Творческий отчет по теме: "Развитие детей в театрализованной деятельности"
творческая работа учащихся (младшая группа) на тему

Черникова Светлана Александровна

Развитие детей в театрализованной деятельности (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultatom_prodelannoy_raboty_yavilos_otchet.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет

По теме: «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Выполнила воспитатель:  Черникова Светлана Александровна.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», то есть не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном  процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребенка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, свершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский). Поэтому для своей работы я выбрала тему: «Развитие детей в театрализованной деятельности» и поставила перед собой следующие задачи:

  • Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, движений, жестов и т. п.);
  • Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов;
  • Продолжать вызывать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников;
  • Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, побуждать согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая, говорить обращаясь к партнеру, выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа);
  • Формировать думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Моя работа началась со второй младшей группы: я формировала у детей простейшие образно-выразительные умения (предлагала имитировать отдельные действия человека и характерные движения сказочных персонажей). Занятия организовала так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст, они лишь выполняли определенное действие. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Это стимулирует желание ребенка включится в спектакль, дополняя фразы в диалогах героя, фиксирует внимание на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы использовались на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит, хвалит детей, здоровается, прощается.

Результатом проделанной работы явилось то, что дети стали досматривать и дослушивать спектакли до конца, научились хлопать артистам, говорить им «спасибо», начали использовать некоторые средства выразительности (мимику, жесты движения, тембр голоса) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний.

 В средней группе я обучала детей элементам художественно–образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). Дети учились сочетать в роли движения и текст, движения и слово, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Импровизационность стала основой работы, я подводила детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному, поощряла желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. В конце учебного года дети средней группы позитивно оценивали игру сверстников-артистов, старались использовать средства невербальной и интонационной выразительности для передачи особенностей персонажа, его эмоций и черт характера.

 В старшей группе дети совершенствовали художественно-образные исполнительские умения. Я учила их самостоятельно находить способы образной выразительности, развивала чувство партнерства. Использовались мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключались к придумыванию оформления сказок. Формировала положительное отношение детей к театрализованным играм: углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, театральной культуре. Результатом стало развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, а также использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры и непосредственно в самой игре. Дети старшей группы с удовольствием показывали родителям и малышам спектакли, подготовленные при помощи музыкального руководителя. Лучшими из них я считаю: « Под грибом», « Добрая сказка» (по мотивам р.н.с. «Заюшкина избушка») и «Домок-холодок» (см. фото). Я и сама подаю пример детям, активно участвуя в утренниках и исполняя различные роли.

 В подготовительной к школе группе я планирую развивать у детей творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик и предоставляющей ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима). Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова. В ближайший год нам с детьми предстоит активная и интересная работа по театрализованной деятельности.

 В заключении хочется сказать, что театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном, Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов, а также способствует самопознанию и самовыражению личности, что является очень важным в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Консультация по теме: « Развитие речи детей через театрализованную деятельность».ТЕАТРТеатр - и зрелище и школа для народа,Будить сердца людей - вот в чем его природа!На путь неправедный он не дает св...

Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» /из опыта работы/

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»...

Отчет по самообразованию за 2019 - 2020 учебный год. Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и ра...