Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы по теме "Что общего у разных растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шибаева Марина Валентиновна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учетом принципа интеграции образовательных областей "Познание", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие" с использованием современных образовательных технологий:

- ИКТ (mimio и Power Point),

- с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий.

В результате проведённого мероприятия у дошкольников происходит систематизация знаний о растениях, развиваются коммуникативные и речевые способности. Формируются самостоятельность и инициативность.

Форма организации детей - подгрупповая.

Структура мероприятия соответствует цели и задачам. Все этапы логически взаимосвязаны. Материал, излагаемый детям, доступен, достоверен, позволяя детям реализовать себя в активной деятельности.

Представленный конспект совместной деятельности рекомендуется к проведению для детей подготовительной к школе группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_obshchego_u_raznyh_rasteniy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы по теме "Что общего у разных растений"

Автор: М.В. Шибаева, воспитатель

высшей категории

г. Ломоносов

2023 г.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Образовательная деятельность с детьми подготовительного возраста осуществляется по "Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детского сада №20 Петродворцового района Санкт-Петербурга".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учетом принципа интеграции образовательных областей "Познание", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие" с использованием современных образовательных технологий:

- ИКТ (mimio и Power Point),

- с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий.

В результате проведённого мероприятия у дошкольников происходит систематизация знаний о растениях, развиваются коммуникативные и речевые способности. Формируются самостоятельность и инициативность.

Форма организации детей - подгрупповая.

Структура мероприятия соответствует цели и задачам. Все этапы логически взаимосвязаны. Материал, излагаемый детям, доступен, достоверен, позволяя детям реализовать себя в активной деятельности.

Представленный конспект совместной деятельности рекомендуется к проведению для детей подготовительной к школе группы.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Цель: создать условия для продолжения знакомства воспитанников:

а) с растениями "музея-заповедника Ораниенбаум" в котором сохранились экологические растительные ценности;

б) с общими для всех растений частями.

Задачи:

I. Образовательные:

- формировать представление о разных видах растений, произрастающих в нашей местности (в ближайшем окружении);

- формировать умение находить, показывать и называть части растений;

- способствовать систематизации полученных и имеющихся знаний по теме "Растения".

II. Развивающие:

- развивать у воспитанников умения анализировать, обобщать, делать выводы;

- активизировать и обогащать словарный запас за счёт существительных, обозначающих названия растений:

а) клён, липа, дуб, берёза;

б) шиповник, крушина, барбарис;

в) роза, пион, флокс;

г) ландыш, мать-и-мачеха, зверобой, тысячелистник.

за счёт прилагательных: хвойные, лиственные, лекарственные, садовые.

III. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к миру растений;

- закрепление знаний правильно вести себя в природе (не ломать кусты, ветви деревьев, соблюдать правила противопожарной безопасности).

Планируемые результаты:

- расширять знания о растениях музея-заповедника;

- формировать умение находить и показывать общие части разных растений.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы: Верезин "Деревья в лесу", р.н.сказка "Вершки и корешки", Г.Х. Андерсен "Цветы маленькой Иды";

- беседы: "Из чего можно вырастить растение?", "Что мы знаем о лесе?";

- загадывание загадок о растениях;

- игры по теме "Растения": "Детки на ветке", "Что сначала, что потом?", "Найди, что опишу", "Узнай растение", "Цветы", "Магазин" и др.;

- рассматривание репродукций картин: И.И. Левитан "Берёзовая роща", В.М. Васнецов "Дубы";

- рассматривание гербария;

- заучивание пословиц: "Растение - земли украшение"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

"Лес не школа, а всех учит";

- рисование цветов, деревьев, овощей, фруктов;

- разгадывание кроссвордов о растениях.

- экскурсия в ГМЗ Ораниенбаум.

Методы организации разработаны с учётом индивидуальных и возрастных особенностей:

Словесные:

- беседа по иллюстрациям;

- разговор с детьми о предстоящем занятии;

- обсуждение выбора необходимых предметов и материалов для занятия, инструкции, составление схем.

Наглядные:

- слайды по теме "Растения музея-заповедника Ораниенбаум";

- рисунки-схемы растений: дерева, цветка, кустарника;

- предметные картинки частей растения: корень, ствол, стебель, ветки, листья (хвоя), цветы, плоды.

Практические:

- выполнение заданий: "Детки на ветке", "Покажи части растения", "Какие условия необходимы для роста растений?";

- физминутка.

Материал к занятию: сказочный персонаж - кукла Растишка, магнитофон, схемы растений, плакаты по теме "Растения".

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Ход занятия

Воспитатель: У нас сегодня гости. Поздороваемся.

Ребята, сегодня я хотела пригласить вас на экскурсию в музей-заповедник "Ораниенбаум", в царство растений, в царство богини Флоры.

Вы не против?

(Дети соглашаются)

(Стук в дверь. Входит почтальон: "Получите посылку". Вручает коробку. Дети вместе с воспитателем открывают её, а в ней кукла - Растишка).

Растишка: Здравствуйте все! Меня зовут Растишка. Я живу в царстве растений, где много деревьев, цветов, ягод, грибов. Помогите мне ответить на один вопрос. Растений так много, они такие разные, а есть у них что-то общее?

Воспитатель: Ну что, дети, поможем Растишке разобраться в этом вопросе?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы сегодня отправляемся на экскурсию в заповедник. Поехали с нами!?

Растишка: А что такое заповедник?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Растишка: Это, наверное, интересно?

Воспитатель: А на чём мы с вами поедем?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Вспомним правила поведения в заповеднике.

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: И вот наша первая остановка.

(Показ слайда "Хвойные деревья у Катальной горки")

Как называются эти деревья?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Верно. Это ели. Рассмотрим их. Подберите пожалуйста слова, отвечающие на вопрос: "Какие?"

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Замечательно! Вы подобрали красивые слова. А сейчас, рассмотрим строение дерева. Назовите, какие части дерева вы знаете.

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Хорошо. Корни, ствол, ветки, иголочки. А как называются эти иголочки?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Всё верно. Это хвоя.

Все деревья, у которых вместо листьев хвоя, называются как?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Какие деревья ещё относятся к хвойным?

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Дети: (предполагаемые ответы детей).

(Показ слайда "Кедр, сосна, лиственница")

Воспитатель: Молодцы!

Я сейчас буду называть части дерева, а вы будете поднимать ту карточку, на которой изображена эта часть, а Растишка будет запоминать.

(Выполнение задания).

Воспитатель: Наша экскурсия продолжается.

(Показ слайдов аллеи: кленовой, липовой, рябиновой, ореховой, дубовой).

А почему аллеи так называются?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: А как можно одним словом назвать эти деревья?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Это лиственные деревья. Какие части дерева вы видите у лиственных деревьев?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

(Один ребёнок выходит к доске, показывает и рассказывает).

Воспитатель: А ты, Растишка, будь внимательна и запоминай!

(Показ слайда "Китайский дворец. Дубы").

А давайте расскажем Растишке о дубе.

Дети: (предполагаемый рассказ ребёнка).

(Показ слайда картины "Мордвиновские дубы" И. Шишкина).

Физминутка

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

Воспитатель: Молодцы!

А теперь послушайте загадку:

"В длинноватый коробок

Спрятан молодой дубок".

                          (Жёлудь)

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами поиграем. А игра называется "Детки на ветке". Вы должны определить, с какой ветки ваши детки.

(Воспитатель раздаёт карточки с "детками", на полу - карточки с изображениями веток. Дети находят свои ветки).

Воспитатель: Спасибо. Молодцы!

А сейчас задание для Растишки. Я начну, а ты закончи:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

"Посмотрите, у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и немимоза,

А в шипах красотка ..."

                            (Роза)

Воспитатель: Всё верно - это роза!

Наша экскурсия продолжается.

(Показ слайда "Каменное зало. Цветник с розами")

Воспитатель: Как называются эти растения?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Это цветы!

(Показ слайда "Розы").

Воспитатель: Какие части цветка есть у розы?

(На экране рисунок-схема цветка.

(Дети называют части растения).

Воспитатель: А давайте мы расскажем Растишке, какие условия необходимы растению для его хорошего роста.

Дети: (предполагаемые ответы детей).

(На фланелеграфе цветок. Дети берут символ и ставят его рядом с цветком: солнце, лейка, свет лампы, удобрение, прополка).

Воспитатель: Чем похожи и чем отличаются цветы от дерева?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: А какие цветы ещё растут в заповеднике?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Всё верно! Это тысячелистник, Иван-да-Марья, ромашки, мать-и-мачеха, пижма, зверобой.

(Показ слайдов с этими цветами).

Воспитатель: Что вы можете рассказать об этих цветах?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Верно! Это лекарственные растения и дикорастущие.

Чем полезны лекарственные растения?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно говорите. Из лекарственных растений делают отвары и пьют их в лечебных целях.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Мы ещё будем сюда приходить, приезжать. О растениях можно говорить бесконечно.

Растишка, а тебе понравилась наша экскурсия?

Растишка: Очень!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Воспитатель: А теперь тебе понятно, что общего есть у разных растений? Сможешь рассказать и показать?

(Растишка показывает на схеме корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды).

Подведение итогов экскурсии.

Воспитатель: Итак, подведём итог нашей экскурсии.

Поднимите красную сигнальную карточку те, кто узнал что-то новое.

Если вы ничего не узнали нового, то поднимите жёлтую карточку.

(Дети поднимают карточки).

Расскажите, что же вы узнали?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Молодцы!

А теперь поднимите красную карточку, кому было интересно на занятии. И жёлтую - кому было скучно, неинтересно.

Я рада, что экскурсия прошла не зря!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР «Путешествие в страну Неболейка »

Дети знакомятся с понятием "Витамины". Получают знания о значении лекарственных растений, фруктов, овощей для поддержания здоровья и профилактики болезней....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Витаминный калейдоскоп»

Дити получают информацию о явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окрухения.Закрепляют названия различных овощей и фруктов, обобщают понятия "овощи", "фрукты...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе "Играем с Машей и Медведем"

Нод по познавательному развитию (ФЭМП) проводится в игровой форме с любимыми героями детей машей и Медведем....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «В гости к хозяйке медной горы»

Интеграция образовательных областей:Речевая образовательная областьПознавательная образовательная областьСоциально-коммуникация образовательная областьФизическая образовательная область...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Удивительные гостьи» с элементами ТРИЗ технологии

Цель: обобщить знание детей о временах года и их характерных признаках; систематизировать представления об изменении в природе по временам года....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Все профессии важны! Все профессии нужны!»

Планируемые результаты: развитие интереса к миру профессийЗадачи:развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать сло...