«Формирование экологической культуры у детей 6-7 лет»
материал (подготовительная группа) на тему

План работы по самообразованию

на 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2013-2014 учебный год

Тема «Формирование экологической культуры

у детей 6-7 лет»

                                                                                                Воспитатель

                                                                                    Севостьянова Е.С.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; внедрение в свою  работу новых методов в воспитание и обучение детей; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:   углублять  представление   о   взаимосвязях  в  природе; 

учить  выделять  взаимосвязь  и  взаимодействия  живых  организмов  в   сообществах  экосистемы;

 дать  представления  о  том, что  растения,  животные,  человек  представители  живого  в  мире  природы;

воспитывать  у  детей  элементы  экологического  сознания,  ценностные 

ориентации  в  поведении  и  деятельности,  обеспечивающие  ответственное 

отношение  к  окружающей   природной  среде.

Актуальность темы.

Взаимоотношение  человека  с  природой - актуальный  вопрос  современности. Нарушение  природного  равновесия,  ухудшение  состояния  воды,  воздуха, 

земли,  образовавшейся  в  результате  интенсивной  производственной 

деятельности  и  в  результате  невысокого  уровня  экологической  культуры,  экологического  сознания  у  большей  части  населения, угрожают  здоровью  и  жизни  людей,  особенно  детей.

Современные  проблемы  взаимоотношений  человека  с  окружающей 

средой  могут  быть  решены  только  при  условии  формирования 

экологического  мировоззрения   у  всех  людей, повышения  их  экологической  грамотности  и  культуры.

Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго  до  того,  как  человек  становится  взрослым.

Каждый человек наделен какими-либо индивидуальными особенностями, талантами, умениями или мастерством. Как правило, эти отличительные характеристики берут начало в раннем детском возрасте. В этот период у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем экологии.

Изучение учебно-методической литературы.

     

Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников : перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с. - (Библиотека воспитателя).

В данном пособии представлены перспективные планы работы по экологическому воспитанию в виде таблиц. Фронтальные занятия взаимосвязаны, на их основе можно разработать собственные занятия о лесе, огороде, временах года, животных и других понятиях, формируя у ребенка единую картину мира природы и человека как ее частицы.

Горькова Л.Г., Кочергина  А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа.-М.: ВАКО, 2011.-240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

В данной книге даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы. Цель занятий – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту.

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников : методическое пособие / ред. С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с.

В данной книге собраны конспекты занятий, экскурсий, сценарии экологических праздников, а также советы и рекомендации эколога родителям по воспитанию ребенка в семье. Какие книжки читать с ребенком, как смотреть с ним телепередачи о природе, как проводить с ним досуг на свежем воздухе и как ухаживать вместе с вашим ребенком за домашними питомцами.

Лопатина А. А. Сказы матушки Земли : экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 256 с. - (Образование и творчество).

В данной книге собраны добрые сказки и стихотворения, которые помогут глубоко раскрыть перед детьми чудо природы, а также творческие задания и игры, направленные на то, чтобы развить в детях ощущение взаимосвязи природы и человека.

Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром. Комплексные занятия с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы/ Г.В.Морозова.- М.: Издательство ГНОМ, 2011.-200 с.

В пособии представлена система комплексных занятий, предполагающая пополнение знаний 6-7 летних детей о предметах и явлениях окружающего мира, обучение их некоторым техникам изобразительного искусства, формирование у детей экологического сознания.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя / С. Н. Николаева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир).

Книга – методическое пособие к программе «Юный эколог». Она содержит конкретную технологию формирования начал экологической культуры у детей 6-7 лет. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающей детей, их практическая деятельность – все выстраивается вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (текст приводится в приложении к пособию).

Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 213.

Это пособие содержит программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. Здесь есть практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды. Приведен обширный иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания наглядных пособий.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 168 с.: цв. вкл.

Селихова Л. Г. Интегрированные занятия : Ознакомление с природой и развитие речи / Л.Г.Селихова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с.

Пособие содержит конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по ознакомлению с природой и развитию речи.

 

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005, 2006. - 101 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет. Помимо «Программы» пособие содержит краткие методические рекомендации, чтобы помочь специалистам реализовать программные задачи на всех этапах дошкольного детства.

Шпотова Т. В. Времена года : Пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей шестилетнего возраста / Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. – М: Просвещение, 2006. – 159 с.: ил. – (Серия: «Дошкольный мир»)

В основе книги лежит одноименная комплексная программа для детей 6 лет, по которой в течение многих лет работают детские дошкольные учреждения. Предлагаемая программа – комплекс занятий, направленных на общее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, сенсорное, речевое и т. д.

  План работы.

Месяц

                             Формы работы

С детьми

С родителями

С педагогами

сентябрь

НОД «Планета Земля в опасности»

Советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к природе

октябрь

НОД «Кому нужна вода»

Изучение опыта работы других воспитателей.

ноябрь

НОД «Сбережем удивительный мир растений и животных»

Консультация «Экологическое воспитание в семье»

декабрь

НОД «Воздушный океан»

январь

НОД «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»

Информация «Прогулка в лес»

февраль

 НОД «Жизнь птиц зимой»

Информация для родителей «О Земле надо заботиться»

март

Викторина «Природа вокруг нас»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

апрель

НОД «Планета Земля- наш общий дом»

май

НОД«Через добрые дела можно стать юным экологом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет "Насекомые"

Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет. Тема "Насекомые". Цель: уточнить представления о насекомых и их характерных пр...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....