Воспитание любознательности у дошкольников.
статья по теме

Замалетдинова Гузелия Нагимулловна

Детское любопытство можно назвать врожденным инстинктом самовыживания. Уже с пеленок ребенок интересуется всем новым, что его окружает. Пытается это потрогать, попробовать на вкус и даже погрызть. И чем старше он делается, тем сильнее увеличивается тяга к познанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuboznatelnost_.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любознательности у дошкольников.

        Детское любопытство можно назвать врожденным инстинктом самовыживания. Уже с пеленок ребенок интересуется всем новым, что его окружает. Пытается это потрогать, попробовать на вкус и даже погрызть. И чем старше он делается, тем сильнее увеличивается тяга к познанию.

Так, с года до трех лет детей привлекают яркие цвета, новые звуки, формы и размеры. Вдоволь изучив поверхность предмета, они пытаются узнать, а что у него внутри – ломают, вскрывают, разбивают, вывинчивают и т. д. Отсюда и сломанные игрушки, испорченная мамина косметика, бижутерия. Все что попадает под любопытный взгляд ребенка, делается его беспрекословной мишенью. В таких ситуациях детей ни в коем случае нельзя ругать. Ведь они не понимают, что сделали что-то неправильное, что сломали хорошую вещь. В их голове только одна мысль, узнать и понять, что же это за предмет и «с чем его едят». 

2 слайд

Наша задача, наоборот, подтолкнуть ребенка к дальнейшим познаниями, чтобы он из любопытного стал любознательным.

  Любопытство и любознательность это совершенно разные направления. Любопытным ребенком двигают только внешние факторы, инстинкт, а любознательным ребенком – факторы стремления узнать как можно больше нового, изучить весь мир.

3 слайд

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения – «реакции на новизну», любопытства – малыш переходит к сознательной ориентировочно – исследовательской деятельности. Ее можно характеризовать как любознательность.

Кто не переживал вместе с ребенком горе по поводу нечаянно отпущенного воздушного шарика? Сколько слез! А потом вопрос: почему воздушный шар летает, а мяч нет? Он познает открытое и замкнутое пространство, зависимость движения от скорости и многое другое. Мир учит его во всем своем многообразии и неожиданности, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому. У ребенка формируется любознательность – желание познавать закономерности окружающего мира.

 В конце третьего и на четвертом году вам не уйти от ответа на вопросы: «Где ночует солнышко?», «О чем думает деревце?».

Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

 

4 слайд

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители  и педагоги должны знать, чем интересуется их малыш, и уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Взрослый может попросить ребенка помочь ему что-нибудь сделать или прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях ощущение причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях важно пробудить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению. «А ты как думаешь?» Стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему?

Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. Например, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5—5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения.

Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос-—это показать свое незнание.

 

 У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни.  Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуаль-ные решения. Однако  взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития,  значит  нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.

Умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Овладеть таким искусством — посильная задача для родителей и воспитателей. В советской дошкольной педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы. Рассмотрим эти требования.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам.

Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.

5 слайд

1. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

6 слайд

2. Следующее требование — краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.

 При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

К сожалению, это требование часто нарушается, когда взрослые отвечают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о происхождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д.

Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают

Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ребенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время».

В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

7 слайд

3. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «...под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?»

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

    Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

Для развития любознательности дошкольника сферы деятельности  должны быть самыми разнообразными и соответствующие возрасту

Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

8 слайд

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти.

Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками.

Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Знания ребенка являются ненужным грузом, если он не знает, как их использовать.

Поэтому нужно учить малыша, как можно использовать свои знания, развивая направленность его воображения.

Малыш, играя с кубиком, может представить его чем угодно и кем угодно в своих фантазиях, а взрослый должен помочь ребенку свои фантазии облечь в какой-то игровой сюжет, создать законченную игру.

Очень хорошо обучать этому, сочиняя с детьми сказку.

Каждый произносит несколько своих предложений по очереди, задача взрослого при этом направить развитие сюжету к завершению.

Можно сказки использовать для развития фантазии ребенка, изменять ее конец или начало, переврать сюжет или сочинить продолжение.

Обычно дети хорошо помнят сказки и сразу замечают, что изменилось и с удовольствием придумывают свое продолжение.

  Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

        Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе  представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные  с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому нужно 

 

9 слайд

поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

В этом помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка:  развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку. «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил Сухомлинский. Наблюдения во время прогулки дают возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнать новое о жизни и о природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

 Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.

  Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы.

10 слайд

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

 Детская художественная литература  воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

Мы можем сделать следующий вывод: По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины.

- И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

- Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.

11 слайд

 Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии).

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

  Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. «В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выгодский. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

12 слайд

 Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

13 слайд

 Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в  практике.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

 

Впечатления раннего детства остаются  с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память. Поэтому важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни – необыкновенного в обыкновенном.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Воспитание любознательности у дошкольников"

Цель - активизировать познавательный интерес детей к предметам и явлениям, с которыми они встречаются каждый день, сформировать уважительное отношение к ученым и изобретателям....

Воспитание любознательности у дошкольников

Консультация для воспитателей "Воспитание любознательности у дошкольников."...

Технологии воспитания любознательности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО зучит так: "Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственным...

Воспитание любознательности у дошкольников

Раскрытие способов развития любознательности у дошкольников.Воспитание    любознательности   у    дошкольниковПознавая  мир, дошкольники стремятся всё пощу...

Родительское собрание на тему "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"

Создание условий для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения. Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом...

воспитание любознательности у дошкольников

способы развития любознательности у детей...