.

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются, заменяя слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие.

По Т.А.Ткаченко [4], дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трёх прилагательных или глаголов к заданному существительному.

Употребление приставочных глаголов, существительных, обобщающих профессии или называния спортсменов по видам спорта обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные, сложные прилагательные, притяжательные прилагательные и т.п.

Г.И.Лалаева, Н.В.Серябрекова [1] указывают на разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети подбирают:

  • Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи;
  • Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи;
  • Слова стимулы с частицей не;
  • Слова, ситуативно близкие исходному слову;
  • Формы слова-стимула;
  • Синонимы.

Таким образом, описанные выше ошибки позволяют сделать вывод о том, что дети с третьим уровнем речевого недоразвития используют слова в расширенном, и диффузном значении.

На фоне сравнительной развёрнутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Проблемы в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием на первый взгляд могут казаться несущественными, однако, в дальнейшем у ребёнка возникнут трудности при обучении в школе. Учебный материал будет восприниматься слабо, степень на его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи будет очень низкая. Дети с третьим уровнем речевого недоразвития нуждаются в обучении в специальных логопедических группах детского сада.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников.- СПб., 2004.-224с.

2. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.    -Екатеринбург, 1990.-320с.

3. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников.-Воронеж.,2002.-196с.

4.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-СПб., 1997.-87с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...

Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....

Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)

Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)...

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами его жизни. Ребенок полностью отдается во власть возникших эмоций, но по ситуации может быть и сдержанным, поэт...

Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В статье раскрыты особенности лексического развития детей старшего дошкольного возоаста с ОНР III...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...