Авторская разработка открытого показа образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "В русской горнице" для ст.гр.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Полякова Оксана Алексеевна

 

КОНСПЕКТ

 

открытого показа образовательной деятельности в области «Познание», в разделе «Предметное окружение»

Тема: «В русской горнице»

 

Старшая группа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     

КОНСПЕКТ

открытого показа образовательной деятельности в области «Познание», в разделе «Предметное окружение»

Тема: «В русской горнице»

Старшая группа

Подготовила и провела

Воспитатель

Полякова О.А.

 Программные содержание:

  • Закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину;
  • Закрепить представления детей об обстановке в русской горнице, утвари и мебели;
  • Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству;
  • Формировать образную речь, обогащать словарь детей названиями предметов быта и домашнего обихода (изба, горница, заслонка, лежанка, чугунок, крынка, ухват, кочерга, прялка, люлька, лапти);
  • Развивать логическое мышление (разгадывание загадок), память (заучивание частушек, пословиц, народных игр, колыбельных песен), музыкальные способности детей (пение колыбельных песен и частушек);
  • Воспитывать любовь к русским народным традициям, к прошлому своего народа.

   

                   

Предварительная работа:

- Знакомство детей с традициями русских крестьянских семей в старину;

- Дано представление детям об обстановке, утвари, мебели в русской горнице прошлого века;

- Заучивание русских народных игр, колыбельных песен и частушек;

- Расширен кругозор детей на знание пословиц и поговорок о труде.

Воспитатель:

Проходите, гости дорогие, милости прошу!

Заходите в мою горницу. Моя горница светлая, приветливая, а хорошему гостю каждый хозяин рад! Ждала вас с нетерпением, готовилась, обед варила. А вот и моя самая главная помощница (показывает на печь). Кто из вас знает, как зовут мою помощницу?

Дети:

Русская печка!

Воспитатель:

Да русская печка. Ребята, а как вы думаете, зачем нужна в избе людям печка?

Дети:

Служит для обогрева, приготовления еды, выпечке хлеба, сушки одежды и обуви и даже лечения от простудных заболеваний.

Воспитатель:

Ребята, а может кто и загадки знает о моей помощнице?

Дети:

1. Тёплая, большая

Посреди избы стоит,

В ней пекут пироги

И варят щи.

(Печка)

2. Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча

Накормишь – живёт,

Напоишь – умрёт.

(Печка)

3. Шуба в избе,

Рукав на улице.

(Печка)

Воспитатель:

Ну молодцы! Много загадок о печке моей знаете. Но а  у моей печки есть ещё и сестра с братьями. Я вам о них загадки загадаю, а отгадав вы узнаете как их зовут. (После каждой загадки воспитатель задаёт вопрос: для чего служит тот или иной предмет?)

1. Рогат – да не бык

Хватает – да не сыт

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт.

(Ухват)

2. Железный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга)

3. На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

На базаре был – домой пришёл.

(Печной горшок)

   Ну молодцы! Все загадки отгадали! А какую ещё вы видите здесь утварь? Назовите пожалуйста! Мебель? (Ответы детей: ложки, решето, самовар, крынка, веник, горшок, стол, лавки, стулья, прялка, люлька, корзина).

Воспитатель:

Присаживайтесь ребята на мои лавки. А в нашей горнице стемнело, зажгу свечу и загадаю ещё одну загадку:

Четыре братца под одной крышей живут.

Ответ детей – Стол.

Воспитатель:

Да правильно, стол, а за столом, как известно, собиралась обедать вся большая крестьянская семья. Ребята, а какую еду готовили в крестьянских семьях?

Ответы детей – кашу, щи.

Воспитатель:

Да, правильно! Также и русская пословица гласит: «Щи да каша – пища наша».

Печка жаркая, горячая, так просто чугунок из печки  не достанешь! Вот открою заслонку, возьму ухват и достану оттуда ароматную кашу. Кто мне поможет?

(Предложить ребёнку)

Да, это очень тяжело. Поставим чугунок посреди стола, а вокруг разложим деревянные ложки.

(Предложить ребёнку)

Ребята, как вы думаете, почему так делали в крестьянских семьях?

(Ответы детей)

Слышится плач младенца: Аудиозапись.

Воспитатель:

Ой ребята, младенец мой заплакал! Девочки, помогите мне пожалуйста укачать младенца! Давайте споём ему колыбельную песню!

Пение колыбельной:

Котя, котенька, коток

Котя – серенький хвосток

Приди котик, ночевать,

Мою детоньку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

А баиньки – баиньки

Купили сыну валенки

Наденем на ножки

Пустим по дорожке.

Будет наш сынок ходить

Новы валенки носить.

Воспитатель:

Спасибо девочки, уснул мой младенец. А пока он спит, мы с вами немного поиграем! А называется наша игра – «Долгая Арина».

Правила игры вы знаете.

Игра: «Долгая Арина»:

В центре круга с завязанными глазами стоит «Арина». Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Долгая Арина

Встань выше овина

Рученьки сложи,

Чьё имя – укажи.

Дети останавливаются, Арина идёт по кругу и поёт:

Вдоль по караваю

Я иду, гуляю

Вдоль по караваю

Кого найду, узнаю.

«Арина» подходит к детям и пытается угадать имя.

Воспитатель:

Молодцы ребята и играть вы здорово умеете. А после игры и частушки послушать в радость.

Дети поют частушки:

Частушки:

1. Рано утром, вечерком

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

2. Чепуха, чепуха

Это просто враки

Сено косят на печи

Молотками раки.

  1. Сидит ёжик на берёзе

Новая рубашечка

На головке сапожок

На ноге фуражечка.

  1. На горе стоит телега

Слёзы капают с дуги

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

  1. Запрягу я кошку в дрожки

А котёнка в тарантас

И поеду по деревне

Всем ребятам на показ.

Воспитатель:

Ну молодцы! И частушки здорово петь умеете! Но потеха – потехой, а и о работе забывать не надо. Где ещё одна моя помощница? Вот она! (Показывает на прялку) Что это ребята?

Ответ детей: Прялка.

Воспитатель:

А для чего нужна прялка?

Ответ детей: Чтобы прясть пряжу!

Воспитатель:

А что такое пряжа?

Ответ детей: Это нитки из которых вяжут носки, варежки, и т.д.

Воспитатель:

А из чего сделана прялка?

Ответ детей: Из дерева.

Воспитатель:

А кто из девочек хочет посидеть за прялкой?

(Предложить девочке сесть за прялку)

Воспитатель:

        Прясть пряжу – это очень тяжёлый труд. Но, как известно русский народ славился и славится своим трудолюбием, и даже много пословиц о труде сочинил. А вы знаете пословицы о труде?

Ответы детей:

Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Рабочие руки не знают скуки.

Разговорами каши не сваришь.

Сделал дело – гуляй смело.

Воспитатель:

Молодцы ребята! И пословиц вы много знаете!

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель:

Ой, ребята кто-то, кажется, стучится!

(Входит иностранный корреспондент)

Воспитатель: Здравствуйте, проходите! Кто вы и с чем к нам пожаловали?

Корреспондент: Я иностранный корреспондент из Америки! Очень интересуюсь жизнью и бытом русского народа в старину. Мне хочется знать об этом, как можно, больше, чтобы поведать знания своим соотечественникам. Не могли бы вы мне в этом помочь?

Воспитатель:

Ребята, поможем иностранцу?

  Дети: Да!

     Корреспондент:

Можно я вам буду задавать вопросы, а вы мне постарайтесь на них ответить?

(Корреспондент задаёт вопросы, а дети на них отвечают. Например:

Ребята, что это за светлая комната в избе, как она называется? (Горница);

А что это стоит посреди избы? (Печь);

Для чего она служит? (Греет, готовят, спят и т.д.);

А что это висит, подвешенное к потолку? (Люлька);

Зачем нужна люлька? (Укачивать младенца);

А что это такое и для чего оно предназначено? (показывает на разные предметы домашнего обихода, а дети отвечают на вопросы).

Корреспондент:

Молодцы ребята! Большое вам спасибо за интересный рассказ. Я теперь о том, что увидел и услышал, расскажу всем жителям Америки! До свидания!

(Корреспондент уходит)

Воспитатель:

Ребята! А пока мы с вами веселились, трудились да беседы вели, нам русская печь испекла пироги. Угощайтесь! (Раздаёт угощение) Приходите ко мне ещё в гости. До свидания дорогие мои! Не забывайте мою гостеприимную русскую горницу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...

Авторская разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности на тему: «ИЗОБРЕТЕНИЯ И ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ. БУМАГА» В соответствии с ФГТ

Знакомство с историей изобретения бумаги; сформировать представления у детей сташего дошкольного возраста  о том, из чего были изготовлены первые листы бумаги (папирус, пергамент); уточнить и зак...

Авторская разработка. КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисование Тема: «Красивые воздушные шары»

КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество»,   в разделе рисованиеТема: «Красивые воздушные шары» Вторая младшая группа...

«Неделя педагогического мастерства» Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цель: обогащать представление детей об образе жизни диких животных зимой. Задачи: Расширять представления о диких животных: медведь, ёж, белка, заяц, волк, лиса.Закреплять умение устанавливать пр...

Конспект открытого показа образовательной деятельности по теме «Моя Москва»

Конспект открытого показа образовательной деятельности...

Открытый показ образовательной деятельности в бассейне в средней группе «Пароход по имени МАМА»

Образовательная деятельность проходила в рамках открытых дверей для родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11357139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","...

Открытый показ образовательной деятельности на основе игры (через познавательно-исследовательскую деятельность детей 3-4 лет). Тема: «Вода, водичка…»

Создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с  водой....