План самообразования
проект (младшая группа) по теме

Кобзева Евгения Владимировна

Кобзева Евгения Владимировна.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности.

Тема: Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участников педагогического процесса. С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей, организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности. Выбор проектов связан с лексическими темами, поэтому они краткосрочны.

 

Проблема: Нарушение связной речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.
Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность  проблемы  развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Гипотеза: Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей познавательно- речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Задачи:   

  • Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.
  • Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
  • Помогать осваивать детьми окружающую действительность.
  • Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,
  • Помогать увидеть проблему комплексно с разных сторон.

Проект/

месяц

Тема

Цели и задачи

Формы и методы работы.

Пути достижения.

Предметно-развивающая среда

Взаимодействия с родителями

 

«Мы знакомимся»- сентябрь

 

 

1. Беседа о детском саде.

- формировать у детей умение отвечать педагогу на вопросы, задавать вопросы педагогу; узнавать и на

 

Входящая диагностика.

- чтение стихотворений о д/с,

- экскурсия по д/с,

Дидактические игры: «Скажи какой?», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Магазин», «Где Петрушка?», «С мишкой», «Где мишка искал свой мяч?», «Кто больше?», «Один-много», «Что у вас?».

- пальчиковые игры.

 

Игрушка медведь, иллюстрированные кники А. Барто, цикл стихов «Игрушки», окружающие предметы, предметные картинки.

Экскурсия по д/с. Консультация для родителей.

2. Составление описательного рассказа «Игрушки»

- учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке; отвечать на вопросы; развивать умение правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные,

- воспитывать интерес к занятиям.

- чтение отрывка из сказки «О глупом мышонке»,

- работа с использованием мнемотаблиц и опорных схем.

Различные игрушки

Рассматривание игрушек.

3. Малые фольклорные формы

- уточнить представление детей о загадках, формировать навык отгадывать описательные загадки;

- познакомить с жанром «Потешки», помочь запомнить потешку «Котик»; - воспитывать интерес к народному творчеству.

- описательные загадки,

-вопросы детям по загадкам;

- рассказывание педагогом потешки «Коток»;

- чтение потешек детьми.

- игрушки.

- разучивание загадок.

4.Режиссерская игра русской народной сказки «Теремок» на новый лад.

- формировать у детей навык эмоционально воспринимать содержание сказки;

- развивать умение запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования, упражнять в словообразовании;

- воспитывать чувство сопереживания героям сказки.

-рассказ педагога с показом иллюстраций,

- вопросы детям;

- моделирование сказки на фланелеграфе;

- игра-драматизация по сказке.

- модели к сказке;

- книга с иллюстрациями;

- фланелеграф;

- шапочки героев сказки;

- изготовление атрибутов к игре-драматизации

«Осень золотая» - октябрь.

1. «Ходит осень по дорожке»

- учить детей отвечать на вопросы, с помощью педагога  пересказывать небольшие рассказы;

- развивать умение употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными; образовывать формы родительного падежа мн. Числа имён существительных и уменьшительно-ласкательную форму существительных;

- воспитывать интерес к занятию.

- слушание стихотворения «Скучная картина…» А. Плещеева и музыкального сопровождения к нему «Времена года» П.И. Чайковского;

- д/и «Расскажи про осень» (с опорой на мнемотаблицу), «Измени слово»,

- рассматривание иллюстраций об осени.

- иллюстрации об осени;

- аудиокассета с записью произведений Чайковского П.И.

- рассматривание картин-пейзажей с изображением осенней природы.

2. Составление описательного рассказа: овощи

- познакомить детей с обобщающим словом «Овощи»;

- учить употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными;

- формировать умение отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ с опорой на схемы.

-д/и «Узнай овощ по описанию»; «Назови одним словом»

- рассматривание овощей,

д/и «Чудесный мешочек»; «Собери урожай»;

- физкультминутка;

- д/и «Узнай по вкусу и форме»

- набор овощей (муляжи)

- разучивание загадок об овощах

3. Составление описательного рассказа - фрукты.

- познакомить детей с обобщающим словом «фрукты»; учить детей образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

- артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке»;

- д/и «Да/нет», «Что растёт в саду», - загадки о фруктах.

- набор фруктов (муляжи),

- фланелеграф;

- картинки к дидактическим играм

- разучивание загадок о фруктах;

4. Чтение стихотворений А. Барто «Наступили холода», А. Плещеева «Миновало лето», В. Мирович «Листопад»,

- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения ии понимать содержание поэтических текстов; чувствовать ритм стихотворной речи;

- учить выразительно рассказывать наизусть стихотворение;

- формировать определение к заданному слову;

- развивать умение выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях;

- воспитывать любовь к природе, поэзии.

- беседа об осени, осенних звуках во время листопада» слушание музыки «Звуки окружающего мира»;

Рассматривание иллюстраций;

- д/и «Подбери слово» (прилагательные, глаголы);

- чтение стихов, вопросы по содержанию;

- физминутка «Дождик льёт»;

- психоэтюд «Листопад», «Холодно-тепло»,

- вопросы по содержанию;

- итоговая беседа.

- иллюстрации об осени;

- аудиозаписи «Звуки окружающего мира»,

- осенний букет.

- совместные работы из осенних листьев;

- прогулки в осенний парк;

- чтение произведений и рассматривание картин об осени.

5. Рассказывание русской народной сказки «Репка»

- помочь детям усвоить последовательность дейтсвий персонажей сказки с помощью модели; формировать навык выделять и называть характерные признаки персонажей;

- развивать умение выразительно передавать диалоги персонажей;

- развивать умения выразительно передавать диалоги персонажей;

- воспитывать интерес к народному творчеству.

- сюрпризный момент (появление игрушки-мышки);

- настольный театр;

- беседа после просмотра;,

- моделирование сказки;

-д/и «Я загадаю - ты отгадай».

- настольный театр «Репка»,

- модели к сказки;,

- игрушка-мышка;

-книжка с картинками.

- чтение рус. нар. сказок.

6. Обобщающие понятия: одежда, обувь

 

- формировать навык правильно называть одежду и обувь для разного сезона, подвести к обобщающим понятиям;

- формировать представление о функциях предметов;

- воспитывать выдержку;

- рассказывание педагога с рассматриванием картинок с изображением различных видов одежды и обуви, вопросы;

- И/у «Магазин», д/и «Четвёртый лишний»

- картинки с изображением предметов обуви, одежды.

- рассматривание реальных предметов.

«Мир животных и птиц» - ноябрь

1.Составление описательного рассказа: домашние животные

- учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ о животных с опорой на схемы и с помощью вопросов педагога;

- развивать умение употреблять в речи сущ., обозначающие детёнышей животных, развивать артикуляционный аппарат;

- воспитывать доброжелательность

- артикуляционная гимнастика «Кошечка лакает молоко»; д/и «Чьи детки?»»

- загадки о домашних животных;

- рассматривание игрушек-домашних животных;

- вопросы на уточнение знаний о домашних животных с последующим составлением  элементов рассказа;

- психоэтюд «Котенька-коток»

- маски домашних животных;

- игрушки домашних животных;

- заучивание загадок и потешек о животных;

- наблюдение за повадками домашних животных.

2. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», драматизация.

- учить детей пересказывать знакомые литературные произведения;

-формироать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах;

- воспитывать эмоциональный отклик на знакомые произведения.

 

- выразительное рассказывание педагогом сказки с показом настольного театра; вопросы по его содержанию;

- психологический этюд «Курочки и петушки»;

- совместное рассказывание с использование настольного театра;

- драматизация.

- настольный театр к сказке;

- атрибуты к психологическому этюду.

- чтение русских народных сказок.

3. Составление описательного рассказы: дикие животные

- учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ о животных с опорой на схемы и с помощью вопросов педагога;

- формировать умение употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, работать над интонационной выразительность речи;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему

-беседа-активизация знаний детей по теме;

-вопросы детям на уточнение знаний;

- работа на фланелеграфе «Кто в лесу живёт»;

- д/и «Доскажи словечко».

-фланелеграф;

- картинки диких животных;

- заучивание загадок о животных;

- чтение произведений Е. Чарушина о животных.

4. Рассказывание русской народной сказки «Три медведя»

- учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста; помочь усвоить содержание с помощью моделирования;

- воспитывать умение слушать.

-сюрпризный момент;

-рассказывание сказки;

-вопросы по содержанию сказки;

- психоэтюд «Тим и Том» (грустный и весёлый) с шапочками;

- моделирование сказки с помощью геометрических фигур.

- модели к сказке;

- красочно иллюстрированная книга;

-игрушка медведь.

-посещение зоопарка;

-чтение произведений С. Маршака

5. Заучивание потешки «Наши утки», рассказывание сказки К. Чуковского «Цыплёнок»

- продолжить детей знакомить с жанром потешки;

- учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку;

- воспитывать интерес к народному творчеству;

-учить детей эмоционально воспринимать сказку, оценивать действия персонажа;

- формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;

- воспитывать умение слушать.

- рассматривание картинок с изображением домашних и недомашних птиц;

- чтение потешки, вопросы по содержанию;

- и/у «прилетели утушки»;

- рассказывание потешки детьми;

- чтение сказки с помощью фланелеграфа;

- и/у «Подбери слово»;

- драматизация этюдов;

- рассказывание сказки детьми с помощью схемы.

- картинки с птицами;

-фланелеграф;

-шапочки героев сказки;

- структурно-логическая схема.

- заучивание загадок о домашних птицах;

-рассматривание книг с соответств. Иллюстрациями;

- разыгрывание этюдов по содержанию сказки;

-изготовление шапочек.

       

 

«Дорожная безопасность» - декабрь

1.Обобщающее слово – транспорт; грузовой транспорт; легковой и пассажирский транспорт.

- учить детей отвечать на вопросы педагога;

- формировать умение составлять короткие рассказы с помощью взрослого;

- воспитывать интерес к окружающему.

- работа с фланелеграфом;

- работа с картинками;

- физминутка;

- п/и «Светофор»

- фланелеграф и соответствующий набор картинок;

- наблюдение за транспортом

2. Обобщающие слова – рабочие инструменты.

Кому что нужно?

- учить называть и различать инструменты, их части, конктретные трудовые рперации;

- формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;

- обогащать представление о ближайшем окружении, активизировать словарный запас;

- воспитывать интерес к труду взрослых;

- закрепить и углубить знания о профессиях.

- рассматривание иллюстраций из серии «профессии», вопросы детям;

- физкультминутка:

- д/и «Что комУ?»

- набор иллюстраций по теме;

- карточки с изображением рабочих инструментов;

- рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Профессии».

3. Дорожная безопасность.

- формированать понятие о правилах дорожной безопасности;

-воспитывать грамотность юного пешехода;

- формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;

 

- рассматривание иллюстраций,

- викторина «Дорожная азбука»

- набор соответств. Иллюстраций.

 

«Зимушка – зима» январь

1. Зима

-учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять с помощью педагога небольшой рассказ по картинке с использованием опорных схем;

- активизировать в речи детей прилагательные;

- воспитывать звуковую культуру речи;

- загадки о зиме,

- д/и «Подбери слово»;

- рассматривание картинок на тему «Зима»;

- психогимнатсика «Представьте себе»;

- беседа по картине «Снеговик».

 

- картинки с изображением зимы;

-- структурно-логическая схема.

- разучивание загадок о зиме;

- наблюдение за природными явлениями зимой.

2. Заучивание стихотворения  А. Кондратьевой «Метель», Введенского «На лыжах».

- учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста;

-  воспитывать интерес к поэтическим текстам;

- психоэтюд «Снежинки»;

- чтение стихотворений педагогом, вопросы детям;

- рассказывание стихотворения детьми;

- рассматривание иллюстраций из серии «Зимние забавы», «Зимой на прогулке».

 

- яркие иллюстрации с изображением зимней природы;

- бумажные снежинки;

 

- чтение произведений о зиме;

- вырезание снежинок из бумаги.

3. Рассказывание из личного опыта «Что мы делаем зимой»

- учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта, используя опорные схемы;

- развивать умение использовать в речи прилагательные;

- рассматривание семейных фото;

- и/у с пальчиками;

-фотографии из семейного альбома;

- беседы о прогулке;

- рассматривание иллюстрации из серии «Зимние забавы».

4. Рассказывание рнс «Снегурушка и лиса»

-  учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки и представлять образы сказки;

- формировать интонационною выразительность;

- воспитывать умение слушать и сопереживать персонажам.

- загадки о лисе;

- рассказывание сказки педагогом с показом иллюстраций, беседа по содержанию;

- психоэтюд «Я лисичка»;

- совместное рассказывание сказки с помощью настольного театра.

- соответств. Иллюстрации и игрушки.

- разучивание загадок,

- чтение русских народных сказок

«Наши добрые дела» - февраль

1. Семья

- учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта;

- развивать умение использовать в речи прил.,

- воспитывать любовь к близким людям;

- рассматривание семейных фото;,

- вопросы детям;

- и/у с пальчиками

- д/и «Скажи со словом «семейный»

- фото из семейного альбома;

- рассматривание семейных фото и диафильмов.

2.  Говори «Спасибо»

Труд - врача, повара, воспитателя.

- учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога короткие рассказы по картине;

- формировать умение употреблять в речи глаголы, согласовывать их с существительными;

- воспитывать уважение к труду взрослых.

- рассматривание соответствующих картин;

- вступительная беседа, вопросы, загадки;

- составление рассказа.

- физ.минутка, д/и «Один – много».

- иллюстрации,

- картинки для д/и;

- рассматривание энциклопедии «Профессии»

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_vstuplenie.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa_samoobrazovaniya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кобзева Евгения Владимировна.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности.

Тема: Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участников педагогического процесса. С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей, организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности. Выбор проектов связан с лексическими темами, поэтому они краткосрочны.

Проблема: Нарушение связной речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.
Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность  проблемы  развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Гипотеза: Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей познавательно- речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Задачи:  

  • Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.
  • Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
  • Помогать осваивать детьми окружающую действительность.
  • Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,
  • Помогать увидеть проблему комплексно с разных сторон.



Предварительный просмотр:

Проект/

месяц

Тема

Цели и задачи

Формы и методы работы.

Пути достижения.

Предметно-развивающая среда

Взаимодействия с родителями

«Мы знакомимся»- сентябрь


1. Беседа о детском саде.

- формировать у детей умение отвечать педагогу на вопросы, задавать вопросы педагогу; узнавать и на

Входящая диагностика.

- чтение стихотворений о д/с,

- экскурсия по д/с,

Дидактические игры: «Скажи какой?», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Магазин», «Где Петрушка?», «С мишкой», «Где мишка искал свой мяч?», «Кто больше?», «Один-много», «Что у вас?».

- пальчиковые игры.

Игрушка медведь, иллюстрированные кники А. Барто, цикл стихов «Игрушки», окружающие предметы, предметные картинки.

Экскурсия по д/с. Консультация для родителей.

2. Составление описательного рассказа «Игрушки»

- учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке; отвечать на вопросы; развивать умение правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные,

- воспитывать интерес к занятиям.

- чтение отрывка из сказки «О глупом мышонке»,

- работа с использованием мнемотаблиц и опорных схем.

Различные игрушки

Рассматривание игрушек.

3. Малые фольклорные формы

- уточнить представление детей о загадках, формировать навык отгадывать описательные загадки;

- познакомить с жанром «Потешки», помочь запомнить потешку «Котик»; - воспитывать интерес к народному творчеству.

- описательные загадки,

-вопросы детям по загадкам;

- рассказывание педагогом потешки «Коток»;

- чтение потешек детьми.

- игрушки.

- разучивание загадок.

4.Режиссерская игра русской народной сказки «Теремок» на новый лад.

- формировать у детей навык эмоционально воспринимать содержание сказки;

- развивать умение запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования, упражнять в словообразовании;

- воспитывать чувство сопереживания героям сказки.

-рассказ педагога с показом иллюстраций,

- вопросы детям;

- моделирование сказки на фланелеграфе;

- игра-драматизация по сказке.

- модели к сказке;

- книга с иллюстрациями;

- фланелеграф;

- шапочки героев сказки;

- изготовление атрибутов к игре-драматизации

«Осень золотая» - октябрь.

1. «Ходит осень по дорожке»

- учить детей отвечать на вопросы, с помощью педагога  пересказывать небольшие рассказы;

- развивать умение употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными; образовывать формы родительного падежа мн. Числа имён существительных и уменьшительно-ласкательную форму существительных;

- воспитывать интерес к занятию.

- слушание стихотворения «Скучная картина…» А. Плещеева и музыкального сопровождения к нему «Времена года» П.И. Чайковского;

- д/и «Расскажи про осень» (с опорой на мнемотаблицу), «Измени слово»,

- рассматривание иллюстраций об осени.

- иллюстрации об осени;

- аудиокассета с записью произведений Чайковского П.И.

- рассматривание картин-пейзажей с изображением осенней природы.

2. Составление описательного рассказа: овощи

- познакомить детей с обобщающим словом «Овощи»;

- учить употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными;

- формировать умение отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ с опорой на схемы.

-д/и «Узнай овощ по описанию»; «Назови одним словом»

- рассматривание овощей,

д/и «Чудесный мешочек»; «Собери урожай»;

- физкультминутка;

- д/и «Узнай по вкусу и форме»

- набор овощей (муляжи)

- разучивание загадок об овощах

3. Составление описательного рассказа - фрукты.

- познакомить детей с обобщающим словом «фрукты»; учить детей образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

- артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке»;

- д/и «Да/нет», «Что растёт в саду», - загадки о фруктах.

- набор фруктов (муляжи),

- фланелеграф;

- картинки к дидактическим играм

- разучивание загадок о фруктах;

4. Чтение стихотворений А. Барто «Наступили холода», А. Плещеева «Миновало лето», В. Мирович «Листопад»,

- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения ии понимать содержание поэтических текстов; чувствовать ритм стихотворной речи;

- учить выразительно рассказывать наизусть стихотворение;

- формировать определение к заданному слову;

- развивать умение выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях;

- воспитывать любовь к природе, поэзии.

- беседа об осени, осенних звуках во время листопада» слушание музыки «Звуки окружающего мира»;

Рассматривание иллюстраций;

- д/и «Подбери слово» (прилагательные, глаголы);

- чтение стихов, вопросы по содержанию;

- физминутка «Дождик льёт»;

- психоэтюд «Листопад», «Холодно-тепло»,

- вопросы по содержанию;

- итоговая беседа.

- иллюстрации об осени;

- аудиозаписи «Звуки окружающего мира»,

- осенний букет.

- совместные работы из осенних листьев;

- прогулки в осенний парк;

- чтение произведений и рассматривание картин об осени.

5. Рассказывание русской народной сказки «Репка»

- помочь детям усвоить последовательность дейтсвий персонажей сказки с помощью модели; формировать навык выделять и называть характерные признаки персонажей;

- развивать умение выразительно передавать диалоги персонажей;

- развивать умения выразительно передавать диалоги персонажей;

- воспитывать интерес к народному творчеству.

- сюрпризный момент (появление игрушки-мышки);

- настольный театр;

- беседа после просмотра;,

- моделирование сказки;

-д/и «Я загадаю - ты отгадай».

- настольный театр «Репка»,

- модели к сказки;,

- игрушка-мышка;

-книжка с картинками.

- чтение рус. нар. сказок.

6. Обобщающие понятия: одежда, обувь


- формировать навык правильно называть одежду и обувь для разного сезона, подвести к обобщающим понятиям;

- формировать представление о функциях предметов;

- воспитывать выдержку;

- рассказывание педагога с рассматриванием картинок с изображением различных видов одежды и обуви, вопросы;

- И/у «Магазин», д/и «Четвёртый лишний»

- картинки с изображением предметов обуви, одежды.

- рассматривание реальных предметов.

«Мир животных и птиц» - ноябрь

1.Составление описательного рассказа: домашние животные

- учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ о животных с опорой на схемы и с помощью вопросов педагога;

- развивать умение употреблять в речи сущ., обозначающие детёнышей животных, развивать артикуляционный аппарат;

- воспитывать доброжелательность

- артикуляционная гимнастика «Кошечка лакает молоко»; д/и «Чьи детки?»»

- загадки о домашних животных;

- рассматривание игрушек-домашних животных;

- вопросы на уточнение знаний о домашних животных с последующим составлением  элементов рассказа;

- психоэтюд «Котенька-коток»

- маски домашних животных;

- игрушки домашних животных;

- заучивание загадок и потешек о животных;

- наблюдение за повадками домашних животных.

2. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», драматизация.

- учить детей пересказывать знакомые литературные произведения;

-формироать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах;

- воспитывать эмоциональный отклик на знакомые произведения.

- выразительное рассказывание педагогом сказки с показом настольного театра; вопросы по его содержанию;

- психологический этюд «Курочки и петушки»;

- совместное рассказывание с использование настольного театра;

- драматизация.

- настольный театр к сказке;

- атрибуты к психологическому этюду.

- чтение русских народных сказок.

3. Составление описательного рассказы: дикие животные

- учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ о животных с опорой на схемы и с помощью вопросов педагога;

- формировать умение употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, работать над интонационной выразительность речи;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему

-беседа-активизация знаний детей по теме;

-вопросы детям на уточнение знаний;

- работа на фланелеграфе «Кто в лесу живёт»;

- д/и «Доскажи словечко».

-фланелеграф;

- картинки диких животных;

- заучивание загадок о животных;

- чтение произведений Е. Чарушина о животных.

4. Рассказывание русской народной сказки «Три медведя»

- учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста; помочь усвоить содержание с помощью моделирования;

- воспитывать умение слушать.

-сюрпризный момент;

-рассказывание сказки;

-вопросы по содержанию сказки;

- психоэтюд «Тим и Том» (грустный и весёлый) с шапочками;

- моделирование сказки с помощью геометрических фигур.

- модели к сказке;

- красочно иллюстрированная книга;

-игрушка медведь.

-посещение зоопарка;

-чтение произведений С. Маршака

5. Заучивание потешки «Наши утки», рассказывание сказки К. Чуковского «Цыплёнок»

- продолжить детей знакомить с жанром потешки;

- учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку;

- воспитывать интерес к народному творчеству;

-учить детей эмоционально воспринимать сказку, оценивать действия персонажа;

- формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;

- воспитывать умение слушать.

- рассматривание картинок с изображением домашних и недомашних птиц;

- чтение потешки, вопросы по содержанию;

- и/у «прилетели утушки»;

- рассказывание потешки детьми;

- чтение сказки с помощью фланелеграфа;

- и/у «Подбери слово»;

- драматизация этюдов;

- рассказывание сказки детьми с помощью схемы.

- картинки с птицами;

-фланелеграф;

-шапочки героев сказки;

- структурно-логическая схема.

- заучивание загадок о домашних птицах;

-рассматривание книг с соответств. Иллюстрациями;

- разыгрывание этюдов по содержанию сказки;

-изготовление шапочек.

«Дорожная безопасность» - декабрь

1.Обобщающее слово – транспорт; грузовой транспорт; легковой и пассажирский транспорт.

- учить детей отвечать на вопросы педагога;

- формировать умение составлять короткие рассказы с помощью взрослого;

- воспитывать интерес к окружающему.

- работа с фланелеграфом;

- работа с картинками;

- физминутка;

- п/и «Светофор»

- фланелеграф и соответствующий набор картинок;

- наблюдение за транспортом

2. Обобщающие слова – рабочие инструменты.

Кому что нужно?

- учить называть и различать инструменты, их части, конктретные трудовые рперации;

- формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;

- обогащать представление о ближайшем окружении, активизировать словарный запас;

- воспитывать интерес к труду взрослых;

- закрепить и углубить знания о профессиях.

- рассматривание иллюстраций из серии «профессии», вопросы детям;

- физкультминутка:

- д/и «Что комУ?»

- набор иллюстраций по теме;

- карточки с изображением рабочих инструментов;

- рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Профессии».

3. Дорожная безопасность.

- формированать понятие о правилах дорожной безопасности;

-воспитывать грамотность юного пешехода;

- формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;

- рассматривание иллюстраций,

- викторина «Дорожная азбука»

- набор соответств. Иллюстраций.

«Зимушка – зима» январь

1. Зима

-учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять с помощью педагога небольшой рассказ по картинке с использованием опорных схем;

- активизировать в речи детей прилагательные;

- воспитывать звуковую культуру речи;

- загадки о зиме,

- д/и «Подбери слово»;

- рассматривание картинок на тему «Зима»;

- психогимнатсика «Представьте себе»;

- беседа по картине «Снеговик».

- картинки с изображением зимы;

-- структурно-логическая схема.

- разучивание загадок о зиме;

- наблюдение за природными явлениями зимой.

2. Заучивание стихотворения  А. Кондратьевой «Метель», Введенского «На лыжах».

- учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста;

-  воспитывать интерес к поэтическим текстам;

- психоэтюд «Снежинки»;

- чтение стихотворений педагогом, вопросы детям;

- рассказывание стихотворения детьми;

- рассматривание иллюстраций из серии «Зимние забавы», «Зимой на прогулке».

- яркие иллюстрации с изображением зимней природы;

- бумажные снежинки;

- чтение произведений о зиме;

- вырезание снежинок из бумаги.

3. Рассказывание из личного опыта «Что мы делаем зимой»

- учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта, используя опорные схемы;

- развивать умение использовать в речи прилагательные;

- рассматривание семейных фото;

- и/у с пальчиками;

-фотографии из семейного альбома;

- беседы о прогулке;

- рассматривание иллюстрации из серии «Зимние забавы».

4. Рассказывание рнс «Снегурушка и лиса»

-  учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки и представлять образы сказки;

- формировать интонационною выразительность;

- воспитывать умение слушать и сопереживать персонажам.

- загадки о лисе;

- рассказывание сказки педагогом с показом иллюстраций, беседа по содержанию;

- психоэтюд «Я лисичка»;

- совместное рассказывание сказки с помощью настольного театра.

- соответств. Иллюстрации и игрушки.

- разучивание загадок,

- чтение русских народных сказок

«Наши добрые дела» - февраль

1. Семья

- учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта;

- развивать умение использовать в речи прил.,

- воспитывать любовь к близким людям;

- рассматривание семейных фото;,

- вопросы детям;

- и/у с пальчиками

- д/и «Скажи со словом «семейный»

- фото из семейного альбома;

- рассматривание семейных фото и диафильмов.

2.  Говори «Спасибо»

Труд - врача, повара, воспитателя.

- учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога короткие рассказы по картине;

- формировать умение употреблять в речи глаголы, согласовывать их с существительными;

- воспитывать уважение к труду взрослых.

- рассматривание соответствующих картин;

- вступительная беседа, вопросы, загадки;

- составление рассказа.

- физ.минутка, д/и «Один – много».

- иллюстрации,

- картинки для д/и;

- рассматривание энциклопедии «Профессии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...