Выступление "Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Сухарева Ольга Вячеславовна

Дороги и транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.

Задача ДОУ развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это до того, пока ребёнок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

«Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма»

                                                                     

                                                                      Выполнила

                                                                      воспитатель

                                                                      Сухарева О.В.

                                                                     

Нижний Новгород

2012 год

       Дороги и транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а потому обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитать законопослушного гражданина. Задача ДОУ развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это до того, пока ребёнок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

Из всех участников движения самые недисциплинированные - пешеходы. Несчастные случаи с детьми происходят на улицах потому, что дети или не знают правил движения, или нарушают их, не осознавая опасных последствий.

Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Это - задача всей общественности, и в первую очередь, ДОУ и семьи.

    Диагностику знаний детей группы №9 «Ёлочка» о ПДД мы проводили в сентябре в форме индивидуальной беседы с каждым ребёнком группы. Нами зачитывалось начало предложения и было дано несколько вариантов конца предложения, задача ребёнка – найти лишнее слово (словосочетание), не подходящее по смыслу.

         1.Знаки сервиса включают в себя … (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

         2.В специальный транспорт входит ... (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

        3.В понятие «транспорт» входит ... (машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

        4.Общественный транспорт включает в себя ... (автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси),

        5.У машины есть ... (колеса, руль, парус, педаль, фары).

        6.Пешеход имеет право ... (переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

        7.Запрещающие знаки включают в себя ... (поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

       8.Водителю велосипеда можно ... (ездить, не держась за руль; двигаться по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

        9.Дорожные знаки делятся на - (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

       10.Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

       За правильный ответ присваивается:

8-10 баллов - высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения;

 5-7 баллов - средний уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.

 4 балла и ниже - низкий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.

 Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов.

 Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов.

 Низкий уровень - ребенок не знает знаки правил дорожного движения, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно.

   Результаты диагностики оказались следующими:

        

        Наша дальнейшая работа по обучению детей группы безопасному поведению на дороге и в транспорте планировалась с учетом результатов диагностики. В начале 2011-2012 учебного года мы поставили перед собой ряд задач:

  1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
  2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
  3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

 О роли семьи в воспитании детей В.А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». Поэтому мы стремимся сделать родителей группы своими союзниками в воспитании у детей сознательного безопасного поведения на улицах города.

Наша первоначальная задача была – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей. Как бы добросовестно мы не работали, как бы мы не старались дать  всестороннее развитие ребенку, если в семье не поддерживают наших требований, воспитание не даст желаемых результатов.

Установление единой линии воспитание ребенка в семье и в детском саду тем успешнее, чем больше подготовлены родители к роли воспитателей. Поэтому мы считаем необходимым как можно качественнее подготовить к роли воспитателей самих родителей.

           На начальном этапе работы мы использовали разнообразный арсенал методов, форм и приёмов. Прежде всего, объясняли важность этой проблемы, знакомили родителей с программными требованиями по обучению детей Правилам дорожного движения в зависимости от возраста и времени года. Кроме того, подчеркнули важность примера взрослых. Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас, подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наша задача, задача родителей и всех взрослых  -  сохранить будущее наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь. Лихо давя на газ за рулём своих автомобилей, переходя проезжую часть на красный свет светофора или вообще в неположенном месте, родители забывают, что рядом с ними их дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению ПДД. Безусловно, именно взрослые ( родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии. Родители должны твёрдо усвоить силу своего примера. Поэтому мы проводим систематическую просветительскую работу среди родителей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

           Начиная со средней группы (2010-2011 учебный год), нами были проведены:

            1. Консультации для родителей на следующие темы: «Воспитываем пешехода», «Ребёнок на дроге – это опасно», «Правила дорожные детям знать положено», «Помните, взрослые! Помните, дети! За безопасность каждый в ответе!!!», «Пешеходом быть – наука».

           2.  Родительские собрания на темы: Оградим детей от опасности на дорогах», «Безопасность детей на улицах города», «Правила дорожного движения». 

        Перед первым родительским собранием мы провели анкетирование родителей группы «Я и мой ребёнок на улицах города», которая помогла узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться Правилами дорожного движения, и насколько соблюдают их сами родители.

          Предметом обсуждения на собраниях было поведение на улицах не только детей, но и взрослых. Родителям были даны рекомендации, как входить в транспорт и выходить из него, они были ознакомлены с местоположением детского сада, также были отмечены наиболее опасные места, где следует быть внимательными при переходе улиц с детьми. На одном из собраний были показаны фрагменты занятий и игр по изучению Правил дорожного движения. Родители были привлечены к изготовлению оборудования для игр: изготовили знаки, макет перекрёстка, атрибуты к нему.

              Также была оформлена выставка для родителей, где была помещена различная художественная литература по Правилам дорожного движения – «Ты один на улице», «Пешеходы-вездеходы», «Что мы видим…», «Учим правила дорожного движения», «Спасибо тебе, светофор», а также книги с наклейками, игровыми заданиями, раскраски, которые помогут в игровой форме познакомить детей с ПДД, понять сигналы светофора, изучить дорожные знаки. Родителям было предложено описание подвижных и дидактических игр, в которые родители могут поиграть с детьми дома , и оформлена выставка детских рисунков «По дороге в детский сад я увидел…». Ребята вместе с родителями придумывали и рисовали сказки, вымышленные дорожные знаки, мастерили  поделки, готовили коллажи к выставкам и смотрам-конкурсам, сооружали макеты перекрёстков и прилегающих к их дому микрорайонов.

     Все вышеперечисленные мероприятия  способствуют формированию у детей и взрослых навыков безопасного поведения на дорогах, а что самое главное - совместной деятельности родителей и детей и как следствие - их сближению. Счастливые дети с гордостью смотрят на своих родителей, ведь они для них авторитет во всём, и в грамотном поведении на дорогах тоже.

     Итак, работа по обучению детей Правилам грамотного и безопасного поведения на улицах - работа не одного дня, это процесс длительный. Для того, чтобы она принесла результаты, необходимо проводить её систематически, в тесном контакте ДОУ с родителями.

     И только благодаря совместной деятельности ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников ПДД, мы научим детей безопасному поведению в окружающем мире ради сохранения их  жизни их жизни и здоровья.

      Обучение детей безопасному поведению на дорогах мы рассматриваем, как одну из важных сторон, общего развития ребенка дошкольного возраста, если оно  будет прочно связано со всеми разделами программы. И поэтому на занятиях по родному языку, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим, физической культуре, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни у детей сформируются культура поведения, выдержка, дисциплина.

        Мы считаем, что обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если:

          1. Учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;

          2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;

          3. Осуществлять сотрудничество с семьей дошкольников.

         Главная цель нашей воспитательной работы по обучению детей группы №9 основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

        Наиболее эффективным усвоение правил безопасного поведения детьми будет в случае, если воспитательный процесс осуществляться:

 1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

 2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

        Во избежание несчастных случаев мы стараемся как можно реже проводить данные целевые прогулки на перекрёстки, чаще проводим тематические занятия, используя максимум дорожных символов и атрибутов.

     Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Воспитывая дошкольников, мы применяем такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению, поэтому им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, на улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

     Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется нами в работе с детьми группы, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

   Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

      В своей работе мы учитываем, что в  группе имеются дошкольники, входящие в "группу риска": излишне подвижные дети ( 2 ребёнка) или, наоборот, слишком заторможенные (1 ребёнок). С ними мы проводим занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организуем работу с их родителями.

      Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

     В старшей группе мы продолжаем проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения, таким образом формируя  у них умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде, продолжаем знакомить детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов, закрепляем умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада ( в нашем присутствии). Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также мы считаем необходимым продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".  И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращаем внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта, а также объясняем, что такое "закрытый обзор". На прогулке дети наблюдают за движением транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом и отмечают, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора, в результате чего происходят наезды.

     Интересной и эффективной формой работы мы считаем организацию ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. На  макете микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, поставив детей вокруг макета, мы рассказываем им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д.  Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показываем, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения, а также объясняем, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

    Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий. Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

     В  работе по изучению дошкольниками правил дорожного движения мы рассматриваем ребёнка в  трёх аспектах  взаимодействия с транспортной системой города:

 1. Ребенок – пешеход;

 2. Ребенок – пассажир городского транспорта;

 3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.)

     В первую очередь, разъясняем дошкольникам кто же это: пассажир, пешеход, водитель?

Пешеход - это любой человек, который вышел на улицу. Неважно для чего или зачем этот человек вышел на улицу, все равно он сразу становится пешеходом. Пешеходом он называется потому, что идет по дороге пешком, а не едет на машине.

Пассажир - это любой человек, который едет в машине. Тут важно запомнить то, что водитель (человек управляющий машиной) не будет считаться пассажиром. Люди, которые едут в трамвае, автобусе, троллейбусе или только сели в машину перестают быть пешеходами и сразу становятся пассажирами.

Водитель - это человек, который находится за рулем автомобиля и заставляет его двигаться. Также водителями считаются люди, которые едут на велосипеде или мотоцикле.

Необходимо также объяснить детям, неважно кто они -  пешеход, водитель или пассажир самое главное, что надо  соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы быть в безопасности и обезопасить окружающих людей.

Во-вторых, рассказали детям, как появились правила дорожного движения.

“Давным-давно когда машин еще не было, люди передвигались по дорогам пешком, верхом на лошади или в повозке. В те давние времена и правил дорожного движения то не было. Люди ходили и ездили на лошадях, кто как хотел, и часто происходили столкновения как людей с лошадьми, так и лошадей между собой. Также проблемой было то, что улицы городов были не предназначены для интенсивного движения и были очень узкими.

Многие историки считают, что основателем правил дорожного движения является Юлий Цезарь. Он был императором Римской Империи. Во времена своего правления он старался упорядочить и упростить движения на улицах Рима. Правила эти были введены около 2000 лет назад.

В России первые правила дорожного движения устанавливались согласно царским указам. Первые упоминания таких указов относятся к 17 веку. Правила тех времен состояли из нескольких строк и говорили как вести себя на дорогах.

После появления первых самодвижущихся повозок, примерно в 18 веке, и для них были установлены правила. Проблема состояла в том, что такие автомобили были очень медленными и поэтому правила, например в Англии, предписывали впереди самодвижущейся повозки идти человеку с красными флажками и предупреждать пешеходов об опасности попасть под колеса.

Со времен массового введения правил в каждой стране были свои предписания и нормы для движения по дорогам, что было большой проблемой для путешественников. На международной конференции в 1909 году было принято решение о международном стандарте правил. Также на этой конференции были введены первые дорожные знаки в истории.

Светофор - это прибор для регулировки дорожного движения. Первый в мире светофор появился в Англии он стоял в центре города Лондон, управлял им человек. Этот первый прибор появился около 140 лет назад и не был похож на современный. Состоял он из стрелки, которую специальный человек то поднимал, то опускал, давая понять всем, когда надо идти, а когда остановиться.

Первый светофор с лампами и работающий на электричестве появился в 1914 году в США и имел только 2 цвета - красный и зеленый. Таким светофором управлял человек, следивший за временем. Переключение светофора с красного на зеленый и обратно сопровождалось предупредительным свистком. Позже был придуман трехцветный светофор желтый сигнал, которого заменил свисток”. В современном городе без светофора не обойтись. Без него невозможно перейти улицу или пересечь перекресток на машине. На дорогах будут случаться множество аварий и все это только из-за того, что не будет светофора.  Светофор говорит участникам дорожного движения, когда можно ехать, а когда нужно стоять  и пропускать другие машины и пешеходов.

Красный - это цвет опасности, хорошо виден в любую погоду, и он запрещает ехать или переходить дорогу.

Зеленый - цвет очень сильно отличается от красного, и перепутать два цвета никогда нельзя, он разрешает ехать или переходить дорогу.

Желтый - цвет предупреждает водителей и пешеходов о смене сигнала светофора на другой и призывает быть максимально внимательными и осторожными.

Есть еще и специальные светофоры для пешеходов. В них нет желтого света, а на саму лампу нанесены картинки зеленого и красного человечка который показывает, что надо делать идти или стоять.

    В связи с этим работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах мы считаем ни в коем случае не одноразовой акцией, а плановой, систематической, постоянной работой. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Эта работа не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру.

   Особое место в системе обучения детей мы уделяем изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

   1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

   2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

   3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

   4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

  Необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей, которые влияют на поведение детей на дороге:

    1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

   4. Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

    Данную информацию мы довели до сведения родителей, настоятельно рекомендовали им уделять вопросу безопасного поведения детей на дорогах максимум внимания.

   Чтобы выработать у  детей нашей группы навыки безопасного поведения на дороге, мы  не всегда водили их к проезжей части. Это мы делали и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. Здесь мы считаем уместным отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия учим детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий стремимся выработать у детей привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, мы  знакомили детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике, умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

     Учитывая требования программы ДОУ по  обучению детей безопасному поведению на улице, во время практических занятий в старшей группе  необходимо регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Конечно, с дошкольниками легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначены проезжая часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

     В старшей, затем в подготовительной группах дети должны получают чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.

     Уголок безопасности дорожного движения в группе включает в себя атрибуты,      соответствующие той или иной возрастной группе. В старше группе «Ёлочка» уголок безопасности состоит из :

   1. Набора транспортных средств;

   2. Иллюстраций с изображением транспортных средств;

   3. Кружков красного и зелёного цвета, макета микрорайона с перекрёстком, домами, светофором, деревьями;

   4. Атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, изображения разных видов машин, нагрудные знаки, фуражки, жезлы );

  5. Дидактических игр: лото «Спецмашины», настольная игра «Пешеход», «Какая служба», дидактическая игра обучающего характера «Пешеход и пассажир».

     

    Мы рассматриваем игру - как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах, как один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький)

      Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр.  Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Поэтому, важнейшей задачей мы считаем: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.

    Игра является наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения, поэтому обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.

     Для правильного проведения занятия в игровой форме мы ставим цель и объясняем правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, мы считаем необходимым соблюдение следующих условий:

   1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих.

  2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость.

  3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

     Дети нашей группы очень любознательны, активны, как и все старшие дошкольники, поэтому правила игры должны включать в себя элементы соревнования и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.

    Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те игры, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Таким образом,  мы всегда осторожны в выборе игры. 

        Чтобы прочнее закрепить знания Правила безопасного поведения на дороге, нами используются различные виды детской деятельности:

 - наблюдения;

 -игры,  соревнования, подвижные, дидактические (картотека), сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница»), театрализованные;

 - составление коллажей;

 - моделирование и анализ заданных ситуаций;

 - сочинение историй и оформление их в книжечки;

 -беседы, чтение художественной литературы.

 -познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;

 - минутки безопасности (спуск по лестнице, катание с горы, няня помыла пол);

  -психотерапия;

 - больше всего дети любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с удовольствием просматривают обучающие ролики: «Осторожные сказки».

      Конечно же, в своей работе мы  не ограничиваемся словами и показом картинок, а вместе с детьми выходим к дороге, наблюдаем за реальной дорожной обстановкой, объясняем, что происходит в каждое время года (гололед на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д. )

   Занятия проводятся не только по графику и плану, а используется каждая возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил.

      В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения мы предусмотрели комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, начинается с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.  

    Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог помнит, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

    Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются.    

    Детей мы познакомили с особенностями работы милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх - это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти как на зеленый свет светофора.

   Мы  беседовали с  детьми с правилами поведения в транспорте. Объясняли, что:

1) входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю;

2) маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;

3) маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;

4)  разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим;

5)  нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров;

6)  нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна;

7)  принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

 Также  дети рассказывали  о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Мы организовали игру "Поездка в автобусе". Дети вместе с нами с помощью стульев, подушек, модулей оборудовали салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывали различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти"), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

     

     Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

     Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.

      Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций,  решению логических задач и поиску верного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."

Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......

Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

«По предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаще всего сами дети являются причиной дорожно-транспортных происшествий. А ответ простой: дорожное происшествие означ...

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма

Консультация для родителей: "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...