Нетрадиционые формы работы с родителями
статья на тему

Акеньшина Инна Сергеевна

предсавлены новые формы работы с родителями. Материал будет полезен для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rabota_s_roditelyami.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Акеньшина Инна Сергеевна, МКДОУ №5 «Одуванчик»,     Шелеховский район, с. Баклаши.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

...самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Алан Фромм.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса  - одна из главных задач взаимодействия семьи и детского сада.

   С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, мы начинаем  работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных,  анализируем специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, составляем социальный паспорт семей воспитанников,  вырабатываем  тактику  общения с  родителями. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Сотрудничество с родителями педагоги выстраивают по следующим принципам взаимодействия:

  • индивидуальный подход,
  • доброжелательный стиль общения с родителями,
  • партнерские отношения,
  • динамичность общения.

В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Повернуть семью лицом к ребёнку, его интересам и проблемам, вызвать расположение и симпатии к делам группы, дошкольного учреждения, нам помогают следующие, наиболее оправдавшие себя в работе,  формы сотрудничества:

1. Сочинение – форма работы, позволяющая,  увидеть точку зрения автора по определенному вопросу. Сочинение позволяет выявить особенности родительской позиции и реализуемый им тип воспитания; получить информацию об истории  развития ребенка; получить информацию об истории развития ребенка; получить описание проблем развития ребенка глазами родителя, а также выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.

Прекрасным дополнением к родительским  сочинениям является интервью с ребенком и последующее оформление альбома «А вот и Я».

2. Открытое письмо родителям от имени детей – это своего рода объявления, просьбы о помощи, но от имени детей они выглядят не так официально, более человечнее, да и эффект от них будет более продуктивен.

Дорогие мамы и папы!

Мы так стараемся быть аккуратными, что душистое мыло опять закончилось.

Выручайте срочно!                              Ваши сыночки и дочки.

3. Шпаргалки для родителей. Это очень легкий и необременительный вид помощи родителям. Шпаргалка – это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Прочитай и подумай, но сделай все по-своему. «Шпаргалки» можно вывешивать в родительском уголке по одной, а можно предложить все тексты «в сборе», тогда родители  самостоятельно найдут те шпаргалки, которые станут для них опорой.

4. Буклеты для родителей – прекрасное средство их информирования о практике воспитания дошкольников, о мероприятиях,  проводимых в ДОУ. Это издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, что его можно читать и рассматривать, раскрывая ширмообразно.

5. Конкурсы – творчества, мастерства, приуроченные к праздникам.

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурсов всегда  разное и  соответствует тематике плана работы. При подготовке конкурса  определяется цель проведения, участники, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Родители  заранее знакомиться   с положениями конкурса.

Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.  Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

6. Совместное проведение праздников. Родители, дети, педагоги  являются участниками праздников. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребностей положительных эмоциональных контактов  с близкими людьми, в первую очередь – с родителями.

Такие контакты позволяют установить совместные праздники. Совместный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов по случаю какого-либо события.

7. День самоуправления.

С 2009г., в  рамках проведения Дня Матери в детском саду проходит день самоуправления – на несколько часов мамы наших воспитанников становятся педагогами, чтобы осмыслить труд воспитателя, почувствовать огромную ответственность за каждого малыша и значимость профессии «воспитатель».

      9.Мастер-класс, как эффективная форма взаимодействия с родителями только осваивается нашими педагогами, но, несомненно, мы уже видим перспективы такой формы сотрудничества.  Коллективное творческое дело помогает сплотить родителей, повысить их  активность по-иному оценить друг друга.

Так, постепенно и появляется главный результат взаимодействия с родителями  - не просто привести ребенка в детский сад, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...