КРУЖОК «Экологическая азбука»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Морозова Елена Николаевна

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРУЖОК

«Экологическая азбука»

Пояснительная записка

Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Цель: развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы) ; воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

Задачи:

  • - Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.
  • - Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
  • - Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
  • - Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • - Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.
  • - Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • - Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
  • - Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут

Формы работы кружка:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Экскурсии в природу

3. Практическая работа

4. Опытно-исследовательская работа

5. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)

6. Развлечения

Перспективный план работы кружка

«Экологическая азбука»

Сентябрь « Я и природа»

Занятие 1.

Тема : « Планета – Земля»

Цель : формировать представление детей о природных явлениях;

- умение формулировать выводы, делать маленькие «открытия»;

- развивать связанную речь;

- воспитывать стремление глубже познать явления природы.

Оборудование :  глобус, макет вулкана, изображение гор;

Занятие 2.

Тема : « Человек и природа»

Цель : Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование : Картинки с изображением экосистем, насекомых; все необходимое для игры «Ромашка»;аудиозапись «Звуки природы» или «Голоса птиц»; перфокарты для игры «Что опасно для природы»; природоохранительные знаки; графическая головоломка «Бабочка»; нагрудные знаки для игры «Кто важнее всего»; карточки «Что правильно, что нет? »;фонограмма песни «Улыбка».

Занятие 3.

Тема : « Значение природы в жизни человека»

Цель : воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней, закрепить представления детей о том, что Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы, развивать у детей умение наблюдать, анализировать, развивать связную речь.

Оборудование :   панно с изображением земного шара, выставка книг о природе, иллюстрации об охране природы, аудиозаписи звуков природы, модели, шапочки насекомых, птиц, животных.

Занятие 4.

Тема :  «Природа осенью»

Цель :  Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Оборудование :  аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины, репродукции.

Октябрь « Воздух, вода»

Занятие 1.

Тема: «Понятие воздуха»

Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

Закрепить знания детей о свойствах воздуха.

Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Оборудование : банка с водой и стакан. Сказочные персонажи: Знайка, Незнайка.  Рисунок дома- природы и обычного дома. Прозрачные пакеты, бумажные салфетки, одноразовые трубочки.

Занятие 2.

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Оборудование: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска, бутылка пластиковая.

Занятие 3.

Тема: «Свойства воды, состояние воды»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, расширять кругозор детей, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к запасам воды.

Оборудование: емкости с водой, стакан, марля, лед.

Занятие 4.

Тема: Круговорот воды

Цель : расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Оборудование : Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», иллюстрации по теме. Презентация к теме«Круговорот воды в природе» (6 слайдов). Раздаточный материал на каждого ребёнка : лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой,  салфетки, губка, цветные карандаши (синий, коричневый, жёлтый, зелёный).

-Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос.

НОЯБРЬ  «Лес».

Занятие 1

Тема: «Живая и неживая природа».

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Оборудование: 

Занятие 2

Тема:   «Лесные растения».

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.

Оборудование: дидактический материал «Деревья и плоды», «Первые весенние цветы», иллюстрация земляники, ореха лесного, грибов, альбомные листы, цветные карандаши,

Занятие 3

Тема: «Птицы нашего леса».

Цель: знакомство детей старшего возраста с птицами проживающими в лесу. 

Материал: компьютер, экран, проектор.

Занятие 4

Тема: Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка, засушенные растения, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Литература: Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет, стр. 44

ДЕКАБРЬ «Животные».

Занятие 1.

Тема: «Дикие животные».

Цель: обобщить знания детей о диких животных.

Оборудование: Иллюстрации с изображением животных

Занятие 2.

Тема: «Домашние животные».

Цель: Закрепить и упрочнить знания детей о домашних животных (кошка, корова, собака, лошадь, поросенок, овца, кролик).

Внешние признаки животных и их питании, место содержания, какую пользу они  приносят.

Оборудование: иллюстрации домашних животных

Занятие 3

Тема: «Животные жарких стран».

Цель: Дать детям элементарное представление об особенностях животных проживающих  в  Африки. Формировать представления  о  связях, взаимодействиях  и взаимозависимости животных со средой их обитания.  

Оборудование: Географическая карта.  Оборудование к опыту. Картинки  и  фигурки  диких  животных.

Занятие  4

Тема «Животные Севера».

Цель: Закрепление знаний детей о животных Севера, о жизни их в природе.

Оборудование: иллюстрации животных Севера.

 ЯНВАРЬ «Солнце».

Занятие 1

Тема: « День и ночь»

Цель: Познакомить с формой Земли;

Земная кора – наружный твердый слой;

Земля окружена оболочкой и имеет несколько слоев;

Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.

Доказать детям на опыте как происходит смена дня и ночи;

Земля вращается вокруг солнца и благодаря этому на Земле происходит смена времени года.

Оборудование : карта солнечной системы; глобус; иллюстрации времён года.

Занятие 2

Тема: «Свет в жизни растении».

Цель: Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.

Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.

Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :  карточки для игры «Живое – неживое»,

разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,

карточки для игры «Что сначала, что потом»,

карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,

семена овощных культур,

баночки для замачивания семян,

ватные диски,

вода (для практической работы).

Литература :

Занятие 3

Тема: «Свет в жизни животных».

Цель: 

Оборудование :

Занятие 4

Тема: «Солнце в жизни человека».

Цель: Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека.

Закрепить знания детей о солнце, как об источнике жизни на Земле;

Оборудование: 

ФЕВРАЛЬ «Почва. Камни, песок, глина».

Занятие 1

Тема : «Обитатели почвы».

Цель: познакомить детей с почвой, ее составом на основе  опытов; познакомить с некоторыми почвенными обитателями; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов; показать в игре «волшебные  превращения» листьев в почву; прививать  бережное отношение по отношению к природе; развивать мелкую моторику рук, воображение.

Оборудование : схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; картинки с изображением почвенных  обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка);кроссворд с использованием  загадок о почвенных  обитателях; для игры-листья, стаканчики с землей (по количеству детей),наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт.; для рисования-цветные карандаши или мелки, альбомные листы.


Занятие 2

Тема: «Песок».

Цель: Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания.  Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить внимание детей на то, что камушки имеют разный цвет, как и песчинки. Рассказать, что есть такие места, где цвет песка почти белый, на пляжах, усыпанных таким песком, очень приятно отдыхать и загорать

Оборудование : Емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, камушки разного цвета

Занятие 3

Тема: «Глина».

Цель: познакомить детей с глиной, способами её добычи в природе, о том для чего нужна глина в жизни людей;

- выявить свойства глины (влажная, мягкая, можно изменить её форму, делить на части, лепить);

Оборудование : игрушка медвежонка Копатыча (из мультфильма Смешарики)

- мешочек с глиной, чашка с водой

- клеёнки

- салфетки для вытирания рук после лепки

Занятие 4

Тема: «Камни».        

Цель: Дать детям представление о камнях, о том что камни в природе есть не только в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности.

Оборудование : Коллекция камней, географическая карта, кукла – гном, миски с водой, камни, ящик ощущений, иллюстрации, открытки, предметы, сделанные из камня.

МАРТ « Насекомые»

Занятие 1

Тема: «Насекомые»

Цель: Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых

Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)

Формирование обобщающего понятия насекомые

Оборудование : стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Занятие 2

Тема: «Таинственный мир насекомых»

Цель: Расширять представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность и желание защищать насекомых.

Оборудование : Стена в группе оформлена как лесная поляна (деревья, цветы, трава, разные насекомые и др., самовар, угощение (пироги, бублики, пряники, атрибуты для сценки «Муха – Цокотуха», книги К. И. Чуковского, альбом о бабочках, наклейки.

Занятие 3

Тема: Такие разные насекомые.

Цель: расширить и уточнить знания детей о насекомых. Познакомить с пчелой, с её строением. характерными признаками, показать её значимость в жизни человека.

Формировать реалистические представления о природе, развивать логическое мышление, внимание память детей.

Оборудование : фланелеграф, предметные картинки, игра*Кто где живёт? *, модель насекомого

Занятие 4 

Тема: Весной в лесу.

Цель: закрепить знания о насекомых и умения составлять о них загадки; активизировать словарь прилагательными и глаголами, словами с уменьшительными и увеличительными оттенками;

Оборудование :

АПРЕЛЬ «Растения».

Занятие 1

Тема: «Деревья - не только украшения Земли»

Цель: Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление , умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Оборудование : ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;

  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Занятие 2

Тема: Растение – живое существо

Цель: Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.

Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.

Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.

Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).

Развивать у детей умения в проращивании семени.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
  • карточки для игры «Что сначала, что потом»,
  • карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Занятие 3

Тема: «Развитие растений».

Цель: формирование представлений детей о строении, росте, развитии и  семенном размножении растений.

Оборудование : картинки с растениями, гербарий тысячелистника со схемой строения, музыка «Времена года» П.И. Чайковского,  белая простынь, мешочки с водой и печеньем, пульверизатор с водой, игрушка пчелка на палочке, шапочки - цветочки, мешок ощущений, домашний огород и инструменты, коллекция семян, лейка с водой, таблица со схемой посадки семян.

Занятие 4

Тема: "Строение растений". 

Цель: 

Обобщить представление детей о многообразии растений, о связи живой и неживой природы,

Упражнять в различии и назывании растений и их частей, выяснить значимость каждой части растения.

Уточнить представления о пользе растений

Расширить словарь детей в соответствующей их возрасту степени обобщения (классификация растений), пользоваться в речи простыми и сложными предложениями,

Воспитывать у детей желание заботиться о природе,

Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, развивать умение работать в коллективе,

Поддерживать у детей интерес к растениям (без растений нет жизни на земле),

Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач,

Активизация и обогащение словаря.

Оборудование: Картинки с изображением частей растений

Посадочный материал, горшочки с землей, клеенки, фартуки

Игровой персонаж – старичок Лесовичок

Рабочие тетради, карандаши по количеству детей

МАЙ «Правила поведения в природе».

Занятие 1

Тема « Правила поведения в природе. Экскурсия»

Цель: Учить заботиться о лесных животных и птицах, закрепить знания правил поведения в природе.

Оборудование: Занятие проводится на участке детского сада, где развешаны и замаскированы знаки правил поведения в природе.

Занятие 2

Тема: «Вымершие животные».

Цель:

Оборудование:

Литература: 

Занятие 3

Тема: «Красные книги».

Цель: 

Оборудование:

Литература: 

Занятие 4

Тема: «Закрепление полученных знаний».

Цель: - Развивать речь детей, самостоятельно формировать правила поведения в природе, отвечать полным ответом полным ответом. - Закреплять умение детей делить слова на слоги и проводить звуковой анализ слова. - Закреплять умение детей в прямом и обратном счёте. - Развивать внимание, память, логическое мышление. - Содействовать воспитанию у детей любви к родной природе, ответственности за её судьбу. - Воспитывать терпение, умение слышать и слушать друг друга.

Оборудование: Письмо, конверты с 5 заданиями, карта разрезанная на 5 частей, шишки и жёлуди, игра «один, много» (животные, овощи и фрукты), игра «Береги живое». Задание с пословицами.

Планируемый результат:

  •  Расширение и уточнение знаний детей о природе и экологий.
  •  Организация экологических пространств в детском саду.
  •  Составление экологических «маршрутов в природу».

Литература:

  •  С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозайка-синтез, 2010.
  •  С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» - М. Новая школа, 1995.
  •  Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
  •  Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
  •  Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
  •  С.А. Козлова « Мой мир» - М. « Линка – пресс», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...

Кружок "Экологические интересности"

Программа кружка расчитана на 2 года. На кружке дети с большим удовольствием экспериментируют, узнают что то новое и неожиданное....

Кружок экологического направления «Юный цветовод» для детей 5-7 лет.

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условия...