Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему «Государыня соль»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Зданович Оксана Вячеславовна

Во время занятия дети  расширяют знания о свойствах и видах соли,  о том, как добывают соль, о значении соли в жизни человека и животных.

Развивают  наблюдательность, интерес к познанию природы, к открытию ее тайн. Развивают  умения исследовать предмет с помощью разных органов, учатся  называть его свойства и особенности, используя модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdanovich_o.v._zanyatie_gosudarynya_sol.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Жар-птица»

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы

на тему «Государыня соль»

Воспитатель МБДОУ д/с «Жар-птица»

Зданович О.В.

р.п. Усть-Донецкий

Государыня соль

Задачи:

обучающие:

  • расширять знания детей о свойствах и видах соли;
  • дать детям представление о том, как добывают соль;
  • рассказать о значении соли в жизни человека;

развивающие:

  • развитие наблюдательности, интереса к познанию природы, к открытию ее тайн;
  • развитие умений исследовать предмет с помощью разных органов,
  • называть его свойства и особенности, используя модели;
  • ориентирование жизненных интересов детей на здоровый образ жизни;

воспитательные:

  • воспитание аккуратности и самостоятельности при проведении опытов;
  • создание положительных эмоций от работы на занятии, желание поделиться радостью с другими;
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Ход занятия:

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу (дети улыбаются друг другу) и дарить окружающим хорошее настроение!

Придумано кем–то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро! (здороваются с гостями)

- Доброе утро (дети)

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! (дети)

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым , доверчивым!

Доброе утро длится до вечера! (дети)

Ребята, когда я шла к вам в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку с видеописьмом. Она, наверно, адресована вам. Давайте посмотрим видеописьмо и узнаем, от кого эта посылка, и что в ней находится (включаю видеозапись и на экране появляется Хозяйка Медной горы).

«Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы. Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус - не вкусна:

Но в пище – каждому нужна».

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь?

Дети: Да! Это соль.

Воспитатель: (открывает посылку и достает из посылки солонку с солью) Правильно! Это соль.  Это ценный минерал, который ценился в старину дороже золота. Ребята, скажите, для чего нужна соль?

Дети: Чтобы солить пищу.

Воспитатель: Правильно! А что ещё находится в посылке? (достаю из посылки каменную соль и показываю детям).

Посмотрите. Это тоже соль. На упаковке написано, что она каменная (показываю ее детям) ребята попробуйте ее на ощупь и скажите, какая она? (ответы детей: твёрдая, похожа на мелкие камешки, кристаллики).

Воспитатель: Ребята! В посылке ещё что-то находится.

( достаю из посылки поваренную соль показываю детям и подношу ее к ним) Это тоже соль. Но не каменная, а поваренная. Попробуйте и её на ощупь? Какая она, на что похожа эта соль? (ответы детей: мягкая, мелкая, похожа на песок)

Воспитатель: А теперь давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной(ответы детей).

Воспитатель: Ну и затейница Хозяйка Медной горы! Сколько видов соли прислала! (достаю из посылки йодированную соль, подношу ее детям и показываю). Это йодированная соль. Она нужна для того, чтобы наш организм получал недостающий йод. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют такую соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).

Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.

- Ребята, кто знает откуда берется соль?( ответы детей)

Вся соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю слайды)

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях.

А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.

(После рассмотрения слайдов заглядываю в посылку и достаю соль- лизунец)

- Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит. Не зря видимо Хозяйка Медной горы прислала его с солью. Как вы думаете, что это за камень? (ответы детей).

Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? ответы детей: если да, я спрашиваю: А как? Посмотрите, какая она грязная, мы можем есть грязную соль?

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно, эта соль для людей не съедобна. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды). Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец. Так как эта соль называется?

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды)

Но есть соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль (достаю из посылки морскую соль и показываю детям). Мы можем на неё посмотреть.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

Она тоже есть в посылке. Может быть у кого–нибудь дома есть такая соль?

Дети: Да.

Воспитатель: Как её используют дома? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ее добавляю в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

 - Ребята а кто знает пословицы и поговорки про соль:

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!

За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай!

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Подавая соль — смейся, не то поссоришься

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

На соль пьется, на хлеб спится.

Проводится физкультминутка. (Проводит ребенок)

Я прошу в круг всех встать

И задания выполнять.

Все дышите, не дышите.

Вы устали? Отдохните!

Руки вверх подняли! Превосходно! Опустили.

Наклонились, распрямились. На носочки поднялись.

Приседали, выпрямлялись

И друг другу улыбались.

- Да. Осмотром я доволен.

Все здоровы и к заданиям готовы!

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в лабораторию. Я приглашаю вас как настоящих ученых исследователей, провести опыты с солью. (одеваю детям фартуки и приглашаю к первому столу)

Ребята зачем мы одеваем фартуки?

Ответы детейЭто спецодежда, а люди работающие в лабораториях, больницах, магазинах, столовых должны носить спецодежду, чтобы защитить себя и свою одежду от грязи и повреждений.

Воспитатель: Как вы думаете, что находится в розеточках?

Дети: Соль.

Воспитатель: Какого цвета соль?

Дети: Белая. (На каждое свойство соли прикрепляю карточку-обозначение)

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, какая соль на вкус?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Давайте проверим соленая ли соль, попробуйте ее.

Дети: Соленая.

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с солью и потихоньку пересыпьте ее в тарелку. Что происходит с солью?

Дети: Соль сыплется.

Воспитатель: Это значит, что соль сыпучая.

Воспитатель: Итак, что вы можете сказать о свойствах соли? Какая она? (белая, не имеет запаха, соленая, сыпучая)

Воспитатель: Ребята, возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).

На что похожа соль? С чем можно ее сравнить? (похожа на зернышки и кристаллики)

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдите ко второму столу для проведения следующего опыта.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей)

Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась)

Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.

А если мы нальем много воды, что с ней произойдет? (ответы детей).

Вылейте воду в стакан с солью и размешайте ее.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Куда же делась соль?

Дети: Она растворилась.

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, вы все знаете, что вода при низкой температуре замерзает, а как вы думаете, какая вода замерзает первая при низкой температуре, соленая или пресная? (ответы детей) Сейчас мы вместе с вами это проверим.

В морозильную камеру поставим два стакана с водой, в одном стакане, обозначим его синим кружком, соленая вода, а в другом обычная пресная. И через некоторое время мы увидим результат.

А пока проведем следующий опыт.

Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. Эти стаканы отмечены синим кружком. Возьмите яйцо и опустите его в соленую воду.

Что произошло с яйцом? (оно плавает)

А сейчас в пресную воду в стаканчики погрузите другое яйцо.

Что произошло с яйцом? (яйцо утонуло)

Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)

А теперь давайте вернемся к нашей морозильной камере. ( Достаю стаканы с водой)

Что произошло с водой? Какая вода замерзла быстрее? (ответы детей)

Правильно ребята пресная вода замерзает намного быстрее.

А, теперь давайте ещё раз вспомним о свойствах соли.

- Соль в воде растворяется,

- В соленой воде предметы не тонут,

- Соленая вода замерзает медленней, чем пресная.

Хозяйка: Вам домашнее задание, узнать вместе с родителями, откуда соль в море?

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей. А подарок мы будем делать при помощи соли (показываю ветку в инее). Эта еловая веточка покрыта инеем. Ребята, по смотрите сколько времени простояла эта веточка в теплом месте, а иней не растаял. Наверное, это необычный, сказочный иней. Сейчас, я вам раскрою тайну, этот иней – соль.

А делать такую ветку с инеем очень просто. Возьмите еловые ветки, опустите их в таз, возьмите стаканы с соленой водой и вылейте ее на веточки (дети выполняют задание). Посмотрите, солёная вода полностью покрыла веточки.

Мы сейчас с вами станем волшебниками подуем на наши еловые веточки. Затем мы вместе, вытащим веточки из воды, просушим их, и у нас получится необычный подарок для Хозяйки Медной горы. А еще в посылке хозяйка приготовила для вас подарок т к вы так хорошо работали она решила одарить вас изумрудами берите по одному тут еще остались а это нашим гостям.

Ребята вы очень хорошо поработали, я вами довольна. Спасибо большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группе на тему: «Традиции наших бабушек»

Цель: приобщать детей к основам русской национальной культуры традициям и обычаям народа.Задачи: развивать у детей устойчивый и углубленный  интерес к народным традициям русского народа. Познаком...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие с Колобком».

Конспект открытого просмотра организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие с Колобком»....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Витаминный калейдоскоп»

Дити получают информацию о явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окрухения.Закрепляют названия различных овощей и фруктов, обобщают понятия "овощи", "фрукты...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «В гости к хозяйке медной горы»

Интеграция образовательных областей:Речевая образовательная областьПознавательная образовательная областьСоциально-коммуникация образовательная областьФизическая образовательная область...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы по теме "Что общего у разных растений"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учетом принципа интеграции образовательных областей "Познание", "Речевое развитие", "Соци...