Методические рекомендации для педагогов по освоению образовательной области "Чтение художественной литературы младший и средний дошкольный возраст"
консультация (младшая группа) по теме

Беспалова Ирина Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

От года до трех лет. Знакомство ребенка с детской литературой обычно происходит возрасте между годом и двумя, в целом первое трехлетие можно назвать периодом вживания малыша в развивающую среду детского сада. 

Тип мышления ребенка в этом возрасте  наглядно-действенный. Если ему дать в руки книгу, он будет действовать: тяжелую - бросит, легкую, ухватив, засунет в рот, не будет давать - потянет к себе и порвет.

Все, что ребенок может сам в общении с книгой, - манипулировать ею. Потребность в книге он не испытывает, поэтому книги находятся от детей вдали, там, где ребенок их не может достать, но так , чтобы их все же было видно. Берет книгу в руки воспитатель.

Установка первая: книга - особый предмет окружающего мира, с которым работает взрослый. С книгой нельзя, как с куклой, пошагать рядом, ее нельзя, как мяч, бросить или стукнуть, нельзя, как конфету, положить в рот. Книга стоит высоко на полке, в верхней светлой части комнаты, пока ее не снимет воспитатель.

Установка вторая: книга может стать источником радости и игры, приятных тактильных ощущений, звуковых и зрительных впечатлений.

Установка третья: книга - источник речи. Она озвучивается воспитателем (или механически). Недолгую и выразительную речь слушать интересно.

            Круг чтения: Элементарные по содержанию, но разнообразные и изобретательные по форме (цвету, форме, материалу, размерам) книги: картинки, ширмочки, игрушки, вызывающие приятные тактильные ощущения, зрительные и слуховые впечатления.

          Читательская деятельность детей. Выделение книги из предметов окружающей среды  (трогают, гладят, смотрят из рук взрослых, действуют вместе с воспитателем., слушание 1-3 минуты, Эмоциональное озвучивание книги, повторение отдельных звукосочетаний, слов, фраз.

От трех до пяти лет. Тип мышления детей в этом возрасте - наглядно -образны,. конкретно-действенный, по-прежнему средним дошкольникам нравятся книжки-картинки, книжки-игрушки. Сюжетные картинки в книгах дети воспринимают весьма своеобразно, больше спрашивают о содержании (возраст почемучек!).

Понимание произведения зависит от накопленного жизненного опыта ребенка, появляется попытка осознавать действия и поступки персонажей, оценка их эмоциональна.

После четырех лет начинается разграничение реального и фантастического, действительного и вымышленного, однако наивное неразделение жизненного и  литературного - художественного пространства и времени остается у большинства  детей.

Типовой репертуар для детей данного возраста включает фольклор, поэзию и прозу:

русские народные и других народов песенки «Сорока», «Гуси, вы, гуси», «Кошкин дом»... народные сказки «Теремок», «Колобок», «Про бычка», «Жихарка», украинская «Рукавичка»...

Стихи Барто («Игрушки», «Помощница», «Девочка-ревушка»), Чуковского («Стихи и сказки»), стихотворные сказки и переводы Маршака («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка») стихи Благининой («Вот какая мама», «Считалочка», «Котенок»), Са- конской («Про четыре цвета»), Александровой («Мой Мишка», «Елочка»), Токмаковой, («Деревья», «Где спит рыбка?»), Серовой («Наши цветы»), Высотской («Маки», «Снежный кролик»), отдельные стихи Мошковской, Капутикян, Воронько, Ладонщикова, Михалкова, Берестова, Заходера. Бо- родицкой, Белозерова...

Поэзия XIX века в круг детского чтения входит позже, однако отдельные включения возможны: Жуковский («Птичка», Котик»), Пушкин («Только что на проталинках весенних»), Плещеев («Травка зеленеет»)...

Большой любовью детей пользуются авторы, создающие «картинные» и сюжетные стихи и сказки (Чуковский, Маршак), а также сказки и рассказы, в которых повествование опирается на изобразительную часть книги, на иллюстрации (Чарушин, Сутеев).

Важнейший принцип работы по детской литературе в этот период - тщательный отбор круга чтения по качеству текста. Объясняется эта тем. что если в ясельный период дети в основном запоминают книгу как особый наглядный предмет окружающего мира, то в среднем дошкольном возрасте они начинают проявлять повышенный интерес к словесному произведению.

Обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации и тексты избранных для работы книг имели прямое соответствие друг другу. Дети впервые в этом возрасте начинают проявлять критическое отношение к рисункам и даже могут заявить о том, что некоторые им не нравятся. В частности, они плохо признают импрессионизм, расплывчатость форм, неполноту рисунка. не всегда любят акварели. Критического отношения к тексту дети этого возраста не высказывают.

Читательская деятельность детей: слушание 3-7 минут, выполнение живых картин (движения, позы, мимика героев), озвучивание ролей, исполнение песенок героев, рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги, раскрашивание картинок в книгах- альбомах; запоминание малых текстов, отдельных строк, словосочетаний и слов; «чтение» книг- самоделок, изготовленных взрослыми.

Итак, выводы о формировании библиотеки для средних дошкольников:

- к книгам игрового и картинного типа следует добавить 10-20 детских книг деятельностного  типа (раскраски, театр, рассказки, самоделки);

- книга для ребенка от 2до 5 –поставщик наглядно-образных впечатлений, организатор игр, досуга, занятий изодеятельностью, театральной деятельностью, разными видами трудовой деятельности;

-ведущей в работе с книгой является речевая деятельность, так как книга – источник словаря и речи ребенка, средство освоения фонетических, морфологических и синтаксических ее образцов;

- в круге чтения обязательны книги разного формата и дизайнерского исполнения – театр, альбом, комиксы, книги - фильм, раскраска, самоделка, игрушка; большеформатные, среднеформатные и малышки;

- основной круг чтения составляет классический репертуар произведений, созданных специально для детей;

- тематика детских книг направлена на формирование интереса к книге как предмету деятельности и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста

Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста ...

Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста

Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Картотека детской художественной литературы для детей среднего дошкольного возраста.

Картотека    рассчитана на детей среднего дошкольного возраста по лексическим темам....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького». Цель:знакомство...