"Методики по раскрытию творческих способностей у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
консультация по теме
С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и методика работы с детьми ориентированы на формирование умений и навыков, а развитие творческих способностей детей стоит на втором плане, хотя эти способности необходимо развивать с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик"
города Балашова Саратовской области"
Тема: "Методики по раскрытию творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Из опыта работы воспитателя
I квалификационной категории,
отличника народного просвещения
Дубининой Р. В.
Балашов
2013
У каждого из нас
Внутри талант таится
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и методика работы с детьми ориентированы на формирование умений и навыков, а развитие творческих способностей детей стоит на втором плане, хотя эти способности необходимо развивать с раннего детства.
Такая гипотеза находит свое подтверждение в физиологии. В этом возрасте дети особенно любознательны, мышление более свободно, и от того, насколько в этом возрасте использовались эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Л. С. Выготский отмечал, что изодеятельность- самый первый, доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изодеятельностью помогут развить творческие способности ребенка.
В практике работы в детском саду все более убеждаюсь в том, что если во взаимоотношениях с детьми воспитатель отличается особой чуткостью, доброжелательностью, не наигранной, а искренней любовью к ним, дети отвечают ему взаимностью и душевной открытостью. Любая деятельность детей с таким воспитателем отличается эмоциональной насыщенностью, активностью, творчеством и взаимопониманием.
Если ребенок этого не чувствует, находится в напряжении, и , как выражается В.Ф. Базарный "в режиме сенсорных и психомоторных несвобод", то его творческие импульсы просто отключены, он боится мыслить, реализовывать свои идеи в любых действиях.
Хочу поделиться своими мыслями по поводу методик по раскрытию творческих способностей малышей. С детства сама люблю рисовать и этому учу детей. Вовлекаю их в художественное творчество, используя разные стимулы, известные всем воспитателям : игра, сюрпризный момент, эффект неожиданности, просьба о помощи. Например, игровая ситуация "Маленькому зайке холодно зимой. Как ему помочь согреться?" Каждый ребенок, переживая за зайку, хочет быть значимым: оказать помощь слабому. Начинает активно работать мозг, возникает желание сделать то , чтобы зайчик мог согреться. Рисуем результат решения проблемы.
Важно создание условий, среды, обстановки, доступность материала, что позволяет ребенку самостоятельно и уверенно действовать с ним, чувствуя собственную безопасность, раскованность, свободу за счет поддержки воспитателя.
Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной деятельности. Часто, чтобы заинтересовать детей, сажусь за стол, начинаю на листе бумаги, простым карандашом, делать чуть заметные наброски какого - то сюжета. Наиболее заинтересованному ребенку ( а это бывает заметно сразу) даю обвести контуры яркой краской или фломастером (например, раскидистое дерево). Задаю вопросы :"Что это?", "Как называется дерево?", "Какое оно?", "Кому оно очень - очень нужно?", "Какую пользу приносит людям, зверям, птицам?", "Чего здесь не хватает?", "Как бы ты продолжил рисунок?"; предлагаю дорисовать рисунок , используя метод "обрисовок"," обводок", решаю задачу: дать ребенку почувствовать моторную свободу и уверенность. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше знает, тем продуктивнее, богаче будет его воображение. Именно с накопления опыта начинается творчество.
Считаю, что надо задавать ребенку как можно больше вопросов, побуждающих к активному размышлению в комфортной психологической обстановке при умной доброжелательной помощи, а не подсказки взрослых, при постоянном поощрении ребенка к творчеству. Любим с детьми читать, наблюдать, беседовать на разные темы, загадывать и отгадывать загадки.
"Отгадка в подарок" - радость для детей; тому, кто первый отгадает- рисую отгадку на бумаге, вырезанной в форме геометрических фигур, иногда с обрезанными, волнистыми краями, чтобы придать более красивую форму. Ребенок имеет возможность раскрашивать отгадку, используя разные, доступные ему способы рисования, разную технику изображения: например, пальцевую живопись, метод тычка, кляксографию. Мой рисунок - подарок ребенку, а раскрашенный им самим он особенно дорог малышу. Часто по утрам получаю в подарок новое творение детей.
Восхищаюсь вместе с детьми при создании неповторимых рисунков при использовании новых , нестандартных идей . Приведу пример: Артем З. не любил рисовать "Не умею", "Не хочу", "У меня ничего не получится"... Однажды он сидел и просто, кистью водил по альбомному листу оранжевой краской. "Посмотрите, какая каляка - маляка получилась у Артема", - сказал кто - то из детей, увидев его рисунок. "Да какая же это каляка - маляка", -ответила я , сделав несколько мазков на рисунке мальчика,-"Это же настоящая баба - яга с метлой! Ну-ка, Артем, сделай ей метлу чуточку подлинней и попушистей!" В итоге мы все восторгались творчеством Артемки. Ребенок преодолел свой страх перед работой с кистью и красками. Затем мы вместе с ним искали: на что же похоже его следующее "художество", а далее ребенок стал рисовать самостоятельно и рассказывать о том, что у него получилось: полилась неиссякаемая фантазия.
Эмоциональная, живая речь воспитателя, его слова одобрения очень важны при приемах рассматривания готовых рисунков детей. Это подталкивает детей с радостью заниматься художественным творчеством. Искренняя заинтересованность воспитателя в совместной художественной деятельности вселяет уверенность детей в свободном применении разных техник и нетрадиционных материалов: восковой рисунок, печать листьями, ладошками, пальцами, поролоном и др. И не важно, что какую - то часть работы сделал ребенок не один , а вместе со взрослым , важно то, что он учится свободно, смело, уверенно мыслить и действовать. Любые команды, типа "Постарайся!" исключаются! Важно свободное рисование. Только при широком диапазоне моторных проб и ошибок ребенок овладевает способами действия. Фантазируем вместе с детьми! Бывает, начинаю рисовать на листе овалы разной величины или другие геометрические фигуры. У детей возникает вопрос :"Что это?" "Секрет! А вы как думаете: что это?" Когда иссякают ответы детей, дорисовываю к одному из овалов детей другой, размером поменьше."На что похоже?" Одобряю активную фантазию детей. Дорисовываю клювик: "Кто же это?" Выслушав ответы, дорисовываю хвост. "Вот теперь по хвосту узнали точно, это-...."( воробей, петух, павлин, сорока). "Дорисуйте других птиц. По хвостам я попробую угадать, кто это!"
В группе у нас есть тренажер, рекомендованный В. Ф. Базарным, который представляет собой лист с яркими, пластическими линиями, изображающими волны, тучи, деревья. Простое обведение пальцами этих линий, повышает эффективность свободы произвольных графических действий, что влияет на уверенность в работе при художественной деятельности.
"Метод ритмичных упражнений призван сделать самого художника и его руку окрыленными и гибкими", - утверждает одна из видных специалистов в области художественного воспитания детей Е. Макарова. Уверенность в себе, в своих мыслях и действиях, поможет детям точнее, оригинальнее, выразительнее выражать свое творчество на бумаге.
Многое зависит от взрослого, который окажется рядом у входа в мир искусства и красоты. Творчество - это чудо, где дети раскрывают свои способности, испытывают радость, которую доставляет их труд.
Пусть творчество доставляет радость нам и нашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-173542-1607512019.jpg)
Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.
Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.С.А.Глебова ...
"Методики по раскрытию творческих способностей у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и ме...
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-563067-1421084331.jpg)
Бумажная пластикакак средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста.(из опыта работы)
Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-172998-1359910089.jpg)
Бумажная пластикакак средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста.(из опыта работы)
Проблема развития творческого воображения и образного мышления детей актуальна тем, что этот процесс является важным компонентом льбой формы творческой деятельности ребенка.Хорошо развитое образное мы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-968642-1584266889.jpg)
Статья "Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Фоамиран становится интересен не только для опытных мастериц, но и для новичков в мире рукоделия. Если вы хотите попробовать создавать из этого материала собственные шедевры, прислушайтесь к нашим рек...
Семинар-практикум на тему «Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»
Цель: узнать, изучить, повторить - какие методы и приемы можно использовать в педагогической деятельности для развития творческой активности дошкольников в процессе музыкального восприятия...