«Особенности памяти дошкольника»
статья по теме

Киселева Ирина Валериевна

Интересно знать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_pamyat_u_rebenka.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности памяти дошкольника»


Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
Элементы
произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Как развивать память у ребенка?
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.
Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его
словесно-смысловую память. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Игры для развития различных видов памяти
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на "Ящик") под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста - на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .
Для развития ребенка очень важна
тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра "Узнай предмет". Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции - узнавание и запоминание.
Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра "Делай, как я". На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.
На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слуховую память старших дошкольников развивает игра "Чудесные слова". Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
Игра "Кто больше запомнит?" для 2-6 летних.
Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
Для детей старшего дошкольного возраста подходит
игра "Нарисуй фигуру". Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Эльконин  Д.Б. Детская психология, 1960

                                                  Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.

 Практикум по дошкольной психологии, 1998. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...

" Особенности памяти дошкольника и младшего школьника"

В предоставленном материале раскрыты : общая характиристика памяти, виды памяти,особенности памяти дошкольника и младшего школьника,методики исследования....

Статья "Особенности памяти у дошкольников "

Консультация для родителей и педагогов....

Особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью.

При работе с умственно отсталыми  детьми необходимо учитывать особенности развития познавательных и  психических процессов....

Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Особенности памяти дошкольников и методы ее развития

Дошкольное детство-это период интенсивного развития всех психических процессов, которые помогают ребенку в дальшейшем познании мира. Это относится и к памяти ребенка. Очевидно что развитиепроизвольной...

«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»

ull;Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить....