Главные вкладки

    Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.
    учебно-методический материал по теме

    Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rrrrrrrrrrrrrrrr.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

    Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:

    1. Выразительное чтение способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать детей, вызвать у них желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение с запинками вряд ли будет слушать даже взрослый, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.

      Например, сказка М. Горького «Воробьишко», как и всякое классическое произведение, имеет глубокий замысел и серьезный подтекст. В ней несколько планов: дети увидят один план-конкретный и образный вымысел, взрослые – другой – серьезное обобщение, замысел. Сказка начинается фразой, которую часто опускают в изданиях для детей: «У воробьев совсем так же, как у людей- взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всем говорят как в книжках написано, а молодежь живет своим умом».

      Это постановка проблемы – обобщение взрослые и молодежь, отцы и дети. Как жить? Как написано в книжках или своим умом? Задача автора довести до детей: живи своим умом, но не пренебрегай опытом взрослых, учись на нем. Это главная обучающая задача. Другая задача – воспитательная: показать, как сложна жизнь и как учатся на ошибках.

      При повторном чтении возможна постановка задачи такого рода: обратить внимание детей на звукоподражания, сравнения и т. д. После прочтения произведения проводится беседа по содержанию. Различаются следующие категории вопросов:

    1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всего понравился? и т. д.).
    2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. ( Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста? и т. д.).
    3. Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.
    4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.
    5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.
    6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

    2.Использование иллюстративного комментария. При выборе книг предпочтение нужно отдавать тем иллюстрированным произведениям, где изображения животных, предметного мира максимально реалистично. Ушинский писал : «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданных художником, близок и понятен детям.

    3.Иллюстрирование дошкольниками детской литературы. 

    Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравив-шийся сюжет. Слушая «Федорино горе» Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию литературного вкуса, творческих способностей, фантазии и воображения.

    4.Литературная викторина. Их организацию необходимо хорошо продумать, иначе неизбежны шум и гвалт, что самое недопустимое – обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение предается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки.

    Примерные вопросы для литературной викторины:

    1. Из какой русской народной сказки эти отрывки?

    а)  «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое,

    не золотое - простое» («Курочка-Ряба»)

    б) – Я мышка-норушка! А ты кто?

    - А я  лягушка-квакушка.

    - Иди ко мне жить! («Теремок»)

    в) Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…  (Репка)

    2. Из каких сказок эти герои?

    а) волк, опустивший хвост в прорубь? (р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк»)

    б) Слон, оживленно разговаривающий по телефону? (К.Чуковский «Телефон»)

    в) Бычок, качающийся на доске? (А.Барто «Бычок»)

    г) большой ящик, в котором лежат апельсины и Чебурашка? (Э.Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»)

    3. Вставьте недостающие слова в стихотворение А.Барто

    а) Идет…качается, вздыхает на ходу.

    б) Я люблю свою…

    в) Кот кататься не привык, опрокинул…

    4. Назовите авторов следующих литературных произведений:

    а) «Муха-цокотуха» (К.Чуковский)

    б) «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)

    в) «Сказка о глупом Мышонке» (С.Маршак)

    г) «Мойдодыр» (К. Чуковский)

    5. Кукольные драматизации. Кукольным спектаклям уделяется серьезное внимание. Дошкольники могут под руководством воспитателя заниматься изготов-лением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спек-такля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

    6. Использование художественного слова в повседневной жизни. Надевая варежки ребенку, можно обыграть стихотворение Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала…» и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Детская рукописная книга как источник формирования читательского интереса у дошкольника"

    Обобщение опыта работы по формирование читательского интереса дошкольника по средствам создания рукописной книги....

    Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

    Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

    Педагогический проект "Формирование читательского интереса у дошкольников"

    Книга-это великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

    Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в средней группе»

    Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой...

    Интернет-маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»

    Интернет-маршрут для родителей  «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»Цель: познакомить с историей создания книги, ...

    Формирование читательского интереса у дошкольников.

    Работа воспитателя по формированию у дошкольника любви к книге....

    Электронный образовательный маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников»

    Тема маршрута: «Как рождается книга».Цель: познакомить с историей создания книги, учить  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, формировать бережное отношение...