Главные вкладки

    Материал по теме:
    "Методики по раскрытию творческих способностей у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

    С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей  носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и методика работы с детьми  ориентированы на формирование умений и навыков, а развитие творческих способностей детей стоит на втором плане, хотя эти способности необходимо развивать с раннего детства. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon publikatsiya_dubininoy_dlya_sotsseti.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик"

    города Балашова Саратовской области"

    Тема: "Методики по раскрытию творческих способностей  у детей дошкольного возраста"

                                                 Из опыта работы воспитателя

                                                              I  квалификационной категории,

                                               отличника народного просвещения

                                                              Дубининой Р. В.

                                     

                                                      Балашов

                                                           2013                                                   

                                 

                                                                                        У каждого из нас

                                                                                        Внутри талант таится

                                                                                        И очень важно в детстве

                                                                                        Дать ему раскрыться.

         С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей  носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и методика работы с детьми  ориентированы на формирование умений и навыков, а развитие творческих способностей детей стоит на втором плане, хотя эти способности необходимо развивать с раннего детства.

         Такая гипотеза находит свое подтверждение в физиологии. В этом возрасте дети особенно любознательны, мышление более свободно, и от того, насколько в этом возрасте использовались эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

         Л. С. Выготский  отмечал, что изодеятельность- самый первый, доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изодеятельностью  помогут развить творческие способности ребенка.

         В практике работы в детском саду все более убеждаюсь в том, что если во взаимоотношениях с детьми воспитатель отличается особой чуткостью, доброжелательностью, не наигранной, а искренней любовью к ним, дети отвечают ему взаимностью и душевной открытостью. Любая деятельность детей с таким воспитателем  отличается эмоциональной насыщенностью, активностью, творчеством и взаимопониманием.

        Если ребенок этого не чувствует, находится в напряжении, и , как выражается В.Ф. Базарный "в режиме  сенсорных и психомоторных несвобод", то его творческие импульсы просто отключены, он боится мыслить, реализовывать свои идеи в любых действиях.

         Хочу поделиться своими мыслями по поводу методик по раскрытию творческих способностей малышей. С детства сама люблю рисовать и этому учу детей. Вовлекаю их в художественное творчество, используя разные стимулы, известные всем воспитателям : игра, сюрпризный момент, эффект неожиданности, просьба о помощи. Например, игровая ситуация "Маленькому зайке холодно зимой. Как ему помочь согреться?" Каждый ребенок, переживая за зайку, хочет быть значимым: оказать помощь слабому. Начинает активно работать мозг, возникает желание сделать то , чтобы зайчик мог согреться. Рисуем результат решения проблемы.

         Важно создание условий,  среды, обстановки, доступность материала, что позволяет ребенку самостоятельно и уверенно действовать с ним, чувствуя собственную безопасность, раскованность, свободу за счет поддержки воспитателя.

          Уровень развития творческих способностей наиболее заметен  в свободной деятельности. Часто, чтобы заинтересовать детей, сажусь за стол, начинаю на листе бумаги, простым карандашом, делать чуть заметные наброски какого - то сюжета. Наиболее заинтересованному ребенку ( а это бывает заметно сразу) даю обвести контуры яркой краской  или фломастером (например, раскидистое дерево). Задаю вопросы :"Что это?", "Как называется дерево?", "Какое оно?", "Кому оно очень - очень нужно?", "Какую пользу приносит людям, зверям, птицам?", "Чего здесь не хватает?", "Как бы ты продолжил рисунок?"; предлагаю дорисовать рисунок , используя метод "обрисовок"," обводок", решаю задачу: дать ребенку почувствовать моторную свободу и уверенность. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше знает, тем продуктивнее, богаче будет его воображение. Именно с накопления опыта начинается творчество.

         Считаю, что надо задавать ребенку как можно больше вопросов, побуждающих к  активному размышлению в комфортной психологической обстановке при умной доброжелательной помощи, а не подсказки взрослых, при постоянном поощрении ребенка к творчеству. Любим с детьми читать, наблюдать, беседовать  на разные темы, загадывать и отгадывать загадки.

         "Отгадка в подарок" - радость для детей; тому, кто первый отгадает- рисую отгадку на бумаге,  вырезанной в форме геометрических фигур, иногда с обрезанными, волнистыми краями, чтобы придать более красивую  форму. Ребенок имеет возможность раскрашивать отгадку, используя разные, доступные ему способы рисования, разную технику изображения: например, пальцевую живопись, метод тычка, кляксографию. Мой рисунок - подарок ребенку, а раскрашенный им самим он особенно дорог малышу. Часто по утрам получаю в подарок новое творение детей.

         Восхищаюсь вместе с детьми при создании неповторимых рисунков при использовании новых , нестандартных идей . Приведу пример: Артем З. не любил рисовать "Не умею", "Не хочу", "У меня ничего не получится"... Однажды он сидел и просто, кистью водил по альбомному листу оранжевой краской. "Посмотрите, какая каляка - маляка получилась у Артема", - сказал кто - то из детей, увидев его рисунок.  "Да какая же это каляка -  маляка", -ответила я , сделав несколько мазков на рисунке мальчика,-"Это же настоящая баба - яга с метлой! Ну-ка, Артем, сделай ей метлу чуточку подлинней и  попушистей!" В итоге мы все восторгались творчеством Артемки. Ребенок преодолел свой страх перед работой с кистью и красками. Затем мы вместе с ним искали: на что же похоже его следующее "художество", а далее ребенок стал рисовать самостоятельно и рассказывать о том, что у него получилось: полилась неиссякаемая фантазия.

         Эмоциональная, живая речь воспитателя, его слова одобрения очень важны при приемах рассматривания готовых рисунков детей. Это подталкивает детей с радостью заниматься художественным творчеством. Искренняя заинтересованность воспитателя в совместной художественной деятельности вселяет уверенность детей в свободном применении разных техник и нетрадиционных материалов: восковой рисунок, печать листьями, ладошками, пальцами, поролоном и др. И не важно, что какую - то часть работы сделал ребенок не один , а вместе со взрослым , важно то, что он учится свободно, смело, уверенно мыслить и действовать. Любые команды, типа "Постарайся!" исключаются! Важно свободное рисование. Только при широком диапазоне моторных проб и ошибок  ребенок овладевает способами действия. Фантазируем вместе с детьми! Бывает, начинаю рисовать на листе овалы разной величины или другие геометрические фигуры. У детей возникает вопрос :"Что это?" "Секрет! А вы как думаете: что это?" Когда иссякают ответы детей, дорисовываю к одному из овалов детей другой, размером поменьше."На что похоже?" Одобряю активную фантазию детей. Дорисовываю клювик: "Кто же это?" Выслушав ответы, дорисовываю хвост. "Вот теперь по хвосту узнали точно, это-...."( воробей, петух, павлин, сорока). "Дорисуйте других птиц. По хвостам я попробую угадать, кто это!"

         В группе у нас есть тренажер, рекомендованный В. Ф. Базарным, который представляет собой лист с яркими, пластическими линиями, изображающими волны, тучи, деревья. Простое обведение пальцами этих линий, повышает эффективность свободы произвольных графических действий, что влияет на уверенность в работе при художественной деятельности.

         "Метод ритмичных упражнений призван сделать самого художника и его руку окрыленными и гибкими", - утверждает одна из видных специалистов в области художественного воспитания детей Е. Макарова. Уверенность в себе, в своих мыслях и действиях, поможет детям точнее, оригинальнее, выразительнее выражать свое творчество на бумаге.

        Многое зависит от взрослого, который окажется рядом у входа в мир искусства и красоты. Творчество - это чудо, где дети раскрывают свои способности, испытывают радость, которую доставляет их труд.

           Пусть творчество доставляет радость нам и нашим детям!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Методики по раскрытию творческих способностей у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

    С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей  носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и ме...

    Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

    В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

    Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

    Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...

    Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

    Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

    Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

    Проблема развития творческого воображения и образного мышления детей актуальна тем, что этот процесс является важным компонентом льбой формы творческой деятельности ребенка.Хорошо развитое образное мы...

    Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

    В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...