«Мой ребенок» - развитие ребенка 3 лет (по Э. Й. Кипхарду)
методическая разработка по теме

Матвеева Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:

«Мой ребенок» - развитие ребенка 3 лет (по Э. Й. Кипхарду)

Ф.И.О.________________________________возраст_____дата___

Критерий

Выпол

нение

Анализ

Зрительное восприятие

1

Знает свою одежду

2

Находит 2 спрятанных предмета

3

Узнает знакомые места

4

Узнает род деятельности на картинке

5

Знает разницу между «один»и «много»

6

Надевает бусинку на проволоку

Мелкая моторика

7

Складывает лист бумаги, сгибая его посередине

8

Переливает воду из сосуда в сосуд

9

Рисует круги

10

Спускается по лестнице, не держась за перила

Крупная моторика

11

Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами

12

Спрыгивает с лестницы обеими ногами

13

Употребляет слова «еще», «опять», «много»

Речь

14

Повторяет фразу из 4-х слов

15

Спрашивает «Что это?»

16

Произносит фразу из 3-х слов

17

Разговаривает с куклой, мишкой

18

Произносит звуки : (р, с,ш, ч, ц, щ)

19

Понимает двойную просьбу

Слуховое восприятие

20

Показывает 6 названных частей тела

21

Показывает действия на картинке

22

Выполняет просьбу: «Дай мне один\много»

23

Ревнив по отношению к другим

Социальное развитию

24

Ждет, пока подойдет его очередь

25

С удовольствием смешит других

26

Охотно выполняет поручения

27

Охотно играет роли животных

28

Говорит о себе «я»

итого:

С задание не справляется «-»

Задание выполняет наполовину, частично «+,-»

Полностью выполняет задание «+»

«Мой ребенок» - развитие ребенка 3 лет (по Э. Й. Кипхарду)

Ф.И.О.________________________________возраст_____дата___

Критерий

Выпол

нение

Анализ

Зрительное восприятие

1

Знает свою одежду

2

Находит 2 спрятанных предмета

3

Узнает знакомые места

4

Узнает род деятельности на картинке

5

Знает разницу между «один»и «много»

6

Надевает бусинку на проволоку

Мелкая моторика

7

Складывает лист бумаги, сгибая его посередине

8

Переливает воду из сосуда в сосуд

9

Рисует круги

10

Спускается по лестнице, не держась за перила

Крупная моторика

11

Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами

12

Спрыгивает с лестницы обеими ногами

13

Употребляет слова «еще», «опять», «много»

Речь

14

Повторяет фразу из 4-х слов

15

Спрашивает «Что это?»

16

Произносит фразу из 3-х слов

17

Разговаривает с куклой, мишкой

18

Произносит звуки : (р, с,ш, ч, ц, щ)

19

Понимает двойную просьбу

Слуховое восприятие

20

Показывает 6 названных частей тела

21

Показывает действия на картинке

22

Выполняет просьбу: «Дай мне один\много»

23

Ревнив по отношению к другим

Социальное развитию

24

Ждет, пока подойдет его очередь

25

С удовольствием смешит других

26

Охотно выполняет поручения

27

Охотно играет роли животных

28

Говорит о себе «я»

итого:

С задание не справляется «-»

Задание выполняет наполовину, частично «+,-»

Полностью выполняет задание «+»



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе»

Ф.И. ребенка __________________________________________

Дата заполнения _________________

Ф.И.О. родителей_____________________________________________

____________________________________________________________

Хочет ли ребенок идти в школу?

Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор.

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?

Умеет ли он считать до 10 и обратно?

Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?

Имеет ли ваш ребенок «твердую руку»?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?

Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи»: помидоры, морковь, лук?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.

Может ли он понимать и выполнять словесные инструкции?

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе

Ф.И. ребенка __________________________________________

Дата заполнения _________________

Ф.И.О. родителей_____________________________________________

____________________________________________________________

Хочет ли ребенок идти в школу?

Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор.

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?

Умеет ли он считать до 10 и обратно?

Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?

Имеет ли ваш ребенок «твердую руку»?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?

Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи»: помидоры, морковь, лук?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.

Может ли он понимать и выполнять словесные инструкции?



Предварительный просмотр:

Карта психического развития

Ф.И. ребенка _____________________________________________Дата рождения_______________

В - высокий  ТВ - требует внимания

СР        - выше среднего

СР –средний ТР – требуется коррекции

СР - ниже среднего Н- норма

Н - низкий

Адаптация

Здоровье

Особенности

Название методики

Мл.группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

н

к

н

к

н

к

Интеллектуальная сфера

  • Тест Керна-Ирасека
  • Рис.человека

  1. Восприятие

Кишхард: зрительное и слуховое

  • Цвета
  • Формы
  • Времена года
  • Пространства

  1. Память
  • Слуховая
  • Зрительная
  • Опосредованная

3.Внимание

  • Произвольное
  • Зрительное
  • Слуховое
  • Объем
  • Устойчивое

4.Мышление

  • Анализ, синтез
  • Классификация
  • Словесно-логическое

5.Воображение

  • Репродуктивное
  • Творческое

Эмоциональная сфера

  • Общий фон настроения
  • Стабильность
  • Агрессия 
  • Тревожность
  • Страхи

Речевое развитие

  • Связная речь по1 картинки
  • Связная речь по серии картинок

Психофизиологическая сфера

  • Ведущая рука
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие крупной моторики
  • Мимическая выразительность

Личностные качества

  • Произвольность
  • Самооценка

Социальные отношения

  • Общая семейная ситуация
  • Со взрослыми
  • Со сверстниками
  • Особенности общения

Тип поведения

Анкета педагога

Социальный паспорт, анкета

Педагог –психолог_______________________________



Предварительный просмотр:

Паспорт группы «» на 2012-2013 уч.г.

Ф.И.ребенка

Дата рождения

Группа

здоровья

Анкета – опрос для педагогов

Неконструктивное поведение

развиты

агресс

плакс

трев

Не вып тр в

медл

очень

В общении

малоэм

пасс

левш

Не пол

семьи

К

П

И

Д

Н

А

выше

отстают

суетл

Подв

попул

непоп

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26



Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов «Моя группа»

Ф.И.О. педагогов__________________________________________________

Группа____________________________________________________________

1

Какие дети из вашей группы развиты выше возрастной нормы, одаренные?

2

Какие дети отстают в развитии?

3

Какие дети агрессивны?

4

Какие дети плаксивы?

5

Какие дети суетливы, тревожны?

6

Какие дети не выполняют требования воспитателя?

7

Медлительные дети

8

Очень подвижные дети

9

Популярные в общении со сверстниками дети

10

Непопулярные в общении со сверстниками дети

11

Дети малоэмоциональные, с низкой мимической выразительностью

12

Пассивные на занятиях

13

Левши

14

Дети, живущие в неполных семьях

Итог: зачисление детей в коррекционную или  в профилактическую группу, на индивидуальные занятия. Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.

Группа «__________________ » педагог ________________________________________________

Ф.И. ребенка

№ характеристики

К

П

И

Д

Н

А

вывод

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Система психологической диагностики в ДОУ.

Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспитателя, выявить существующие в группе проблемы, определить детей, нуждающихся в дополнительном

индивидуальном обследовании.

Нами для первичной экспресс-диагностики используются 2

методики: Анкета «Моя группа» и Диагностика «Неконструктивного

поведения» Вайнера М.Э. [1].

 Данные методики проводятся в августе-сентябре и в мае. Это позволяет сравнить результаты в начале и в конце года, сделать вывод об эффективности построенной

коррекционно-развивающей работы.

Анкета «Моя группа»

Цель: определение особенностей группы детей .

Заполнение: воспитатель (и) группы, записывает фамилии детей в соответствующих разделах. Если детей данной категории нет, строчки оставляются пустыми.

Анализ: на основе полученных данных педагог-психолог может выявить детей «группы риска», нуждающихся в дополнительном обследовании познавательной или эмоционально-волевой сферы. Анкета может являться запросом на индивидуальную работу с ребенком, поводом для зачисления ребенка в коррекционно-

развивающую группу.

Результаты: заносятся в паспорт группы (Приложение 1)

Итог: наблюдение за отдельными детьми, построение

диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Бланк анкеты смотри в Приложении 2.

Диагностика Неконструктивного поведения детей Вайнера М.Э. [1].

Цель: выявление детей, проявляющих неконструктивные формы поведения, отбор детей для коррекционно-развивающих занятий.

Заполнение: педагог заполняет Таблицу 1 (только столбцы 2 и 3).

Вначале пишутся фамилии детей группы, а в соседнем столбике только номера характеристик, встречающихся у каждого ребенка по Таблице 2.

I. Опосредованная диагностика дошкольников

Система психологической диагностики в ДОУ.

Анализ: педагог-психолог обрабатывает полученные данные по Таблице 3. Подсчитывая в колонках количество встречающихся признаков.

К П И Д Н А

Если в одной из колонок, напротив Фамилии ребенка больше 4-х характеристик, это может говорить о возможном наличии данного типа неконструктивного поведения у ребенка. Эти данные

сопоставляются с Анкетой «Моя группа», наблюдениями, результатами рисуночных тестов.

Если результаты спорные и недостаточные для зачисления ребенка в коррекционную или профилактическую группу, или получено слишком много детей с неконструктивными формами поведения, то можно провести второй этап диагностики. Он заполняется только на детей с выявленными на первом этапе

формами неконструктивного поведения. Педагог сам или совместно с

психологом заполняет Таблицу 4. Этот этап позволяет ответить на вопрос: «Надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется?» В некоторых случаях, действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что

неконструктивное поведение не только не исчезает, а наоборот закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:

 частота подобного поведения;

 длительность его присутствия в поведенческом репертуаре

ребенка;

 степень тяжести последствий неконструктивного поведения;

 ситуационная специфичность такого поведения. Частота

неконструктивного поведения — это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведению.

В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:

несколько раз в день — 5 баллов

один раз в день — 4 балла

несколько раз в неделю — 3 балла

один раз в неделю — 2 балла

один раз в месяц и реже — 1 балл

Результаты: заносятся в Паспорт группы (Приложение 1),

составляется заключение по итогам диагностики (образец3).

Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую

группу, на индивидуальные занятия.

Итог: зачисление детей в коррекционную или  в профилактическую группу, на индивидуальные занятия. Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.

Группа «Листочек » педагог ________________________________________________

Ф.И. ребенка

№ характеристики

К

П

И

Д

Н

А

вывод

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Таблица 2. Признаки неконструктивных форм поведения.

 Встречаются ли у ребенка данные признаки? Если да, то поставьте

№ этого признака в колонке напротив фамилии ребенка.

 1 Испуганно озирается, оглядывается

 2 Продолжает заниматься своим делом даже после замечания

 3 Нетерпелив, выкрикивает, перебивает

4 Претендует на главные роли

5 Неопрятный внешний вид

 6 Дерется со сверстниками, кусается

7 Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы

8 Спорит, с трудом договаривается, соглашается

9 Не доводит начатое до конца

10 Требуете себе постоянного внимания

11 Не в состоянии поддерживать порядок

12 Обзывает сверстников, грубит взрослым

 13 Говорит тихо и мало

14 Ссорится, конфликтует со сверстниками

15 Склонен к быстрой и частой смене настроений

16 Кривляется, строит из себя «шута»

17 Опаздывает

18 Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение

19 Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов

 20 Обидчив, склонен к беспричинным слезам

21 Говорит быстро и много

22 Любит приказывать другим детям, повелевать ими

23 Не держит обещания, забывает о порученном

24 Плюется в состоянии раздражения

 25 Не уверен в себе

26 С трудом признает свои ошибки

27 Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами

28 Болезненно переживает поражения, неуспехи

29 Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости»

30 Стремится делать многое назло

31 Сторонится коллективных игр и заданий

32 Обвиняет в своих неудачах других

33 Неусидчив

34 Склонен к хвастовству

35 Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое

 36 Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты

37 Избегает главных ролей в играх

38 Добивается своего капризами

39 Постоянно отвлекается

 40 Не идет на уступки и компромиссы

41 Регулярно и целенаправленно нарушает правила

42 Замахивается на сверстников

Таблица 3. Анализ данных. Длительность».

Тип поведения

Номера

характеристик

Конформное

1,7,13,19,25,31,37

Протестное

2,8,14,20,26,32,38

Импульсивное

3,9,15,21,27,33,39,

Демонстративное

4,10,16,22,28,34,40

Недисциплинированное

5,11,17,23,29,35,41,

Агрессивное

6,12,18,24,30,36,42

Таблица 4. Заполняется на каждого ребенка с выявленным типом

неконструктивного поведения.

Ф.И.ребенка

Возраст

Дата

Тип

неконструктивного

поведения

Критерии оценки

Частота

Длительность

Степень

Ситуационная

специфичность

Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу

«Частота».

Длительность — критерий времени — указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в  репертуаре ребенка:

год и дольше — 5 баллов

полгода — 4 балла

два—три месяца — 3 балла

три—четыре недели — 2 балла

несколько дней — 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:

♦ снижается продуктивность на занятиях;

♦ появляются негативные качества личности, черты характера;

♦ ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со

здоровьем;

♦ не складываются взаимоотношения со сверстниками;

♦ обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Каждый параметр оценивается в один балл. Суммарный балл (от1 до 5) заносится в таблицу 4 в графу «Степень». Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.

Следующий критерий оценки — ситуационная специфичность возникновения неконструктивного поведения. Считается, что если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение

появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:

поведение от ситуации не зависит — 5 баллов

поведение возникает в нескольких схожих ситуациях — 3 балла

поведение возникает всегда в одной и той же ситуации — 1 балл

Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «Ситуационная

специфичность».

Заполнив таблицу 4, педагог анализирует комбинацию всех вышеназванных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает следующие выводы.

Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 15 до 20, то дальше медлить нельзя. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь.

Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 10 до 14, то ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.

Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 4 до 9, то, скорее всего, оно явление временное — возрастное (кризис семи лет) или ситуативное (ребенок перешел учиться в новую школу, поменял место жительства, сломалась его любимая игрушка и др.). Прежде чем вовлекать таких

детей в коррекционную работу, предлагать целенаправленную коррекционную помощь, необходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом внимательно наблюдать за динамикой их поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Родительское собрание "Здоровый ребенок -успешный ребенок -счастливый ребенок"

Создание условий для сотрудничества родителей и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ....