"Формирование экологической культуры у детей 3 - 4 лет, посредством экологический игр"
проект по окружающему миру ( группа) на тему

Степанова Анастасия Витальевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского района Чувашской Республики

Проект

«Формирование экологической культуры

у детей 3 – 4 лет, посредством

экологических игр»

                                                                      Подготовила: Степанова А. В,

                                                                      воспитатель  первой

                                                                      квалификационной категории

Козловка -2016

Актуальность проблемы.

      В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.

     Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания обучающихся, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях  и объектах. Детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

       Экологическая культура развивается в процессе экологического воспитания, то есть систематической и целенаправленной деятельности. Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни. У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

     Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

     Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

    Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является формирование начал экологической культуры у детей 3-4 лет, посредством экологических игр.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
  2. Рассмотреть методы для формирования экологической культуры у детей 3-4 лет.
  3. Подобрать и провести диагностику для определения уровня сформированности экологических знаний у детей 3 — 4 лет.

 

Содержание деятельности.

     Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу¸ наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не сможет существовать без растений и животных, птиц, насекомых. Мы должны беречь и сохранить их, создать необходимые условия для существования.

     Реализация проекта будет происходить на базе МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчелка».

      Проблема: каким образом формировать начало экологической культуры у детей 3 -4 лет, посредством экологический игр.

Swot – анализ.

Сильная

Слабая

В группе созданы все необходимые условия для успешной работы по ознакомлению детей с природой. Имеется экологический уголок, в котором представлены разнообразные настольно-печатные игры, дидактические игры. Имеется календарь природы, различные альбомы по разнообразной тематике о природе. А так же имеются игрушки-аналоги: животные, птицы, рыбки, растения; садово-огородный инвентарь, ящики для проращивания семян; герои литературных персонажей: Карлсон, Незнайка, Чипполино, Айболит, и др.

  1. Экологическое воспитание детей осуществляется не систематически.
  2. Недостаточное оснащение педагогического процесса.
  3. Мало время уделяется наблюдениям, практической деятельности, труду, и такому виду деятельности, как игра.
  4. Недостаточно оснащен экологический уголок (нет живого уголка)
  5. Недостаточное участие родителей в экологическом воспитании.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

Организуя работу по экологическому воспитанию, применяю разнообразные методы, которые имеют игровую направленность, так как ведущий вид деятельности дошкольного периода – игра.

Методы:

1. Наглядный.

Наблюдение - ведущий метод экологического воспитания. Наблюдения проводятся в детском саду во всех возрастных группах. Наблюдений за объектами природы, за сезонными явлениями. Начиная с младшего возраста, мы с детьми наблюдаем за погодой, рассматриваем небо, уточняем характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяем степень   тепла и холода. Проводим наблюдения за ростом и развитием растений в   уголках природы, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе. Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.  Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе.

Ежедневно, во время прогулок или же из окна группы (если погода не     позволяет вывести детей на улицу) обращаю внимание детей младшей группы на небо. Прошу найти солнце на небе, показываю облака или тучи, говорю о дожде, снегопаде, ветре. При этом даю правильное словесное определение всем явлениям: «Солнце на небе ярко светит – даже смотреть трудно. Оно яркое, тёплое, высоко на голубом небе». Или: «Небо серое, всё в облаках, солнца не видно, может пойти дождь», и так далее. Для того чтобы наблюдение было более ярким привлекаю сказочных персонажей как: Старичка-лесовичка, Дедушку Ивана из сказки «Репка». По ходу наблюдения, персонажи задают вопросы, дают поручения и малыши с большим интересом, а главное с желанием отвечают им на вопросы, готовы выполнить поручения все сразу. Наблюдая красоту природы, отметить, какие органы чувств человека задействованы в наблюдении – это зрение и слух. Что при помощи наших глаз мы видим и замечаем всё, что нас окружает, а с помощью слуха – слышим звуки и голоса природы.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Наглядным методом также является рассматривание картин природного характера, папок и альбомов на темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Растения», пейзажи и репродукции известных художников.

2. Словесный:  В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. В группе можно говорить о разном, у детей в этом возрасте достаточно развита речь, и имеется опыт общения с окружающими. Диалоги могут быть разнообразными, как например, о человеке как о части природы. Обсуждаем, что человеку нужно, для того чтобы жить, в том числе называем органы и части тела, акцент делается в разговоре, что части тела и органы должны быть здоровыми, и выясняем, что же для этого нужно делать: - Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Или же: - Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь? Почему они болят? Как надо за ними ухаживать? Почему нужно чистить зубы? Дети ведут обсуждение, обмениваются мнениями.

 Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний: чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время. Это литературные произведения, охватывающие прекрасное природы, а так же её обитателей. В первую очередь это русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и другие для младшей группы, а так же для них: С.Маршак «Усатый-полосатый»; В,Сутеев «Кто сказал мяу»; А.Блок «Зайчик»; В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса»; А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; дл старших детей: А.Майков «Пейзаж»; Е.Благина «Рябина»; Г.Глушнев «Черепаха»; Е.Есенин «Отворила роща золотая…»; К.Ушинский «Хлеб», «Кто нужнее» и другие прекрасные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. А также потешки, поговорки, загадки, народный фольклор, народные приметы и очень многое другое.

Беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. Они должны быть очень разнообразными, конечно же, с учетом возрастных особенностей детей. С младшими детьми, это на закрепление знаний о признаках времени года; беседы на темы «Как мы играем зимой», «О птицах», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко»; о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций). Со старшими детьми беседы провожу,  опираясь на объём знаний полученный в процессе обучения: «Правила друзей леса». «Природа и человек». «Наши умные помощники»: о различных средствах и способах познания окружающего мира: зрение (глаза), слух (уши), обоняние (нос), осязание (кожа). «Мой четвероногий друг». «Снежная шуба для всего живого» (обсуждаем с детьми защитные свойства снега) и многие другие беседы о природе и её творении.

  1. Практический: экспериментирование и опыты - это самая любимая по моим наблюдения совместная с воспитателем деятельность детей. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводить опыты: разнообразные опыты с водой в разных её состояниях (твёрдом и жидком); воздухом (ветер); с песком; землёй и многое другое. Что позволяет детям ближе познакомиться со всеми  свойствами  живой и неживой природы. При экспериментировании и опытах дети лучше запоминают и усваивают данный материал, так как они могут его обследовать.  Обследование объектов: овощей, фруктов, природных материалов (шишки, кора, веточки, вода, лед, снег и другое), выявление их сенсорных характеристик, проводится как в младшей группе, так и в старшей.

Для наиболее эффективного закрепления знаний можно использовать  проведение опытов. Как гласит известная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Проведение опытов привлекают всех детей, так как это, на мой взгляд, самая любимая деятельность. Аспект опытов очень широк: с водой, в разных её состояниях: жидком, парообразном, твёрдом (лёд), а также «животворные свойства воды», что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому; с воздухом (о его роли в жизни человека и животных).

Моделирование: в первую очередь, это работа с календарём природы, фиксация сезонных явлений природы обозначающими знаками. Составление модели цветка, животных и другое. Знакомство с произведениями искусства, создающиеся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Это наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное.  Моделирование способствует формированию символического мышления. В большинстве моделирование используется в старшем дошкольном возрасте: это составление карт местности: групповое помещение, территории детского сада(на картах используем символические обозначения предметов, растений); модель дерева: корни, ствол, ветви, листья; моделирование экологических сказок с использованием символов-обозначений.

В младшей группе, отмечаем в календаре природы погоду: ветер – символ наклонившегося дерева, ясная погода – солнышко, дождь – капельки и другое. Составляем из разрезных картинок – целое, это могут быть цветы, фрукты, овощи, а также составление картинок из пазл.    

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению используют интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

Организуя работу по экологическому воспитанию, можно применять разнообразные методы, которые имеют игровую направленность, так как ведущий вид деятельности дошкольного периода – игра.

Ожидаемые результаты:

  • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности в быту;
  • Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Сроки реализации: с октября 2014 года – по май 2015 года.

Мониторинг сформированности экологической культуры.

      В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей.

Целью проведения мониторинга станет определение уровня сформированности экологических знаний детей 3-4 лет. Для этого был изучен диагностируемый материал, разработанный С. Н. Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному и проходила в спокойной и естественной для детей обстановке. Детям было предложено выполнить следующие задания.

Задание 1.

Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).

Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.

Вопросы и задания:

  1. Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
  2. В какое время года холоднее (теплее) всего?
  3. Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
  4. Какое время года наступит после весны?
  5. Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?
  6. Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
  7. В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
  8. Почему летом на лугу много бабочек?
  9. Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
  10. Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
  11. Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
  12. Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
  13. Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
  14. Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?

Задание 2.

Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).

Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?

Задание 3.

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.

Вопросы и задания:

  1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
  2. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
  3. Что нужно для того, чтобы растение росло?
  4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
  5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

Вопросы и задания:

  1. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
  2. Где растут овощи (фрукты, цветы)?
  3. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
  4. Могут ли овощи расти в лесу?
  5. Из чего выросли овощи (цветы)?
  6. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.

Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".

Задание 4.

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).

Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

  1. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
  2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
  3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
  4. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
  5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").

Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 31 вопрос.

Ответы детей оценивались по трех бальной системе.

Критерии оценки ответов:

1 балл – нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

В соответствии с критериями определяется три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.

Характеристика уровней:

Высокий уровень (93—78 баллов) - знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (77-47 баллов) - имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Низкий уровень (46-31 баллов) - ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

При формировании гуманного отношения к природе необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты. Средний уровень сформированности экологический знаний имеют 57%, низкий — 43%.

Как видно  значительных отличий по показателям нет. Можно отметить тот факт, что дети  находятся на низком уровне сформированности экологических знаний. Объем знаний у этих детей небольшой.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс недостаточно оснащен, мало места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду и особенно такому виду деятельности, как игра.

Таким образом, перед нами встала задача наметить методику

совершенствования работы по экологическому воспитанию детей.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Различные виды экологических игр направлены на формирование основ экологической культуры ребёнка. Экологические игры формируют элементарные экологические знания, способствуют сочувствию, сопереживанию к объектам природы, способствуют формированию умений и навыков природно-охранной деятельности.

Классификация экологических игр:

  • ролевые;
  • словесные;
  • соревновательные;
  • дидактические;
  • игры-путешествия.

Эффективность применяемых игровых приемов зависит от разнообразия и интересного содержания игровых действий. Игровые приемы обучения, так же как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры. Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.

В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения

Заключение.

    На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

   В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

    Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия должны строиться с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и должны быть направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).

Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог может достигнуть хороших результатов. Из проведенного мониторинга, который показал, что средний уровень сформированности экологический знаний имеют 57%, низкий — 43%, можно сделать вывод, что необходимо использование игровые обучающие ситуаци во всех видах деятельности детей: занятиях, труде в природе, наблюдениях, экскурсиях и т. д.

Список используемой литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г.

3. Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.

4. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». - М.: ЦГЛ, 2004.

5. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

6. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание - 1996-№ 7 - 36-42с.

7. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -1993- № 12-68-69с.

8. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // До- школьное воспитание -2003-№ 12-52с.

9. Дыбина-Артамонова О. В. «Предметный мир как источник познания социальной действительности».  - Самара, 1997 - 135с.

10. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений».- М.: ТЦ Сфера, 2003- 32 с.

11. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4-54-56 с.

12. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007-№10-108-112с.

13. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». -М.,1995-267с.

14. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений». - М.: Издательский центр "Академия", 2001- 263с.

15. Николаева С.Н. «Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 1999-257с.

16. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание-1998- № 2-13-17с.

17. Николаева С.Н. , Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа». – М.: Гном и Д , 2008- 136с.

18. Николаева С.Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа».- М., 2005.-128с.

19. Николаева С.Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». -М.: ГНОМ, 2005-51с.

20. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование - 2004-№ 11-4-14с.

21. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001-374с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....