Дыхательная гимнастика в режимных моментах
статья по теме

Захарчик Маргарита Юрьевна

Эта статья расскажет вам о пользе дыхательной гимнастики в развитии детского организма, а так же вы увидите часто используемые упражнения, способствующие снижению заболевания дыхательных путей, нервной системы и стимуляции головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика в режимных моментах.

В современном мире проблема здоровья детей носит глобальный характер. К сожалению, в настоящее время участились случаи аллергических проявлений дыхательных путей, а так же респираторных заболеваний. В связи с этим, необходимо принимать меры, как в профилактических целях, так и в оздоровительных.

Немаловажное значение в физическом развитии детей имеют специальные дыхательные упражнения. Но для начала мы выясним, что же такое дыхание? Дыхание – это основа всего живого; это одна из основных потребностей любого организма. Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением в нее углекислого газа.  

Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, целью которого является укрепление дыхательной мускулатуры; очищение слизистой дыхательных путей. Зачем же нужна дыхательная гимнастика, и насколько важно проводить ее с ребенком? Правильное дыхание помогает человеку вылечиться от многих болезней и предотвратить их. Правильное дыхание стимулирует работу сердца и головного мозга и нервной системы, а так же способствует развитию речевого аппарата.

Одним из самых важных моментов является дыхательная гимнастика после сна. Ее целью является – поднятие мышечного тонуса, повышение адаптивных возможностей детского организма, а так же улучшение кровоснабжение в организме. И все это будет наиболее эффективно, если включить в гимнастику физические упражнения, щадящее закаливание, воздушные ванны, которые, в свою очередь, будут увлекательны и интересны детям. Длительность такой гимнастики должна быть не более 4-5 минут. Нужно помнить о том, что ребенка не стоит перегружать упражнениями. Очень важно следить, чтобы ребенок не напрягал шею, плечи.

За три года работы с детьми я провела немало упражнений по дыхательной гимнастике. И я заметила, что дети стали реже болеть, они стали бодрее и подвижнее после сна, а так же это отразилось и на непосредственной образовательной деятельности. Итак, я выделила наиболее распространенные и известные упражнения дыхательной гимнастики, которые, на мой взгляд, наилучшим образом влияют на детский организм:

 

Наиболее распространенные упражнения дыхательной гимнастики.

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Составитель: Захарчик Маргарита Юрьевна

                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к...

Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»

Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...

Режимный момент. Дыхательная гимнастика.

Консект оформлен для аттестацияя. Используется нетрадиционное оборуддование для дыхательной гимнастики....

Методическая разработка по использованию дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста.

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Эта гимнастика — единственная в мире, ...

Консультация «Дыхательная гимнастика в режимных моментах».

Зачем нужна дыхательная гимнастика и на сколько важно проводить её с ребёнком?...

Применение дыхательной гимнастики в режимных моментах

Ведущие специалисты рекомендуют как можно чащеобращаться к методикам, основанным на дыхательныхупражнениях, так как они: обогащают организм кислородом; являются отличным методом, помогающим ребенку ...

Элементы дыхательных упражнений в режимных моментах как одна из форм профилактики заболеваний органов дыхания

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...