Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группе на тему: «Традиции наших бабушек»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Челядник Татьяна Николаевна

    Цель: приобщать детей к основам русской национальной культуры традициям и обычаям народа.

    Задачи: развивать у детей устойчивый и углубленный  интерес к народным традициям русского народа. Познакомить с разновидностями тряпичной куклы и  процессом ее изготовления. Активизировать словарь словами прилагательными:  деревянная, тряпичная, соломенная, керамическая. Уточнять представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, поговорки, загадки, скороговорки). Продолжать учить четко и внятно произносить скороговорки.  Воспитывать  у детей любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

    Материал: салфетки, нитки красные, вата,  куклы народные. Убранство и утварь русской избы, угощения для детей.  Русский народный костюм, маска барана, жилет, народные  костюмы для детей.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением народной куклы, чтение произведений устного народного творчества, посещение мини-музея, рассматривание народных кукол, предметов домашней  утвари, слушание народных песен и мелодий.

     

              Хозяйка. Зимний вечер темен,  долог

    Понашью я юбок сорок,

    То носочки повяжу,

    То немного попряду

    (шум за дверью)

    Что за шум стоит вокруг

    Расшумелись дети вдруг.

    Позову-ка, я ребят, на посиделки

    Будут песни, будут пляски.

    Эй, девчоночки – девчушки,

    Веселушки – хохотушки.

    Эй, мальчишки – молодцы,

    Озорные удальцы,

    Приходите поплясать

    Зимний вечер скоротать!

    Милости просим гости дорогие!

    Здравствуйте, проходите, 

    (дети заходят, здороваются)

    Красному гостю – красное место,

    По старинному обычаю – поклон!

    У меня пироги  в печи поспевают,

    Я сейчас самовар поставлю.

    Гости у меня сегодня нарядные, да румяные

    Веселые, да ладные.

    Где вы бывали, что вы видали?

              Ребенок. Пришли к тебе хозяюшка, с песнями, плясками, шутками, да прибаутками.

             Ребенок. Слушайте мою прибаутку:

                             До обеда проспали, встали

                             Да обедать стали.

                              Наелись, поклонились

                              Да спать легли.

     Ребенок. И моя потешка  хороша:

                    Выйду на улочку,

                      Запрягу я курочку.

                      На пристежке – петушок,

                      Но-о-о, поехали дружок!

     Дети.  (Смеются) Да разве так бывает?

    Хозяйка. Вот потешили, меня молодцы, а я приготовила скороговорку. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

                       Мороз мост мостил,

                       Мостил, да не вымостил.

     

    Хозяйка.  А сейчас  для вас ребята,

                     Я  загадку загадаю,

                       Знаю, знаю наперед -

                       Вы смекалистый народ!

                      

                      Тетушка белая, седая

                      В мешке стужу несет,

                      На землю холод трясет

                      Сугробы наметает

                      Ковром землю устилает.

     

                       А теперь ребятки,

                       Загадайте вы загадки!

     

    Молодцы,  что-то засиделись, гости дорогие, ну-ка запевайте песню шуточную, да прибауточную. Будем песню играть, и себя потешать!

     

    Дети исполняют русскую народную песню «Жил у бабушки черный баран»

     

    Хозяйка.  Мастера вы все плясать,

            Песни разные играть.

     

              Ребенок.  И трудиться нам не лень,  целый день.

     

     Хозяйка.   Да ребята,

    На Руси, уж так идет,

                       Что талантливый народ

                       Сам себе и швец и жнец,

                       И на дудочке игрец.

                       И блоху он подкует,

                       Дом добротный возведет,

                       Утварь всю по дому справит,

                       Чашей полной дом тот станет.

     

    Русский народ всегда славился трудолюбием. В народе говорят, дело мастера  боится, а еще:

                Хочешь, есть калачи – (не сиди на печи);

                Скучен день до вечера, (коли делать нечего);

               Труд кормит,  (а лень портит);

               Маленькое дело, (лучше большого безделья).

              Хозяйка. Я, ребята, рукодельница, на все руки мастерица. Посмотрите, чем я занимаюсь долгими зимними вечерами -  кукол мастерю из различных материалов. Из чего изготовлены эти куклы? (из дерева «Матрешка», из глины -  керамическая, из соломы, и из скошенной травы). Как такие куклы называются, знаете? Это куклы - стригушки.

                        

    Слышится плач ребенка из колыбельки.

     

                 Хозяйка. Ой, ребята мы разбудили внученьку, тише!

    Она подходит к колыбельке, укачивает малыша и поет колыбельную песню вместе с детьми:   Баю, баюшки, баю,

                                  Не ложись на краю,

                                  Придет серенький волчок,

                                  Он ухватит за бочок.

               Ребенок.  (Увидев в колыбельке висящую игрушку, спрашивает) Что это за куклы?

               Хозяйка. А, это тряпичные куклы,  называются «День – ночь». Настенька уснула, пойдемте потихонечку, на носочках. (Дети отходят от колыбельки на носочках) от колыбельки  Тряпичные -  из чего они сделаны? (из ткани). Из ткани и  с помощью ниток.

                                  «Иголочка и ниточка» -

                                   Есть русская игра.

                                   Потешьте, да порадуйте,

                                   Милые друзья!

     

    Проводится народная  игра «Иголка и нитка»

     

                  Хозяйка. Посмотрите,  вот такие тряпичные куклы были раньше у детей и назывались они: (показ кукол) пеленашка, скрутка, колокол, ангел, кувадка,   еще  кукол и сказочных героев делали из ниток пряжи, льна. В старину  считалось, что эти куклы  охраняют, оберегают (обереги) детей и взрослых от злых людей и днем и ночью.

    «Ночь прошла, и слава богу, пусть добрым будет день»

    «День прошёл, и слава богу, пусть спокойной будет ночь»

             Я научу вас делать куклу «День – ночь».  Как вы думаете, почему они  так называются?  (светлая – день,  темная – ночь)

    Рассаживайтесь удобнее, да за дело принимайтесь,  начнем мастерить кукол. Для изготовления кукол нам нужно взять ткань, комочек ваты и красные нитки. Изготавливать куклу вы будете с помощью схем, которые лежат у вас на столе.

         Посмотрите, как нужно делать куклу.

         Берем комочек ваты, скатываем его в шарик,  кладем его  посередине салфетки с изнаночной стороны,  зажимаем в ладошке ткань вместе с ватой.

         Образовываем голову, распределив равномерно ткань во все стороны, закручиваем ниточку вокруг головы. Кончики ниток оставляем длинными, чтобы удобнее было завязывать,  и завязываем два  узелка. Кончики  ниток можно отрезать.  Вот  и получилась у нас голова.

          Берем ткань за углы и распределяем ее так чтобы,  получился  треугольник, таким образом, мы сделали руки. Кладем куклу на стол и наматываем нитки на краях углов. И завязываем нитки на руках двумя узелками – манжеты. Лишние нитки можно отрезать.

          И, наконец, намотаем нитки и  завяжем поясок кукле на два узла.

          Возьмите в руки схемы, скажите, с чего начнем мастерить, как ты думаешь? Что будем делать дальше, ты как думаешь? Что будем делать дальше?  И как закончим работу, скажи ты? 

     

    Дети приступают к работе, опираясь на схемы, в течение  работы воспитатель помогает в устной и практической форме.

     

    Хозяйка. Ой, красота-то, какая, каких замечательных кукол, вы сделали! Покажите их друг другу, и улыбнитесь, а я посмотрю какое у вас настроение после наших посиделок. Если вам понравились наши посиделки возьмите солнышко, а нет, возьмите тучку.

     Как вы думаете, для вас эта кукла, чем будет? (Оберегом, игрушкой) А еще что можно с нею делать?  (еще ее можно подарить своим сестричкам и братишкам и повесить  над своей кроваткой).   У вас по одной кукле, а их должно быть сколько? Я предлагаю вторую куклу сделать дома  с родителями.

               Ой, «баснями соловья не кормят» угощение поспело - самовар готов и пироги уже  румяные. (Дети моют руки)  Славится русский народ своим гостеприимством. Проходите гости дорогие за столы дубовые, да скатерти узорчатые.

     

    Дети пьют чай с порогами  под русскую народную мелодию.  

     

                  Хозяйка.        Чай горячий -  наша сила,

                                    Украшение стола.

                                    С чаю лиха не бывает! –

                                    Так в народе говорят.

                                    Чай – здоровье, всякий знает,

                                    Пей хоть пять часов подряд.

                                  Приятного аппетита!

               На этом наше занятие окончено, гости дорогие, угощайтесь!

     

                  Ребенок.  Спасибо, за веселье, да за угощение знатное, до свидания!

                  Хозяйка.  Приходите ко мне в гости,

                                     Рада я всегда гостям,

                                     Пришло время расставанья,

                                     До свиданья, до свиданья!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_traditsii_nashih_babushek.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности  

    по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группе на тему: «Традиции наших бабушек»

    Цель: приобщать детей к основам русской национальной культуры традициям и обычаям народа. 

    Задачи: развивать у детей устойчивый и углубленный  интерес к народным традициям русского народа. Познакомить с разновидностями тряпичной куклы и  процессом ее изготовления. Активизировать словарь словами прилагательными:  деревянная, тряпичная, соломенная, керамическая. Уточнять представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, поговорки, загадки, скороговорки). Продолжать учить четко и внятно произносить скороговорки.  Воспитывать  у детей любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

    Материал: салфетки, нитки красные, вата,  куклы народные. Убранство и утварь русской избы, угощения для детей.  Русский народный костюм, маска барана, жилет, народные  костюмы для детей.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением народной куклы, чтение произведений устного народного творчества, посещение мини-музея, рассматривание народных кукол, предметов домашней  утвари, слушание народных песен и мелодий.

              Хозяйка. Зимний вечер темен,  долог

    Понашью я юбок сорок,

    То носочки повяжу,

    То немного попряду

    (шум за дверью)

    Что за шум стоит вокруг

    Расшумелись дети вдруг.

    Позову-ка, я ребят, на посиделки

    Будут песни, будут пляски.

    Эй, девчоночки – девчушки,

    Веселушки – хохотушки.

    Эй, мальчишки – молодцы,

    Озорные удальцы,

    Приходите поплясать

    Зимний вечер скоротать!

    Милости просим гости дорогие!

    Здравствуйте, проходите,  

    (дети заходят, здороваются)

    Красному гостю – красное место,

    По старинному обычаю – поклон!

    У меня пироги  в печи поспевают,

    Я сейчас самовар поставлю.

    Гости у меня сегодня нарядные, да румяные

    Веселые, да ладные.

    Где вы бывали, что вы видали?

              Ребенок. Пришли к тебе хозяюшка, с песнями, плясками, шутками, да прибаутками.

            Ребенок. Слушайте мою прибаутку:

                          До обеда проспали, встали

                          Да обедать стали.

                           Наелись, поклонились

                           Да спать легли.

     Ребенок. И моя потешка  хороша:

                   Выйду на улочку,

                      Запрягу я курочку.

                      На пристежке – петушок,

                      Но-о-о, поехали дружок!

     Дети.  (Смеются) Да разве так бывает?

    Хозяйка. Вот потешили, меня молодцы, а я приготовила скороговорку. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

                    Мороз мост мостил,

                    Мостил, да не вымостил.

    Хозяйка.  А сейчас  для вас ребята,

                    Я  загадку загадаю,

                       Знаю, знаю наперед -

                       Вы смекалистый народ!

                    

                     Тетушка белая, седая

                     В мешке стужу несет,

                     На землю холод трясет

                     Сугробы наметает

                     Ковром землю устилает.

                       А теперь ребятки,

                       Загадайте вы загадки!

    Молодцы,  что-то засиделись, гости дорогие, ну-ка запевайте песню шуточную, да прибауточную. Будем песню играть, и себя потешать!

    Дети исполняют русскую народную песню «Жил у бабушки черный баран»

    Хозяйка.  Мастера вы все плясать,

            Песни разные играть.

              Ребенок.  И трудиться нам не лень,  целый день.

     Хозяйка.   Да ребята,

    На Руси, уж так идет,

                    Что талантливый народ

                    Сам себе и швец и жнец,

                    И на дудочке игрец.

                    И блоху он подкует,

                    Дом добротный возведет,

                    Утварь всю по дому справит,

                    Чашей полной дом тот станет.

    Русский народ всегда славился трудолюбием. В народе говорят, дело мастера  боится, а еще:

                Хочешь, есть калачи – (не сиди на печи);

                Скучен день до вечера, (коли делать нечего);

              Труд кормит,  (а лень портит);

              Маленькое дело, (лучше большого безделья).

              Хозяйка. Я, ребята, рукодельница, на все руки мастерица. Посмотрите, чем я занимаюсь долгими зимними вечерами -  кукол мастерю из различных материалов. Из чего изготовлены эти куклы? (из дерева «Матрешка», из глины -  керамическая, из соломы, и из скошенной травы). Как такие куклы называются, знаете? Это куклы - стригушки.

                     

    Слышится плач ребенка из колыбельки.

                 Хозяйка. Ой, ребята мы разбудили внученьку, тише!

    Она подходит к колыбельке, укачивает малыша и поет колыбельную песню вместе с детьми:   Баю, баюшки, баю,

             Не ложись на краю,

            Придет серенький волчок,

            Он ухватит за бочок.

               Ребенок.  (Увидев в колыбельке висящую игрушку, спрашивает) Что это за куклы?

               Хозяйка. А, это тряпичные куклы,  называются «День – ночь». Настенька уснула, пойдемте потихонечку, на носочках. (Дети отходят от колыбельки на носочках) от колыбельки  Тряпичные -  из чего они сделаны? (из ткани). Из ткани и  с помощью ниток.

            «Иголочка и ниточка» -

             Есть русская игра.

             Потешьте, да порадуйте,

             Милые друзья!

    Проводится народная  игра «Иголка и нитка»

                  Хозяйка. Посмотрите,  вот такие тряпичные куклы были раньше у детей и назывались они: (показ кукол) пеленашка, скрутка, колокол, ангел, кувадка,   еще  кукол и сказочных героев делали из ниток пряжи, льна. В старину  считалось, что эти куклы  охраняют, оберегают (обереги) детей и взрослых от злых людей и днем и ночью.

    «Ночь прошла, и слава богу, пусть добрым будет день»

    «День прошёл, и слава богу, пусть спокойной будет ночь»

             Я научу вас делать куклу «День – ночь».  Как вы думаете, почему они  так называются?  (светлая – день,  темная – ночь)

    Рассаживайтесь удобнее, да за дело принимайтесь,  начнем мастерить кукол. Для изготовления кукол нам нужно взять ткань, комочек ваты и красные нитки. Изготавливать куклу вы будете с помощью схем, которые лежат у вас на столе.

         Посмотрите, как нужно делать куклу.

         Берем комочек ваты, скатываем его в шарик,  кладем его  посередине салфетки с изнаночной стороны,  зажимаем в ладошке ткань вместе с ватой.

         Образовываем голову, распределив равномерно ткань во все стороны, закручиваем ниточку вокруг головы. Кончики ниток оставляем длинными, чтобы удобнее было завязывать,  и завязываем два  узелка. Кончики  ниток можно отрезать.  Вот  и получилась у нас голова.

          Берем ткань за углы и распределяем ее так чтобы,  получился  треугольник, таким образом, мы сделали руки. Кладем куклу на стол и наматываем нитки на краях углов. И завязываем нитки на руках двумя узелками – манжеты. Лишние нитки можно отрезать.

          И, наконец, намотаем нитки и  завяжем поясок кукле на два узла.

          Возьмите в руки схемы, скажите, с чего начнем мастерить, как ты думаешь? Что будем делать дальше, ты как думаешь? Что будем делать дальше?  И как закончим работу, скажи ты?  

    Дети приступают к работе, опираясь на схемы, в течение  работы воспитатель помогает в устной и практической форме.

    Хозяйка. Ой, красота-то, какая, каких замечательных кукол, вы сделали! Покажите их друг другу, и улыбнитесь, а я посмотрю какое у вас настроение после наших посиделок. Если вам понравились наши посиделки возьмите солнышко, а нет, возьмите тучку.

     Как вы думаете, для вас эта кукла, чем будет? (Оберегом, игрушкой) А еще что можно с нею делать?  (еще ее можно подарить своим сестричкам и братишкам и повесить  над своей кроваткой).   У вас по одной кукле, а их должно быть сколько? Я предлагаю вторую куклу сделать дома  с родителями.

               Ой, «баснями соловья не кормят» угощение поспело - самовар готов и пироги уже  румяные. (Дети моют руки)  Славится русский народ своим гостеприимством. Проходите гости дорогие за столы дубовые, да скатерти узорчатые.

    Дети пьют чай с порогами  под русскую народную мелодию.  

                  Хозяйка.        Чай горячий -  наша сила,

                                    Украшение стола.

                                    С чаю лиха не бывает! –

                                    Так в народе говорят.

                                    Чай – здоровье, всякий знает,

                                    Пей хоть пять часов подряд.

            Приятного аппетита!

               На этом наше занятие окончено, гости дорогие, угощайтесь!

                  Ребенок.  Спасибо, за веселье, да за угощение знатное, до свидания!

                  Хозяйка.  Приходите ко мне в гости,

                                     Рада я всегда гостям,

                                     Пришло время расставанья,

                                     До свиданья, до свиданья!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ» для детей подготовительной к школе группы («Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество», « Музыка»)

    Программное содержание:- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;- накопление и обогащение знаний детей об Олимпиаде;- совершенствоват...

    Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

    Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в морские глубины»

    Технологическая карта организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в морские глубины»...

    Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группе Тема: «Юные туристы»

    Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группеТема: «Юные туристы»...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие с Колобком».

    Конспект открытого просмотра организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие с Колобком»....

    Конспект организованной образовательной деятельности «Приключения в сказочной стране звуков» (подготовительная к школе группа)

    Конспект организованной образовательной деятельности«Приключения в сказочной стране звуков»(подготовительная к школе группа)...

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».

    Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред...