Мой эмоциональный портрет
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Представлена методическая разработка в виде дидактической игры. В процессе данной игры дети учатся распознавать различные эмоции человека по выражению его лица; расширяют словарный запас названиями эмоций (радость, грусть, злость, удовольствие, раздражение, удивление, равнодушие, испуг и т.д.); учатся познавать свой эмоциональный мир; учатся общаться друг с другом: задавать уточняющие вопросы, интересоваться внутренним состоянием, распознавать эмоции собеседника. Послужит замечательной методической помощью воспитателям в проработке эмоционального аспекта деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_emotsionalnyy_portret.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Дидактическая игра для подготовительной группы

«Мой эмоциональный портрет»

        Программные задачи:

  1. научить детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица;
  2. расширить словарный запас детей названиями эмоций (радость, грусть, злость, удовольствие, раздражение, удивление, равнодушие, испуг и т.д.);
  3. создать условия для познания детьми своего собственного эмоционального мира;
  4. научить детей общаться друг с другом: задавать уточняющие вопросы, интересоваться внутренним состоянием, распознавать эмоции собеседника

Необходимый материал: карточки с изображениями лиц детей, выражающие различные эмоции, листы А4 для рисования (на каждом листе воспитателем написан список эмоций, с которыми будет производиться работа), цветные пастелевые карандаши (масляная пастель).

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – Страну Эмоций. Посмотрите внимательно, на ваших столах я разложила карточки с изображениями лиц детей. Каждый из них испытывает какую-то эмоцию. Давайте вместе их внимательно рассмотрим. Воспитатель показывает карточку и задает вопросы детям:

- какую эмоцию отражает лицо ребенка?

- как вы это поняли?

- испытывали ли вы такую эмоцию когда-нибудь?

        Воспитатель: Хорошо, ребята, мы изучили с вами все основные эмоции. Теперь я хочу рассказать вам одну очень интересную сказку. Послушаете?

Сказка

В одном царстве-государстве жили-были очень добродушные и жизнерадостные люди, которые никогда ничего друг от друга не скрывали и рассказывали друг другу разные тайны. В этом царстве царила Доброта. Но однажды, как это часто бывает в сказках, злая колдунья решила все испортить. Она разбросала по земле семена Недоверия. Люди, по мере того как семена прорастали, все чаще стали задумываться над тем, что их могут предать, выдать их секреты, а то и вовсе высмеять. И стали скрывать друг от друга свои мечты, фантазии, эмоции…» (продолжение следует).

        - Ребята, давайте и мы с вами сейчас закодируем наши эмоции, создадим свой собственный язык. На листе бумаги, который перед вами, написаны  названия  5 эмоций. Я помогу вам их прочитать, и вы рядом – обозначьте их каким-то особым значком, так, чтобы никто не смог догадаться. Постарайтесь зашифровать так, как это никто не сделает. Это ведь только ваши эмоции и ваш внутренний мир.

        - А теперь переверните листы и на обратной стороне давайте немного порисуем. Я предлагаю вам нарисовать Карту. Это будет только ваша карта. Возможно, это необитаемый остров в Тихом океане, а возможно лесная поляна, или поле пшеницы, или что-нибудь еще. Как вы сами захотите. Раскрасьте эту карту ровно так, как вам пожелается.

        - А когда будете готовы, проставьте на своей карте значки эмоций, которые вы перед этим придумывали. Распределите по карте палитру своих закодированных эмоций. Просто, как захочется!

        Для воспитателя сейчас – широкое поле изучения детей. По карте можно увидеть, какие в действительности эмоции в большей степени присущи ребенку. В данном случае механизмы работают неосознанно. Дети проставляют ровно те значки, к которым ощущают наибольшее притяжение. Можно дополнительно рассмотреть, где проставлены значки. Может быть, значок грусти вдруг окажется рядом с фигурой кого-то из родителей. Или, на карте будет прорисовано болото печали. А может, разноцветное, радужное озеро, символизирующее избыток эмоций на фоне благополучного семейного психологического климата. Все в руках воспитателя.

        - Замечательно! Теперь перед вами не просто карта, а карта ваших собственных эмоций. Такие же точно карты с закодированными эмоциями создали и жители царства-государства, о котором я рассказывала вам в самом начале. Каждый стал жить только в своем собственно мире, в своей карте. И стали эти жители замкнутыми, поселилось в этом царстве Одиночество. Вроде бы и рядом все, а в то же время и одинокие, так как совсем перестали общаться друг с другом, только с самими собой. А понять коды друг друга как без общения? Практически невозможно… Семена Недоверия прорастали с необычайной скоростью. И, наверное, так и превратилось бы наше царство в царство Одиночества, если бы на помощь не поспешила добрая фея. Она мигом направила на государство Ветер Общения и стала наблюдать.

        - Конечно, жители царства стали проявлять интерес к общению. Давайте и мы с вами сейчас немного друг с другом пообщаемся. Посмотрите на карту соседа и попробуйте у него узнать, а какие эмоции он испытывает. Может быть он радуется, а может, грустит? Или его кто-то обидел, и ему нужна помощь?.. Спросите его, проявите участие к его внутреннему миру.

        Конечно, воспитатель должен помочь ребятам. Его задача – научить задавать вопросы, интересоваться состоянием другого человека, попробовать почувствовать его эмоции. Необходимо разбить детей на пары и поработать с каждой парой. Под руководством воспитателя дети обучатся важному элементу коммуникации – эмоциональной составляющей.

- Получается? А теперь, чтобы было еще легче, попробуйте с разрешения соседа заглянуть на обратную сторону листа, где он выписывал значение кодировки. Совпадает? То, что вы смогли узнать у него, и то, что увидели в расшифровке? У кого-то больше совпало, кому-то, может, без подсказки было трудно понять соседа. Что поделать, злые колдуньи часто проникают и в наш мир, и творят злые дела здесь… но, как вы догадались, в наш мир добрые феи тоже часто прилетают.

        - Скажите, ребята, а сложно понимать эмоции другого человека? А если смотреть в расшифровку, легче? А если теснее общаться и доверять друг другу? Конечно, дети, каждый из нас носит в себе свой собственный мир, непохожий на других, уникальный, особенный, и важно уважать мир каждого, какие-то секреты важно сохранять вдали от всех. Но в то же время, без доверия друг к другу мы превращаемся в одиноких, непонятых людей.

        - Давайте будем больше доверять друг другу!

        В завершении можно поставить детей в круг и под музыку поводить Дружный Хоровод, что будет служить неким закреплением позитивного, нового эмоционального опыта.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности: жанры живописи (пейзаж, портрет, портрет). (старший дошкольный возраст)

ØЖивопись дает простор для детской фантазии и возможность  для разнообразной деятельности  ребенка. Посредством живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваютс...

Игра-путешествие в мир портретов (подготовительная группа) "Портрет героя"

Цель: Знакомство с образцами репродукций портретной живописи различных художников.Задачи: познакомить детей с жанром живописи «Портрет», с особенностями написания портрета; побуждать детей самостоятел...

Конспект двух интегрированных занятий в старшей группе, посвященному Дню матери на темы: «Портрет любимой мамы», «Рамочка для портрета мамы»

Программное содержание: Задачи: - Продолжать учить детей рисовать портреты людей, соблюдая приблизительные пропорции и правила написания портрета. Передавать приблизительное сходст...

Мастер класс для педагогов часть II. "Лицо - основа портрета. ПОРТРЕТЫ"

Стилизованное лицо - это лицо с упрощёнными или преувеличенными чертами.Этот портрет раскрашен гуашью.1. Смешайте оранжевый и розовый цвета, чтобы получить телесный. Закрасить им лист, можно только в ...

Эмоциональный портрет ребёнка.

Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, мы специально разработали и уточнили целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведени...

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет)

Особое внимание в последние годы уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Метод фасилитированной дискуссии является одним из способов развитию у детей способности понимать и выражать эмоц...