Конспект итоговой НОД по проекту "Что такое портрет?" для детей подготовительной к школе группы (ОНР) "Музыкальные портреты. Музыка наших чувств"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Пузанова Евгения Юрьевна

Занятие с использованием ИКТ, ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_portrety._muzyka_nashikh_chuvstvtriz.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №76 г. Сочи

Конспект

итоговой непосредственно образовательной деятельности

для детей логопедической группы (ОНР, 2 год обучения)

   по проекту

«Что такое портрет?»

(направления развития: «Художественно-эстетическое»,

«Социально-коммуникативное», «Познавательное»)

Музыкальные портреты. Музыка наших чувств.

Пузанова Е.Ю.,

музыкальный руководитель,

первая категория;

Арутюнян Н.А.,

воспитатель, первая категория.

2014 г. Сочи

Цели:

Развивающие

1.        Совершенствовать умения передавать в свободном творческом движении характер музыкальных произведений,   образное содержание, особенности ритмического, мелодического, динамического развития.

2.        Развивать умение находить взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств в области передачи эмоционального состояния, настроения человека.

3.        Развивать умение самостоятельно изменять движения  согласно форме музыкального произведения (со сменой частей, фраз)

4.     Развивать умение различать характер отрывков музыкальных  произведений, соотносить услышанное  с соответствующей  схемой.

5.    Развивать творческое воображение, фантазию в поиске выразительных движений для передачи игрового образа  с помощью  развивающей технологии ТРИЗ.

6.        Развивать умение выражать в свободном  рисовании  эмоциональный  характер  музыки, особенности мелодического развития.

7.   Коррекционная задача: развивать умение с помощью мимики лица, жестов передавать эмоциональное состояние;  подбирать слова (прилагательные) для характеристики настроения человека.

Воспитательные

1.   Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к искусству.

2.   Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства.

3.   Воспитывать дружеское отношение друг к другу, желание помочь.

Обучающие

1. Закрепить понятия «портрет», «акцент», «пауза».

Музыкальный репертуар:   

Е.Тиличеева «Упражнение», О.Ананьева «Плакса», «Весельчак»,

     В.Локтев «Попрыгушки»,  В.Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик   зевает»,      

     К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».

Предварительная работа:

  • Прослушивание музыкальных произведений В.Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает», К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
  • Разучивание упражнения  «Вот мы какие!» ( Е.Тиличеева «Упражнение»); работа над образными этюдами « Плакса», «Весельчак», «Попрыгушки», «Мальчик гуляет, мальчик зевает»;  
  • Развивающая игра «Придумай портрет и изобрази»  (ТРИЗ- технология, пособие Кольца Луллия0
  • Знакомство с живописными портретами  В.Серов « Девочка с персиками», И.Репин «Стрекоза».
  • Рисование портрета - заготовки (без прорисовки волос)

        Оборудование:

  • Интерактивная доска, презентация  PowerPoint
  • Музыкальный центр, CD диски
  • Мяч
  • Карточки-схемы с изображением  различных эмоциональных настроений
  • Игровое пособие Кольца Луллия
  • Листы бумаги для рисования с портретами-заготовками, краски, кисти, салфетки,    стаканчики с водой.

                                           

Ход непосредственно образовательной деятельности.

                                                         Слайд №1  «Клоун»

      На двери музыкального зала  висит картинка с изображением Клоуна. Дети получают задание – войти в зал в образе Клоуна.

     Звучит музыка. Дети входят в зал, импровизируют образные движения.

                             Исполняется приветственная попевка

          М.Р. -   « Добрый день, ребята»          Дети – «Добрый день».

М.Р.     Какие вы сегодня веселые, задорные! Кого вы изображали, когда вошли в зал? (ответы детей).  Вот вы какие! Сейчас мы выполним упражнение, которое так и называется  «Вот  мы какие!». Передайте в движениях задор и веселье  танцевальной пьесы.

Дети располагаются по залу врассыпную и выполняют

2 раза упражнение  «Вот мы какие!» ( Е.Тиличеева «Упражнение»)

М.Р.     Вот вы какие!  Озорные, веселые, как Клоун, портрет которого вы увидели на двери зала.

            Ребята, а что такое  портрет?  (ответы детей). А кто может прочитать стихотворение о портрете?

Реб.           Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном, или может верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька – твой сосед,

Обязательно картина  называется  ПОРТРЕТ.

Воспит.    Ребята, а  может ли портрет нам рассказать о человеке?  (ответы детей)

Что  обязательно должен заметить художник, когда собирается написать портрет человека? (ответы детей)

           Представьте, что вы – художники и должны написать мой портрет. Я сейчас отвернусь, а  когда повернусь, вы должны  угадать мое настроение.

                                Мимический этюд « Узнай настроение»

М.Р. отворачивается от детей, поворачивается с определенным настроением на лице. Дети определяют эмоцию, настроение.

Воспит.     А теперь вы мне загадаете настроение, а я попытаюсь отгадать.

                Дети выполняют мимический этюд «Узнай настроение»

М.Р.    Ребята, мы с вами  были на экскурсии в художественном музее нашего города, видели много портретов. Какие вам запомнились? ( ответы детей).

           Сейчас мы с вами рассмотрим портреты, написанные художниками, и постараемся определить настроение, характер людей, изображенных на портретах. Некоторые портреты вам знакомы.

Дети рассматривают портреты,  определяют настроение, эмоциональное состояние героев портретов.

                       Слайд №2   В.Серов    «Девочка с персиками»

                       Слайд №3   И. Репин   «Стрекоза»

                       Слайд №4  В.Серов « Мика  Морозов»

                       Слайд №5   З.Серебрякова «Тата в танцевальном костюме»

М.Р.      А сейчас вы увидите очень необычный портрет. Художник изобразил человека с помощью фруктов, овощей, цветов, колосков.  Это очень необычный портрет.  

                       Слайд  №6   Джузеппе Арчимбольдо  «Рудольф II »

М.Р.     Можем  ли  мы почувствовать  настроение, определить характер человека, изображенного таким способом?   (ответы детей).

М.Р.     А можно ли   с помощью музыки нарисовать портрет?  (ответы детей)

Что может музыка  сообщить нам  о человеке? (ответы детей). 

          Если бы вы были композиторами, какую музыку о себе вы сочинили? Какая это была бы музыка?

                                   Игра с мячом «  Музыка обо мне»

М.Р. бросает по очереди мяч детям, они бросают мяч обратно и говорят слово-определение (музыкальное настроение), характеризующее каждого из детей.

  М.Р.     На музыкальных занятиях мы познакомились  с пьесами - музыкальными  

  портретами.    

           Какие это пьесы, о ком они нам рассказали?  (ответы детей)

         «Плакса»  и «Весельчак»  -  два совершенно разных образа, название пьес говорит само за себя.  Сейчас мы попытаемся изобразить героев этих музыкальных портретов  с помощью движений.

          Какое настроение у пьесы «Плакса»? (ответы детей).  Сейчас мы прослушаем эту пьесу еще раз и передадим в движениях и настроение пьесы, и некоторые особенности мелодии.  В этой пьесе есть очень выразительные паузы .

 А что такое «пауза»? (ответы детей). Мелодия пьесы прерывается паузами, как вздохами. Отметьте  это  в движениях.

             Музыкально-двигательный этюд  « Плакса»  (О.Ананьева « Плакса»)

  М.Р. и воспитатель  отмечают удачные находки, наиболее точные импровизации

М.Р.       А теперь совершенно  другой образ – «Весельчак». Какого человека мы представляем, когда говорим это слово? Какое настроение передает музыка этой пьесы?  Какая она (темп, громкость звучания)?  ( ответы детей). В этой пьесе есть яркие акценты. Что такое «акцент»? (ответы детей)   Передадим  задорное, подпрыгивающее настроение в движениях.

      Музыкально-двигательный этюд  « Весельчак» ( О.Ананьева  « Весельчак»)

                     М.Р.  и воспитатель отмечают удачные находки.

М.Р.      Еще один  музыкальный портрет – пьеса «Попрыгушки». Мы с вами представили этот портрет, как  музыкальную  сценку, в которой рассказывалось о двух подружках. На сколько частей можно разделить эту музыкальную пьесу?

 (ответы детей).   В нашем этюде в I  части мы знакомились с подружками- попрыгушками. А кто появился во II  части  пьесы? А что происходит в  III  части?

 (ответы детей). Сейчас мы разыграем эту сценку.

                 М.Р. приглашает желающих детей (4 человека) исполнить

   Музыкально-двигательный этюд «Попрыгушки»  (В.Локтев «Попрыгушки»)

                                         М.Р. и дети обсуждают этюд

М.Р.     А сейчас еще один портрет, посмотрите на экран…

                                 Слайд №7       «Пропавший портрет»

Ребята, что это?  Только рамы от портретов…  Два разных портрета и они пропали…. По-моему, это какая-то загадка для нас… Здесь есть подпись – «музыкальный портрет». С каким музыкальным портретом мы знакомились,  в котором есть два контрастных настроения? (ответы детей)

    Да. Это пьеса композитора  В.Гаврилина « Мальчик гуляет, мальчик зевает».

                                 Слайд №8  «Портреты композиторов»

 Ребята, найдите портрет композитора В.Гаврилина  (дети находят портрет).

 Как в пьесе  «Мальчик гуляет, мальчик зевает» менялось настроение мальчика? Как изменялась музыка (темп, громкость звучания, мелодия)? ( ответы детей).

Сейчас я приглашаю вас изобразить в свободном  движении этого мальчишку. Слушайте внимательно музыку, изменяйте движения вместе с музыкой, фантазируйте.

Музыкально-двигательный этюд    «Мальчик гуляет, мальчик зевает»

                    ( В.Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»)                           

М.Р.  Ребята, так как же  мы изобразили бы этого мальчика на портретах? (ответы детей)  Вот мы и разгадали тайну пропавших портретов.

     А сейчас я загадаю вам музыкальные загадки посложнее.  (Музыкальный руководитель и воспитатель раздают карточки для игры «Угадай музыкальные портреты»)

Слайд №9   Игра  « Музыкальные портреты»

      Мы сейчас поиграем в игру  «Музыкальные портреты».  Я буду играть  3 музыкальных отрывка с различным настроением, а вы – будете отгадывать и показывать соответствующую карточку.

Игра «Музыкальные портреты»

 М.р. исполняет  контрастные по настроению отрывки музыкальных произведений, дети определяют характер и показывают соответствующие  карточки-схемы настроений.

Воспитатель.  Ребята, я знаю, что вы очень любите фантазировать! И сейчас мы с вами будем  фантазировать и придумывать различных человечков.

 Они будут необычные. Придумывать их нам помогут волшебные кольца                    (используется пособие Кольца Луллия)

Слайд №10  «Кольца Луллия»

Сейчас мы раскрутим эти кольца и стрелочка нам укажет, какой  получится человечек.  Вам нужно будет представить, какими качествами будет обладать это человечек, а затем  показать её с помощью движений, использовать для этого определённые предметы.

           Игра с Кольцами Луллия,   музыкально-двигательный этюд.

     ( 3 круга : 1-й – пиктограмма  лица-настроения (грусть, радость, покой, злость)

                       2-й – музыкальный жанр  ( колыбельная, марш, полька, вальс)

                       3-й – атрибуты   ( платок, шляпа, цветок, бубен)

М.Р. играет соответствующие выпавшим карточкам музыкальные фрагменты, дети исполняют музыкально-двигательную импровизацию  с атрибутами.

Вместе с педагогами анализируют свои этюды (объясняют кого представили, что делали с предметом и т.д.)

       М.Р.     Вот какие замечательные музыкальные портреты у нас получились!

А сейчас давайте вспомним ещё один  музыкальный портрет….

         

              Звучит отрывок пьесы К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Как называется эта пьеса, кто композитор?  (ответы детей)

Слайд №11    К.Дебюсси (портрет)

 Мы знакомились с этим музыкальным портретом и я знаю, что в группе вы уже рисовали «Девушку с волосами цвета льна». А сейчас я предлагаю вам ещё раз прослушать эту пьесу и нарисовать только волосы этой девушки. Но вашей кистью будет водить сама фея-музыка.

           Внимательно слушайте мелодию: как она движется? куда она движется? Чувствуйте музыку и изображайте в своих рисунках.

Дети подходят к столам, где разложены портреты-заготовки.

Звучит фонограмма пьесы К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Дети рисуют.

М.р. и дети обсуждают работы

М.Р.    Какие замечательные портреты у вас получились!

А сейчас вы увидите, как представили себе «Девушку  с волосами цвета льна»  другие ребята

Слайд №12,    Слайд №13

Дети рассматривают портреты, высказывают своё мнение

М.Р.    Наше занятие подошло к концу. Вы меня сегодня порадовали: вы фантазировали, очень многое вам удалось выразить в своих движениях. А что  понравилось вам на нашем занятии (ответы детей). Пришла пора попрощаться.

   

 Прощальная попевка:  М.Р.  «До свидания, друзья» - Дети «До свидания»

                Звучит музыка, дети забирают свои работы, уходят из зала.                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математика».

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.   Программные задачи: Закрепить умение считать в прямо...

авторский конспект итогового мероприятия по лексической теме "почта" для детей подготовительной к школе группы "И в сказке почта есть" по ФЭМП

авторская разработка по ФЭМП как итоговое мероприятие по проекту "почта"  на базе презентации интерактивной технологии мимио (представлены скриншоты страниц презентации). материал представлен в и...

Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной к школе группе

Цель:Ø Обобщение  знаний, полученных  в течение года.Задачи интегрируемых образовательных областей.Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных о...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группе на тему: «Традиции наших бабушек»

Цель: приобщать детей к основам русской национальной культуры традициям и обычаям народа.Задачи: развивать у детей устойчивый и углубленный  интерес к народным традициям русского народа. Познаком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей подготовительного к школе возраста по теме «Портрет друга», ст.воспитатель Ежова М.В., Котова Л.В.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художествеено-эстетическому направлению  для детей подготовительгого к школе возраста по теме "Портрет друга"  в ГБДОУ детский ...

Конспект открытого занятия по продуктивной деятельности (ниткография) для детей подготовительной к школе группы (ОВЗ) «Наша планета-Земля»

Систематизировать знания детей о нашей планете. Показать землю как общий дом для всех людей и живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой дом....

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...