Практикум для воспитателей
материал по теме

Сухова Светлана Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_vospitateley.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

                    Практикум  для  воспитателей.

     Воспитание – сложный процесс, требующий от педагога умения понимать детей, ориентироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях и правильно определять пути их решения, используя избирательно методы воздействия. Это обязывает педагога вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжении всего пребывания в детском саду, ежечасно, во всех видах деятельности.

     В повседневном общении со взрослыми и сверстниками ребенок постигает и переосмысливает в жизненных ситуациях то, чему его учат. Косвенно влияя на каждого из детей в процессе различной деятельности (в том числе и возникающей по замыслу ребят), педагог использует ее как средство нравственного воспитания.

     Ниже приводится ряд ситуаций, с тем чтобы побудить воспитателя к поиску их разрешения. И главное – вызвать стремление анализировать собственные действия в решении педагогических задач.

     Итак, приглашаем к разговору…

  1.  Дети старшей группы сидят за столом.

   - А Виталик раскрошил хлеб, - жалуется девочка.

     Воспитатель:   «Сидите спокойно и ешьте. А ты, Лена, не жалуйся по пустякам! Об этом сама можешь сказать Виталику».

     Лена, обращаясь к мальчику:   «Слышишь, что тебе сказано?»

     Виталик в ответ строит гримасу, которая означает:  «И не подумал слушаться тебя!»

     Лена обиделась, толкает его под локоть. В результате разлит суп, ложка на полу. Воспитатель делает замечание девочке:

   - Не умеешь себя вести, ссоришься из-за каких-то крошек…  Расскажу маме о твоем поведении.

     Проанализируйте ситуацию и действия воспитателя. Как бы вы поступили в данном случае? Какие воспитательные возможности можно извлечь из данной ситуации?

  1.   В вагоне метро свободно, многие читают. На остановке вошли отец и мать с ребенком. Мальчику лет пять. Мать и сын сели рядом, отец – напротив. Но вот ребенок пересел к отцу, снова к матери. С шумом и смехом стал бегать по вагону. Мать сказала сыну:

 - Нельзя так вести себя. Кричать и бегать неприлично, ты мешаешь людям.

   Ребенок притих. Но, видя на лице папы улыбку, снова расшумелся.

 - Не кричи, это не хорошо! – снова требует мать.

   Вмешивается  отец:

 - В чем дело? Почему нельзя? У ребенка хорошее настроение. Кому он мешает?

   Женщина, пересев к мужу, что-то тихо говорит ему. Но отец снова возражает:

 - Кому он мешает? Тебе что ли? Не порть настроение ребенку!

   Сын молчал, вслушивался в диалог родителей.

     Проанализируйте эту сценку. Почему мальчик не послушал мать? О каких ошибках воспитания говорит данная ситуация? Что бы вы предприняли, если стали бы свидетелем подобного эпизода с вашим воспитанником и его родителями?

  1. Педагог пришел домой к своей воспитаннице и стал свидетелем такой сценки. После прогулки Нина стремительно влетела в комнату. Стол уже накрыт к обеду, в центре ваза с яблоками: они уложены пирамидой – четыре внизу, а пятое сверху. Очевидно, это на третье – каждому по одному: маме, папе, бабушке, старшей сестре и Нине.

Наспех сбросив пальто и шапку, девочка, не задумываясь, схватила яблоко. Съела одно, затем второе… Третье начато, но не съедено: Нина больше не хочет.

   На пороге улыбающаяся  бабушка. Аппетит внучки ее радует:

 - Лишь бы на пользу ребенку. А мне необязательно, - обращается она к воспитателю. Говорит внучке одобрительно:

 - Ну и на здоровье!

     Как бы вы поступили в данной ситуации? Если бы сочли нужным вмешаться в происходящее, то как и в какой момент? Основываясь на поведении девочки, попытайтесь сделать предположение, достаточно ли требовательны взрослые к ребенку. Что посоветовать родителям?

  1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю:

 - Стали замечать, что дочь растет черствой. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, то не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать стакан воды, но даже затевает шумные игры. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице, я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженным. Я ей:  «Сейчас не до мороженного. Ты видишь, каждый шаг вызывает боль». А она в ответ:  «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и отношения в семье, казалась бы, должны для нее являться примером предупредительности и заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?

     Что бы вы ответили матери? Что посоветовали ей? Сила примера в воспитании неоспорима. Но чем объяснить, что в данном случае пример предупредительности и заботы друг о друге в семье не срабатывает?

  1. Воспитатель спросил у ребят старшей группы, знают ли они, где и кем

работают их родители. Это послужило поводом для интересного разговора между детьми. Вот некоторые из их высказываний.

   Вера:  Мой папа большой, красивый и сильный: он грузчиком работает! А твой папа тоже, наверное, грузчик?

   Валя:  Нет, его папа рабочий. Я его видела в рабочей одежде.

   Нина:  Это только пока рабочий. Скоро он начальником будет!

   Сережа:  А мой папа шофер. Трудная у него работа: на каждую остановку надо вовремя приехать, а то люди станут опаздывать и на работу, и по своим разным делам, знать хорошо город, а то не в ту сторону увезешь пассажиров. Еще он и билеты продает, и объясняет пассажирам, где лучше выйти. А утром так рано встает на работу, что мы все спим еще.

   Гриша:  Зато моя бабушка что работает, что не работает: она лифтер. Сидит себе посиживает, за что только ей деньги платят?

   Максим:  А моя мама и вовсе не работает. Дома все убирается да обед готовит. Ну в магазин там ходит или на рынок. Стирает еще. А так не работает, все с маленьким братиком играет.

     О чем свидетельствуют высказывания детей? Какой вывод можно сделать об особенностях их воспитания в семье? Какую программу действий вы посоветуете этому воспитателю в формировании у детей уважительного отношения к близким?

  1. …Вадик после праздника рассказывает воспитателю:

 - Вчера с папой и мамой ездили в гости, а вечером гуляли в парке, ели мороженное.

 - А бабушка с вами была? – спрашивает воспитатель. Мальчик с пренебрежением машет рукой:

 - Она дом стережет, папа сказал: «Бабушка – хороший сторож».

 - А ты угостил бабушку праздничным подарком?

 - Нет! – бойко отвечает Вадик. – Сладкое старые не едят. Я угостил папу и маму.

 - А ты ухаживаешь за бабушкой? Ведь она недавно болела.

  Молчит. Затем говорит:

 - А папа сказал, что она здоровая, еще всех нас переживет!

   Вадик не слушается бабушку, когда та приходит за ним в детский сад. Мать при сыне часто делает ей замечание:

 - Совсем распустила его! Почему не требуешь, чтобы он слушал тебя?

     Проанализируйте суждения ребенка, о чем они свидетельствуют? Почему внук не слушается бабушку? Почему мальчик отзывается о бабушке без должного уважения? Какие задачи наметить в работе с Вадиком и его родителями.

  1. Суждения  шестилетних:

 - Все папы и мамы любят своих детей, заботятся о них, а дети слушают их.

 - Детей воспитывают мамы и бабушки, а папы только на работу ходят.

 - Самый главный в доме – это я!

 - Папы всегда помогают мамам.

 - Все мамы и папы всегда ссорятся.

 - Взрослым вкусное не нужно, они не любят. Это я люблю. Я – ребенок!

 - Слушаться надо папу и маму. А бабушка – это так. Она должна меня слушаться!

 - Праздники нужны для того, чтобы в гости ходить, угощаться там… Чтоб подарки детям дарили.

 - Уступите мне место, я маленький!

     Проанализируйте приведенные детские высказывания и сделайте предположение о внутрисемейных отношениях, о месте ребенка в семейном коллективе.

  1. Воспитатель делает замечание шестилетнему ребенку, чтобы он не колол лед каблуком, объяснив ему, что от этого портится обувь. Мальчик отвечает:

 - Ну и пусть! Быстрее новые купят!

     Как вы считаете, почему так рассуждает ребенок? Как должен прореагировать воспитатель на это? Какие задачи встают перед педагогом в воспитании ребенка, а также в работе с его родителями?

  1.  – Наша Лидочка неравнодушна ко всему красивому, - говорит мама

шестилетней  девочки, - когда выезжаем за город, восторгу нет границ: ее радуют и мухомор в яркой шапке, и полевые цветы, и всякая живность вроде лягушек, жуков, муравьев. А когда возвращаемся домой, у Лидочки уже заготовлены целые охапки цветов, веток! В доме даже ваз не хватает, чтобы все это поставить в воду. Добрую половину выбрасывать приходится! И жуков разных с собой захватит – в банки посадит. А каких только у нее нет коллекций из бабочек и жуков! Природу очень любит.

     Можно ли согласиться с утверждением матери, что дочь любит природу? Как, по вашему мнению, должен поступить воспитатель в данном случае, что сказать Лидиной маме?

  1.    Шестилетний Максим предлагает Сереже:

 - Давай играть так: ты будешь овчаркой, а я, твой хозяин, буду дрессировать тебя. Собака станет кусаться, а я ее плеткой! Плеткой! Тогда она полезет кусаться, а я стану убегать. Если она догонит и набросится на меня, я ее застрелю.

     Какие чувства может вызвать эта игра? Как воспитатель должен отнестись к такому замыслу игры? Что предпринять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...